Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Современные технологии в наркобизнесе

 

В связи с развитием компьютерных технологий, прежде всего всемирной электронной сети Интернет, в международном законодательстве появился новый термин «киберпреступность». Каким образом мировой наркобизнес использует в своих целях «всемирную паутину», что может и должно противопоставить российское государство расширению возможностей международного криминала? Ответы на эти вопросы вы сможете узнать в исследовании, которое подготовили трое ведущих российских экспертов в области борьбы с наркобизнесом - председатель Комитета Государственной Думы РФ по безопасности Гуров А.И., советник отдела аналитических разработок Информационно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы РФ Виноградская Т.М. и профессор московской Академии МВД Калачев Б.Ф.

Компьютерная (сетевая) преступность традиционно подразделяется на два больших, хотя и пересекающихся, класса:

  • преступления, непосредственно посягающие на безопасность компьютерных систем и компьютерной информации;
  • преступления против личности, собственности, порядка управления и прочих объектов, но совершаемые с использованием компьютеров, компьютерных систем и современных сетевых технологий.

    Последний тип незаконных действий, собственно, и относится к киберпреступности. Киберпреступность в силу своей специфики стала настолько актуальным явлением, что в ноябре 2001 года Советом Европы была принята Конвенция о киберпреступности.

    Будет полезным напомнить, что суммарный объем рынка телекоммуникаций, связанных с глобальной компьютерной сетью Интернет, по оценкам, приближается к 700 миллиардам долларов США и к 2005 году, по мнению экспертов, перешагнет за 1 000 миллиардов долларов США. Фирмы Microsoft, AT&T, Apple отказались от частных электронных сетей в пользу сети Интернет, которая жадно поглощает частные информационные сети, превращая Интернет воистину в мировую паутину. Глобализация сети Интернет имеет очевидную тенденцию к дальнейшему расширению, становится привычным атрибутом современной жизни, активно входит и в российские квартиры.

    Трудно переоценить возможности, которые открывает это окно в мир для развития творческих способностей личности, бизнеса, науки. Музеи и библиотеки мира распахивают перед вашим взором свои сокровища, банки открывают счета, товары перемещаются по всему миру как по мановению волшебной палочки. Находясь в московской квартире, вы имеете возможность увидеть, что сейчас происходит, например, в Гудзоновом заливе. Вы можете поделиться своими мыслями и найти друзей, работу, квартиру, место проведения досуга, спутника жизни. Но, к сожалению, как любое прогрессивное техническое явление, Интернет обнаруживает и свои отрицательные стороны.

    В настоящей работе речь пойдет об эксплуатации Интернета с целью незаконного расширения возможностей наркобизнеса. Эксперт ООН, координатор Программы ООН по контролю над наркотиками Сандип Шоула сделал заявление, что Интернет стал тайной лабораторией для изготовления синтетических наркотиков. Согласно приведенным им сведениям, сеть Интернет оказалась засорена рецептами производства и потребления наркотиков, главным образом синтетических препаратов новых поколений.

    По сравнению с другими государствами, такое использование Интернета в нашей стране еще только разворачивается, но имеется российская специфика распространения негативной информации о наркотиках на веб-страничках русскоязычной сети Интернет. Репрезентативный анализ веб-страничек, отведенных под рубрику "наркотики", показывает, что свыше 80 процентов отводится информации, мягко говоря, негативной. При этом подавляющая доля информации - 77,8 процента - касается так называемых тяжелых, или жестких, наркотиков типа амфетаминов, галлюциногенов и прочих. Этот показатель для русскоязычного Интернета в 1,5 раза выше, чем для Интернета в глобальных масштабах. А "жесткие" наркотики - одни из самых опасных, и привыкают к ним быстрее, и последствия значительно тяжелее.

    Еще более удручает картина, которая складывается с информацией о полусинтетических наркотиках (героин, морфий и другие). В русскоязычных файлах о наркотиках информация о героине и морфии встречается почти в 5 раз чаще, чем в Интернете в целом. Содержательный анализ рекламы о наркомании и незаконном обороте наркотиков показывает, что в российской информационной системе Интернет она носит крайне разнузданный характер и отличается откровенным нигилизмом по отношению к закону, не говоря уже об общественной нравственности.

    Использование Интернета как инструмента незаконного распространения наркотиков, их рекламы также относится к разряду киберпреступлений, поэтому киберпреступления в наркобизнесе, проблемы, которые приходится решать правоохранительным органам и спецслужбам в борьбе с ними, международные инициативы в этой сфере — темы данной работы. В заключении обсуждаются вопросы, связанные с ответом России на кибернетические вызовы.

    Конвенция Совета Европы о киберпреступности

    Глобализация и новые технологии коммуникаций и связи (прежде всего Интернет) принесли обществу огромные блага в сфере экономики, образования и культуры. Число пользователей Интернетом в мире практически удваивается каждые шесть месяцев. Индустрия информационных технологий становится движущей силой повышения благосостояния во всем мире, в чем заинтересованы как развитые, так и развивающиеся страны.

    Современные компьютерные технологии способствовали интеграции экономики в единую глобальную систему, состояние которой в значительной степени определяется функционированием фондовых бирж и рынков капитала. Однако технический прогресс и глобализация в сфере торговли и финансовой деятельности открыли возможности не только для социального развития, но и для появления новых и развития традиционных форм преступности. В связи с этим появился термин "киберпреступность". Он охватывает различные виды деятельности и используется для обозначения любых нарушений закона, при совершении которых или содействии совершению которых используются электронные средства.

    Особенности киберпреступлений состоят в следующем:

  • при использовании небольших ресурсов для их совершения может быть нанесен огромный ущерб;
  • преступление может быть совершено в одной юрисдикции (стране), а правонарушитель может находиться под другой юрисдикцией (в другой стране);
  • во многих национальных законодательствах отсутствует четкое определение (или какое-либо определение вообще) таких правонарушений;
  • опасность, угрожающая правонарушителям, и вероятность их выявления довольно низки.

    Во всех регионах мира создаются механизмы для изучения преступлений, связанных с использованием высоких технологий, и принятия соответствующих ответных мер. В некоторых регионах основное внимание уделяется борьбе с мошенничеством, детской порнографией и хакерством, а в других основными проблемами считаются отмывание денег и экономическая преступность. В свете событий, произошедших в последнее время, особое внимание уделяется теперь проблеме использования террористическими организациями новых технологий.

    Связанная с наркотиками преступность с использованием высоких технологий по-прежнему является относительно новым явлением, и лишь немногие страны располагают средствами для оценки ее масштабов или последствий, в связи с этим практически отсутствуют конкретные инициативы в области борьбы с такой преступностью.

    Наиболее значимым на сегодняшний день результатом международного сотрудничества в борьбе с преступностью, связанной с использованием высоких технологий, является Конвенция Совета Европы о киберпреступности1. В подготовке текста участвовали 43 государства — члены Совета, а также Канада, Япония, Соединенные Штаты (имеющие статус наблюдателей) и Южно-Африканская Республика. Конвенция была принята 8 ноября 2001 года и открыта для подписания 23 ноября 2001 года.

    В Конвенции затрагиваются вопросы юрисдикции, выдачи, перехвата сообщений, а также формирования и сохранения данных. В ней перечисляются деяния, которые должны быть признаны уголовно наказуемыми согласно национальному законодательству, в том числе: несанкционированный доступ, незаконный перехват данных, нарушение целостности данных, нарушение целостности систем, связанный с использованием компьютеров подлог, связанное с использованием компьютеров мошенничество, пособничество или подстрекательство к совершению этих преступлений.

    В Конвенции подробно рассматривается механизм налаживания эффективного международного сотрудничества и координации при проведении расследований и уголовном преследовании. В частности, стороны этой конвенции должны будут наделить национальные органы полномочиями производить компьютерный поиск и изымать компьютерные данные.

    В рамках дел, связанных с наркотиками, конвенция будет применяться в качестве средства обеспечения взаимной юридической помощи. Например, компетентные органы, стремящиеся получить электронные доказательства деятельности торговцев наркотиками и обнаружить их клиентов или их активы в другом государстве, смогут обращаться к такому государству с просьбой о поиске баз данных, которые использовались подозреваемыми в занятии наркобизнесом лицами, или о перехвате их электронных сообщений, например электронной почты.

    Тем не менее частный бизнес и гражданские объединения выступают против некоторых положений конвенции о киберпреступности. Консорциум ассоциаций, объединяющих предприятия по производству информационных технологий, заявил о своих возражениях в связи с тем, что конвенция, по его мнению, возлагает на поставщиков услуг в сети Интернет обременительные обязанности по сохранению данных и ответственность за действия третьих сторон, а также ограничивает масштабы законной деятельности в Интернете. Группы борьбы за гражданские свободы сделали аналогичные заявления о своей обеспокоенности предусмотренными в конвенции мерами, которые, по их мнению, представляют собой посягательство на неприкосновенность частной жизни. Международный комитет ООН по контролю над наркотиками (МККН) считает, что такой правовой документ может способствовать осуществлению усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими.

    Способы использования современных электронных технологий в криминальных целях

    К способам незаконного использования современных технологий наркоторговцами МККН относит следующие:

  • распространение с помощью средств массовой информации, в том числе электронных, информационных материалов, подстрекающих или побуждающих к употреблению наркотиков (нарушение статьи 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года);
  • распространение через Интернет информации, содержащей рекомендации по незаконному использованию и изготовлению наркотиков.

    Формулы (прописи) наркотиков обычно держались в секрете, они ревностно охранялись, а при современных средствах информатизации сведения о них может теперь получить любой, кто способен выйти на оператора, подключенного к глобальной сети. Теперь даже малоквалифицированные специалисты имеют электронный путь приобщения к производству наркотиков. Менее 10 процентов подозрительных лиц, задержанных за незаконное производство метамфетамина, являются экспериментирующими химиками, что и объясняет причину многочисленных вспышек, взрывов и несчастных случаев с ранениями, которые происходят в подпольных лабораториях.

    Кроме того, в Интернете происходит нерегламентируемый рост числа аптек, которые предлагают к продаже препараты, в том числе сильнодействующие и наркосодержащие, без рецепта (нарушение статьи 10 Конвенции ООН о психотропных веществах 1971 года).

    О быстром росте масштабов торговли через Интернет препаратами, отпускаемыми в обычных аптеках по рецепту, могут служить данные комитета по надзору, образованного Конгрессом США. В 1998-1999 годах число изъятий фармацевтических препаратов возросло на 450 процентов, это связано главным образом с приобретением таких препаратов через Интернет. В течение пяти месяцев 2000 года было начато 30 расследований в связи с он-лайновской торговлей фармацевтическими препаратами.

    По данным Международной организации уголовной полиции (МОУП/Интерпол) на начало 2000 года компетентными органами Великобритании и Северной Ирландии было выявлено более 1 000 веб-сайтов, на которых в нарушение международных договоров о контроле над наркотиками предлагается купить запрещенные наркотики - каннабис, экстази, кокаин, героин. Больше всего таких сайтов обнаружено в Нидерландах и Швейцарии.

    Способы использования электронных технологий наркобизнесом

    Новые технологии позволяют группам наркобизнеса применять следующие методы при совершении преступлений.

    1. Сокрытие электронной информации о поставках незаконных партий наркотиков

    А. Путем кодирования электронных посланий.
    Торговцы наркотиками используют компьютеры и электронные записные книжки для хранения следующей информации: номеров банковских счетов, баз данных об активах и финансовой деятельности, данных связи с сообщниками, данных учета торговых операций, координат тайных взлетно-посадочных полос, способов изготовления наркотиков и так далее.

    Б. Путем использования неконтролируемых средств электронной связи.
    Телефоны, факсы, пейджеры, компьютеры применяются и непосредственно при проведении незаконных операций для передачи информации, на какой склад доставлять грузы, с кем связываться для организации перевозок, на какой счет пересылать полученные деньги. С этой целью используются спутниковые телефоны, "клонированные" сотовые телефоны (то есть сотовые телефоны, идентификационные коды которых, присвоенные законным пользователям, перехватываются и записываются в сотовые телефоны преступников), телефонные карточки с предварительной оплатой, широкополосные радиочастоты, чат-комнаты в Интернете с ограниченным доступом.

    2. Отмывание доходов от наркобизнеса с помощью электронных переводов

    Интернет обладает тремя специфическими свойствами, которые могут способствовать отмыванию денег свободным доступом, анонимностью отношений между клиентом и финансовым учреждением, высокой скоростью совершения электронных сделок.

    Появление новых мировых рынков акций, облигаций, фьючерсов, валюты и других ценных бумаг расширяет круг операций, позволяющих с помощью электронных средств быстро, легко и скрытно перемещать по миру крупные суммы денег. Использование смарт-карт и он-лайновых механизмов осуществления банковских операций ограничивает личные контакты между сотрудниками банков и клиентами, а значит, снижает действенность механизмов проверки законности финансовой деятельности. Конкуренция в сфере финансовых услуг способствует тому, что зачастую меры борьбы с отмыванием денег рассматриваются как несовместимые с нормальной деловой практикой.

    Учитывая, что практически все подозрительные сделки, выявленные в разных странах, представляли собой операции с наличностью, МККН предполагается, что в странах, где финансовая жизнь приобретает более безналичный характер, предпринимаемые меры по борьбе с отмыванием денег не успевают за темпами научно-технического прогресса.

    Так, казино давно используются для отмывания незаконных средств. Организация виртуальных казино в Интернете - вполне естественное продолжение указанной практики. Но реальные игорные заведения под давлением правоохранительных органов и спецслужб вынуждены соблюдать требования, направленные на борьбу с отмыванием денег, иное дело - виртуальные казино, которые могут действовать в условиях полной бесконтрольности. В марте 2001 года на сайте любителей азартных игр был представлен список 12 000 веб-ссылок, в том числе 2 045 виртуальных казино.

    3. Информационные войны против оперативно-следственных мероприятий, проводимых правоохранительными органами и спецслужбами

    Современные средства позволяют ставить защиту на компьютеры с целью выявления попыток проникновения и осуществления ответного хакерства для причинения ущерба источнику таких действий. В Китае, например, наркодельцы пытались предотвратить свое разоблачение, проникнув в базу данных таможни с целью изменения информации, касающейся интересующей их партии товара. Колумбийские и мексиканские наркокартели используют современное оборудование для наблюдения за проводящими расследование сотрудниками и перехвата их сообщений, сбора фотографий и другой информации личного характера. Преступниками были похищены переносной компьютер и диски, принадлежащие следственным органам. Впоследствии информация, содержащаяся на этих дисках, использовалась для перехвата сообщений сотрудников полиции и установления слежки за ними.

    4. Изменения в формах организованной преступности, обусловленные возможностями глобальных информационных сетей

    Под влиянием глобализации организованная преступность приобретает более транснациональный характер, претерпевает структурную перестройку и децентрализацию. Отдельные преступные группировки, построенные по принципу пирамиды, уступают место подвижным сетям структурных объединений, построенных по типу сот (или ячеек сети). На первое место в преступных организациях новой формации выходят функциональная полезность и квалификация.

    Национальная принадлежность сохраняет свою значимость при условии, что открывает возможности выхода на новые этнические, конфессиональные рынки или позволяет проникнуть в какие-то учреждения и занять там необходимые позиции, в том числе для коррумпирования служащих.

    В сфере организованного наркобизнеса сетевая структура включает в себя хорошо охраняемое небольшое центральное звено организаций или лиц, связанных с многочисленными менее четко оформленными подразделениями, что делает ее менее уязвимой для действий правоохранительных органов и спецслужб.

    Деятельность транснациональных групп в прямом смысле слова не знает границ. При планировании преступлений ставится целью сведение к минимуму опасности столкновения с правоохранительными органами и спецслужбами и максимальное увеличение прибыли. Преступления совершаются так, чтобы уголовное дело не попадало полностью под юрисдикцию одного государства.

    Наркобизнес использует новые технологии как для повышения эффективности процесса доставки и незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ по каналам надежной и оперативной связи, так и для защиты себя и своих незаконных операций от расследования. Эти технологии позволяют организаторам наркобизнеса находиться в своих убежищах, расположенных на другом конце мира, далеко от места преступных действий по выращиванию, изготовлению и распространению наркотиков.

    Влияние современных кибернетических технологий на организацию борьбы с наркопреступлениями

    1. Особенности борьбы с незаконным распространением наркотиков в условиях глобализации

    Борьба с преступностью в сфере наркобизнеса проводится в четко определенных пределах государственной юрисдикции и суверенитета. При этом система охраны правопорядка традиционно основывается на иерархической системе управления с четким разграничением по географическому признаку. Разумеется, это затрудняет борьбу с организованной преступностью, опирающуюся на сети малозаметных подразделений, разбросанных по всему земному шару.

    Для осуществления эффективных операций по ликвидации организаций наркобизнеса органам по обеспечению соблюдения законов о наркотиках необходимо создать действенные мировые глобальные сети, а также наладить международную связь по вопросам проведения оперативно-следственных мероприятий с другими правоохранительными органами и спецслужбами.

    МККН отмечает отсутствие комплексного законодательства о правонарушениях, совершаемых в электронной форме. Во многих странах такое законодательство просто отсутствует, но и в тех, где оно есть, возникают проблемы, связанные с транснациональным характером преступлений.

    Обследование законодательства о борьбе с преступностью, связанной с использованием высоких технологий, проведенное по вопросам менеджмента в пятидесяти двух странах, показало, что в тридцати трех странах законодательство не пересматривалось вовсе, в девяти странах принятое законодательство было признано неполным, в десяти странах принято законодательство, допускающее уголовное преследование за совершение наиболее серьезных киберпреступлений.

    Как показали данные распространенного в Западной Европе опросника по наркопреступлениям, совершаемым через Интернет, большинство правительств не приняло никаких нормативных правовых актов для борьбы с деяниями такого рода. В большинстве государств поставщики услуг в сети Интернет действуют за рамками существующей правовой системы и поэтому почти, а чаще совсем не попадают под контроль. Практически нигде не была зарегистрирована рассматриваемая группа преступлений, при совершении которых наркодельцы поддерживали связь через Интернет.

    2. Из опыта борьбы с киберпреступностью

    В правоохранительных органах ряда развитых стран, в том числе Российской Федерации, Канады, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, созданы специальные подразделения для расследования киберпреступлений. В Специальном административном районе Китая Гонконге приняты меры по укреплению следственного и правоохранительного потенциала на международном уровне. Там образован отдел по преступлениям, связанным с использованием передовых технологий, насчитывающий 76 сотрудников, которые были специально обучены методам борьбы с такими преступлениями на национальном уровне.

    Федеральная полиция Австралии создала он-лайновую систему управления расследованиями, которая называется "Полицейская он-лайковая информационная система управления в режиме реального времени" (ПРОМИС). Сотрудники связи Федеральной полиции Австралии, действующие в разных странах мира, используют эту систему для обмена данными, фотографиями и другой информацией по расследованиям со своими коллегами в режиме реального времени.

    В Испании разработан национальный план действий, связанных с борьбой против распространения наркотиков, в котором предусмотрено создание наблюдательного органа контроля над использованием организациями наркобизнеса новых технологий, включая Интернет. В настоящее время там действует департамент по борьбе с преступлениями, связанными с использованием высоких технологий, в рамках министерства внутренних дел. Департамент активно участвует в деятельности по предупреждению использования Интернета для незаконного рекламирования контролируемых веществ, в том числе психотропных веществ.

    В Соединенных Штатах Америки действует Центр оценки методов борьбы с наркоманией при Управлении по осуществлению национальной политики контроля над наркотиками. Центр поддерживает научно-технические исследования и разработки в интересах органов по обеспечению соблюдения законов о наркотиках. Там разработаны новые процедуры анализа воздействия наркотиков на организм человека, обнаружения таких наркотиков, сокрытых в теле или на теле, их выявления в контейнерах, транспортных средствах или других замкнутых пространствах.

    2. Необходимые условия для борьбы с киберпреступлениями

    Для эффективной борьбы с киберпреступлениями необходимо:

    A. Оснащение правоохранительных органов и спецслужб техническими средствами, не уступающими по своим возможностям техническим средствам, используемым преступниками. Чтобы не отставать в техническом отношении, необходимо постоянно модернизировать оборудование и проводить профессиональную переподготовку личного состава. Не менее актуально поддерживать сеть связи в режиме "24/7" (ежедневное круглосуточное функционирование) для обеспечения возможности проведения расследований в режиме реального времени. Перечисленные задачи могут стать неразрешимой проблемой для многих развивающихся стран, привести к увеличению разрыва в кадровом и техническом потенциале преступных объединений и следственных органов. Некоторые из этих государств могут в скором времени превратиться в своеобразные информационные убежища, где преступники будут дислоцировать своих поставщиков услуг и хранить наиболее важную информацию.

    Б. Постоянно совершенствовать квалификацию работников следственных органов и прокуратуры. Нехватка высококвалифицированных следственных и оперативных работников, а также прокуроров, имеющих соответствующие специальные знания, ощущается даже в развитых странах, поскольку заработная плата в государственном секторе всегда ниже, чем в частном.

    B. Соразмерять необходимость расследования правоохранительными органами и спецслужбами обстоятельств частной жизни подозреваемых с требованиями обеспечения неприкосновенности частной собственности и средств связи. К сожалению, в условиях развития законодательства о борьбе с киберпреступностью такое согласование является труднодостижимым. Принуждение поставщиков услуг через Интернет к хранению регистрационных данных о клиентах для целей уголовного расследования является довольно щекотливым вопросом, касающимся частной жизни, который беспокоит и промышленные круги, и группы активистов, выступающих за обеспечение гражданских прав.

    Как показывает практика борьбы с киберпреступлениями, единственной областью преступности, использующей распространение информации определенного содержания через Интернет, в борьбе с которой удалось добиться относительных успехов, является детская порнография, причем результаты получены во многом благодаря тому, что обсуждаемая деятельность пока еще вызывает всеобщее осуждение. Помимо сказанного, во многих странах даже хранение упомянутых изображений считается преступлением. Поставщики услуг в сети Интернет понесут юридическую ответственность, если будет установлено, что с их ведома предоставлялся доступ к веб-сайтам, содержащим детскую порнографию. Правонарушения, связанные с детской порнографией, являются, увы, единственными среди преступных деяний, заключающихся в распространении информации, в том числе электронной, определенного содержания, которые указаны в Конвенции Совета Европы о киберпреступности.

    4. Использование новых электронных технологий правоохранительными органами и спецслужбами

    Специальные компьютерные программы судебной экспертизы. Они позволяют применять компьютерные технику и технологии для обработки информации об изъятиях и доказательствах и извлекать из компьютерных систем требуемую информацию для следственных или оперативных целей. Компьютерные программы могут отслеживать массивы данных по ключевым словам или выражениям или выявлять отдельные элементы электронных сообщений, которые отвечают заданным параметрам фильтра, установленного в соответствии с решением суда, например сообщения, адресованные определенному счету или пользователю или исходящие от такого счета или пользователя. При обновлении программ функции контроля целостности фиксируют режим сбора данных, который использовался в отношении доказательств, и показывают, что применявшиеся параметры фильтра и полученная информация не изменились. Такие функции являются дополнительным подтверждением аутентичности и неприкосновенности цепи процедур обеспечения сохранности данных.

    Специальные компьютерные модели для выявления в он-лайновом режиме отклонений в финансовых операциях и разработка программного обеспечения для высокоскоростных компьютеров. Эти технические средства позволяют устанавливать личность торговцев наркотиками по отпечаткам пальцев. С их помощью создаются информационные сети, дающие возможность компетентным органам делать перекрестные ссылки между данными регистрации прав собственности и другими данными, к примеру налоговыми декларациями.

    Усовершенствование средств досмотра. В настоящее время таможенные органы и органы, занимающиеся инспекцией грузов, располагают различными средствами досмотра, которые позволяют проводить досмотр без применения мер принуждения. Для этого используются усовершенствованные методы обнаружения при помощи рентгеновского и гамма-излучения. Также создаются переносные (передвижные) устройства для поиска наркотиков на судах, в каютах и контейнерах любых размеров в процессе досмотра на море и в портах. Вполне оправдывают себя методы быстрого досмотра пассажиров и их багажа, которые позволяют не создавать лишних неудобств для граждан.

    Сотрудничество правоохранительных органов и спецслужб с частным сектором экономики. Такое сотрудничество является основой организации более эффективного отпора преступности, связанной с использованием высоких технологий, и защиты от нее. Поставщики услуг в Интернете создают международные сети сотрудничества с правоохранительными органами на основе так называемых ассоциаций линий экстренной связи. Эти сети в основном взаимодействуют с целью борьбы с детской порнографией в сети Интернет. В случае обнаружения материала, который квалифицируется как детская порнография, линия экстренной связи устанавливает местонахождение сайта и, если он расположен в непосредственной близости, уведомляет об этом полицию и (или) поставщика услуг в Интернете. Затем выявленный материал устраняется посредством четко сформулированного уведомления и процедур ликвидации. Многие страны применяют аналогичные национальные системы. По такой схеме можно выстраивать взаимодействие с частным сектором экономики для пресечения распространения незаконной информации о наркотиках в Интернете.

    В США взаимодействие частного сектора (владельцев или операторов важных объектов инфраструктуры, например электростанций) с государственным позволяет правоохранительным органам и спецслужбам обмениваться информацией о кибернетических вторжениях, об угрозе со стороны преступников так называемым уязвимым местам.

    Регулирование доступа и контроль за содержанием. Веб-сайты могут быть полностью заблокированы с помощью средств цензуры, как это происходит в странах, где правительство контролирует доступ к Интернету. В некоторых государствах поставщики услуг в сети Интернет или администраторы веб-сайтов привлекаются к уголовной ответственности, если они сознательно распространяют материалы, которые считаются незаконными или вредными согласно действующим национальным законам, в том числе и о наркотиках. Поставщики услуг в сети Интернет, как правило, регламентируют содержание веб-сайтов, работу которых они обеспечивают, используя добровольные кодексы поведения, как это делается в Италии или Японии. Для этих целей используются и соглашения между поставщиком услуг и администраторами веб-сайтов, имеющие юридическую силу. В этих документах оговариваются юрисдикция и место предъявления иска. Например, это имеет место в Канаде. Пользователи веб-сайтов уведомляются о политике, проводимой владельцами сети.

    Отдельные пользователи также располагают возможностями регулировать содержание поступающей через Интернет информации с помощью имеющихся на рынке компьютерных программ. Последние блокируют или отфильтровывают нежелательную информацию в соответствии с установленными критериями. Так, одна из компаний по производству программного обеспечения в Соединенных Штатах отфильтровывает содержание проходящей через Интернет информации на основании перечня зарегистрированных сайтов, который постоянно обновляется. Эта американская компания составила черный список, насчитывающий свыше 60 000 сайтов, которые признаны неприемлемыми по разным причинам, включая поощрение незаконного потребления наркотиков.

    Международные инициативы в борьбе с киберпреступностью

    Организация Объединенных Наций, "группа восьми", Интерпол и Совет Европы прилагают серьезные усилия по борьбе с преступностью, использующей высокие технологии. В 1995 году Интерпол организовал первую международную конференцию по компьютерным преступлениям и подготовил руководство для специалистов, занимающихся расследованием преступлений, связанных с использованием информационных технологий. Цель — установить технические стандарты в области проведения расследований. Было создано центральное подразделение и четыре рабочих группы по расследованию преступлений с использованием высоких технологий из представителей стран Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Европы. Их основной задачей стало налаживание подготовки кадров и сотрудничество на региональном уровне.

    Подотдел по наркотикам Интерпола поддерживает надежно защищенный веб-сайт, доступный для национальных бюро, который доводит до сведения полицейских подразделений информацию о случаях изъятия новых наркотиков. Он же рассылает предупреждения об осуществляемых операциях по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другие горячие сообщения. Вся информация успешно используется благодаря поддержанию связи в режиме реального времени ("rialtime"). Наличие между членами оперативных групп связи с применением криптографии позволило повысить степень безопасности осуществляемых в последнее время проектов, нацеленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Интерпол сотрудничает также с частным сектором с целью защиты промышленных и деловых кругов от кибернетических атак.

    В июне 1996 года во Франции главы государств и правительств политической "группы восьми" одобрили 40 рекомендаций группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности. В шестнадцатой рекомендации государствам настоятельно предлагалось пересмотреть свое законодательство, установить уголовную ответственность за злоупотребление современными технологиями, заслуживающее уголовного наказания, обеспечить надлежащее удовлетворение соответствующих потребностей в технической помощи в связи с этой задачей. Для выполнения шестнадцатой рекомендации в январе 1997 года была создана специальная Лионская группа.

    На совещании министров юстиции и внутренних дел стран "группы восьми", которое проходило в Вашингтоне в декабре 1997 года, были согласованы принципы и план действий в области борьбы с высокотехнологичной преступностью. Государствам вновь настоятельно предлагалось разработать соответствующие нормативы для расследования высокотехнологичных преступлений и уголовного преследования за совершение таких преступлений, а также принять соответствующие законы для укрепления международных режимов выдачи и оказания взаимной юридической помощи.

    В январе 1999 года Европейский парламент и Европейский совет приняли многолетний план действий на уровне общин по содействию более безопасному использованию Интернета путем борьбы с распространением через глобальные сети противозаконной и пагубной информации.

    С начала 2001 года правоохранительные органы и спецслужбы государств — членов "группы восьми" и девяти других государств ежедневно поддерживали контакты и обменивались информацией через сеть "24/7" (функционирует ежедневно и круглосуточно), которая успешно применялась в ходе расследования серьезных преступлений, связанных с использованием высоких технологий.

    Через Национальное полицейское управление правительство Японии финансирует созданную на базе Интернета сеть электронной связи для двадцати одной страны Азии с уже известной целью обмена информацией о преступлениях, связанных с использованием высоких технологий. В реализации первого этапа этой инициативы участвует восемь стран.

    В рамках осуществления плана действий Европейского союза по борьбе с наркотиками на 2000—2004 годы функционирует рабочая группа совета министров по незаконному обороту наркотиков. В начале 2001 года рабочая группа провела оценку угрозы, возникающей в результате незаконного использования Интернета в сфере наркобизнеса, ею же подготовлен обзор существующих правовых норм в государствах - членах Евросоюза. Европейская комиссия рассматривает пути повышения эффективности усилий по борьбе с незаконной торговлей наркотиками через Интернет, важность которых была признана для стратегии Европейского союза в отношении наркотиков на период 2000—2004 годов.

    В сентябре 2001 года Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию приняла план действий по борьбе с преступлениями, связанными с использованием высоких технологий и компьютеров. В соответствии с этим планом предлагается принять национальные меры по отнесению к криминальным действиям неправомерного использования информационных технологий (компьютерных и телекоммуникационных средств); разработке норм и процедур эффективного выявления и расследования преступлений, имеющих отношение к этому вопросу, атакже использованию этих норм; соответствующему техническому оснащению сотрудников правоохранительных органов и спецслужб и их подготовке.

    Возможное развитие событий

    Международные эксперты проявляют серьезное беспокойство в связи с отсутствием в действующих национальных законодательствах о борьбе с киберпреступностью положений, касающихся наркотиков. Новые технологии следует рассматривать не только как серьезную помеху в борьбе с наркопреступностью, но и как потенциальное средство предупреждения незаконного производства и распространения наркотиков, противоправного их оборота и потребления. Если не будут приняты необходимые меры на национальном и международном уровнях, человечество, возможно, столкнется с рядом сложных проблем.

    По мере дальнейшего развития новых технологий электронных средств связи, роста объемов финансирования и торговли в он-лайновом режиме расширятся возможности для совершения всех видов преступлений. Благодаря росту и взаимозависимости экономики разных стран преступным организациям будет легче интегрировать свои операции в законную экономическую деятельность.

    Возрастут масштабы транснациональной преступности, поскольку компьютерные сети облегчают совершение трансграничных преступлений.

    Организованная преступность и далее будет использовать достижения научно-технического прогресса как в наступательных, так и в оборонительных целях. В организованных преступных группах обязательно будут присутствовать специалисты по информационным технологиям.

    Возрастут масштабы электронных методов отмывания денег по мере роста числа компаний, предоставляющих он-лайновые финансовые услуги. Это особенно опасно, если мерам по борьбе с отмыванием денег по-прежнему будет уделяться мало внимания, а оффшорные компании будут по-прежнему предоставлять свои услуги на условиях анонимности и защиты от следствия. За счет использования информационных технологий возрастет также степень защиты подпольных банковских систем.

    Продолжится рост преступности, связанной с наркотиками. Такие преступления будут совершаться многими лицами, в том числе не принадлежащими к организованным преступным группам и никак не связанными с профессиональным преступным миром.

    Несовершеннолетние будут чаще совершать преступления, связанные с информационными технологиями, поскольку новые поколения осваивают компьютерную грамотность в раннем возрасте и быстрее взрослых.

    Преступные организации расширят использование в своих интересах достижений научно-технического прогресса с целью более активного вложения средств в производство синтетических наркотиков для незаконной торговли.

    Потенциал правоохранительных органов и спецслужб в области проведения мероприятий по перехвату и наблюдению начнет уменьшаться. Это может произойти в результате более широкого применения организациями наркобизнеса методов криптографии и других средств сокрытия информации.

    Территориальные юрисдикции без соответствующих законов о борьбе с преступлениями, связанными с использованием информационных технологий, превратятся в надежные убежища для преступников.

    До предела будут напряжены возможности традиционных систем выдачи преступников и оказания взаимной юридической помощи.

    Рекомендации Международного комитета ООН по контролю над наркотиками

    МККН выступает в качестве гаранта трех международных договоров о контроле над наркотиками: Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года; Конвенции о психотропных веществах 1971 года; Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

    Функциональное предназначение перечисленных конвенций заключается в обеспечении здоровья и благополучия всех наций и мирового сообщества в целом. Исходя из этих функций МККН предлагает концепцию совместной опеки в рамках развитого информационного общества, которая будет способствовать его дальнейшему процветанию и безопасности. МККН считает, что первоочередная задача, которая стоит перед правительствами, заключается в обеспечении принятия на национальном уровне процессуальных и материально-правовых норм, необходимых для борьбы с преступлениями, совершаемыми в электронной сфере. О наличии отягчающих обстоятельств в таких деяниях можно говорить лишь тогда, когда они совершаются с целью незаконного оборота наркотиков или если они совершаются членом какой-либо организованной преступной группы (в соответствии с определением, содержащимся в Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности).

    Следует, насколько возможно, унифицировать принимаемые меры, чтобы правонарушения, санкции и нормы доказательств одинаково рассматривались в разных странах мира как инструменты предупреждения возникновения новых информационных убежищ. В связи с этим необходимо оказывать материально-техническую и иную помощь развивающимся странам, которые, как считается, могут быть использованы в таком качестве.

    Органам по обеспечению соблюдения законов о наркотиках и судебным органам следует предоставить соответствующие ресурсы и оборудование для проведения расследований, выявления, задержания и уголовного преследования лиц, которые используют новые технологии в сфере незаконного оборота наркотиков.

    На национальном уровне необходимо создавать специализированные межведомственные подразделения по борьбе с наркобизнесом, использующим высокие технологии. С учетом правила, что "для борьбы с сетями необходимы сети", надо расширять сферу действия сетей системы "24/7", включать в нее новые страны и поддерживать сотрудничество с другими органами по борьбе с киберпреступностью.

    Не менее актуальна проблема обеспечения защиты от кибернетических атак основных объектов инфраструктуры государства, а также органов по обеспечению соблюдения законов о наркотиках, их информационных и оперативных баз данных.

    Следует изыскать финансовые ресурсы для закупки оборудования и организации на соответствующем уровне подготовительных мероприятий с целью обучения сотрудников директивных органов, правоохранительных органов, спецслужб и следственных подразделений методам судебной экспертизы и развития требуемых технических навыков.

    Необходимо продолжать работу по обеспечению скорейшей ратификации Конвенции Европейского союза о киберпреступности и оказывать поддержку другим инициативам в этой области в других регионах.

    Правительствам рекомендуется требовать от аптек, работающих в он-лайновом режиме, получения лицензий, независимо от того, где они расположены и куда доставляются лекарственные средства, отпускаемые по рецепту, а также создать систему надзора за деятельностью таких аптек. Он-лайновая торговля наркотическими средствами и психотропными веществами должна быть запрещена полностью, поскольку она осуществляется в обход существующей системы национального и международного контроля.

    Правительствам следует содействовать повышению уровня осведомленности населения, особенно родителей и учителей, о том, что молодые люди, использующие Интернет, могут сталкиваться с сообщениями, поощряющими злоупотребление наркотиками, и что имеются технические средства для блокирования или отфильтровывания таких сообщений.

    Правительствам следует поддерживать создание веб-сайтов, в увлекательной форме представляющих объективную информацию о незаконном потреблении наркотиков, например разъясняющих национальные законы, которые регулируют вопросы незаконного хранения, использования и оборота наркотиков, а также содержащих описание наркотиков и последствий их применения.

    Целесообразно рассмотреть вопрос о разработке конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе с киберпреступностью. Такая конвенция могла бы содержать универсальную для всего мира классификацию, определения преступности, связанной с использованием высоких технологий и компьютеров, и послужить основой дня унификации законодательства и налаживания международного сотрудничества в расследовании и уголовном преследовании трансграничных преступлений, совершаемых посредством или с помощью электронных средств. В нее можно было бы также включить раздел о преступлениях, связанных с наркотиками, и напоминание правительствам о том, что они должны запрещать любую форму рекламирования наркотических средств или психотропных веществ. В этой конвенции вопросы безопасности и защиты от преступности должны быть согласованы с вопросами уважения гражданских свобод, человеческого достоинства и неприкосновенности частной жизни.

    Поставщики услуг в Интернете должны расширять практику создания линий экстренной связи, через которые население могло бы сообщать об оскорбительном или незаконном содержании существующих в Интернете сайтов. Поставщики должны быть поставлены в известность, что информация о наркотиках на некоторых вебсайтах может противоречить положениям международных договоров о контроле над наркотиками.

    Финансовым институтам следует пересмотреть принимаемые ими меры по борьбе с отмыванием денег в свете последних научно-технических достижений.

    Некоторые ответы России на глобальные кибернетические вызовы

    Из сказанного выше следует, что киберпреступность — это преступность без границ. В таких условиях сугубо национальные правоохранительные стратегии не являются достаточными. Только самое широкое международное сотрудничество может препятствовать превращению Интернета во всемирную сеть незаконного оборота наркотиков и иной преступной деятельности. Россия не остается в стороне от разработки международных мер в этой сфере. Так, Российская Федерация внесла на 54-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН соответствующие предложения о борьбе с информационным терроризмом и криминалом, которые были одобрены Комитетом по вопросам разоружения и международной безопасности ООН. В связи с принятием Конвенции Совета Европы о киберпреступности представляется целесообразным присоединение к этому субрегиональному юридическому акту.

    В настоящее время отечественные эксперты в области информационной безопасности внимательно следят за развитием процессов в международном кибернетическом пространстве. Самые разные стороны данной проблемы находят отражение в принятии ответственных государственных решений, обсуждаются на научно-практических конференциях, дискутируются в специальной литературе, освещаются в мероприятиях, направленных на эффективное обеспечение национальной безопасности в кибернетическом аспекте2.

    К примеру, Правительством Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа "Электронная Россия", Советом Безопасности Российской Федерации принята доктрина информационной безопасности.

    Обсуждая меры противодействия киберпреступности, нельзя недооценивать роль научного фактора. Только совместными усилиями всех ветвей власти, правоохранительных органов, спецслужб, ученых — специалистов в сфере высоких технологий можно найти адекватный ответ транснациональному и доморощенному преступному миру.

    В марте 2002 года в Александровском зале Кремля прошло закрытое совместное заседание президиума Государственного совета, Совета Безопасности и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям. На этом высоком собрании под председательством Президента Российской Федерации В. В. Путина были одобрены три важных документа, весьма перспективных для анализируемой в нашем случае темы: "Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", "Приоритетные направления развития науки, технологий и техники на период до 2010 года", "Перечень критических технологий на период до 2010 года".

    В перечисленных документах российская наука признается одним из мощных средств обеспечения национальной безопасности страны. В развитие этого, к сожалению, ранее не всегда признаваемого факта бюджетное финансирование научных исследований и технологических разработок намечается довести до 4 процентов от его общего объема. Новая цифра в пять раз выше показателей 2002 года.

    Определены девять приоритетных направлений развития науки. По этим направлениям выделены критические технологии. В этот список входят 53 технологии, включая и те, которые имеют непосредственное отношение к анализируемой нами проблеме. Назовем некоторые из них: высокопроизводительные вычислительные системы, компьютерное моделирование, искусственный интеллект, информационно-телекоммуникационные системы, элементарная база микроэлектроники, наноэлектроника и квантовые компьютеры, распознавание образцов и анализ изображений, радио и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь.

    Высокие (критические) технологии являются сегодня для России жизненно необходимым инструментом прямого и опосредованного включения в модернизацию системы глобального управления, а здесь позиции современной России, которая первой запустила человека в космос, далеко не лидирующие. Так, по степени участия в информационной революции Россия находится где-то на 50-м месте в мире. Вполне понятно, что без перспективных разработок в сфере информационных технологий, современных средств связи, коммуникаций страна не только обречена на перманентное международное отставание, но и теряет возможность эффективно и в полном объеме обеспечить свою безопасность как от национальной, так и от транснациональной преступности.

    Итак, поднятие проблемы информатизации страны на самый высокий политический уровень, на уровень приоритета президентской политики уже началось. Однако многое здесь будет зависеть еще от двух серьезных обстоятельств.

    Во-первых, от создания в России органа, ответственного за проведение государственной политики, преодоление межведомственных барьеров при осуществлении контроля над развитием кибернетической сферы. Пока же в его отсутствие превалирует конкуренция со стороны различных государственных и коммерческих структур в стремлении продвинуть местнические, а то и сугубо личные, корыстные интересы в графу национальных приоритетов. Между тем подойти к решению этого актуального вопроса может помочь, например, опыт США, где не первый год успешно функционирует президентский совет по информатике и внедрению Интернет-технологий.

    Во-вторых, от поддержки, активности населения, особенно молодежи, в обеспечении информационной безопасности на частном уровне. Российские так называемое сетевое сообщество и неправительственные организации при координирующем участии государства могли бы оказать неоценимую помощь национальной безопасности страны в борьбе с кибернетической преступностью, разумеется, и в области противодействия незаконному распространению наркотиков.

    Гуров А. И., доктор юридических наук, профессор,
    заслуженный юрист Российской Федерации,
    председатель Комитета Государственной Думы РФ по безопасности;

    Виноградская Т. М., доктор технических наук,
    советник отдела аналитических разработок
    Информационно-аналитического управления Аппарата
    Государственной Думы РФ;

    Калачёв Б. Ф., помощник депутата Гурова А. И.,
    профессор кафедры криминологии Московской
    академии МВД России, заслуженный сотрудник
    органов внутренних дел Российской Федерации



    ЛИТЕРАТУРА:


    1 Council of Europe, European Treaty Series, № 185. [Вернуться]

    2 См., например: Информационные вызовы национальной и международной безопасности. М., 2001; Россия и процессы глобализации. Что делать? Тезисы Совета по внешней и оборонной политике. М., 2001; Зашита персональных данных. М., 2001; О совершенствовании системы безналичного обращения в Российской Федерации. Законодательное обеспечение. М., 2002; Программа III Всероссийской конференции "Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества". [Вернуться]





    Сайт «Нет – Наркотикам», Москва, 2003 г.

  • Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

    Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

    Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

    "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

    Кокаин был проклятием нашей молодости

    Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

    Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

    О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

    Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

    Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

    Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

    Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

    Грустные последствия использования "веселящего газа"

    В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

    Московский
    научно-практический
    центр наркологии

    Российская
    наркологическая
    лига

    Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

    Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
    Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2020 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
    Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
    Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования