Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Система организации профилактики и формирования здорового образа жизни в ВУЗе

14 октября 2003 :: Владимир Двоеносов, руководитель Центра валеологии управления по социальной и воспитательной работе Казанского Государственного Университета

6-7 октября 2003 года в Казани состоялась двухдневная межрегиональная научно-практическая конференция "Наркомания и общество: пути решения проблемы". Предлагаем вашему вниманию доклад руководителя Центра валеологии управления по социальной и воспитательной работе Казанского Государственного Университета Владимира Двоеносова, в котором подробно освещены проблемы профилактики наркомании в студенческой среде и приведен опыт практической работы, которая, вне всякого сомнения, может быть использован в высших учебных заведениях нашей страны.

В силу ряда причин студенчество является социальной категорией, относящейся к группе риска наркотизации. Это заболевание наиболее распространено в молодежной среде. Подавляющее количество наркоманов относится к возрасту 14 – 25 лет.

Среднее число студентов, имеющих какой либо опыт употребления наркотических веществ, составляет в ВУЗах России 31% (от 21,7 до 38,4% в разных вузах), а среднее число студентов, употребляющих наркотические вещества эпизодически или ежедневно 8% (от 3 до 14%). В ряде случаев, потребление наркотических веществ, становится обрядовым элементом молодежной субкультуры.

Исследования показали, что к основным причинам употребления наркотиков студенты относят "любопытство", "стрессы и способ ухода от различных проблем, выход из депрессии", "доступность наркотических веществ", "морально-нравственная деградация в обществе". По нашим данным 46,4% студентам университета предлагались наркотические вещества, что свидетельствует об их доступности и относительной несложности приобретения. При этом можно отметить, что каждый десятый, из тех, кому предлагались наркотики, их попробовал.

Серьезную озабоченность вызывает состояние психического и физического здоровья студентов, что рассматривается специалистами как один из факторов риска наркотизации. Несомненно, что особенности учебной деятельности студентов протекают в довольно напряженных условиях психо-эмоциональных перегрузок, особенно в периоды сессий. Общая рабочая нагрузка (аудиторная и самостоятельная) у некоторых студентов в течение семестра может периодически доходить до 12 часов в сутки, а во время сессий до 15-16 часов. Поэтому труд студентов по тяжести относится к 1-категории (легкий), а по степени напряженности к 4-ой (очень напряженный) категории (Н.А. Агаджанян и др.,1995).

Данные проведенного нами исследования показывают, что более 50% студентов испытывают трудности, связанные с учебной деятельностью. При этом 24,6% обнаружили несовпадение представления о студенческой жизни с реальностью и оценивают ее как очень напряженную. Значительное количество студентов 80% указали на недостаток знаний и умений о методах самозащиты от стрессов, переутомления, снятия напряженности, повышенной тревожности.

48% студентов отметили, что легко подаются чужому влиянию, а около 25% имеют трудности в установлении социальных контактов. Более половины студентов часто чувствуют себя одинокими, часто пребывают в пессимистическом настроении, а 28% отметили такие негативные состояния как повышенную тревожность, немотивированную агрессивность. При этом эти состояния значительно чаще отмечали у себя иногородние студенты. Выявленные личностные особенности указывают на сильную социально-психологическую дезадаптацию, что само по себе, а зачастую в сочетании с чрезмерной загруженностью, приводит к депрессиям, неврозам, психосоматическим заболеваниям. Многие из этих проблем можно рассматривать как факторы риска, способные провоцировать девиантное поведение, в том числе потребление наркотических и психотропных веществ.

Серьезной проблемой в последние годы становится физическое здоровье студентов. За последние 10 лет отмечается неуклонный рост студентов, поступивших на 1 курс с отклонениями в состоянии здоровья. Так если в 1995 году к специальной медицинской группе относилось 32,6% студентов первого курса, то в 2001 году уже 43,2%. Кроме того, в процессе учебы состояние здоровья продолжает ухудшаться. Анализ показывает, что за три года учебы отмечалось двукратное снижение количества студентов в основной медицинской группе и такое же увеличение в специальной и группе ЛФК. Среди заболеваний, выявленных у студентов 1 курса в 2002 году (обследовано 2000 чел.) преобладают следующие: заболевания зрения (миопия различной степени) – выявлены у 95,3%, осмотренных студентов; нарушения осанки сколиотического типа у 84,2%; вегето-сосудистая дистония у 79,3%; заболевания желудочно-кишечного тракта у 76,6%; заболевания мочевыводящих путей у 58,9%; аллергические заболевания у 56,9%; заболевания печени и желчевыводящих путей у 51,2%; заболевания сердечно-сосудистой системы у 49,6%.

Значительный вред здоровья, как собственному, так и окружающих наносит курение табака. Проведенные социологические опросы показали, что в КГУ курит 34% студентов – 11% постоянно. В то же время, опрос первого курса показал, что курит около 6%. Необходимо активизировать работу по профилактике табакокурения и со стороны администрации и общественных организаций университета.

Основным направлением профилактической антинаркотической работы в ВУЗе является первичная профилактика, направленная на минимизацию негативного влияния факторов риска.

Концептуальной основой такой работы должен стать на наш взгляд акмеологический подход, предполагающий максимальное развитие личностных и профессиональных качеств человека и являющийся наиболее актуальным в данный возрастной период. Акмеологический аспект профилактической работы позволяет формировать и укреплять у студентов ценностное отношение к своему здоровью как непременному условию их личностной и профессиональной реализации и семейного благополучия.

Основные направления профилактической работы со студентами должны включать:

  • формирование культуры здоровья у студентов (с одной из задач – повышения личностной ответственности за уровень своего здоровья);

  • оптимизацию учебной нагрузки; социально-психологическую помощь;

  • формирование внутривузовской среды, противодействующей риску наркотизации, способствующей профессиональной и творческой самореализации студентов.

Таким образом, складывается два вектора в профилактической работе. Один связан с формированием мотивации и психологического восприятия здоровья как ценности, необходимой для профессиональной и творческой самореализации у студента, а другой с формированием внутривузовской среды, противодействующей негативному влиянию из вне.

Основой для такой работы служит Программа профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 г.г.

В настоящее время в Казанском государственном университете сложилась система профилактической работы, включающая организационную структуру в составе Управления по социальной и воспитательной работе и его функциональных подразделений – Центра валеологии (Центр содействия укреплению здоровья обучающихся), студенческого отдела, тесно взаимодействующих с заместителями деканов по воспитательной работе и кураторами учебных групп. Управляющую и координирующую функцию выполняет Научно-методический совет КГУ по воспитательной работе под руководством ректора университета, включающий в свой состав ряд секций по различным аспектам воспитательной работы, в т.ч. секцию "Образ жизни и здоровье студентов".

Опыт Казанского Государственного Университета по программно-методическому обеспечению воспитательной работы:

  • 2000г. – Разработка и принятие Программы воспитания в Казанском государственном университете "Университет. Традиции. Культура";

  • 2001-2002г.г. – Проект грантовой программы Минобразования РФ "Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)";

  • 2002г. – Участие в разработке "Программы профилактики наркотизации и сохранения здоровья студенческой молодежи Республики Татарстан на 2002-2006 г.г.".

  • 2002-2003г.г. – Проект грантовой программы Республиканского центра профилактики наркотизации населения при КМ РТ "Разработка модели социально-психологической службы Вуза".

  • 2003 г. Разработка комплексной программы КГУ "Образование и здоровье".

Нормативные документы Минобразования РФ, используемые в работе по организации учебно-научно-практического Центра валеологии (Центра содействия укреплению здоровья обучающихся):

  • Приказ № 636 от 22.10.1999г. "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ";

  • Приказ№ 1418 от 15.05.2000г. "Об утверждении примерного положения о центре содействия укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения";

  • Инструктивное письмо 29/1530-6 от 03.05.2001г. "О разработке комплексных вузовских программ "Образование и здоровье" и создании в каждом вузе Центра содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников";

  • Приказ№330 от 05.02.2002г. "О реализации решения коллегии Минобразования РФ от 15.01.2002г. №1 " О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"".

Научно-практическая конференция "Наркомания и общество: пути решения проблемы", 06 октября 2003

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования