Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. Информированность детей, подростков и молодежи о наркотических средствах

25 декабря 2003

Непременное условие проявления интереса к любому объекту – информированность о нем. Индивидов, любопытных по природе, меньшинство. Большинство людей не затрудняют себя потреблением лишней информации, если она не затрагивает их интересы непосредственно. Нет оснований предполагать, что информация о наркотических средствах жизненно необходима молодёжи. Если бы она обладала внутренней, органической потребностью в подобных сведениях, то массовое потребление наркотических средств имело бы место гораздо раньше – и в 1970-е, и в 1980-е годы. Однако столь массовой наркотизации молодежи и подростков не наблюдалось. Основываясь на источниках и характере оптовой поставки в Россию наркотических средств, правомерно предположить, что широкому информированию российской молодежи о наркотических средствах в большой степени содействуют международные наркокартели, обладающие опробованной многолетней практикой маркетинговой стратегии по завоеванию потенциальных наркорынков. Цель такого информирования – пробудить массовый интерес к наркотическому продукту, сформировать потребительский рынок. В этом отношении маркетинговая стратегия наркодельцов ничем не отличается от стратегии иных коммерческих фирм, рекламирующих свою психоактивную продукцию (алкогольные напитки, табачные изделия, отдельные сильнодействующие лекарственные препараты): она направлена на завоевание начинающего потребителя – молодежь.

Как показал мониторинг, процесс приобщения детей, подростков и молодежи к потреблению наркотических средств начинается с широкого информирования. Его механизм является скрытым и реализуется как наркоторговцами розничной сети, так и самими потребляющими. Этот механизм превратился за прошедшие 10 лет в устойчивый элемент молодежной коммуникации, а тема наркотиков – в элемент массовой молодежной субкультуры.

Широкое информирование молодежи о наркотических средствах происходит преимущественно через межличностную коммуникацию, в местах ее скопления, называемых "тусовками". Перекрыть эти каналы трудно, они не менее эффективны, чем открытая реклама массового товара. Достаточно указать на тот факт, что в ходе мониторинга подростки и молодежь, в том числе используя сленги1

Под сленгом подразумевается жаргонное название наркотических средств, используемое в коммуникации подростков и молодежи.

, назвали более 100 наименований, которыми обозначаются известные им наркотические средства. Среди них прежде всего различные препараты конопли и опийной группы. Многие знакомы также с галлюциногенами и психостимуляторами.По данным мониторинга, доля детей, подростков и молодежи в возрасте 11-24 лет, информированных об основных видах наркотических средств и психоактивных веществ, достигает 70% (см. рис. 2.1).

Рисунок 2.1. Доля подростков и молодежи, информированных об основных видах  наркотических средств и психоактивных веществ, %

Информированность опрошенных о тех или иных наркотических средствах и психоактивных веществах имеет следующую структуру.

Знают о:

Препаратах каннабиса (конопли):

53,8% – гашише;

39,4% – марихуане;

25,2% – других видах каннабиоидных препаратов.

Препаратах опийной группы:

62,2% – героине;

10,1% – опиуме;

3,1% – морфии;

11,6% – других препаратах опийной группы.

Кокаине – 48,1%.

Галлюциногенах:

19,8% – ЛСД;

2,3% – галлюциногенных грибах;

1,3% – других галлюциногенах.

Психостимуляторах (амфетаминоподобных):

10,4% – амфетамине;

4,2% – первитине;

1,2% – эфедроне;

1,0% – синтетических наркопрепаратах;

0,8% – других психостимуляторах.

10,3% – Лекарственных препаратах.

3,8% – Ингалянтах.

8,6% – Иных видах наркотических средств и психоактивных веществ.

Уже в 11 лет почти каждый третий информирован о наркотических средствах каннабисной и опийной групп. В 13 лет информированных уже две трети, а к 16 годам их доля приближается к 80% (см. табл. 2.1).Информированность о наркотических средствах высока и у юношей, и у девушек (см. табл. 2.2). Информированы о наркотических средствах среди работающей молодежи более 80%, среди учащихся – почти 70% (см. табл. 2.3).

Таблица 2.1. Информированность представителей различных возрастных групп подростков и молодежи о наркотических средствах и психоактивных веществах, %

Виды наркотических средств и психоактивных веществ11 лет12 лет13 лет14 лет15 лет16 лет17 лет
Препараты конопли38,948,466,871,475,484,182,8
Препараты опийной группы40,841,856,962,174,576,477,5
Кокаин27,028,739,042,651,152,453,2
Галлюциногены3,64,38,811,917,021,723,1
Психостимуляторы1,62,82,58,413,115,317,3
Ингалянты6,45,43,34,73,03,71,1
Лекарственные препараты3,55,16,19,412,611,48,9
Иные психоактивные вещества7,48,76,68,311,613,27,0
Виды наркотических средств и психоактивных веществ18 лет19 лет20 лет21 год22 года23 года24 года
Препараты конопли86,286,883,888,182,687,583,4
Препараты опийной группы74,679,979,484,279,485,480,3
Кокаин51,254,854,557,854,558,655,1
Галлюциногены21,332,230,531,824,931,031,1
Психостимуляторы21,026,721,325,022,124,816,2
Ингалянты4,73,13,33,32,33,15,1
Лекарственные препараты11,412,314,28,46,411,69,6
Иные психоактивные вещества10,27,48,69,86,36,38,3

Таблица 2.2. Информированность юношей и девушек о наркотических средствах и психоактивных веществах, %

Виды наркотических средств и психоактивных веществМужЖен
Препараты конопли77,173,5
Препараты опийной группы71,868,5
Кокаин49,347,0
Галлюциногены22,717,7
Психостимуляторы16,414,3
Ингалянты4,13,4
Лекарственные препараты10,18,4
Иные психоактивные вещества9,08,1

Таблица 2.3. Информированность о наркотических средствах и психоактивных веществах в зависимости от основного вида деятельности подростков и молодежи, %

Виды наркотических средств и психоактивных веществРаботаютУчатсяНе работают и не учатся
Препараты конопли83,972,188,2
Препараты опийной группы81,266,182,6
Кокаин55,745,456,7
Галлюциногены28,917,431,0
Психостимуляторы23,312,925,6
Ингалянты4,23,56,0
Лекарственные препараты10,08,116,8
Иные психоактивные вещества6,88,98,7

Примечание. Данные в таблицах 2.1-2.3 читаются по столбцам, в каждом столбце сумма превышает 100%, так как представители всех групп, различающихся по возрасту, полу и роду занятий, информированы о нескольких видах наркотических средств.

Приведенные результаты исследования свидетельствуют, что за прошедшие 10-12 лет наркодилерам удалось сформировать в России обширную коммуникационную среду для торговли своей продукцией. Вокруг детей, подростков и молодежи создано такое информационное поле, которое образует благоприятную почву для рекламы наркотических средств, причем эта реклама воспринимается даже в неявном виде, чему способствует усвоенный подростками сленг.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования