Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Исландия без наркотиков. Часть 4

12 июля 2004

Общая оценка программы "Исландия без наркотиков"

В плане действий программы "Исландия без наркотиков", принятом в 1997 году было уделено особое внимание необходимости итоговой оценки всех проектов, проводимых под эгидой программы, а также программы в целом по окончании срока ее действия. Необходимо было найти организацию, способную объективно оценить этот результат с тем, чтобы основывать на нем дальнейшую профилактическую работу. С приближением срока завершения проекта Руководящая группа обратилась с просьбой проследить за этим в Государственный совет по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами. Это было сделано, и Государственный совет по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами попросил помощи у службы Гэллапа1

Служба Гэллапа, по заказу Государственного совета по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами, март 2002.

. В конце 2001 и начале 2002 года было проведено соответствующее исследование, результаты которого были оглашены на итоговой конференции программы "Исландия без наркотиков" 1 марта 2002 года.

Для оценки использовалась информация из различных источников. В качестве рабочей предпосылки была принято решение использовать как количественные, так и качественные методы и исследовать данные из возможно большего количества источников.

Ниже следует краткое изложение итоговой оценки программы, подготовленной службой Гэллапа.

Далее приводится список проведенных исследований, на которых в основном основывается итоговая оценка. Кроме того, было рассмотрено большое количество данных, представленных Государственным советом по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами, например годовые отчеты и краткие доклады, представленные программой "Исландия без наркотиков" по вопросу распространения и профилактики наркомании.

  1. Исследования отношения к вопросу

    Служба Гэллапа провела четыре исследования, содержавших во многом повторяющиеся вопросы. Эти вопросы задавались родителям. Опрос проводился в 1997, 1998, 2000 и 2002 годах.

  2. Развернутые интервью с участниками программы из всех частей страны

    Были проинтервьюированы представители двадцати организаций, тем или иным образом принимавших участие в реализации программы "Исландия без наркотиков". Целью интервью было выяснить, как велась работа по проекту, в чем он преуспел, и каким образом его можно было бы улучшить. Основное внимание было уделено тому, чтобы попытаться побеседовать с людьми, присоединившимися к проекту на различных его стадиях. Опрашивались жители городов и сельской местности, лица, принимавшие в проекте активное или незначительное участие, удовлетворенные достигнутым уровнем сотрудничества и те, кого этот уровень не удовлетворял.

  3. Анализ средств массовой информации

    Было проведено обобщение всех обсуждений вопросов наркомании, проводившихся в печатных изданиях в период с 1998 по конец 2001 года. Также внимательно изучалось то, как обсуждалась в этот период программа "Исландия без наркотиков", в том числе на телевидении и радио. Статьи и новости о программе "Исландия без наркотиков" подразделялись на положительные, нейтральные и негативные.

  4. Исследования центра "Исследование и анализ"

    Были изучены результаты исследований, проведенных центром "Исследование и анализ", а именно "Молодежь – 1997", "Молодежь – 2000" и "Учащиеся начальной школы – 2001".

    Оценивались статистические результаты употребления молодежью спиртных напитков и наркотических веществ, а также динамика изменений этих показателей. Также изучалось развитие табакокурения в данной возрастной группе. Кроме того, была рассмотрена статистика того, сколько времени дети и их родители проводят вместе.

    К сожалению, ввиду отсутствия соответствующих сведений, представляется невозможным дать оценку тому, насколько эффективно сдерживался ввоз в страну наркотических веществ. Вследствие этого, исследование было направлено на оценку того, в какой степени удалось в период 1997 – 2002 годов объединить усилия общества по развитию профилактики наркомании, как проводились планирование проекта, а также поиск новых путей противодействия наркомании.

Каков результат программы "Исландия без наркотиков"?

В этом разделе дается обзор того, в каких аспектах, по мнению службы Гэллапа, программа "Исландия без наркотиков" была более успешной, а в каких успех был меньше.

Что дало хорошие результаты?

  1. Ценный девиз

    Принимая во внимание большое количество людей, которым известен лозунг "Исландия без наркотиков", следует сделать вывод о его большой ценности. Данный лозунг следует использовать и в будущих проектах. По данным опроса, проведенного в начале 2002 года, свыше 86% населения страны слышало о проекте "Исландия без наркотиков", что заметно выше показателей 2000 года, когда о проекте знали немногим более 74% населения. При этом отсутствуют фоновые различия, что означает, что процент знавших о программе одинаков среди мужчин и женщин, в различных возрастных группах, у представителей разных профессий, людей с разным уровнем образования и разными доходами. Из тех, кто знает о программе, 59% полагают, что она в надлежащей степени выполняет свою роль по профилактике наркомании, а 30% считают, что эта роль недостаточна. Также очевидно, что молодежь в большей степени, чем люди старшего возраста, считает, что программа является действенным средством профилактики наркомании.

    Также выявлено, что лозунг "Исландия без наркотиков" являлся девизом, перекрывавшим все направления профилактической работы в стране. В то же время он был важен и для работы внутри проекта.

  2. Пропаганда и реклама – знакомство с проблемой несовершеннолетних и их родителей

    Хотя эффективность рекламных объявлений программы "Исландия без наркотиков" и не измерялась, исследования показывают, что пропаганда и рекламная кампания дала очень хорошие результаты, поскольку привлекла внимание большой группы родителей и подростков.

    Надзор со стороны родителей за детьми и подростками в некоторой степени вырос или остался неизменным, если основываться на статистике, предоставленной центром "Исследования и анализ". Исследования, проведенные службой Гэллапа, показывают, что относительное число родителей, утверждающих, что всегда знают, где находится их подросток, когда его/ее нет дома в сравнении с 1998 годом несколько выросло. Родители, в сравнении с 1998 годом, менее обеспокоены тем, что их ребенок может начать употреблять наркотики. Свыше 59% были сильно или заметно обеспокоены этим в 1997 году, свыше 66% в 1998 и 63% в 2000, однако в 2002 году их число сократилось, достигнув абсолютного минимума в 54%. Сегодня намного больше родителей, чем в 1997 году, утверждают, что их дети и подростки всегда соблюдают государственные предписания, касающиеся нахождения на улице в темное время суток. В 1997 году это заявили 54 % родителей, а в нынешнем году – 64 %.

    Все большее число родителей решает не допускать своих детей принимать участие в музыкальных фестивалях, проходящих на открытом воздухе, до тех пор, пока им не исполнилось 18 лет, в то время как два года назад большая часть родителей говорила о возрасте в 16 лет.

    Крайне малое число родителей покупало своим детям спиртные напитки. Число лиц, заявивших, что никогда этого не делало, держится на достаточно стабильном уровне 85-90%, хотя сегодня так утверждает несколько меньшее количество родителей, чем в 1997 году.

    Девять из десяти опрошенных с благодарностью восприняли бы информацию от постороннего им лица о том, что их подросток употребляет алкоголь, если сами они об этом не в курсе. Это соотношение несколько увеличилось в сравнении с 1997 годом.

    Количество родителей утверждающих, что никогда не купят спиртных напитков своему несовершеннолетнему ребенку с тем, чтобы уберечь его/ее от употребления спиртных напитков домашнего приготовления сегодня ниже, чем два года назад. Это указывает на то, что общественное обсуждение проблем самогоноварения в последнее время идет менее интенсивно, чем два-четыре года тому назад.

    Программа "Исландия без наркотиков" уделяла в своих кампаниях особое внимание увеличению времени, проводимого родителями вместе с детьми. Если оценивать этот показатель, то данные 1997 года разительно отличаются от данных 2000 года. В 2000 году родители и подростки провели вместе в выходные или свободные от учебы дни намного больше времени, чем в 1997 году. Однако невозможно определить, на что именно тратится это время – на совместный просмотр телепрограмм, посещение спортивных или культурных мероприятий, отдых на свежем воздухе или беседы. Таким образом, время, проведенное вместе, выросло, однако как оно проводится – проанализировать невозможно. Помимо этого, опрос соответствующих служб выявил, что в настоящее время поздним вечером на улицах встречается намного меньше, чем ранее, несовершеннолетних без сопровождения взрослых.

  3. Запуск новых профилактических проектов

    Под эгидой или при поддержке программы "Исландия без наркотиков" было запущено большое количество новых профилактических проектов. Их список велик и охватывает большое количество различных мероприятий, включая сюда исследования, создание профилактических планов, конференции, встречи, пропагандистские и популяризаторские акции. Многие из этих проектов реализуются и в настоящее время.

    Специалисты полагают, что то, что эти проекты были запущены в рамках программы "Исландия без наркотиков" имеет особую важность, поскольку эта программа оснащена лучше, чем большая часть остальных. Позднее, в случае необходимости, ее проекты могут быть подхвачены и завершены другими.

    Согласно последним данным центра "Исследования и анализ", профилактические проекты набирают обороты. Например, отмечается снижение употребления алкоголя в старших классах начальной школы.

    Также отмечается, что тенденция употребления алкоголя в Исландии имеет более благоприятный характер, нежели в соседних странах.

  4. Форум междисциплинарного сотрудничества

    Одним из важнейших аспектов программы "Исландия без наркотиков" несомненно является то, что ей удалось объединить деятельность различных профессиональных групп. Профессионалы, представляющие различные учреждения и организации, теперь вместе работали над профилактическими проектами на национальном уровне, а также в составе более мелких групп в районах, округах или областях.

    Между всеми этими людьми удалось установить личные связи, что позволило повысить эффективность сотрудничества. Помимо этого, стало очевидно, что междисциплинарное сотрудничество способствовало устранению предвзятых мнений и нездорового соперничества между различными сторонами, поскольку все теперь знают, в каких условиях работают и чем занимаются их партнеры, и предпочитают трудиться над различными проектами вместе. Многие из тех, кто работал в рамках программы "Исландия без наркотиков" считают, что этот успех будет одним из краеугольных камней профилактической работы будущего.

    Многочисленные интервью со специалистами свидетельствуют о том, что в результате сотрудничества в рамках программы "Исландия без наркотиков" был значительно улучшен имидж полиции. Теперь сотрудники полиции рассматриваются как союзники в общей борьбе, проходящей на местах.

    Кроме того, в ходе этих интервью была особо подчеркнута важность поддержания той атмосферы близости, которая была достигнута в ходе реализации программы "Исландия без наркотиков". Под этим имелось в виду то обстоятельство, что работа велась в небольших междисциплинарных группах на ограниченной территории отдельного района.

  5. Исследования и просветительская деятельность

    Часто находил свое подтверждение тот факт, что те усилия, которые программа "Исландия без наркотиков" сосредоточила на сборе статистических данных, дали заметный эффект. До того участники профилактической работы основывали свои заключения на интуиции и собственном опыте, однако теперь в их распоряжении оказались точные данные, на основании которых можно строить свою работу.

    Это в наибольшей степени относится к сведениям, собранным центром "Исследования и анализ" и службой Гэллапа в результате опросов родителей, проведенных по заказу программы "Исландия без наркотиков" и других организаций.

    Было признано, что подобная информация будет способствовать проведению целенаправленных акций в конкретных районах, и представит большую пользу для профилактических групп, продолжающих свою работу.

    Образовательные встречи и конференции, проведенные по инициативе "Исландии без наркотиков" также принесли пользу специалистам, работающим в области профилактики, и многие из них, вернувшись домой, делились опытом, полученным в ходе этих мероприятий. Была отмечена польза как крупных конференций, так и небольших встреч.

    Специалисты также подчеркивали пользу общественного обсуждения, инициированного в рамках программы "Исландия без наркотиков", ибо подобное обсуждение является предпосылкой начала любых действий. Обсуждение вопросов наркомании и ее профилактики в результате развернутой программой "Исландия без наркотиков" дискуссии заметно активизировалось.

Что не принесло результатов – что можно было сделать лучше?

  1. Проект нацелен на профилактическую работу среди несовершеннолетних

    Если планируется достичь цели освобождения Исландии от наркотиков, тогда, совершенно естественно, необходимо охватить большее число социальных групп, чем это было сделано в программе "Исландия без наркотиков". В материалах программы содержится крайне незначительное число предложений, нацеленных на работу с иными лицами, нежели молодые люди и их родители. Представляется, что проект был в первую очередь на несовершеннолетних и профилактическую работу среди них. Естественно, проблему наркомании нельзя свести к проблеме одной возрастной группы.

  2. Чрезмерная "разбросанность" проекта

    Результаты опросов свидетельствуют, что и участники проекта, и широкая публика полагают, что проект отличался чрезмерной широтой охвата проблем. Имеется в виду, что было сложно различить, какие проекты проводятся в рамках программы "Исландия без наркотиков", а какие – нет.

    Выяснилось, что большая группа лиц, знакомых с "Исландией без наркотиков", затруднялась назвать реализуемые программой проекты, а 79% вообще не смогли назвать ни одного проекта, связанного с кампанией. То же самое может быть сказано и о тех, кто принимал участие в совместных проектах в рамках программы. Многие из них отмечали неясность того, какие проекты относились к программе, а какие – нет. Также утверждалось, что свыше 66% опрошенных заявили о том, что плохо знакомы с программой. Тем не менее 59% населения полагали, что "Исландия без наркотиков" послужила хорошей поддержкой профилактики наркомании.

    В ходе обсуждений высказывалось мнение об ошибочности первоначального названия кампании "Исландия без наркотиков – 2002". Несмотря на то, что название вскоре было изменено, полемика носила негативный характер, и программа в результате своего неудачного названия подвергалась насмешкам.

  3. Привлечение большего количества инициативных групп

    По мнению участников различных проектов, к участию в кампании должно быть привлечено большее количество инициативных групп и организаций. Специалисты полагали, что участие в проекте большего числа людей привело бы к более значимым результатам. Также указывалось, что в работу могли быть более активно вовлечены сельские районы, а большее число проектов и ответственности могло быть делегировано муниципалитетам.

    Ситуация с группами, которые не удалось привлечь к проведению проекта, стала предметом длительной дискуссии. Многие упоминали в этой связи Центр образовательных услуг Рейкьявика, школы, учителей и директоров, которые на практике решали, проводить им в своих школах обсуждение подымавшихся программой тем, или нет, а также тех родителей, которых вообще не удалось привлечь к сотрудничеству.

    Также выяснилось, что материалы по вреду, причиняемому употреблением наркотиков, недостаточно целенаправленно использовались в ходе проведения занятий в начальной школе. Многие полагали, что эти материалы могли быть использованы в ходе проведения занятий по ОБЖ. Те, кто проверил эффективность предлагаемых материалов в ходе проведения занятий по ОБЖ, заявляет, что они дали хорошие результаты.

    Основным препятствием к вовлечению в работу родителей очевидно являлось то, что встречи в рамках программы проходили в то время, когда родители еще были на работе. Таким образом, сложно скоординировать работу специалистов с одной стороны, и родителей-волонтеров с другой.

    Многие полагают, что более активное участие в программе могла бы принять спортивная федерация. Также сообщалось, что программа предусматривала большое количество волонтерской работы, которую трудно было, как уже упоминалось выше, скоординировать с деятельностью профессионалов. Спортивная федерация также подвергалась резкой критике за рекламу в ходе соревнований алкогольных напитков, а также свою терпимость к тому, что на торжествах по случаю побед часто использовались спиртные напитки.

    Также утверждалось, что более активное участие в программе могли бы принять органы здравоохранения, в частности психиатрические стационары и поликлиники. По мнению многих, поскольку психические проблемы часто ведут к употреблению психоактивных веществ и алкоголя, психиатрические стационары должны быть непосредственно вовлечены в проведение проекта.

    Как уже говорилось, участники высказывали удовлетворение проведением встреч под девизом "Давайте сориентируемся", в то же время многие полагали, что директора школ, Центр образовательных услуг Рейкьявика, учителя, общественность должны были бы активнее вовлекаться в процесс реализации программы. В этих встречах в основном принимали участие специалисты, так же как это было и в деятельности рабочих групп. Высказывалось мнение, что низкая активность родителей и работников образования объясняется тем, что встречи проводились в рабочее время.

  4. Недостаточная целеустремленность в продвижении проекта

    После обработки всей полученной информации этот аспект был признан наименее успешным. Следует заметить, что участники проекта похоже придерживаются мнения, что продвижение проекта и дебаты по вопросам наркотиков были успешными. Тем не менее, результат его освещения в средствах массовой информации, а также заключение публики относительно "заметности" проекта показывает, что его продвижение в средствах массовой информации было недостаточным.

    На вопрос, заметна ли была в последние годы деятельность программы "Исландия без наркотиков" в их коммуне 76% опрошенных дали отрицательный ответ, и только 17% ответили, что она была заметна. Единственным заметным различием было то, что представители младшей возрастной группы опрошенных считали программу более заметной, чем представители других возрастов.

    Была проанализирована дискуссия по вопросу наркотиков, проводившаяся печатными средствами массовой информации в период с 1998 по 2001 год. За этот период в исландских газетах было напечатано 3289 статей, посвященных наркотикам. Из этих статей программа "Исландия без наркотиков" упоминалась в 137, что соответствует 4,2% тематических публикаций за период. Помимо этого, за указанный период программа 13 раз упоминалась в новостях на радио и телевидении. Иные дискуссии, посвященные наркотикам, на радио и телевидении не освещались.

    Всего освещению хода кампании "Исландия без наркотиков" за период с 1998 по 2001 год было посвящено 150 статей или новостных материалов. Из них положительный характер носило 65% публикаций, и только 5% имело негативный оттенок. Это показывает, что в большинстве случаев освещение в средствах массовой информации служило дальнейшему продвижению идей кампании. В подавляющем большинстве случаев – немногим менее 69% программа "Исландия без наркотиков" упоминалась в контексте профилактической работы. В 23% случаев обсуждались общие вопросы, в 7% случаев речь шла о злоупотреблениях подростками алкоголем или наркотиками, а в 2% о реабилитационных учреждениях.

    Если говорить об общих тенденциях обсуждения, то надо заметить, что тематические материалы достаточно равномерно распределялись по годам: несколько менее 22% было опубликовано в 1998, несколько более 29% в 1999, чуть более 25% в 2000 и почти 24% в 2002. Тем не менее, применительно к программе "Исландия без наркотиков" эта тенденция не выдерживалась. Информация, посвященная кампании, распределилась следующим образом: несколько более 43% в 1998, 28% в 1999, 20% в 2000 и чуть менее 7% в истекшем году. За эти годы совершенно явно прослеживается спад размаха полемики. В истекшем году программе "Исландия без наркотиков" было посвящено 10 материалов СМИ.

Заключение

Совершенно очевидно, что программа "Исландия без наркотиков" была во многих отношениях успешной, хотя у нее есть и резервы повышения эффективности. Оценка, сделанная службой Гэллапа, показывает, что проект был хорошо организован, был накоплен большой опыт работы, удалось собрать и аккумулировать в едином центре большое количество полезной информации. Многие проекты, исследования и образовательные программы просто не могли бы быть реализованы в отсутствие подобной кампании. Совершенно очевидна необходимость проведения такой открытой дискуссии, которая была организована в рамках "Исландии без наркотиков" для различных групп людей, ассоциаций и организаций, желающих принять участие в профилактической работе. Кампания проложила для этого путь, и работа должна продолжаться. Она также положила начало междисциплинарному сотрудничеству, которое также должно развиваться. Если мы собираемся достичь высокой цели, заявленной в ее названии, то кампания "Исландия без наркотиков" вошла в жизнь страны всерьез и надолго.

Сопутствовавшая проекту дискуссия и итоговые предложения

Выше Руководящей группой программы "Исландия без наркотиков" была описана работа, проведенная в течение пяти лет действия программы.

Был дан отчет о проектах, начатых по инициативе Руководящей группы или самостоятельно, или в сотрудничестве с другими организациями, а также проектов, начатых ее партнерами в качестве их вклада в программу.

В отчет также вошло краткое изложение итогов исследований, проведенных в период действия программы. Исследования были посвящены тенденциям в употреблении алкоголя и наркотиков учащимися 8-10 классов. Также в отчете содержатся краткие итоги специальной оценки эффективности программы.

Программа "Исландия без наркотиков" была широкомасштабным проектом, продемонстрировавшим, что его участники серьезно подошли к проблеме противодействия наркотикам. В течение пяти лет велась борьба с употреблением несовершеннолетними алкоголя и других психоактивных веществ. При этом равно важно препятствовать употреблению как алкоголя, так и наркотиков, поскольку, в соответствии с законами Исландии, лицам моложе 20 лет употребление алкоголя запрещено.

Исследования, проводившиеся при поддержке Руководящей группы программы "Исландия без наркотиков" в течение пяти лет действия программы, показывают, что в начале этого периода потребление выросло, однако затем оно сократилось. К концу срока работы программы большая часть статистических показателей указывает на то, что потребление запрещенных веществ снизилось или осталось на уровне 1997 года.

Утверждается, что для того, чтобы достичь результатов в деле профилактики употребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними необходимо соблюдение трех условий: во-первых, наличие государственной политики, ясно говорящей о том, что государство не потерпит употребления ими алкоголя, а также о том, что государством будут предприняты все возможные меры, чтобы противодействовать употреблению иных запрещенных психоактивных веществ. Во-вторых, это обеспечение доступа к реабилитационным программам. В-третьих, законодательство, однозначно предусматривающее серьезные наказания за ввоз, распространение и торговлю запрещенными веществами.

Правительство Исландии продемонстрировало своими действиями, что оно серьезно подходит к проблеме, а сформулированная им политика содержала четкое указание на нетерпимость употребления психоактивных веществ. Одним из лучших примеров подобной нетерпимости стала программа "Исландия без наркотиков". Вместе с этим, в 2001 году были повышены ассигнования на полицию и таможенную службу, а также внесены изменения в уголовное законодательство, в результате чего максимальный срок тюремного заключения за незаконный ввоз наркотических веществ увеличился с 10 до 12 лет.

Исходя из опыта, накопленного в ходе реализации программы "Исландия без наркотиков" за период с 1997 по 2002 год, Руководящая группа предлагает следующее:

  1. Использовать лозунг "Исландия без наркотиков" под эгидой Государственного совета по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами для широкой, целенаправленной и организованной работы. Оценка, сделанная службой Гэллапа показывает, что за пять лет этот лозунг стал весомой движущей силой и хорошо известен публике. Специальное исследование показало, что в начале 2002 года 84% респондентов знали и лозунг, и его смысл. По мнению службы Гэллапа, данный лозунг является ценным. Его важно использовать во всей профилактической работе, проводимой под руководством общественных органов, поскольку он широко известен и уважаем. Руководящая группа не может, к своему сожалению, не заметить, что сегодня, всего год спустя после завершения программы, он употребляется крайне редко.

  2. Продолжить регулярные исследования использования наркотиков учащимися 8-10 классов, и строить профилактическую работу, основываясь на полученных результатах.

  3. Общественным органам и далее приступать к реализации профилактических проектов, привлекая к их реализации другие заинтересованные стороны.

  4. Увеличить степень участия муниципальных органов в профилактической работе. Совершенно очевидно, что у них есть стремление и решимость контролировать обширную деятельность в этой области. Многие муниципальные органы упорно трудились в этой области, в то время как ряду других необходимы поддержка и побуждение. В этой связи, совершенно естественным представляется участие такой организации, как Государственный совет по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования