![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() История возникновения программы Идея начать программу "Исландия без наркотиков" впервые была высказана в ходе дискуссии между участниками, представлявшими Рейкьявик и представителями организации "Города Европы против наркотиков" (ECAD), состоявшейся в 1996 году на ежегодной конференции ECAD. Участники дискуссии пришли к выводу, что у Исландии есть хороший шанс добиться больших результатов в борьбе против наркотиков. Исландское общество является однородным, и кроме того в обществе существует единство мнений о необходимости борьбы с незаконным употреблением наркотиков. Таким образом, с учетом такого специфического фактора исландский народ смог бы достичь наиболее значительных результатов в этой борьбе. В стране имеется достаточно высокий уровень знаний о способах реабилитации и превентивных мерах, кроме того благодаря географическому положению страны крайне ограничен доступ туда. Ограниченная численность населения, знание всех потребителей, торговцев и т.д. также должны были способствовать созданию оптимальных обстоятельств для борьбы с этим врагом. Представители Рейкьявика ознакомили с этой идеей министерский комитет, который как раз в это время занимался подготовкой скоординированной правительственной политики в этой области. Комитет решил поддержать это предложение и представить его правительству. В декабре 1996 года правительство приняло программу многоцелевых действий в области предотвращения злоупотребления наркотиками, алкоголем, табаком. Основными аспектами этих действий являлись:
Таким образом, правительством впервые была принята политика в этой области. Принятия подобной политики уже в течение долгого времени ожидали многочисленные неправительственные организации, работающие в этой сфере. Программа "Исландия без наркотиков – 2002" 6 февраля 1997 года было подписано соглашение о сотрудничестве в области проведения программы "Исландия без наркотиков". Соглашение подписали Форстейнн Палссон, министр юстиции от имени правительства, Ингибьерг Сольрун Гисладоттир, мэр от имени г. Рейкьявика, и Торгни Петтерсон, директор ECAD. Соглашение по программе "Исландия без наркотиков" было рассчитано на пять лет. Среди прочих задач оно предполагало поиск новых путей по предотвращению ввоза, распространения, продажи и употребления незаконных наркотических веществ. Основной целью программы было объединить нацию в борьбе против наркотиков, усилить профилактическую работу и организовать соответствующие проекты и действия. Год, указанный в названии программы, обозначал, что она рассчитана на пять лет. В то же время название манифестировало четко сформулированную государственную политику и цели в области противодействия наркотикам. В этом смысле единственной целью было создание страны, свободной от наркотиков. Борьба с наркотиками в обозримом будущем не закончится, возможно, она не закончится никогда. Но для того, чтобы добиться результатов, антинаркотическая политика должна быть ясно сформулирована и объединять все заинтересованные в противодействии наркотикам стороны. Программа "Исландия без наркотиков" являлась попыткой правительства вести целенаправленную работу по достижению намеченной цели и оценить эффективность подобной работы. По всему миру ведется работа по предотвращению распространения наркотиков и ставятся ясные и бескомпромиссные цели, подобные сформулированной в настоящей программе. В рамках ECAD реализуется проект "Европа без наркотиков – 2010", а в рамках ЮНЕСКО проводится программа "XXI век без наркотиков". С самого начала программа подвергалась критике. Например, критиковалась дата, упомянутая в ее названии. Существовала тенденция истолковывать название программы таким образом, как будто бы ее целью было сделать Исландию к 2002 году свободной от наркотиков. По мнению критиков, подобная цель вызывала недоверие, будучи нереалистичной. Этот вопрос вызвал длительные споры руководящей группы и менеджера проекта в первые месяцы реализации программы. Споры касались рамок программы, но не ее содержания. Руководящая группа полагала, что ввоз, распространение и продажа наркотиков являлись частью деятельности организованной преступности. Движущей силой этой противозаконной деятельности были деньги, а основными жертвами – дети и молодежь. Название программы "Исландия без наркотиков" действительно могло звучать противоречиво, однако состояние дел требовало солидарности и действий. В свете этого, руководящей группой в 1998 году было принято решение отказаться от ссылки на 2002 год в названии программы, хотя срок ее исполнения по-прежнему составлял пять лет. К этому моменту реализация программы уже набрала ход, и был развернут целый ряд масштабных работ. Руководящая группа и ее деятельность Для наблюдения за ходом реализации программы была создана ее Руководящая группа. Изначально она состояла из пяти членов: Дёгг Палсдоттир, юрист, член Верховного Суда – председатель, назначен Министром по делам юстиции и церкви; Арни Гуннарссон, в то время являвшийся помощником Министра по социальным вопросам, назначен Министром по социальным вопросам; Храфн Палссон, начальник отдела, назначен Министром по вопросам здравоохранения и социальной безопасности; Кристин А. Арнадоттир, в то время являвшейся помощником мэра, назначена мэром и Оке Сетреус, Директор ECAD, назначен ECAD. Вскоре Арни Гуннарсона сменила в Руководящей группе Ингибьерг Бруддадоттир, начальница отделе в Министерстве по социальным вопросам. По инициативе Руководящей группы, с начала 1998 года в число участников программы была официально включена Ассоциация муниципальных учреждений. Ассоциация назначила своего представителя для работы в составе Руководящей группы. Им стала Соффиа Гисладоттир, Директор по вопросам социального обеспечения1 В ежегодном отчете за 1997 год Руководящая группа предложила, чтобы Министр по вопросам образования назначил своего представителя в Руководящей группе с целью усилить связь программы и подготовительных школ. Это предложение Руководящей группы не было одобрено. В начале 1999 года начал свою деятельность Государственный совет по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами. Одной из его задач являлась координация работы сторон, занятых в области профилактики. Поскольку программа "Исландия без наркотиков" являлась составной частью мер по реализации государственной политики в области предотвращения незаконного употребления наркотических средств, Руководящая группа полагала разумным и практически полезным официальное включение программы в сферу задач Совета. Тем не менее, необходимо отметить, что программа велась самостоятельно, являясь продуктом сотрудничества государства, г. Рейкьявик, Ассоциации муниципальных учреждений и ECAD. Поэтому, в своем годовом отчете за 1998 год, Руководящая группа предложила партнерам согласиться на перевод программы под эгиду Государственного совета по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами. Таким образом, программа возглавлялась бы группой из четырех представителей, два из которых назначались Государственным советом по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами, один – городом Рейкьявиком и один – ECAD. Замены назначались бы таким же образом. Программа сохраняла бы свою финансовую независимость, основываясь на средствах Фонда Профилактики и иных донаторов. Общие объемы финансирования программы оставались не ниже уровня 1998 года. Это предложение было принято, и в июне 1999 года Государственный совет по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами назначил для работы в составе Руководящей группы Дёгг Палсдоттир, юриста, член Верховного Суда и Ингибьерг Бруддадоттир, начальника отдела. Дёгг продолжила свою работу в качестве председателя. В качестве запасных кандидатур Совет также назначил Соффию Гисладоттир, Директора по вопросам социального обеспечения, и Асту Сигурдардоттир, муниципального представителя из Акурейри. Мэром для работы в группе был назначен управляющий Йон Бьернссон, а Торгни Петтерсон представлял в ней ECAD. Гуннар Ханссон, бывший Генеральный директор, присоединился к программе и в течение нескольких месяцев в 1997 и 1998 годах работал в Руководящей группе. Он внес большой вклад в получение средств на организацию веб-сайта программы, публикацию буклета "Лучшая защита – это нападение" и презентацию профилактических мер, проводившуюся в различных клубах и ассоциациях. В соответствии с соглашением о сотрудничестве в рамках программы "Исландия без наркотиков", Руководящая группа должна была выйти с предложениями о краткосрочных и долгосрочных акциях, необходимых для достижения поставленных программой целей. Не позднее 1 марта каждого года, указанные предложения должны были представляться Министру юстиции, мэру и ECAD. Задачей ECAD в программе было, среди прочего, предоставление экспертов и обеспечение того, чтобы реализуемые действия и проекты соответствовали заявленным целям программы. Чтобы обеспечить это, Руководящая группа представляла в организацию отчет о работе за истекший год и план мероприятий на текущий год. За пять лет Руководящей группой было проведено 101 заседание, на 13 из которых присутствовал представитель ECAD. В 1997 году было проведено 23 заседания, из них 5 с участием ECAD; в 1998 году – 22, из них 2 с участием ECAD; в 1999 – 24, из них 2 с участием ECAD; в 2000 – 15, из них 2 с участием ECAD; в 2001 – 12, из них 1 с участием ECAD; в 2002 – 5, из них 1 с участием ECAD. Кроме этого, руководители проектов и председатель Руководящей группы проводили регулярные встречи для оценки реализуемых проектов и подготовки заседаний Руководящей группы. Финансирование программы В соответствии с Соглашением о сотрудничестве, программе ежегодно должно было выделяться 4 миллиона исландских крон, из них 3 миллиона крон от правительства, и 1 миллион крон от Рейкьявика. Таково было положение в 1997 году. В отчете за 1997 год было предложено увеличить вклад правительства до 4,5 миллионов исландских крон, а вклад Рейкьявика – до 1,5 миллионов исландских крон. Было достигнуто соответствующее соглашение, и, таким образом, средства, ежегодно выделяемые этими сторонами, составляли в период с 1998 по 2001 год приблизительно 6 миллионов крон. Грант, предоставленный правительством программе, был выделен из средств Фонда Профилактики. Начиная с 1999 года, программа получала средства из этого фонда на ведение конкретного проекта, сверх 4,5 миллионов крон, получаемых от правительства. Таким образом в 1999, 2000 и 2001 годах программой дополнительно получалось 300.000 исландских крон ежегодно. В 2002 году программа получила 2,5 миллиона исландских крон из Фонда Профилактики на завершение работ и 1,2 миллиона исландских крон от города Рейкьявик. Кроме того, городом оплачивался ряд дополнительных расходов, не предусмотренных соглашением о взносах в программу. Кроме того Рейкьявик поддерживал программу, обеспечив штатных сотрудников бесплатным жильем и рабочими помещениями до начала 1999 года. Затем город обеспечил Сньолауг рабочим помещением, а Государственный совет по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами обеспечил помещением Хильдур Бьерг. Счет за эти услуги программе не выставлялся. Кроме того, город изначально занимался бухгалтерским обслуживанием программы в соответствии с Соглашением о сотрудничестве. ECAD поддерживал работы, проводившиеся в рамках программы "Исландия без наркотиков", как прямо, так и косвенно. Организация оплачивала участие своего представителя в работе Руководящей группы, а также предоставляла экспертную помощь. Ассоциация муниципальных учреждений Исландии присоединилась к программе в начале 1998 года, однако не поддерживала ее финансово, ограничившись оплатой участия своего представителя в работе Руководящей группы. Вскоре после начала реализации программы исландская судоходная компания "Эймшип" объявила о своем решении выделять на поддержку программы 1,5 миллиона исландских крон ежегодно в течение трех лет, что составило 4,5 миллионов. Роль этой поддержки в деятельности программы невозможно переоценить. Программу тем или иным образом поддерживали и другие организации, о чем будет отдельно сказано в связи с описанием конкретных проектов, проводившихся в ее рамках. Исследовательская деятельность и оценка проектов Вводной частью программы "Исландия без наркотиков" устанавливается, что все проводимые под эгидой программы проекты будут подвергаться оценке. Руководящая группа попросила проводить такую оценку Институт Образовательных Исследований (ИОИ). Во вводной части указано, что в марте 1997 года ИОИ провел во всех начальных школах исследование, в ходе которого несовершеннолетним было предложено ответить на вопрос, употребляют ли они наркотики. Подобное исследование проводилось ИОИ каждые два года, что позволило воспользоваться его результатами, наряду с результатами других исследований и иной информацией, в качестве основы для оценки успешности программы. Вскоре после этого ИОИ свернул свою программу исследований среди несовершеннолетних. Хотя это и не входило в план действий в рамках программы "Исландия без наркотиков" Руководящая группа сочла своим долгом обеспечить проведение ежегодных исследований ситуации со злоупотреблением психоактивными веществами в течение пяти лет деятельности программы. Целью этого было получить возможность оценки самого факта, а также характера изменений в употреблении психоактивных веществ в период действия программы. Руководящая группа также полагала, что работа в этой области должна основываться на надежных данных о текущей ситуации в каждый конкретный момент времени. Поэтому Руководящая группа занялась использованием поступающих средств на проведение дальнейших исследований и поддерживала проведение исследований в аналогичном направлении в рамках Государственного совета по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами после создания последнего. В соответствующей главе будет уделено большее внимание исследованиям, проведенным в ходе реализации программы, а также показателям, отражавшим изменение ситуации в описываемый период. Исследования финансировались либо программой "Исландия без наркотиков", либо другими сторонами. После того, как 1 января 1999 года начал свою работу Государственный совет по предотвращению злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами, финансирование исследований в значительной степени проводилось именно им. Тем не менее, программа продолжала финансовую поддержку этих исследований. План мероприятий Одной из первых задач Руководящей группы программы "Исландия без наркотиков" стало создание пятилетнего плана мероприятий. Для проведения необходимых консультаций на подготовительном этапе, 27 февраля 1997 года была проведена встреча 30 представителей организаций, работающих в области профилактики, а также родительских ассоциаций. С той же целью 17 марта того же года в Рейкьявике была проведена встреча с представителями учащихся начальных школ. Учениками была, в частности, высказана мысль о том, что родители и государство должны выработать более ясную и правильную политику в отношении профилактики использования наркотиков в школе и придерживаться этой политики. На встрече также был проведен обмен мнениями и информацией по вопросу поиска наиболее эффективных путей противодействия наркотикам. План действий основывался на положениях, выдвинутых на вышеназванных встречах. Проект пятилетнего плана действий в рамках программы "Исландия без наркотиков" был подготовлен в апреле 1997 года. В июне того же года план был опубликован с незначительными изменениями. План действий был переведен на английский язык и опубликован на веб-сайте партнера программы, ECAD www.ecad.net а также на веб-сайте плана www.islandaneiturlyfja.is План действий подразделяется на семь глав, каждая из которых будет подробнее рассмотрена ниже.
|
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. ![]() ![]() Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." ![]() ![]() Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... ![]() ![]() Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. ![]() ![]() Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... ![]() ![]() Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. ![]() ![]() Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
![]() |
![]() |
||||||
![]() | Московский | ![]() | Российская | ![]() | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" | ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
![]() |
|