Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Алексей Чуваев: "В столице около 1 млн. человек хотя бы раз употребляли наркотики"

18 июня 2004

С начала 2004 года в Москве пресечено около 50 устойчивых каналов поставки наркотиков. Сотрудники московского наркоконтроля изъяли в этом году 240 кг героина. Возбуждено 1,2 тыс. уголовных дел, из них за хранение 50 дел, остальные за реализацию особо крупных партий. Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник управления федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Москве генерал-майор полиции Алексей Чуваев.

Алексей Анатольевич расскажите об особенностях столичного "наркорынка"?

– Наркоситуация сложная. Дело в том, что в последние годы потребление наркотиков в Москве возросло в десятки раз. По официальным данным, у нас зарегистрировано около 30 тыс. наркоманов, но мы все понимаем, что на сегодняшний день очень мало родителей регистрируют своих детей в медицинских учреждениях, очень мало людей вообще регистрируется. По оценкам специалистов, работающих в этой области, число употребляющих наркотики колеблется в пределах от 150 до 500 тыс. В то же время, число людей, попробовавших наркотики, составляет около 1 миллиона. Однако это приблизительные данные, оценки специалистов, так как, к сожалению, точными данными не обладает никто.

Это, в первую очередь, связано с тем, что приобрести наркотики в Москве не сложно, наверное, это характерно и для всей России. Существует несколько, условно скажем, рынков распространения наркотиков. Первый – это тяжелые наркотики, здесь не отмечается резкого увеличения, но снижения объемов также нет. Ситуация с синтетическими наркотиками абсолютно другая. Идет вал синтетических наркотиков, их потребление резко возрастает. В молодежной среде стало "модным" употреблять психостимуляторы на дискотеке или в ночном клубе.

Откуда и по каким каналам наркотики поступают в Москву?

– Если говорить о тяжелых наркотиках, они, в основном, поступают из стран Средней Азии – Таджикистана, Киргизии, Казахстана. Распространением этих наркотиков в Москве занимается несколько этнических групп. Самая многочисленная "таджикско-афганская", вторая – азербайджанская группа, а третья – цыганская. Причем цыгане, в основном, занимаются не оптовыми поставками, а розничной продажей. Число участников в таких группах колеблется от 500 до 1500 человек, причем около 90% из них проживают в Москве без регистрации, а деньги, которые они выручают от реализации наркотиков, переправляются за границу и легализация этих средств происходит там. Хотя, например, "цыганская" группировка реализует свои доходы здесь.

С этими группами правоохранительные органы успешно борются, нам многое известно об их деятельности, часто происходят задержания. Только с начала года мы пресекли около 50 устойчивых каналов. Наша задача – это не задержание одного наркоторговца, а пресечение всего канала, задержание всей преступной группы. Работа по ликвидации таких каналов ведется довольно успешно представителями всех правоохранительных органов. Если в прошлом году, по данным зонального информационного центра (ЗИЦ) ГУВД, все правоохранительные органы столицы изъяли 145 кг героина, то с начала этого года только сотрудники московского наркоконтроля изъяли 240 кг этого наркотика, а ведь героин также изымается и милицией, и другими правоохранительными органами.

Что касается синтетических наркотиков, там совсем другая картина. Во-первых, нет крупных поставщиков, по крайней мере, они нам не известны, нет четко отлаженных каналов поставки. У нас никогда не было информации, что в Москву, допустим, идет КаМАЗ с 500 кг "синтетики", как бывает с героином. Получается, что этот "рынок" не определен до конца. Наркотики распространяют студенты, ди-джеи, сотрудники ночных клубов. Как правило, партии от 50 до 1000 таблеток экстази привозят из Санкт-Петербурга и Прибалтики, а продаются они на дискотеках и в ночных клубах.

Какие меры принимаются для того, чтобы не допустить распространения наркотиков в клубах, как проводятся специальные рейды?

– Мы не проводим рейды, бессмысленно заходить в клуб и пытаться обыскать всех, вытаскивать из карманов таблетки. Это ни к чему не приведет, кроме как к дезорганизации работы этого клуба. Сейчас нам известны порядка ста клубов в Москве, где идет распространение наркотиков. Далеко не везде в этом участвует руководство, клубы бывают разные, есть заведения, созданные специально для распространения наркотиков, а бывает, что в клубах происходит случайная – хаотичная торговля. Если у нас есть информация, что в увеселительном заведении организован сбыт наркотиков, работа по нему ведется от 1 месяца до полугода. Мы не берем отдельного распространителя, выявляем весь канал, всех участников преступной цепочки. После того, как нам становится известна вся картина, проводится задержание. При этом, иногда приходится действовать довольно жестко, потому что наша основная задача "поймать за руку" торговца. Подобные мероприятия называют "рейдами", хотя никаких рейдов на самом деле мы никогда не проводили. И не бывает, чтобы мы провели мероприятие в ночном клубе и не возбудили уголовного дела. Только в этом году таким образом мы уже возбудили около 80 уголовных дел. Характерен эпизод, который произошел недавно в одном из ночных клубов. Мы взяли "с поличным" двух ди-джеев и целую сеть распространителей. Только в клубе было восемь распространителей, потом мы задержали всех участников преступной группы, распространявшей наркотики. Всего задержаны 24 человека, у них изъято около 2 тыс. таблеток экстази, около 2 кг амфетамина.

Что характерно, отношение к подобным мероприятиям у администраций клубов разное. Бывали случаи, когда руководители сами обращались с просьбой пресечь наркоторговлю и создавали все условия внутри клуба. Но бывают и другие клубы, в которых руководство поручает охране ужесточать фэйс-контроль для того, чтобы не допустить наших сотрудников. Поэтому мы вынуждены часто менять оперативников, чтобы их не узнавали. Но мы все равно в них проникнем, сделаем предупреждение, привлечем к административной ответственности, а потом просто закроем такой клуб. Мы уже подготовили документы на два клуба и передали их в Мэрию. Теперь их ждет расторжение договора аренды. Кроме того, мы вышли с законодательной инициативой в Мосгордуму, чтобы деятельность таких клубов пресекалась. Думаю, город пойдет нам навстречу, депутаты внесут необходимые коррективы и таких клубов больше не будет. Я имею ввиду клубы, специально созданные для распространения наркотиков.

Алексей Анатольевич какова ситуация в сфере легального оборота наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ? Расскажите о работе сотрудников Управления в этом направлении.

– Поступление именно наркотических средств из легального оборота в нелегальный невелико, однако прекурсоры, из которых изготавливаются наркотики в подпольных лабораториях, можно сказать "текут рекой". В частности, нами были пресечены крупные поставки лекарственного средства солутан, которое используется для приготовления наркотика первитин. Предприятие заключало договор на поставку солутана, лекарство в огромных количествах приходило на склад, после этого его выкупали по поддельным документам и реализовывали в розницу через нелегальные точки в центре города. Мероприятия по их ликвидации проводятся там регулярно, и многих торговцев уже привлекли к уголовной ответственности, однако на их место приходят другие. Надо копать глубже, брать организаторов, а мы еще не подошли к этому, хотя кое-какие данные у нас есть и работа ведется. А что касается солутана, нам удалось задержать несколько автомобилей и разоблачить группу лиц, которые занимались его поставкой в подпольные лаборатории. Среди них были и сотрудники правоохранительных органов. Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что на территории Москвы солутан из законного оборота в незаконный не поступает. Мы взяли под особый контроль все склады, без нашего разрешения он никому не продается. Однако у торговцев этот препарат еще есть, он поступает нелегально небольшими партиями из Украины, а также из других регионов.

Удалось ли наркоконтролю разрешить ситуацию с кетамином?

– Мероприятия по изъятию кетамина были связаны с выявлением контрабандных поставок этого лекарственного препарата. Кетамин поступал в огромных количествах, в основном для врачей-ветеринаров, но были зафиксированы и случаи изъятия кетамина у наркоторговцев.

Главным аргументом ветеринаров в свою защиту являлось отсутствие аналогичных препаратов, но это неправда, такие заменители есть, но они дороже и на них не сделаешь "больших денег". Кетамин же закупается по одной цене, а продается по другой, это огромные деньги и это надо понимать. Также много говорилось о любви к животным. Но никто не интересовался сколько животных умерло при использовании некачественного, контрабандного кетамина. Поставки велись из Китая, Турции, и знаете как врачи определяли необходимую дозу? "Методом проб и ошибок", – это следует из протоколов допросов, "если не помогает, добавляем еще". От передозировок умерло много животных. Мы любим животных, но мы выступаем за порядок. Поэтому нами было проведено несколько мероприятий, чтобы привлечь внимание к проблеме незаконного использования этого препарата. Теперь кетамин можно свободно использовать при наличии лицензии.

Как осуществляется взаимодействие вашей службы с другими правоохранительными органами?

– Понимаете, численность оперативных сотрудников нашего Управления – около 700 человек, а в милиции – несколько тысяч. Распространителей наркотиков очень много, силами 700 человек можно отследить наркотрафики, но навести порядок в сфере реализации наркотиков невозможно, и мы работаем вместе. Если данные о крупных поставках появляются у милиции, мы работаем вместе, если у нас появляются данные о распространении наркотиков, мы также работаем вместе. Взаимодействие с ФСБ осуществляется по аналогичной схеме, но они не занимаются мелкой реализацией, они в основном занимаются выявлением поставок из-за границы.

Мы в этом году возбудили 1,2 тыс. уголовных дел, из них за хранение только 50 дел, остальные – либо крупный вес, либо крупная реализация. У нас 75% – это тяжкие и особо тяжкие преступления. Работали и самостоятельно и совместно с другими правоохранительными структурами. Кроме того, совместно с ними мы выявили около 50 сотрудников государственных органов, которые либо участвовали в сбыте наркотиков, либо способствовали этому. Это с 1 июля прошлого года, с начала создания нашей Службы. Характерно, что преступления в этой области совершали все – и наши сотрудники, и из милиции, из ФСБ, из внешней разведки, из Минюста. Они занимались как организацией поставки, так и перевозкой, а также охраной, сбытом. У нас даже был случай, когда группа наркоторговцев, которые все являлись сотрудниками правоохранительных органов, похитила нашего оперативника, проводившего у них контрольную закупку.

Особых проблем при взаимодействии с другими правоохранительными органами у нас не возникает, единственное что сейчас беспокоит, это Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. N 231, утвердившее размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ, которое внесло коррективы в работу всех правоохранительных органов, прежде всего милиции. Вызывает недоумение, почему это постановление было принято без согласования с Минздравом, органами наркоконтроля и специалистами, изучающими проблемы в этой области. Постановление должно было появиться, но в каком виде? Практически, разрешено хранить 0,99 грамма героина – и за это не наступает уголовная ответственность. Вы можете представить себе человека, который носит при себе почти грамм наркотика для личного употребления? Не должно быть разрешенного количества наркотиков и так называемых "доз", могут быть только небольшие, крупные и особо крупные размеры. Мы являемся участниками международных конвенций, согласно которым нелегальный оборот наркотиков в нашей стране запрещен. Мы не можем разрешить то, что запрещают все конвенции. В прессе прошла информация о разрешенных дозах, что это такое? Это же настоящая реклама для молодежи. Много неувязок в этом постановлении, одни наркотики неправильно названы, другие не названы вообще. Его надо доработать. Я знаю, что представители всех правоохранительных структур выступают за внесение поправок.

Какая профилактическая работа в молодежной среде ведется при поддержке органов наркоконтроля?

– Мы провели более 700 профилактических мероприятий, это и беседы и показы фильмов. Наши сотрудники встречались со школьниками и студентами, обсуждали проблемы распространения наркотиков и наркомании, читали лекции на эту тему. А после проведенного по итогам бесед исследования выяснили, что, к сожалению, ожидаемого положительного эффекта такая работа пока не приносит. Нужно предложить ребятам что-то взамен: спортивные секции, культурные мероприятия.

В городе реализуется около 70 программ, направленных на борьбу с наркоманией. А когда приходишь в любую школу, любой ВУЗ, получается, что программа существует только на бумаге или носит не комплексный характер. У всех разные мнения, как проводить профилактическую работу, нет единого государственного подхода. Конечно, есть городская программа, но нет того, что, например, действует в США. А там количество наркоманов снизилось с 25 миллионов до 12 миллионов человек. Практически полностью решена проблема распространения наркотиков в высших учебных заведениях, ее уже практически нет. И они этого добились с помощью государственной программы, в которой участвовали все – это и образование, и здравоохранение, и органы наркоконтроля, и общественность, а также печать и телевидение, одним словом – все. Программу разработали опытные психологи и она была рассчитана не только на группу риска, то есть на больных людей, но и на подрастающее поколение. Антиреклама наркотиков наносилась на все товары и продукты, которые употребляют дети – творожок, йогурт, жевательная резинка, ручки, тетрадки и т. д. Об этом говорилось везде – и на телевидении и в печати. Америке это удалось: если у нас на дискотеке употребить наркотик модно, то там это уже неприемлемо.

Часто нас спрашивают: как мы относимся к наркоманам? На мой взгляд, это социально-опасные люди. Каждый наркоман вовлекает, так сказать, "заражает", еще до десяти здоровых людей. Около 90% наркоманов совершают преступления – кражи, грабежи и разбои. Кого-то из них надо изолировать, кого-то воспитывать, а кого-то лечить, и я не исключаю, что лечить надо принудительно. И к этому вопросу также нужен единый государственный подход.

В России должна быть единая государственная программа. Для ее разработки и осуществления нужно привлекать лучших специалистов-психологов, представителей Русской Православной Церкви, журналистов, общественных деятелей. И все должно быть в комплексе, мы должны работать вместе. Большую роль в профилактике играет отношение общества к вопросам наркомании.

Расскажите о состоянии вашей экспертно-криминалистической базы, какова ее роль в реализации органами наркоконтроля правоохранительных функций?

– Хочется сказать несколько теплых слов благодарности руководителям города, которые, несмотря на то, что мы федеральное ведомство, помогают нам закупать необходимое оборудование. Уже действуют несколько криминалистических и фотолабораторий, у нас есть спецтехника, скоро будут созданы новые фоноскопические, компьютерные, трассологические, баллистические и другие лаборатории, а также кинологическая служба.

Доплаты нашим сотрудникам также выплачиваются из городского бюджета, мы очень благодарны за это и постараемся отработать оказанную помощь. По крайней мере, все результаты прошлого года мы уже превысили.

Источник: Интерфакс

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования