Инновационная модель комплексного реабилитационно-профилактического центра для подростков-наркоманов 09 октября 2003 :: Вадим Захаров Профилактика и реабилитация – важнейшие направления государственной политики в наркологической области. От того, насколько эффективно работают специальные учреждения, проводящие работу по этим направлениям, зависит конечный результат – уменьшение количества людей, употребляющих наркотические вещества. Но ситуация в этой области на сегодняшний момент далека от совершенства. Основываясь на своем практическом опыте, специалист по социальной работе Вадим Захаров предлагает на обсуждение новую модель комплексного реабилитационно-профилактического центра для подростков-наркоманов. Немного об истории вопроса. Социальные службы для молодежи являются составной частью государственно-общественной системы социальных служб и социальной помощи населению. Термин "социальные службы для молодежи" появился в правовой системе России с апреля 1991 года, с принятия Закона "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР", который предоставлял право создавать ассоциации и фонды для развития системы социальных служб для молодежи1 Социальные службы для молодежи: Материалы и документы // Государственная молодежная политика в России: Документы. Опыт. Практика. М.: Социум, 1995. С. 18. Социальные службы для молодежи создаются по решению органов государственного управления республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления и находятся в ведении соответствующих органов по делам молодежи, которые определяют вид учреждений и порядок их деятельности, осуществляют методическое и организационное руководство. Ныне действующая программа "Молодежь России" предусматривает разработку и реализацию стратегии формирования социальных служб для молодежи, методологии и методики деятельности социальных служб, правовой базы, регламентирующей функционирование этих служб, определение системы подготовки и переподготовки кадров социальных служб для молодежи. Финансовые средства на функционирование системы таких служб включают:
Источниками финансирования социальной службы для молодежи являются средства республиканского и местных бюджетов, предусмотренные на эти цели; внебюджетные средства различных уровней управления; вклады предприятий и организаций. Что касается социальных служб наркологической помощи молодежи, то в начале формирования этой системы они занимали лишь седьмое место среди общего количества социальных служб для молодежи. Статья 4 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" гласит: "Государственная политика... направлена на постепенное сокращение числа больных наркоманией...", а также определяет "приоритетность мер по профилактике наркомании ... стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду; государственную поддержку научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании; привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией"2 Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" В настоящее время в Москве потребность в медико-социальной помощи лицам, имеющим те или иные наркологические проблемы, пытаются удовлетворить, по мере своих кадровых и материальных возможностей, медицинские службы города, прежде всего наркологические учреждения, а также ряд общественных благотворительных организаций. Принимая участие в социальной работе и анализируя накопленный опыт, автор пришел к выводу, что для наиболее эффективного решения проблем наркомании на сегодняшний день не хватает учреждений, способных комплексно заниматься вопросами подростковой наркомании, сочетая передовые и перспективные методы работы с четкой организацией профилактического и реабилитационного процесса. Автор предлагает модель комплексного реабилитационно-профилактического центра для подростков-наркоманов в соответствии с положениями существующего антинаркотического законодательства. Причинами создания специального Центра для работы с подростками, попавших в наркотическую зависимость являются особенности подросткового возраста, которые необходимо учитывать для оптимизации реабилитационной терапии. Среди особенностей работы с подростками можно назвать более острую необходимость, чем в какой либо возрастной группе, работы с близкими им людьми, в первую очередь с родителями. Специфичность детского развития требует и разнообразия форм деятельности, включения игровых моментов, а также существенного (по сравнению со взрослыми) снижения темпа работы над проблемами. Работа комплексного реабилитационно-профилактического центра для подростков-наркоманов должна строиться на обязательном соблюдении следующих принципов3 Ю.В. Валентик, О.В. Зыков, П.И. Сидоров, М.Г. Цетлин "Медико-социальная работа в наркологии" Архангельск, изд. Архангельской гос. мед. акад. С. 79
Рекомендуемая концепция комплексного реабилитационно-профилактического центра для подростков-наркоманов и роль специалиста по социальной работе. Центр предназначен для оказания подросткам больным наркоманией и их семьям квалифицированной реабилитационной помощи всех видов: медико-социальной, социально-психологической и педагогической. Центр обслуживает подростков до 18 лет, попавших в наркотическую зависимость и связанную с ней трудную жизненную ситуацию, а также членов их семей и всех, нуждающихся в консультации специалистов, работающих по программам реабилитации и профилактики наркомании среди молодежи. Центр предоставляет своим клиентам следующие услуги:
По нашему мнению, один Центр такого профиля должен обслуживать территорию с 50-ти тысячным населением. Целью работы Центра является освобождение личности и семьи от наркотической зависимости, наиболее полная реабилитация и адаптация их в социуме. Основными задачами Центра видятся:
Для эффективного функционирования комплексный реабилитационно-профилактический центр для подростков наркоманов, по мнению автора, должен иметь определенную организационную структуру, которая может включать в себя: 1. Отделение первичного приема, которое предназначено для первичного приема и регистрации клиентов Центра. Основные направления деятельности Отделения:
2. Отделение экстренной психологической помощи подросткам и членам их семей, которое предназначается для оказания срочной психологической и консультативной помощи наркотически зависимым подросткам и членам их семей, попавших в экстремальную жизненную ситуацию, каким либо образом связанную с наркотиками и требующую немедленного разрешения. Основными задачами отделения являются:
3. Отделение стационарной помощи для подростков – наркоманов, основной задачей которого является медико-социальная реабилитация подростков, больных наркоманией. Основными задачами Отделения являются:
4. Отделение реабилитационной терапии и профилактики наркомании, которое предназначается для проведения комплекса реабилитационных мероприятий для подростков, попавших в наркотическую зависимость и членов их семей. Основные направления работы Отделения:
5. Отдел разработки инновационных технологий реабилитации подростков-наркоманов, целью которого является внедрение медицинских, психологических и социальных инноваций в существующие методы решения проблем наркотической зависимости у подростков, а также для разработки инновационных технологий профилактики наркомании среди молодежи. Основными направлениями деятельности этого отдела являются:
Для эффективной работы реабилитационно-профилактического центра для подростков-наркоманов необходимо наличие специально подготовленных сотрудников высшего, среднего и младшего звена. Их специализация определяется особыми формами и методами работы, которые они должны применять в процессе своей деятельности. Специалисты среднего и высшего звена, в частности, могут получать базовое образование по социальной работе и, далее специализироваться в сфере работы с подростками-наркоманами, или же, имея иное высшее гуманитарное образование, получить переподготовку. Следующим образом можно представить совокупность функциональных обязанностей специалистов по социальной работе, занимающихся проблемами подростковой наркомании, и объем знаний, необходимых им для эффективной деятельности. Должностные обязанности: 1. Специалист по социальной работе определяет систему социально-психологических и социально-правовых отношений в сфере профилактики и лечения наркомании. 2. В области профилактики способствует проведению широкой информационно-просветительской работы по представлению наркомании как болезни, имеющей физиологические, психологические и социальные причины, проявления и следствия. 3. В области лечения:
4. В области реабилитации:
5. Специалист должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов; методические и нормативные руководящие материалы по социальной работе в общей и наркологической практике; современные методы помощи наркологическим больным и их близким; передовой отечественный и зарубежный опыт работы специалистов по социальной работе в сфере помощи наркоманам. Объем необходимых специальных знаний для социальных работников, не имеющих медицинского образования, в области работы с подростками-наркоманами можно определить так:
Помимо требований к профессиональным умениям и навыкам специалистов, практическая деятельность в сфере социальной работы сопряжена с выполнением определенных условий в плане образа жизни и поведения, манеры общения, имиджа. Резюмируя, необходимо отметить, что в обобщенной форме правила социальной работы с подростками-наркоманами можно представить так: признание, неосуждение, адресность (индивидуализация), эмпатия, партнерство, доверие. Запрещены манипулирование поведением пациентов, заведомый обман, избирательное отношение к клиентам разного характера, интеллекта, возраста, пола, обеспеченности, национальности, вероисповедания, то есть социальный работник должен быть гарантом соблюдения всех прав человека для подростков-наркоманов. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|