![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() Свобода от мухомора. Как можно сопротивляться манипулированию сознанием 24 марта 2004 :: Мария СОКОЛОВА Количество информации, которое на нас обрушивается ежечасно, за последний век выросло в миллионы и миллиарды раз. Увы, умение правильно подать информацию слишком часто используется против тех, кто эту информацию потребляет. И очень сложно в этом потоке отследить "крючки", на которые нас кто-то хотел бы поймать. Чтобы мы купили то, что нам совершенно не нужно: лишнюю пару джинсов, пачку сигарет или... дозу наркотика. Но главными жертвами в такой атаке чаще всего становятся дети и подростки. О том, можно ли противостоять такой манипуляции и можно ли попытаться защитить от нее детей, рассказывает Наталья Маркова, руководитель научно-практического центра НИИ социально-экономических проблем народонаселения РАН, один из авторов проекта "Барьер". Наталья Ефимовна, для чего была разработана эта программа? Результаты последних исследований показывают, что катастрофическое распространение наркомании в России, как и во всем мире, осуществляется благодаря drug-маркетингу. Он использует ряд социально-психологических законов и транслируется через современное искусство и СМИ. Главные его жертвы молодые люди в возрасте от 12 до 25 лет. К сожалению, то, что сейчас до 26 процентов детей наркоманы, уже никого не удивляет и почему-то воспринимается, как норма. Мы все уже как-то привыкли к этим данным, и в большинстве своем люди не обращают на нее внимания. Все общество стало жертвой этого наркотического пиара. И "Барьер" был создан, когда мы поняли, что не будет никакого спасения, пока люди не начнут спасать себя сами. Дело в том, что все программы по борьбе с наркотиками, которые у нас сейчас работают, не адаптированы к российской действительности. Они полностью списаны с западных проектов и иногда даже скверно переведены. А строятся они на двух основных принципах: первый – "Снижение вреда", а второй принцип "Мой выбор". И оба эти принципа порочны. Специалисту, психологу ясно, что это не профилактика наркомании, а пропаганда наркотиков. А в чем заключается пропаганда наркотиков в антинаркотической кампании? Проанализируем, например, принцип "Мой выбор" или "Твой выбор". Сейчас вся антинаркотическая пропаганда на нем строится, красной нитью проходит эта идея. Порочность ее заключается в том, что отрицательная установка на счет наркотиков, которая должна быть у подростка, разрушается. Если у него она уже была, может быть, внушена ему родителями, она будет разрушена. А если ее нет положительной создано не будет. И не будет однозначного отношения к наркотикам. Представьте, что вы гуляете с маленьким ребенком в лесу, и он находит красный мухомор и тянется к нему: мухомор красивый, красный, в белых точечках. И вместо того, чтобы ему сказать: "Стой, это яд, это гадость, ты умрешь", вы ему будете говорить: "Это твой выбор, мой мальчик: видишь, с одной стороны, он очень красивый, красный, а с другой стороны от него можно умереть, но выбор твой". Вот на этом и строится принцип "Твой выбор". Он базируется на идее, что нельзя пугать ребенка и давать ему отрицательную установку, а надо рассказывать ему как об отрицательных, так и положительных сторонах наркотиков. Простите, а что это за положительные стороны наркотиков? Если же взять программы по снижению вреда, то они на Западе давно продемонстрировали свое истинное лицо, они неизбежно ведут к легализации наркотиков и наркомании. Да, борьба за чистоту и культуру употребления наркотиков... Совершенно верно. И вот и у нас хотят руководствоваться этими двумя принципами. Правда, относительно принципа "Снижение вреда" вроде бы уже поуспокоились, так, кое-где пропагандируют, но вот "Твой выбор" в полном разгаре, официальные учреждения дают добро этой программе. К сожалению, неспециалисту сложно понять, в чем порочность этой программы, поэтому, пока под нее дают деньги, по ней и будут работать. Поэтому единственное, что мы можем сейчас делать в области профилактики наркомании, это руководствоваться девизом "Спасение утопающих дело рук самих утопающих". Если люди сами не начнут бороться, значит, пойдут ко дну. "Барьер" заставляет их шевелить ручками и ножками? Наша программа рассчитана на то, чтобы те, кто ее прошел, научились самостоятельно разбираться в информационных воздействиях. Мы обучаем своеобразной азбуке того, как пытаются на нас воздействовать с помощью информации. Принцип очень прост: взять обычную азбуку, если вы ее знаете, и смотрите на печатный текст хотите вы того или нет, но вы читаете то, что написано. То же самое с информационным воздействием. То есть, если человек читает газетную статью, смотрит телепрограмму, он уже видит азбуку информационного воздействия. А значит, приемы информационного воздействия уже не будут иметь на него влияния, потому что он будет их различать. В этом суть нашего проекта. В течение шести лекций по полтора часа каждая мы рассказываем о приемах, демонстрируем видеоматериалы и прочие примеры. Может быть вы назовете какие-нибудь примеры того, чему вы обучаете? На самом деле, конечно, об этом лучше не рассказывать в интервью, а просто последовательно изучить все материалы. Я могу рассказать, например, о том, как элементарно работает самый распространенный и самый мощный прием манипулятивного воздействия. И что же это за прием? Обусловливание. Создание условного рефлекса. То есть, воздействие на рефлексы человека на уровне стимула. Вспомним, например, рекламу шоколада, один из роликов. Хорошенькая молодая девушка входит в лифт и разворачивает шоколад и сладостный голос диктора начинает нашептывать: "любовь... мечты...". Она начинает мечтать, грезит о молодом человеке, страстные объятия... Тут лифт открывается, она открывает глаза и перед нею молодой человек. И нам снова напоминают название шоколада. То есть, мы видим ряд картин, которые содержат очень мощный сексуальный стимул, и теперь этот шоколад на подсознательном уровне будет восприниматься потребителем как предмет, обещающий любовь и какие-то невероятные сексуальные наслаждения. И потребитель будет покупать его не потому, что это продукт питания, и не потому, что он вкусный, а потому, что он обусловлен вот этими картинками и обещаниями. Сексуальный стимул самый мощный стимул, он оказывает самое сильное влияние на рефлекторную зону. По этой причине он используется практически в 80 процентах рекламы. И все эти прекрасные образы и тела рекламируют шампуни, мебель все что угодно. Но можем ли мы обезопасить себя осознанием этой связи, этого обусловливания? Привлекательным остается стимул, но потребитель уже видит, с помощью какого крючка его пытаются заставить купить товар. И он уже может самостоятельно и сознательно решать, нужен ли ему этот товар, и может разобраться, что именно тут для него привлекательно: джинсы или тело модели. Может быть, людей вполне устраивает такой мир, в котором ими управляют? Я думаю, что никто не хочет быть куклой. Вам знакомы такие люди, которые хотят, чтобы ими полностью управляли? Мне знакомы люди, которым не интересно, управляют ими или нет Дело не в том, в чьих интересах они делают что-то, а в том, приносит ли вред или пользу такое манипулирование. Чаще манипулирование вредит человеку, его используют в своих интересах и во вред обществу. Поэтому я полагаю, что, когда человек осознает, что это ему вредит, он может сознательно от этого отказаться. Скажите, а вы пробовали предложить ваш проект для работы на государственном уровне? Еще в 2000 году я обратилась в Совет Безопасности с подробной разработкой, где подробным образом описывалось, как моделируется поведение потребителей наркотиков в СМИ. Через какое-то время человек, который должен был ответить на мое письмо, сказал мне, что они ничего не понимают, потому что нет соответствующих специалистов. Я тогда была страшно наивна, потому что не представляла, что в Совете Безопасности не может быть соответствующих специалистов, компетентных в определенных вопросах, касающихся государственной безопасности, в частности, информационной безопасности. В итоге мне предложили обратиться в Институт социально-экономических проблем народонаселения к Наталье Михайловне Римашевской, и уже с ней мы обратились в Академию наук, нам предложили взять гранты и сделать эту работу. Сейчас у нас идет завершающий год разработки. Источник: Российская газета |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. ![]() ![]() Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." ![]() ![]() Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... ![]() ![]() Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. ![]() ![]() Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... ![]() ![]() Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. ![]() ![]() Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
![]() |
![]() |
||||||
![]() | Московский | ![]() | Российская | ![]() | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" | ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
![]() |
|