Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Круглый стол по проблемам наркомании, Государственная Дума ФС РФ, 18 мая 2004

Справочно-аналитические материалы

22 июля 2004

Круглый стол "Проблема наркомании – противодействие незаконному обороту наркотиков, профилактика, лечение, медико-социальная реабилитация наркозависимых, а также некоторые аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков". Материалы подготовлены Министерством здравоохранения, Российской Академией медицинских наук, Национальным научным центром наркологии МЗ РФ.

Проблема наркомании, незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими в нашей стране стала серьезнейшей государственной проблемой. Тяжелые последствия наркомании заключаются в том, что она приводит потребителей наркотиков – нередко к ранней смерти, часто – к быстрой деградации, инвалидизации и выбыванию из сферы образования, из социальной и трудовой жизни, причем в наиболее трудоспособном возрасте; теперь круг их интересов ограничивается исключительно добыванием зелья. Злоупотребление наркотиками, в свою очередь, сопровождается риском развития ВИЧ-инфекции (СПИДа) и других опасных, прежде всего инфекционных заболеваний (вирусные гепатиты и т. д.). Выступает прямая связь наркомании с неправильным, агрессивным, криминальным поведением, преступностью. Темпы распространения наркомании приобрели масштабы, непосредственно угрожающие здоровью населения страны, ее экономическому, трудовому, культурному, военному потенциалу, правопорядку в ней, а в целом – общественному благосостоянию и национальной безопасности.

Актуальная наркотическая ситуация в Российской Федерации

В последние три года число больных наркоманией, наблюдающихся в наркологических диспансерах России, увеличивается очень незначительно, темпы прироста показателей болезненности неуклонно снижаются. Если за 2001 г. показатель болезненности (числа больных, зарегистрированных на конец отчетного года) увеличился на 18%, то в 2002 г. – лишь на 1,8%, а в 2003 – всего на 0,7% (табл. I).

На конец 2003 г. число больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением, составило 343 тысячи (241,0 на 100 тыс. населения). Кроме того, под профилактическим наблюдением находилось более 152 тысяч лиц, злоупотребляющих наркотиками (106,9 на 100 тыс. населения).

Таблица 1. Число заболеваний наркологическими расстройствами, зарегистрированных в 2000-2003 гг.

Число наблюдавшихся наркологической службой лиц, злоупотребляющих наркотиками, в 2003 г. снизилось по сравнению с предыдущим годом на 2,8%.

Число больных токсикоманиями в России не столь велико – на конец 2003 г. под наблюдением наркологических диспансеров находилось 15 тысяч больных с этим диагнозом, и еще 29 тысяч профилактически наблюдались по поводу злоупотребления ненаркотическими психоактивными веществами. Тем не менее, можно отметить тенденцию к росту распространенности токсикоманий: показатель болезненности токсикоманиями увеличился за последний год на 10,7%, а число злоупотребляющих ненаркотическими психоактивными веществами – на 13,6% (табл.1).

Первичная заболеваемость наркоманией (число больных, впервые в жизни зарегистрированных в отчетном году) впервые за последние 10 лет снизилась в 2001 г. – на 14% по сравнению с уровнем 2000 г.. Снижение заболеваемости наркоманией продолжалось в 2002 г. – на 58% по сравнением с уровнем 2001 г., в 2003 г. – еще на 15,9%. При этом показатель первичной заболеваемости наркоманией за 2003 г. составил 16,1 на 100 тыс. нас. (табл.2).

Первичное употребление наркотиков с вредными последствиями в 2003 году осталось на уровне предыдущего года – 22,8 на 100 тыс. нас. Также на уровне предыдущего года остались показатели заболеваемости токсикоманиями и злоупотребления ненаркотическими психоактивными веществами.

Таблица 2. Число больных с впервые в жизни установленным диагнозом наркологического расстройства в Российской Федерации – всего

Общее число подростков, наблюдающихся в наркологических диспансерах по поводу наркомании, за последние три года уменьшилось. В 2003 г. по сравнению с предыдущим годом показатель болезненности подростков наркоманией снизился на 43-3%. Среди подростков, злоупотребляющих наркотиками, также произошло снижение – на 17.2% (табл.3). В то же время произошел рост числа подростков, больных токсикоманией, – на 10,7%; отмечено увеличение числа злоупотребляющих ненаркотическими психоактивными веществами подростков – на 13,6%.

Таблица 3. Число заболеваний наркологическими расстройствами, зарегистрированных среди подростков

Уменьшение показателей болезненности наркоманией среди подростков произошло за счет впервые диагностированных больных наркоманией – с 6 тысяч в 2000 г. до 827 подростков в 2003 г. При этом заболеваемость токсикоманиями выросла среди подростков в 2 раза (табл. 4).

Таблица 4. Число подростков с впервые в жизни установленным диагнозом наркологического расстройства в Российской Федерации

Среди женщин число больных наркоманиями в 2003 г. незначительно увеличилось (на 1,1%) и составило 71,2 на 100 тыс. женщин. Под наблюдением наркологических диспансеров на конец 2003 г. находилось 54 тысячи женщин, больных наркоманиями, и почти 16 тысяч женщин, злоупотребляющих наркотиками. При этом число женщин, злоупотребляющих наркотиками, в 2003 году снизилось на 8,3%. Показатели болезненности токсикоманиями среди женщин выросли в 2003 г. на 13%, число злоупотребляющих ненаркотическими веществами также выросло – на 14,4% (табл.5).

Таблица 5. Число наркологических расстройств, зарегистрированных среди женщин

Заболеваемость женщин наркоманией за период с 2000 г. по 2003 г. резко снизилась – в 3.6 раза (табл.6). В 2003 г. снижение заболеваемости женщин произошло на 21%. Число впервые выявленных злоупотребляющих наркотиками среди женщин уменьшилось в 2003 г. на 16,4%. Первичная заболеваемость токсикоманиями и злоупотребление ненаркотическими психоактивными веществами среди женщин осталось на уровне предыдущего года.

Таблица 6. Число женщин с впервые в жизни установленным диагнозом наркологического расстройства в Российской Федерации

Таким образом, в 2003 г. сохранялась тенденция к снижению заболеваемости наркоманией как среди всего населения, так и среди подростков и женщин. Показатели болезненности среди всего населения и среди женщин еще продолжают незначительно увеличиваться, но число подростков, наблюдающихся в наркологических диспансерах по поводу употребления наркотиков, резко сократилось.

Профилактика злоупотребления наркотиками и наркоманией

Важнейшим направлением работы по предупреждению незаконного потребления наркотиков и заболевания наркоманией является профилактическая деятельность. В качестве основных ее направлений выделяются следующие:

  1. Полное исключение как открытой, так и скрытой пропаганды потребления наркотиков в средствах массовой информации, в кино, на эстраде, по радио и телевидению, установление жесткого контроля за соблюдением законодательства в этой области, оперативное принятие самых жестких санкций к нарушителям.

  2. Формирование у детей с помощью специальных обучающих программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, осознанного отношения к своему здоровью, устойчивых навыков ведения здорового и безопасного образа жизни, исключающего употребление каких-либо психоактивных веществ (ПАВ) в принципе.

    Такая работа уже реализуется совместными усилиями педагогов и медиков.

  3. Организация целевой индивидуальной и групповой психопрофилактической работы с подростками и молодыми людьми, по тем или иным причинам уже приобщившимся к наркотикам, с их семьями, их окружением.

    Указанная работа разворачивается совместными действиями медиков, педагогов, психологов, социальных работников, работников органов внутренних дел.

  4. Борьба с общими негативными социальными явлениями, способствующими приобщению к наркотикам, – прежде всего с детской безнадзорностью, беспризорностью, незанятостью, низким уровнем культуры, бедностью, вовлечением молодежи в криминальные структуры, в "наркобизнес".

Ситуация в области профилактики наркомании в стране существенно изменилась в положительную сторону в последние несколько лет. В настоящее время профилактическая деятельность в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки периодического информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий и является системой научных знаний. От позиции декларативного признания необходимости целенаправленной профилактической активности государство и общество переходят к активным конструктивным действиям. Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны и проводятся в жизнь комплексные территориальные программы профилактики злоупотребления ПАВ и противодействия их незаконному обороту. Проблема постоянно находится в поле зрения межведомственной Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту и вновь созданного Госкомитета (Федерального агентства) по контролю наркотиков. Различными ведомствами разрабатываются стратегические организационные подходы к проблеме, постоянно развивается научно-исследовательская база в данной области.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории подростков и молодежи выделяются следующие стратегии деятельности:

  1. Профилактика, основанная на работе в школе, – с созданием сети "здоровых школ", включением профилактической тематики в учебные программы.

  2. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных (особенно – детских) учреждениях.

  3. Профилактика, основанная на работе с семьями, родителями.

  4. Профилактика в организованных группах молодежи.

  5. Профилактика, направленная на группы риска в неорганизованных коллективах – "на улице", с безнадзорными и беспризорными детьми.

  6. Подготовка специалистов в области профилактики.

  7. Проведение общественных мероприятий и акций, направленных против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т. д.).

Проведенные в ННЦ наркологии МЗ России и других научных учреждениях исследования в области профилактики позволили разработать концептуальные и методологические основы профилактики наркомании и алкоголизма. Определены факторы риска, способствующие приобщению к наркотизации, а также факторы, обеспечивающие устойчивость личности по отношению к приему наркотиков. Сформулированы задачи профилактической деятельности, ее основные направления и организационные основы построения профилактических программ.

Разработана система технологий в области первичной (до знакомства с наркотиками), вторичной (с потребителями наркотиков) и третичной (с больными наркоманией) профилактики наркомании – выделены наиболее эффективные медико-психологические (психотерапевтические) социальные и педагогические технологии для этих форм целевой работы. Медико-психологические технологии представляют собой систему действий специалистов, направленных на формирование адаптивной личности, способной эффективно развивать личные и средовые ресурсы, преодолевать жизненные трудности и проблемы, а также на коррекцию дезадаптивных, отклоняющихся форм поведения. Социальные и педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением специальной информации, созданием прочной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни (без наркотиков) и, что особенно важно, – с формированием социально-поддерживающих систем (обучение родителей, учителей, сверстников поддерживающему поведению, создание благоприятного климата в микросоциальных группах).

На основе результатов научных исследований разработаны профилактические программы для детей, подростков и молодежи различных возрастов и форм обучения, а также для родителей и учителей, которые апробируются и внедряются в школах и медико-психологических центрах гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Самарской, Саратовской, Воронежской и других областей. Реализуются научно-практические модельные проекты по созданию системы профилактики в конкретных городах и регионах. Они предусматривают многоступенчатую подготовку представителей администрации, педагогов, специалистов, волонтеров, лидеров молодежи, создание координационных центров, стимулирование индивидуальной профилактической активности. Примерами могут служить модельные проекты и программы, реализуемые в Сергиевом Посаде, Дубне (Московская обл.), в школах № 102, № 109 Юго-Западного округа Москвы, в г. Тольятти. Ряд наркологических диспансеров Москвы (№№ 5, 6, 12) также разворачивают активную профилактическую деятельность. Комитетом по здравоохранению г. Москвы предложена к внедрению в городе разработанная и апробированная в Юго-Западном округе (с участием общественных организаций – Фонда "Нет алкоголизму и наркомании" и "Дети улиц") программа создания единого территориального "профилактического и реабилитационного пространства", включающая информационный блок, мероприятия по работе с подростками "на улице", в семьях, в учебных заведениях.

Одним из наиболее важных направлений профилактической деятельности является подготовка специалистов в области профилактики из числа врачей, психологов, педагогов, социальных работников, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних, волонтеров из молодежной среды. С этой целью проводятся регулярные семинары-тренинги в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Жуковском, в ряде регионов (Поволжье, Московская, Саратовская, Воронежская области и др.).

В последние годы подготовлен ряд научных и научно-практических изданий по вопросам профилактики злоупотребления наркотиками: монография "Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике", учебное пособие для студентов вузов "Наркотики: проблемы и их решение", "Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи", "Программа формирования здорового жизненного стиля", пособие для врачей "Модель профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди детей и подростков в организованной и неорганизованной среде" и т.д.

Серьезная работа по профилактике потребления наркотиков учащимися проводится ННЦ наркологии совместно с Министерством образования России. Разработаны и утверждены Концепция первичной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде и Концепция реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. Предложена к внедрению в образовательных учреждениях целевая обучающая программа. Разработаны предложения по нормативно-правовой регламентации действий сотрудников образовательных учреждений в случаях выявления ими проблемных ситуаций, связанных с наркотиками и другими ПАВ.

В связи с мультидисциплинарным характером проблемы профилактики развивается межведомственная активность как в плане участия в различных исследовательских проектах, в практической реализации научных исследований, так и в решении актуальных вопросов развития системы профилактики в стране. Активно работает межведомственный экспертный совет по проблемам профилактики, созданный при Министерстве образования. Сделаны определенные шаги по координации профилактической работы с Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму; все же это направление развито еще недостаточно, хотя его потенциальные ресурсы особенно велики в рамках альтернативной наркотикам активности молодежи.

Минздравом и Минобороны России совместно разработаны документы по выявлению проблемных в отношении ПАВ призывников в ходе работы военных комиссариатов с ними и реализации в их отношении комплекса профилактических мер.

Разрабатывается, хотя и достаточно медленно, законодательная база профилактики наркомании. По указанию Президента Российской Федерации и по распоряжению Правительства России Минздравом совместно с другими заинтересованными ведомствами подготовлен проект Федерального закона о внесении дополнений и изменений в законодательство, которые позволят более четко регламентировать правовые отношения в сфере профилактики наркомании и антинаркотической пропаганды. В Федеральное собрание Российской Федерации внесен уже действующий в ряде регионов и муниципалитетов закон "О ювенальной юстиции", призванный обеспечивать защиту прав детей, имеющих те или иные различные проблемы, оказание им помощи в правовых ситуациях, в том числе связанных с наркотиками и другими ПАВ.

Все же было бы ошибочным утверждать, что главные задачи профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи сегодня решены. Существуют серьезные проблемы, без преодоления которых целевая профилактика в масштабах страны не может быть действенной и эффективной.

Одной из основных проблем является то, что действия в области профилактики наркомании не носят системного и повсеместного характера. Многие профилактические программы, разрабатываемые в различных регионах России, являются недостаточно профессиональными и реализуются лицами, не имеющими специальной подготовки. Ситуация усугубляется тем, что в России отсутствуют образовательные учреждения по подготовке специалистов в области профилактики зависимости от наркотиков и других ПАВ.

В настоящее время в профилактическую активность включаются многочисленные общественные организации, деятельность которых следует поддерживать. Однако необходимо отметить, что в своем большинстве их работа носит стихийный и недостаточно квалифицированный характер. Необходимо предпринять усилия по упорядочиванию и консолидации деятельности этих организаций, в том числе в масштабах страны, по тематической подготовке специалистов, работающих в них, по постоянной координации деятельности государственных и общественных структур.

Важнейший вопрос – об участии средств массовой информации в работе по профилактике наркомании среди молодежи – фактически до сих пор не решен. Периодические выступления специалистов в печати, на радио и телевидении, "горячие" статьи и репортажи журналистов, единичные и не всегда профессиональные с точки зрения научных подходов к профилактике антинаркотические телевизионные программы не могут заменить регулярной и научно обоснованной работы средств массовой информации в этом направлении. Необходима разработка специальных технологий подачи антинаркотической информации в различных СМИ, а также программы системной целевой работы СМИ в городах, регионах, в стране в целом.

Не менее значим вопрос о повсеместном разворачивании широкой сети поликлиник, со службами милиции, социальной помощи, судами, местной администрацией.

Лечение наркомании в настоящее время организуется на основе "Стандартов диагностики и лечения наркологических больных", а также клинико-терапевтических методических рекомендаций и пособий, руководств по применению современных фармакотерапевтических средств, реализации психо- и социотерапевтических подходов (в рамках комплексной поэтапной, максимально индивидуализированной терапии).

Состояние наркологической службы органов здравоохранения Российской Федерации определяется числом занятых в ней специалистов, действующих учреждений, подразделений и койко-мест, а также показателями эффективности ее работы. На начало 2003 г. численность врачей-наркологов составляла 4,65 тыс. человек (занятых должностей – 7,9 тыс.). Работают 203 наркологических диспансера. Более 2 тысяч наркологических кабинетов действует в районных (сельских) и ведомственных больницах и поликлиниках. В структуре диспансеров насчитывается более 300 подростковых кабинетов. Всего в стране функционируют 29 тыс. наркологических коек, в том числе в структуре диспансеров открыты 159 стационаров на 16 тыс. коек. Работают 13 крупных наркологических больниц: две в Москве, а также в Калининграде, Курске, Краснодаре, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Ярославле, Челябинске, Омске, Воронеже, Пензе, Ульяновске. Функционируют клиники научно-исследовательских и учебных медицинских институтов, в т.ч. в Национальном научном центре наркологии в Москве.

За год в наркологических стационарах получают помощь около 700 тыс. больных, из них около 40 тыс. больных наркоманией. Надо отметить, что около 25% больных наркоманией обычно поступают в течение года на повторное лечение.

Необходимо понимать, что наркомания – это тяжелое хроническое быстро прогрессирующее заболевание, которое крайне трудно поддается лечению. Болезнь поражает основные механизмы регуляции поведения и эмоциональной сферы, приводит к грубым изменениям личности, к утрате критики к себе. Рецидивам заболевания нередко активно способствует окружение больных, которые к тому же оказываются надолго выбитыми из нормальной жизни – учебы, работы, из семьи. У больных часто отсутствует мотивация на включение в долгосрочные восстановительные, реабилитационные программы, они предпочитают ограничиваться детоксикацией, улучшением своего физического состояния, короткой ремиссией.

Проблему наркомании осложняет и то обстоятельство, что на сегодняшний день во всем мире еще не разработано таких эффективных средств и методов лечения этого тяжелого заболевания, которые "гарантировали" бы ремиссию, то есть "остановку" процесса болезни. Статистика показывает, что сегодня лечение в наркологическом стационаре, оснащенном оборудованием для интенсивной терапии, вооруженном всеми необходимыми современными лекарствами, при наличии высококвалифицированных специалистов, обеспечивает не более 20% положительных результатов. Это означает, что из каждых 100 пролеченных больных примерно 80 вскоре вновь возвращаются к потреблению наркотиков.

Существенного – в 2-3 раза – повышения эффективности лечения наркомании можно добиться незамедлительным направлением больных после детоксикации и краткосрочного (до 1,5 месяцев) стационарного лечения в реабилитационные центры длительного (минимум 6 месяцев) пребывания, в которых пациенты восстанавливают навыки активной содержательной жизни, – или включением их в долговременные амбулаторные психотерапевтические программы.

Серьезным обстоятельством, влияющим на работу с больными наркоманией, является то, что значительная их часть уклоняется от добровольного лечения. В силу тяжести имеющихся у больных изменений личности, решить окончательно эту проблему введением принудительного лечения невозможно – это подтверждается как отечественным, так и зарубежным опытом. Вместе с тем, у определенной части больных такие меры могут способствовать долгосрочному отказу от потребления наркотиков. Необходимо также решить вопрос о реализации для досрочно-условно освобожденных из мест заключения больных наркоманией так наз. обязательного лечения в учреждениях наркологической службы.

Стационарное лечение наркоманического абстинентного синдрома и болезненных состояний, остающихся после его купирования, включает в себя подбор средств, который определяется актуальной клинической картиной. Применяются различные группы препаратов: анальгетики (обезболивающие), препараты, снимающие эмоциональное напряжение и подавляющие влечение к наркотикам, – нейролептики, антиконвульсанты, корректоры поведения, антидепрессанты, транквилизаторы, а также снотворные средства, иммуномодуляторы, вегетотропные, ноотропные, общеукрепляющие препараты. В последнее время наркологи стараются исключить применение анальгетиков опийной группы, заменяя их нестероидными противовоспалительными средствами, которые оказывают достаточный обезболивающий эффект без привыкания к ним.

В настоящее время основными средствами, направленными на профилактику ранних рецидивов заболевания, являются блокаторы опиатных рецепторов, например налтрексон. Они подавляют основные эффекты действия наркотиков – такие, как подъем настроения, эйфория и т.п. При этом прием наркотиков как бы утрачивает смысл.

Широко используются различные методы эфферентной (приборной) терапии, как наиболее эффективные для купирования острых состояний, а также восстановления соматических функций. Это – плазмаферез, гемофорез, электромагнитное воздействие, лазерное и ультрафиолетовое облучение крови и т. п.

Вместе с тем, не вызывает сомнений необходимость комплексного подхода, в котором, наряду с фармакологическим и физическим воздействием, значительное место занимают психотерапевтические методы лечения.

Современная психотерапия наркологических больных имеет отчетливую тенденцию к интеграции различных в научном и технологическом плане методик, объединению их в комплексные лечебно-реабилитационные программы. Большое значение имеет последовательность применения отдельных психотерапевтических техник в строгом соответствии с клинической динамикой заболевания, что является отражением другого основополагающего принципа построения лечебных программ в наркологии – динамического. Результаты исследований показывают, что наибольшую лечебную эффективность в наркологической клинике обнаруживает сочетание когнитивно-поведенческого, гуманистического и психодинамического методов психотерапии. На основе этого положения специалистами ННЦ наркологии разработана новая стратегия психотерапевтической курации наркологических больных.

Важным дополнением к описанной триаде служит семейная психотерапия. Она является наиболее эффективным методом выявления и коррекции известного феномена созависимости, характерного для семей наркологических больных. Наркологическое заболевание рассматривается при этом в контексте межличностных отношений в семье как в целостной динамической системе.

В амбулаторной лечебной работе в последние годы все более широко внедряется программно-целевой подход, когда больные включаются в лечебные программы (различной длительности). Программы дифференцируются в зависимости от вида наркомании, тяжести болезни и ее последствий, личностных и социальных ресурсов пациента. Целевые программы предлагаются также проблемным лицам (находящимся на доболезненном этапе), родителям больных, их детям и близким родственникам. Программы строятся как единый лечебно-реабилитационный процесс, включающий следующие обязательные этапы: начальный, адаптационный (включение в программу); основной, интеграционный (удержание в программе, решение основных лечебных задач); завершающий, стабилизационный (выход из программы, социальная реабилитация).

Программы базируются на регулярной групповой работе и индивидуальных занятиях. Их реализует "команда" (бригада) специалистов, в которую входят наркологи, психологи, социальные работники. В роли последних все чаще работают волонтеры – бывшие больные, прошедшие специальную подготовку и вошедшие в штат диспансера. В качестве элементов реабилитационной среды вне стен лечебного учреждения выступают семьи больных (благодаря семейной психотерапии), группы взаимопомощи, в том числе входящие в сообщество "Анонимных наркоманов", а также различные структуры социальной поддержки. В эту работу включаются священнослужители, представители общественных организаций.

Следует указать, что такая программная лечебная работа peaльно организуется лишь в крупных региональных и городских диспансерах с большим и хорошо укомплектованным штатом специалистов. В других наркологических учреждениях нередко отсутствуют психологи и социальные работники, по-прежнему упор делается на индивидуальные занятия с больными, иногда – с их окружением, на медикаментозную терапию. Психотерапия сводится к беседам, изредка – в сочетании с сеансами гипноза, курсами эфферентной терапии (физиотерапии). В наркологических кабинетах различных поликлиник, где работает один врач-нарколог, объем помощи ограничивается выбором препаратов и беседами с пациентами.

Особое внимание наркологическая служба страны, ученые-наркологи уделяют проблеме подростковой наркомании. Проводятся углубленные исследования клиники и течения различных наркомании и токсикоманий у детей и подростков, разрабатываются стратегия и дифференцированные методы фармакотерапии и психотерапии для отдельных групп больных. Описаны новые формы наркологической патологии у несовершеннолетних с рекомендациями по их диагностике, лечению, профилактике. Специальные разработки посвящены наркологической помощи несовершеннолетним потребителям наркотиков, у которых часто выявляется разнообразная патология личности, требующая учета в процессе терапии. Описаны основные методические подходы к вторичной и третичной профилактике наркоманического поведения детско-подросткового контингента.

Подготовлен ряд методических рекомендаций и пособий по раннему выявлению несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, при проведении допризывной военно-врачебной экспертизы и массовых профилактических медицинских осмотров, и по профилактической работе с ними.

Учеными, изучающими терапевтические аспекты проблемы наркомании, особое внимание обращается на разработку подробных клинико-синдромальных характеристик основных форм этого заболевания, на анализ динамики их течения с целью выделения факторов, значимых для противорецидивной терапии. Приоритетной задачей является разработка новых и совершенствование существующих комплексных лечебно-реабилитационных программ, главными звеньями которых являются медикаментозная и психотерапевтическая составляющие. Перспективным направлением в этой области является широкий экспериментальный поиск фармакологических соединений, способных целенаправленно подавлять патологическое влечение, быстро купировать абстинентный синдром, эффективно предупреждать рецидивы болезни с целью достижения стабильных, длительных ремиссий.

Научные исследования в сфере терапии наркомании требуют больших усилий и немалых материальных затрат. Средств у ученых-наркологов часто не хватает, необходима постоянная серьезная финансовая поддержка научных учреждений, наиболее успешно работающих в них коллективов и отдельных специалистов.

Необходимо указать, что в проблемной сфере, помимо государственных учреждений, действуют также общественные (негосударственные) и частные структуры. Их число ежегодно существенно колеблется – в связи с организационными и материальными проблемами. В целом можно утверждать, что негосударственные структуры в области наркологии развиваются достаточно активно. Особенно это относится к таким организациям, как "Родители против наркотиков", "Матери против наркотиков". Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркомании" (НАН), имеющий региональные отделения более, чем в 60 регионах страны, Международная ассоциация по борьбе с наркобизнесом и наркоманией, сообщество "Анонимные наркоманы" и др. Действует несколько так наз. коммун больных наркоманией – в Калининградской, Московской, Ленинградской областях.

ННЦ наркологии располагает также данными по деятельности почти 400 частных структур, действующих в проблемной сфере. В реальности эта цифра гораздо больше – по экспертным оценкам в 4-5 раз. Многие из этих структур – "однодневки", быстро возникающие и исчезающие. В то же время целый ряд частных "фирм" работает стабильно, располагая опытными специалистами и хорошо оборудованными клиниками. Реализуемые в них программы носят эклектический и не всегда достаточно научно обоснованный характер, но широко рекламируются в центральных и местных СМИ. Пример такой "фирмы" – клиника "Кундала" (Маршака), работающая в Московской области. Деятельность подобных структур нередко остается закрытой от государственного контроля, супервизии специалистов, их реальная эффективность практически не оценивается.

В стране работает также большое число врачей-наркологов, действующих "в одиночку". Обычно они оказывают "неотложную" помощь, в основном при абстинентных состояниях, выезжая на дом со своим оборудованием и медикаментами. Нередко они проводят также "экспресс-психотерапию" манипулятивного характера. В целом эти врачи занимают свою "рабочую нишу", удовлетворяя потребность населения в срочной или анонимной наркологической помощи.

Необходимо решить вопрос о законодательном положении негосударственных и частных структур наркологической помощи в отношении лечения больных наркоманией. В настоящее время такая форма помощи в этих структурах запрещена, они могут заниматься только реабилитацией и профилактикой, хотя реально разделить лечебную и реабилитационную деятельность не представляется возможным.

Реабилитация больных наркоманией

Реабилитация – это меры по восстановлению и адаптации к жизни в обществе лиц с нарушенными в результате болезни функциями. Наркологические болезни – наркомания, алкоголизм – существенно нарушают практически весь спектр психических, поведенческих, телесных, социальных функций у больных, поэтому роль реабилитации в наркологии особенно велика. Проблема реабилитации больных наркоманией остро актуальна еще и потому, что их число до самого последнего времени ежегодно возрастало. Только на официальном учете в наркологической службе на начало 2004 года состояло более 350 тыс. таких больных.

Как уже указывалось выше, в настоящее время в нашей стране создана система стационарной помощи больным наркоманией, однако ее эффективность не удовлетворяет общество. Это объясняется тем, что в ходе стационарного лечения больным в основном проводится интенсивная медикаментозная терапия, а психотерапевтическая работа только начинается.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективным является направление больных наркоманией после стационарного лечения в амбулаторные психотерапевтические программы или в специализированные реабилитационные учреждения, рассчитанные на длительное (не менее 6 месяцев) проживание в закрытых и безопасных условиях. Там все это время проводится психотерапевтическая, психокоррекционная работа, направленная на постепенное изменение сложившихся у больных жизненных стереотипов, формирование у них умения решать свои проблемы без возврата к употреблению наркотиков. Больные получают (или восстанавливают) трудовые навыки, а порой – и специальность, им по возможности помогают решить семейные и жилищные проблемы.

Минздрав России, понимая значимость реабилитации как решающего условия повышения эффективности лечения наркомании и проводит планомерную работу по созданию сети реабилитационных учреждений в стране. С этой целью приказом № 76 от 18.08. 1997 г. наркологические реабилитационные центры введены в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждено Положение о работе таких центров, их штатные нормативы. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации предложено приступить к организации в регионах реабилитационных учреждений и подразделений.

По инициативе Минздрава России в Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 343-р "О мерах по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими" вошла позиция, рекомендующая органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создавать в своих регионах наркологические реабилитационные центры. В последующем аналогичные установки повторялись во многих документах Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, Совета Безопасности Российской Федерации, в решениях по итогам парламентских слушаний.

Очевидно, что реабилитационные учреждения должны открываться с учетом реальной потребности в них в конкретном регионе. Жизнь должна сама определить, сколько и где их создавать.

Не ставится также задача, чтобы все такие структуры находились в системе здравоохранения, – они могут и должны создаваться и другими ведомствами – прежде всего Министерством образования.

Следует указать, что Минобразования считает приоритетными в своей деятельности вопросы организации реабилитационной помощи несовершеннолетним, злоупотребляющим ПАВ. Начиная с 2001 г. это Министерство открывает специализированные службы для подростков в Московской области, Краснодарском крае, Самарской и Ульяновской областях. Представляется желательным создание таких структур в Сибири и на Урале.

Сегодня фактически развернуто около 1100 бюджетных реабилитационных коек в 50 регионах страны (из 89); действует более 80 различных реабилитационных структур, существенно различающихся по принципам и формам их организации, численности и составу больных, из них 5 – стационарные учреждения на 400 коек. В структуре Национального научного центра наркологии открыт Реабилитационный центр, создаются еще 5 базовых, межрегиональных (федеральных, окружных) реабилитационных центров.

В рамках служб социальной защиты населения действуют реабилитационные центры в Ленинградской области и Ханты-Мансийском АО (г. Нижневартовск).

Недостаточное обеспечение населения этим видом медицинской помощи частично компенсируется работой общественных объединений (региональные ассоциации "Родители против наркотиков", Российский благотворительный фонд "НАН" и др.) и различными религиозными конфессиями, а также частными лицами, работающими в сфере наркологии, – на коммерческой, благотворительной или смешанной основе. Следует указать на энергичные усилия в этом направлении Русской Православной Церкви. Особенно активно такие структуры создаются в Калининградской, Ленинградской, Свердловской (5 центров), Иркутской (10 центров) областях и в г. Москве (5 учреждений, созданных отдельными конфессиями). К сожалению, многие из них через какое-то время прекращают свое существование – по финансовым и организационным причинам.

В то же время в ряде территорий несомненный дефицит реабилитационного звена обусловливается недостаточной мотивацией больных и их близких на длительное лечение, отсутствием необходимых финансовых средств и материальной базы. Эти вопросы требуют дальнейших усилий для их решения.

Научными учреждениями Минздрава разработана "Концепция реабилитации в наркологии", предложены базовые дифференцированные программы ее проведения с различными контингентами больных, в том числе наркоманией.

Сформулированные концептуальные представления позволили создать "Стандарты реабилитации наркологических больных" – нормативный документ, регламентирующий последовательность и содержание действий специалистов, участвующих в лечебно-реабилитационном процессе.

Минздрав России, ННЦ наркологии в конце 2003 г. провели углубленное исследование состояния реабилитационной помощи наркологическим больным. Исследование показало, что в стране идет активный процесс трансформации наркологической службы в направлении реализации современной лечебно-реабилитационной концепции оказания наркологической помощи. Изменения носят как количественный, так и качественный характер. Растет не только число реабилитационных учреждений (подразделений), но также их структурно-организационное разнообразие.

Установлены основные алгоритмы создания реабилитационных структур: 1) выделение "реабилитационных коек" в структуре обычных наркологических учреждений; 2) целенаправленная трансформация наркологических отделений в специализированные лечебно-реабилитационные отделения; 3) организация самостоятельных реабилитационных учреждений (центров); 4) организация стационарзамещающих (амбулаторных и полустационарных) реабилитационных подразделений. Каждый алгоритм в той или иной степени соответствует местным условиям, а также теоретическим позициям и возможностям специалистов. Тем не менее, с точки зрения универсальности и перспективы развития на данном этапе формирования реабилитационного звена наркологической службы заслуживают особого внимания и административной поддержки, по-видимому, лишь второй и четвертый алгоритм строительства реабилитационных структур. Необходимо во всех регионах страны привести деятельность этих структур в соответствие с официальными федеральными стандартами.

Анализ полученных данных в масштабе страны выявил ряд недостатков и проблем в организации реабилитационного звена наркологической помощи. Во многих регионах мотивация к этому виду деятельности по-прежнему низкая, имеет место недооценка возможностей реабилитации – как на уровне администрации регионов, так и на уровне органов управления здравоохранения и самой наркологической службы.

Достаточно остро стоит кадровый вопрос; есть проблемы с подготовкой специалистов и их рациональным использованием. Следует в самое ближайшее время обеспечить дополнительную подготовку – в рамках ее постоянно действующей системы – значительного числа различных высококвалифицированных специалистов для работы в реабилитационных структурах, в том числе на основе так наз. государственного заказа; разработать соответствующие образовательные стандарты; провести сертификацию всех специалистов, задействованных в сфере реабилитации; создать специальные учебные центры, ответственные за проведение тематических курсов, циклов, семинаров.

Заметны организационные просчеты в процессе создания реабилитационных структур. Ставка на крупные региональные, межрегиональные и федеральные реабилитационные центры не оправдала себя по целому ряду причин. Вместе с тем не получает должного развития система так наз. малой, в том числе стационарзамещающей реабилитации, не создаются реабилитационные структуры переходного назначения, такие как "дома на пол-пути", "места защищенного проживания", "предприятия защищенной работы" и т. п., плохо используются в этих целях возможности районных больниц. В реабилитационных учреждениях не удается организовать полноценную трудотерапию, образовательный процесс и профессиональное обучение пациентов. Страдает внутрисекторальное и межсекторальное взаимодействия на уровне реабилитационных структур, в том числе различных форм собственности.

Необходимо обеспечить постоянную финансовую поддержку организации и деятельности реабилитационных учреждений на федеральном (целевые программы, отдельная строка в госбюджете) и региональном уровнях – через их стабильное финансирование, решение вопроса о повышении зарплаты медработникам и другим их сотрудникам.

Следует рассмотреть вопрос о включении реабилитационных коек в объемы медицинской помощи в рамках государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (на основе Постановления Правительства РФ).

Важно также решить все вопросы организационного и правового обеспечения функционирования негосударственных реабилитационных структур – с механизмом их финансовой поддержки государством, в том числе на основе территориальных государственных заказов.

Решение указанных выше вопросов позволит Минздраву России и другим заинтересованным ведомствам более успешно проводить целенаправленную работу по организации и совершенствованию системы медицинской и социальной реабилитации лиц, страдающих наркоманией.

Предложения в проект рекомендаций Круглого стола

I. В законодательной сфере:

  1. Обеспечить дальнейшее совершенствование законодательной базы в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в том числе в плане максимального ужесточения мер уголовного преследования лиц – организаторов наркобизнеса, крупных наркодельцов, а также их пособников – коррупционеров в административных и силовых структурах.

  2. Ускорить принятие федерального закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в действующее законодательство с целью создания законодательной основы проведения систематической широкой профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и обусловленных им заболеваний – наркомании и токсикомании.

  3. Завершить разработку законодательных и нормативных актов, обеспечивающих оказание эффективной лечебно-реабилитационной и социально-психологической помощи больным наркоманией и токсикоманией специализированными учреждениями различных форм собственности, их добровольное, а также недобровольное (обязательное, принудительное) лечение.

  4. Разработать законодательные и нормативные документы, регулирующие вопросы проведения тестирования на потребление наркотиков, в том числе в образовательных учреждениях (в рамках диспансеризации учащихся), в сфере производства и предпринимательской деятельности, среди призывников, военнослужащих, сотрудников силовых ведомств и других контингентов.

  5. Обеспечить совершенствование законодательства и подзаконных актов, регулирующих вопросы противодействия пропаганде наркотиков, а также проведения массовой антинаркотической пропаганды и пропаганды здорового образа жизни.

II. В организационно-административной сфере:

  1. Закончить разработку (с учетом интересов всех заинтересованных ведомств и общественных структур) и обеспечить скорейшее утверждение, а также своевременное и полное финансирование федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2008 годы".

  2. Изучить и обобщить опыт деятельности общественных организаций, решающих задачи борьбы с распространением наркотиков, профилактики этого явления, помощи проблемным лицам, провести работу по системной консолидации таких структур, в том числе на общероссийском уровне.

  3. Рассмотреть вопрос о проведении целевой антинаркотической работы в средствах массовой информации в масштабах страны, обеспечении ее системности, наступательности, соответствия современным научным представлениям и требованиям к подаче социально высоко значимой информации.

  4. Обеспечить на уровне регионов совершенствование наркологической помощи больным наркоманией с упором на организацию сети реабилитационных структур, соответствующей потребностям населения.

  5. Разработать комплекс мер, направленных на расширение и интенсификацию научных исследований в области профилактики злоупотребления наркотиками и наркомании, лечения и реабилитации больных наркоманией.

  6. Обеспечить внедрение во всех образовательных учреждениях страны целевых обучающих антинаркотических профилактических программ, в том числе в рамках программ обучения навыкам ведения здорового и безопасного образа жизни.

  7. Разработать и осуществить меры по повсеместному обеспечению условий для содержательного досуга детей, подростков, молодежи (спортивные сооружения, объединения по интересам, структуры дополнительного образования и т. д.).

Национальный научный центр наркологии Минздрава РФ

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования