Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. Информированность детей, подростков и молодежи о наркотических средствах Непременное условие проявления интереса к любому объекту – информированность о нем. Индивидов, любопытных по природе, меньшинство. Большинство людей не затрудняют себя потреблением лишней информации, если она не затрагивает их интересы непосредственно. Нет оснований предполагать, что информация о наркотических средствах жизненно необходима молодёжи. Если бы она обладала внутренней, органической потребностью в подобных сведениях, то массовое потребление наркотических средств имело бы место гораздо раньше – и в 1970-е, и в 1980-е годы. Однако столь массовой наркотизации молодежи и подростков не наблюдалось. Основываясь на источниках и характере оптовой поставки в Россию наркотических средств, правомерно предположить, что широкому информированию российской молодежи о наркотических средствах в большой степени содействуют международные наркокартели, обладающие опробованной многолетней практикой маркетинговой стратегии по завоеванию потенциальных наркорынков. Цель такого информирования – пробудить массовый интерес к наркотическому продукту, сформировать потребительский рынок. В этом отношении маркетинговая стратегия наркодельцов ничем не отличается от стратегии иных коммерческих фирм, рекламирующих свою психоактивную продукцию (алкогольные напитки, табачные изделия, отдельные сильнодействующие лекарственные препараты): она направлена на завоевание начинающего потребителя – молодежь. Как показал мониторинг, процесс приобщения детей, подростков и молодежи к потреблению наркотических средств начинается с широкого информирования. Его механизм является скрытым и реализуется как наркоторговцами розничной сети, так и самими потребляющими. Этот механизм превратился за прошедшие 10 лет в устойчивый элемент молодежной коммуникации, а тема наркотиков – в элемент массовой молодежной субкультуры. Широкое информирование молодежи о наркотических средствах происходит преимущественно через межличностную коммуникацию, в местах ее скопления, называемых "тусовками". Перекрыть эти каналы трудно, они не менее эффективны, чем открытая реклама массового товара. Достаточно указать на тот факт, что в ходе мониторинга подростки и молодежь, в том числе используя сленги1 Под сленгом подразумевается жаргонное название наркотических средств, используемое в коммуникации подростков и молодежи. Рисунок 2.1. Доля подростков и молодежи, информированных об основных видах наркотических средств и психоактивных веществ, % Информированность опрошенных о тех или иных наркотических средствах и психоактивных веществах имеет следующую структуру. Знают о: Препаратах каннабиса (конопли): 53,8% – гашише; 39,4% – марихуане; 25,2% – других видах каннабиоидных препаратов. Препаратах опийной группы: 62,2% – героине; 10,1% – опиуме; 3,1% – морфии; 11,6% – других препаратах опийной группы. Кокаине – 48,1%. Галлюциногенах: 19,8% – ЛСД; 2,3% – галлюциногенных грибах; 1,3% – других галлюциногенах. Психостимуляторах (амфетаминоподобных): 10,4% – амфетамине; 4,2% – первитине; 1,2% – эфедроне; 1,0% – синтетических наркопрепаратах; 0,8% – других психостимуляторах. 10,3% – Лекарственных препаратах. 3,8% – Ингалянтах. 8,6% – Иных видах наркотических средств и психоактивных веществ. Уже в 11 лет почти каждый третий информирован о наркотических средствах каннабисной и опийной групп. В 13 лет информированных уже две трети, а к 16 годам их доля приближается к 80% (см. табл. 2.1).Информированность о наркотических средствах высока и у юношей, и у девушек (см. табл. 2.2). Информированы о наркотических средствах среди работающей молодежи более 80%, среди учащихся – почти 70% (см. табл. 2.3). Таблица 2.1. Информированность представителей различных возрастных групп подростков и молодежи о наркотических средствах и психоактивных веществах, %
Таблица 2.2. Информированность юношей и девушек о наркотических средствах и психоактивных веществах, %
Таблица 2.3. Информированность о наркотических средствах и психоактивных веществах в зависимости от основного вида деятельности подростков и молодежи, %
Приведенные результаты исследования свидетельствуют, что за прошедшие 10-12 лет наркодилерам удалось сформировать в России обширную коммуникационную среду для торговли своей продукцией. Вокруг детей, подростков и молодежи создано такое информационное поле, которое образует благоприятную почву для рекламы наркотических средств, причем эта реклама воспринимается даже в неявном виде, чему способствует усвоенный подростками сленг. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|