Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. Рекомендации

22 марта 2004

Представляется необходимым сохранить программно-целевой подход к реализации антинаркотической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с обеспечением адекватного финансирования принимаемых мер.

Базовыми звеньями в осуществлении антинаркотической работы должны стать федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" и другие федеральные целевые программы, направленные на улучшение положения в социальной сфере, профилактику и борьбу с заболеваниями социального характера, а также соответствующие региональные и муниципальные программы.

Указанные программы должны включать:

  • профилактическую работу с различными контингентами (в образовательных учреждениях, в семье, на рабочих местах, на улицах, с беспризорными детьми);

  • своевременное выявление лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, больных наркоманией (токсикоманией); совершенствование инфраструктуры лечебно-реабилитационной помощи;

  • антинаркотическое воспитание детей и молодежи, обучение их навыкам противодействия вовлечению в употребление наркотиков и иных психоактивных веществ, навыкам здорового и безопасного образа жизни; обеспечение условий для общественно полезной занятости и досуга детей и молодежи;

  • антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни, в том числе с помощью средств массовой информации; формирование общественного мнения, мобилизацию усилий общественности в профилактической деятельности;

  • систематическую подготовку и повышение квалификации специалистов, занимающихся решением проблем профилактики злоупотребления психоактивными веществами;

  • совершенствование организационного, кадрового, нормативно-правового, научно-методического обеспечения реализуемых мероприятий.

Для более успешного решения проблемы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей, подростков и молодежи необходимо разработать и реализовать систему мер по следующим основным направлениям.

1. Образование, воспитание, досуг, занятность

Применительно к данному направлению необходимо:

Осуществить комплекс мероприятий по реализации прав детей на образование, повышению статуса воспитания и эффективности профилактической социально-педагогической, психолого-педагогической, воспитательной работы в образовательной среде, в том числе:

  • продолжить работу по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях оказания им необходимой помощи, обеспечения получения ими образования (в первую очередь – обязательного основного общего образования);

  • изыскать финансовые возможности для обязательного включения в штаты образовательных учреждений должностей специалистов (социальных педагогов, педагогов-психологов, классных воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования), которые могли бы обеспечивать непрерывный, целенаправленный воспитательный процесс как в образовательном учреждении, так и по месту жительства обучающихся, воспитанников. Ввести в образовательных учреждениях практику обязательного закрепления за конкретными работниками функций координаторов антинаркотической профилактической работы с обучающимися, воспитанниками;

  • увеличить количество образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для организации воспитательной, психолого-педагогической и социально-педагогической работы в образовательных учреждениях;

  • обеспечить дальнейшее развитие и стабилизацию психологической службы в системе образования, предусмотрев совершенствование организационных, нормативных правовых, научно-методических, кадровых, ресурсных условий для ее функционирования;

  • принять меры по развитию сети образовательных учреждений, реализующих здоровьесберегающие технологии ("школ здоровья");

  • продолжить разработку и внедрение в образовательный процесс специализированных учебных программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое, правовое просвещение, повышение общей культуры субъектов образовательного пространства (детей, родителей, педагогических работников), обучение детей жизненным навыкам, безопасному поведению, формирование у них здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни, обратив особое внимание на организацию профилактической работы с обучающимися образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

  • предусматривать при проведении аттестации образовательных учреждений в качестве критериев результатов их деятельности показатели состояния работы по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и правонарушений среди обучающихся, воспитанников;

  • принять меры по совершенствованию "школьного уклада", разработке и внедрению в практику работы образовательных учреждений "этического кодекса"; развитию детского самоуправления, обеспечив поддержку деятельности детских и молодежных объединений как одной из наиболее эффективных форм социализации детей и молодежи.

Осуществить дополнительные меры по развитию физической культуры и спорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи, расширению возможностей организации внеклассной и внеурочной работы, в том числе:

  • обеспечить создание в образовательных учреждениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников средствами физической культуры и спорта; активизировать проведение спортивных олимпиад, спартакиад, конкурсов, других детских, а также семейных соревнований муниципального, регионального, федерального уровней в образовательных учреждениях и по месту жительства;

  • обратить особое внимание на совершенствование физического воспитания в образовательных учреждениях, обеспечить выполнение рекомендаций по введению дополнительных часов на физкультурно-оздоровительную деятельность в учебное и внеучебное время во всех образовательных учреждениях;

  • обеспечить совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях; пересмотреть стандарты занятий по физической культуре в школе, выделив два типа занятий: спортивно-соревновательного характера для физически здоровых детей и группу здоровья для физически слаборазвитых детей; ввести в образовательных учреждениях должность инструктора по оздоровительной физкультуре для проведения занятий с обучающимися, по состоянию здоровья не выдерживающими большой физической нагрузки;

  • разработать межведомственную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации тренерско-преподавательского состава;

  • обеспечить сохранение и развитие сети учреждений, объединений дополнительного образования детей, создать условия для проведения внеурочной работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях во второй половине дня; обеспечить доступ детям и подросткам в спортивные залы всех образовательных учреждений в дневное и вечернее время (до 22.00 часов);

  • обеспечить сохранение и увеличение количества спортивных школ, клубов и секций для детей и подростков, в том числе действующих на бесплатной основе;

  • обеспечить образовательные учреждения необходимым спортивным оборудованием и инвентарем, в том числе за счет частичного финансирования из средств федерального бюджета;

  • в обязательном порядке предусматривать при строительстве новых жилищных секторов выделение площадей под инфраструктуру досуга детей и подростков; обеспечить отчисление части доходов (2-5%) от объема жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, на организацию работы с детьми и молодежью по месту жительства;

  • разработать механизм дополнительного финансирования, материального и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной работы по месту жительства.

Разработать и реализовать комплекс мер по обеспечению общественно полезной занятости несовершеннолетних и молодежи, включая оптимизацию механизма организации и финансирования трудовой занятости несовершеннолетних и молодежи, создание реального механизма квотирования рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи (сирот, инвалидов и других категорий, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Принять меры по развитию и поддержке волонтерского движения в деятельности студенческих и иных молодежных общественных объединений, включая решение вопросов подготовки кадров для волонтерского движения. Обеспечить привлечение подростков и молодежи к решению проблем детской безнадзорности и беспризорности, детско-молодежной преступности и наркомании, в том числе по таким направлениям, как выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении, участие в организации профилактической, воспитательной, психолого-педагогической и социально-педагогической работы с ними; организация работы с детьми по месту жительства, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, обеспечение активного творческого досуга и занятости детей и подростков ("уличная работа" с детьми, занятия в спортивных кружках, секциях, клубах, работа в лагерях труда и отдыха, спортивно-оздоровительных лагерях в каникулярный период и другие формы социально значимых общественных работ).

2. Работа с семьей

Необходимо разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение социально-правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, развитие инфраструктуры комплексной социально-педагогической и медико-психологической помощи детям и их родителям (законным представителям), в том числе:

  • принять дополнительные меры по организации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), оказанию им соответствующей психолого-педагогической и социально-правовой помощи в воспитании детей, в том числе посредством организации "родительского всеобуча", семейного консультирования, формирования "групп родительской поддержки";

  • создать сеть кабинетов семейного консультирования и психологической помощи семьям, имеющим проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами;

  • обеспечить родителей (законных представителей) информацией об органах и учреждениях, оказывающих психологическую, медицинскую, педагогическую, социальную, правовую помощь несовершеннолетним с проблемами в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации (включая проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, а также о существующих возможностях организации творческого досуга и занятости детей и подростков;

  • реформировать деятельность органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в целях организации активной работы не только с детьми, лишенными родительского попечения, но и с "родительскими" детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

  • ввести новые формы профилактической работы с семьями и детьми, нуждающимися в оказании помощи, на ранних стадиях их социального неблагополучия, в целях своевременного выявления, вмешательства и комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка;

  • разработать и реализовать систему мер по обеспечению первоочередной государственной поддержки социально уязвимых, многодетных и молодых семей, созданию наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности семей с несколькими детьми;

  • обеспечить разработку механизмов материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей, регулярный пересмотр размеров социальных выплат и налоговых льгот, предоставляемых семьям с детьми, а также выплат денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • ввести социально-образовательный полис для детей из социально незащищенных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • реализовать комплекс мероприятий по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемные семьи, другие формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ);

  • реализовать комплекс мер, направленных на совершенствование системы защиты прав и законных интересов детей, молодежи и их родителей, расширение доступа несовершеннолетних и их родителей (законных представителей) к различным формам правовой защиты, в том числе:

    • завершить создание и обеспечить эффективное функционирование системы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном и муниципальном уровнях для координации действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите прав и законных интересов детей и подростков, оказанию им помощи в социальной адаптации и интеграции в общество;

    • создать сеть общественных приемных по защите прав детей на региональном и муниципальном уровнях;

    • создать ювенальные суды либо обеспечить реальное введение во всех судах специализации судей по делам несовершеннолетних.

3. Лечение, реабилитация, социальная адаптация

Для повышения эффективности программ лечения, реабилитации и социальной адаптации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, больных наркоманией (токсикоманией), необходимы следующие меры:

  • разработка системы мер по раннему выявлению лиц, находящихся в "группе риска" и злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами, вовлечению их в программы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в том числе с соблюдением анонимности лиц, обратившихся за такой помощью;

  • совершенствование стандартов оказания наркологической лечебно-реабилитационной помощи лицам, злоупотребляющим наркотиками и иными психоактивными веществами, больным наркоманией и токсикоманией; разработка и внедрение дифференцированных лечебно-реабилитационных программ (в том числе по срокам – краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных; по условиям – стационарных и амбулаторных; по возрасту);

  • создание системы некоммерческих негосударственных реабилитационных программ и реабилитационных структур, работающих по принципу социального заказа, получаемого на конкурсной основе, обеспечение государственного контроля за их деятельностью, включая контроль за выдачей соответствующих лицензий;

  • оптимизация механизмов финансирования лечебно-реабилитационных программ как из фондов обязательного медицинского страхования, так и из других бюджетных и внебюджетных источников;

  • создание на основе анализа наркоситуации с учетом реальных потребностей конкретного региона, города, района соответствующих лечебно-реабилитационных структур; развитие дифференцированной разноведомственной сети учреждений для несовершеннолетних и молодежи с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации (специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социального обслуживания молодежи, других учреждений, в том числе центров реабилитации несовершеннолетних и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами, больных наркоманией и токсикоманией);

  • завершение создания межведомственной системы социальной адаптации выпускников интернатных и реабилитационных учреждений, лиц (в том числе несовершеннолетних), вернувшихся из учреждений уголовно-исполнительной системы (в том числе прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании и медико-социальной реабилитации), обеспечивающей условия для их жизнеустройства (образование, занятость, бытовое устройство, создание центров постинтернатной адаптации, социально-психологическое сопровождение специалистов с целью адаптации подростков к новым социальным условиям); создание промежуточных реабилитационных структур ("домов на полпути", реабилитационных общежитий, социальных гостиниц и др.) для лиц, прошедших реабилитационные программы и в силу различных обстоятельств лишенных возможности проживать по прежнему месту жительства;

  • развитие системы "уличной" социальной работы, в первую очередь с детьми и молодежью.

4. Совершенствование нормативного правового, организационного и кадрового обеспечения антинаркотической работы

В рамках данного направления необходимо:

обеспечить повышение эффективности в сфере координации и контроля за осуществлением антинаркотических мероприятий на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, в этих целях:

  • расширить возможности Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, соответствующих межведомственных комиссий на региональном и муниципальном уровнях за счет создания постоянно действующих на штатной основе рабочих органов;

  • ввести обязательную статистическую отчетность об антинаркотической работе всех участвующих в ней федеральных и территориальных ведомств на основе единой системы унифицированных статистических показателей эффективности указанной работы.

Обеспечить совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования правоотношений в сфере антинаркотической пропаганды, профилактики наркомании, выявления, лечения и медико-социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками, больных наркоманией (токсикоманией). Ускорить разработку и принятие соответствующих федеральных законов и подзаконных актов, необходимых для их полноценной реализации, в том числе:

  • принять федеральный Закон "О предупреждении наркомании и токсикомании";

  • пересмотреть соответствующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации с целью дифференциации наказания за наркопреступления различной степени тяжести, в том числе рассмотреть вопрос об ужесточении мер наказания за незаконное изготовление и сбыт наркотических средств и психотропных препаратов, склонение к потреблению наркотических средств и психотропных препаратов, организацию либо содержание притонов для их потребления, незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства;

  • внести в законодательство изменения и дополнения, предусматривающие возможность освобождения от наказания лиц, впервые осужденных за совершение ряда преступлений небольшой и средней тяжести, больных наркоманией (токсикоманией), согласившихся пройти курс лечения и (или) реабилитации; возможность недобровольного лечения и (или) реабилитации лиц, больных наркоманией (токсикоманией), не совершивших преступлений, но уклоняющихся от добровольного лечения;

  • рассмотреть вопрос о ежегодном пересмотре списка лекарственных препаратов, обладающих наркотическим действием и не предусмотренных для свободной продажи;

  • официально приравнять пиво к алкогольным напиткам с последующим ограничением рекламы и оборота;

  • ввести дополнительный налог на производство и продажу алкогольной и табачной продукции с направлением полученных средств на развитие системы досуга и занятости детей и подростков;

  • законодательно гарантировать государственную поддержку общественным и религиозным организациям, активно участвующим в профилактике наркотизации молодежи.

Создать законодательную базу для предоставления налоговых льгот предприятиям, организациям всех форм собственности, оказывающих помощь в укреплении материально-технической базы учреждений образования, социальной защиты населения, здравоохранения, в том числе лечебно-реабилитационных учреждений для лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, больных наркоманией и токсикоманией, иных детских и молодежных учреждений, в устройстве выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений начального профессионального образования и других образовательных учреждений.

Реализовать мероприятия по научно-методическому и информационному обеспечению антинаркотической деятельности органов и учреждений, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними и молодежью, предусматривающие:

  • обмен опытом в сфере организации антинаркотической профилактической и реабилитационной работы, организацию взаимодействия с зарубежными партнерами в данной области; проведение в этих целях совещаний, семинаров, конференций (региональных, всероссийских, международных) по вопросам профилактики наркомании и правонарушений несовершеннолетних и молодежи, защиты их прав; поддержку учреждений, реализующих инновационные программы и проекты антинаркотической направленности, с последующим распространением опыта их работы;

  • подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по проблемам профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков в системе высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. Продолжение обучения педагогических работников на базе центров повышения квалификации в 7 федеральных округах с последующим применением специалистами, прошедшими курс обучения, полученного опыта в организации антинаркотической профилактической работы, обучением работников системы образования по данной проблематике на региональном и муниципальном уровнях;

  • развитие научных исследований в области профилактики наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, лечения и реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, больных наркоманией и токсикоманией;

  • обеспечение органов и учреждений, осуществляющих антинаркотическую профилактическую работу, методическими материалами по проблемам профилактики наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, защиты их прав;

  • проведение ежегодного мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.

Разработать и реализовать систему целенаправленной информационно-просветительской работы с населением по антинаркотической пропаганде, утверждению в обществе принципов здорового и культурно-нравственного образа жизни. Обеспечить эффективное конструктивное взаимодействие со средствами массовой информации, общественными объединениями по вопросам профилактики наркомании, включая разъяснительную работу с журналистами, освещающими проблемы профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков; реализацию мер по усилению в СМИ прямой и косвенной антинаркотической пропаганды путем переориентации продукции СМИ с праздно-развлекательной на познавательно-развлекательную, создания и распространения роликов прямой социальной рекламы; увеличение в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных теле – радиоканалах) объема регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи с учетом особенностей восприятия данных возрастных категорий.

Обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами, в том числе по следующим направлениям:

  • выявление, учет и взаимное информирование о несовершеннолетних и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечение распространения наркотиков и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях, местах досуга несовершеннолетних и молодежи;

  • разработка и реализация комплекса мер по улучшению охраны здоровья несовершеннолетних и молодежи, включая регулярные медицинские профилактические осмотры обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, в том числе с целью выявления лиц (с согласия обследуемых либо с согласия родителей, законных представителей) потребляющих наркотики, последующего оказания им необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

  • обеспечение контроля за реализацией законодательства в части ограничения и (или) запрещения оборота, пропаганды и рекламы наркотических средств, психотропных препаратов и их прекурсоров, алкогольных напитков и табачных изделий; разработка реально действующего порядка применения мер ответственности к юридическим лицам за нарушение законодательства в данной области;

  • обеспечение защиты детей и молодежи от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, включая обеспечение экспертной оценки печатной, кино, аудио – и видео-продукции, а также продукции, распространяемой в Интернет-сети.

Принять меры по совершенствованию механизма дополнительного финансирования мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, в том числе посредством создания федерального внебюджетного фонда противодействию незаконному обороту наркотиков и перечисления в указанный фонд части средств, полученных в результате конфискации доходов от деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.

Принять меры по укреплению материально-технической базы и увеличению штатной численности органов и учреждений, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в соответствии с реальными потребностями. Обеспечить повышение статуса работников указанных органов и учреждений, предусмотреть меры по стимулированию их деятельности, включая соответствующее повышение размеров оплаты труда.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования