Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Морган Йоханссен: "Нет такой страны, которая могла бы решить проблему наркомании в одиночку"

14 июля 2003

Мы продолжаем знакомить вас с материалами десятой юбилейной конференции мэров городов – членов ECAD – "Антинаркотическая политика на распутье", прошедшей в Стокгольме 15-17 мая 2003 года. Сегодня вашему вниманию предлагается выступление Моргана Йоханссена, Министра Здравоохранения и Социального Обеспечения Швеции.

Госпожа председатель, Дамы и Господа!

В своем качестве Министра здравоохранения и социального обеспечения я всегда уделял первостепенное внимание проведению кампании против наркотиков, поэтому мне хотелось бы выразить переполняющие меня чувства, так как на этой встрече мы отмечаем 10-ю годовщину Конференции, а также потому, что мне была дана возможность принять участие в ее работе.

Позвольте мне начать выступление с краткого изложения ситуации с наркотиками, которая сложилась в последние десятилетия. В 60-х и 70-х годах политика Швеции в отношении наркотиков была достаточно либеральной, и наркомания распространилась весьма широко.

В целях противостояния широкому распространению наркотиков проводились эксперименты, в ходе которых наркоманы даже могли получать рецепты для их приобретения. Однако такая политика оказалась контрпродуктивной и опасной: в результате она способствовала увеличению незаконного оборота наркотиков и вовлечению в него новых групп наркоманов.

Я хочу проиллюстрировать это описанием тех методов, которые мы применяли в процессе борьбы с мелкими торговцами наркотиками.

В 60-х годах, когда наркомания была еще новой для Швеции проблемой, полиция доказывала, что необходимо финансировать мероприятия по сдерживанию крупномасштабного распространения наркотиков организованной преступностью. По их мнению, если бы удалось отловить его организаторов и торговцев, этот рынок рухнул бы полностью. Было бы лучше во всех отношениях – включая финансовую сторону проблемы – сконцентрировать усилия на конфискации крупных партий наркотиков, а не заниматься охотой за нарушителями антинаркотического законодательства, которые совершили правонарушения, в основном, для того, чтобы иметь возможность самим употреблять наркотики.

Генеральный прокурор Швеции тогда издал распоряжение, смысл которого сводился к тому, что закон не должен быть слишком суров к лицам, располагающими небольшим количеством наркотика для собственного потребления, при этом было определено даже допустимое количество. В результате выяснилось, что торговцы наркотиками воспользовались этим распоряжением как способом избежать ареста. Они никогда не имели при себе наркотиков больше, чем разрешал закон. Можно не пояснять, что у каждого из них было как раз разрешенное для личного употребления количество.

Вот что произошло с нами в ситуации, когда законодательно было введено лишь ограничение торговли наркотиками на всех уровнях. На практике же оно только облегчило жизнь наркоторговцам, а общество отнеслось к этому как к сигналу того, что в малых дозах наркотики сравнительно безвредны, и принятие обществом такой ситуации с распространение наркотиков в сочетании с ростом предложения вызвало резкий рост уровня злоупотребления наркотиками. Результаты целого ряда исследований продемонстрировали, что представители основных групп закоренелых наркоманов, проблемами которых мы вынуждены заниматься сегодня, начала принимать наркотики именно в этот период.

В результате возникли достаточно открытые рынки, на которых продавались наркотики; об их существовании все знали, но никому не было до этого особого дела. Последствия сказались, прежде всего, на подростках, которых, как известно, интересует буквально все на свете, и которых стали привлекать парки и городские площади не только потому, что подобные места просто красивы и привлекательны, но и потому, что они могли приобрести там наркотики. Посещение этих мест для того, чтобы просто полюбоваться достопримечательностями города вполне могло способствовать превращению человека в наркомана. Понятно, что и исследования ситуации в школах Швеции, которые проводятся на регулярной основе, продемонстрировали, что именно в этот период у нас появилось наибольшее количество подростков, когда-либо пробовавших наркотики.

Под давлением обстоятельств мы были вынуждены пересмотреть нашу стратегию. Объемы поставки наркотиков не могли быть ограничены одними только мерами борьбы с крупными поставщиками. Нам было нужно ограничить и торговлю мелкими партиями на улицах. Изменения стратегии имели целью, прежде всего, решить задачу предотвращения употребления наркотиков, для чего было необходимо сделать их труднодоступными для подростков. Те, кто пристрастились к наркотикам, вероятно, уже имели надежные контакты с поставщиками, поэтому было маловероятным то, что наши действия на уровне выявления их секретных связей могли бы дать результат, и имели бы весьма малый эффект в отношении сокращения таких контактов. Тем более, что не это было нашим главным намерением.

Другим результатом, проявившимся несколько позднее, было то, что открытые рынки наркотиков привлекли новых "игроков", которые решили не упускать момента и самим утвердиться в качестве продавцов. Во время гражданской войны в бывшей Югославии некоторые вооруженные бандформирования открыли для себя возможность финансирования своей вооруженной борьбы, торгуя наркотиками. Их целью было как можно быстрее заработать для этого деньги. В отличие от давно занимавшейся этим организованной преступности, им не требовалось высокой прибыли в будущем, поэтому им удалось сбросить цены на наркотики и быстро закрепиться на рынке. Этот шаг оказался весьма успешным в тех европейских городах, где шла широкая торговля наркотиками, где на небольших территориях было много потенциальных покупателей, и где торговлю наркотиками можно было вести почти не оглядываясь на других. В результате употребление героина на таких территориях резко увеличилось. В тех местах, где не было открытых рынков, торговля наркотиками была менее доступной, поэтому ее развитие, равно как и злоупотребление наркотиками, были не столь значительны.

Меры по сокращению мелкой торговли наркотиками не требовали каких-либо изменений в законодательстве. Торговля наркотиками и так уже была запрещена, однако, необходимо было дать понять полиции, что существует политическая воля – с тем, чтобы полиция, например, изменила свои методы работы. Была также необходимость в изменении и выработки более определенной антинаркотической политики, более понятной для восприятия обществом. Разумеется, одним махом осуществить такие изменения было невозможно: процесс требовал времени и постоянных усилий, а также проведения широкого обсуждения вопросов такой политики.

Здесь, в Швеции, нам помогали традиционно существовавшие организации, исповедующие воздержание от алкоголя и наркотиков. Эта традиция послужила стимулом для развития неправительственных организаций, выступающих за принятие более строгих мер при проведении антинаркотической политики. В силу этих причин, общественное мнение повернулось в необходимом направлении, приняв и поддержав новую политику.

По данным исследований, проведенных в школах, количество молодых людей, употреблявших наркотики, уменьшилось, а к середине 80-х годов упало до самого низкого за все годы уровня. К сожалению, сегодня мы наблюдаем, что события 90-х годов вызвали обратное явление, и употребление наркотиков молодежью вновь возросло, хотя и не достигло уровня 70-х годов.

Комиссия по наркотическим препаратам Швеции в своей оценке результатов антинаркотической политики видит несколько причин такого роста. Одной из них она признала снижение количества и масштабов общественных инициатив в 90-х годах. Уменьшились объемы и масштаб как превентивных, так и медицинских мероприятий, и поэтому при разработке плана мероприятий по борьбе с наркотиками, принятого в 2001 году, правительство поставило перед собой задачу вновь мобилизовать различные общественные организации на борьбу с наркотиками.

Политика Швеции в отношении наркотиков базируется на трех основных моментах, а именно – превентивных мерах, деятельности правоохранительных органов и лечебных мероприятиях. Считается, что три эти аспекта тесно взаимосвязаны, поэтому мы не можем сосредоточиться только на одном или даже двух из них. Если результаты превентивных и лечебных мероприятий пока еще неважные, мы не можем компенсировать их большими усилиями со стороны правоохранительных органов. И наоборот, нельзя снижать значение работы последних, просто заявляя, что следует усилить внимание к превентивным мерам. Более того, каждый случай наркозависимости имеет свое начало – наркоманы зачастую вовлекают в нее новичков, так как, продавая наркотики другим, они имеют средства для того, чтобы самим продолжать потребление наркотиков.

Действительно, необходим баланс между этими тремя основополагающими элементами, и мы должны действовать совместно.

В последние годы во всем мире наблюдается тенденция роста пропаганды употребления синтетических наркотиков и марихуаны как атрибута "красивой" жизни и так называемого "крутого" стиля жизни. В ней задействованы мощные в экономическом отношении силы, поэтому нам надо объединяться и выступать против них совместно. К сожалению, и СМИ, да и мы, политики, тоже распространяем подобное мнение о шикарной жизни! Говоря о "наркотиках для вечеринки", мы, так или иначе, даем людям понять, что, в сущности, их употребление связано с времяпрепровождением и отдыхом молодых людей.

Одновременно с тенденцией восхваления наркотиков как элемента красивой жизни наблюдается также тенденция пропаганды различных наркотиков как более или менее безвредных. В основном, это касается марихуаны, но имеет отношение и к синтетическим наркотикам.

Как вы все хорошо знаете, марихуана – это наиболее широко и наиболее часто используемый в мире незаконный наркотик. Исходя из данных Организации по Борьбе с наркотиками при ООН, можно сделать вывод, что не менее 147 миллионов людей во всем мире ежедневно употребляют этот наркотик. Кроме того, его потребление постоянно растет, особенно среди молодежи. Более того, в нем увеличивается содержание THC, а с ним увеличивается и доступность особо сильнодействующих препаратов изготовленных из конопли.

Обе эти тенденции сливаются в одну – молодежь начинает воспринимать эти наркотики как нечто безвредное и как символ дорогой жизни. Подобная тенденция подтверждается тем фактом, что потребление марихуаны и синтетических наркотиков почти во всех странах мира постоянно растет.

Поэтому первое, на что мы должны ответить в этой ситуации, это – является ли эта проблема серьезной или нет. На мой взгляд, является – и по целому ряду причин.

Порой я слышу заявления о том, что тенденции роста представляют собой не самую большую проблему, поскольку большинство молодых людей лишь экспериментирует, не становясь наркоманами. Я полагаю, что при рассмотрении этой проблемы концентрировать внимание только на вопросах снижения возможностей привыкания или наркотической зависимости – большая ошибка.

Я считаю, что подход к решению этой проблемы должен быть более широким, включая в себя и меры недопущения экспериментирования с наркотиками. Неужели мы согласимся с тем, чтобы столь большие группы молодежи пробовали наркотики, даже если не все из них, в конце концов, приобретут зависимость от тяжелых наркотиков? Я с этим не соглашусь. Даже те, кто только экспериментирует с наркотиками, могут серьезно пострадать – как с медицинской, так и с социальной точек зрения.

Сегодня мы знаем о последствиях употребления марихуаны гораздо больше, чем в прежние годы. Месяц назад в Стокгольме была проведена международная конференция, в работе которой приняли участие наиболее известные исследователи проблем, связанных с потреблением марихуаны. Общее заключение было следующим: марихуана является более вредным наркотиком, чем некоторые об этом заявляют. Материалы исследований показывают, что она оказывает длительное воздействие на участки мозга, отвечающие за мышление, способность к рассуждению и формирование личности человека. Она может также способствовать развитию таких расстройств, как депрессия и шизофрения.

И хотя необходимо провести еще немало исследований, Конференция в Стокгольме убедила меня в том, что сегодня мы располагаем гораздо более прочной базой для дальнейших действий в отношении марихуаны, нежели прежде.

Так что же мы можем сделать?

Важно создать какое-то препятствие, которое молодые люди должны преодолеть прежде, чем начнут экспериментировать с наркотиками. Необходимо, чтобы они задумались до этого, прежде, чем начнут эти эксперименты, а не после этого.

Поэтому наше вмешательство на раннем этапе имеет решающее значение.

Я полагаю, что одним из важнейших для нас, политиков и министров, отвечающих за вопросы здравоохранения и антинаркотической политики мероприятий, которое мы способны осуществить, является оказание сопротивления восхвалению наркотиков. Мы должны поддерживать общественное мнение, в том числе выражаемое молодежью, в отношении запретительного подхода применительно к наркотикам. Одной из важнейших составляющих эффективной антинаркотической политики является поддержка со стороны общественности, и нам следует добиваться ее.

Для всех нас, присутствующих здесь сегодня, это важная задача. Помните, что сегодня мы являемся частью механизма предотвращения употребления наркотиков. Наше слово имеет очень большое значение, порой даже гораздо большее, чем мы думаем.

Вероятно, всегда найдутся люди, страдающие наркозависимостью, и для нас крайне важно, чтобы общество всегда имело своей целью оказать им помощь в возвращении к жизни, свободной от наркотиков. Для этого необходимо иметь широкий спектр программ лечения и ухода за пациентами, приемлемых для разных людей и различного характера употребления наркотиков. Еще раз подчеркну – важно не только сосредоточиться на наркоманах, употребляющих тяжелые наркотики, но и обратить внимание на тех, кто еще не страдает наркотической зависимостью.

Тех из нас, кто доказывает, что необходим ограничительный подход, основанный на результатах исследований, порой подвергают критике, заявляя, что мы организовали своего рода крестовый поход за высокую мораль. Я бы сказал, что в ответ просто необходимо взглянуть на результаты исследований открыто и объективно. Это не столько вопрос следования определенной морали, сколько вопрос умения слушать экспертов в данной области.

Более того, раздаются голоса, заявляющие, что международные соглашения по вопросу контроля за употреблением наркотиков создают больше проблем, чем способны разрешить. Я решительно возражаю против таких заявлений. Соглашения исходят из наличия международного консенсуса. Это гибкие инструменты, способные помочь нам снизить уровень производства и ограничить использование наркотических препаратов и психотропных веществ только сферой медицинского применения и научных исследований.

Обязанность доказательства должна лежать не на нас, являющихся сторонниками заключения договоров и конвенций, а на тех, кто считает, что следует ослабить режим жесткого контроля за употреблением наркотиков. У нас нет мандата на экспериментирование со здоровьем и жизнью будущих поколений. Риск слишком велик. Пока нам не представят доказательств в пользу противного, мы должны продолжать проводить рестриктивную политику в отношении всех незаконно используемых наркотиков.

Перед нами стоит фундаментальная задача обратить вспять чрезвычайно опасные тенденции, угрожающие структуре нашего общества и тому, что мы считаем ценностями нашей культуры. Лучшей гарантией для нас будет поддержание негативного отношения широких слоев общественности к злоупотреблению наркотиками. Солидарность с людьми, лишенными определенных возможностей и подверженных большим опасностям, а также обеспокоенность за судьбы наших детей и молодого поколения требует этого. Это также вопрос демократии и сохранения демократических прав.

На правительственном уровне можно создавать законы, обеспечивать бюджетное финансирование и принимать антинаркотическую политику. Но такая политика осуществляется на локальном уровне. Именно работа, осуществляемая избранниками общественности, неправительственными организациями и, наконец, всеми членами гражданского общества, определяет ее результаты. Последовательные стратегии, при осуществлении которых все усилия прилагаются для достижения общей цели, требуют сильного политического руководства на всех уровнях.

Нет такой страны, которая могла бы решить эту проблему в одиночку. Сегодня это важнее чем когда бы то ни было. Растущий уровень незаконного производства и торговли наркотиками в сочетании с прогрессирующей интенсификацией и интернационализацией рынков наркотиков как никогда прежде ставит нашу работу в зависимость от эффективного международного сотрудничества. Для стран и городов, стремящихся проводить последовательную ограничительную политику, объединение усилий в противодействии движению за легализацию наркотиков становится жизненно необходимым.

Поэтому нам придает силы тот факт, что ЭКАД смогла вовлечь столько европейских городов в борьбу с наркотиками, а также то, что на нашей конференции, обсуждающей антинаркотическую политику на локальном и региональном уровнях, присутствует столь большое число участников. Желаю всем вам успехов в будущей работе в предстоящее десятилетие.

Благодарю вас за внимание.

X конференция мэров городов – членов ECAD – "Антинаркотическая политика на распутье", 15 мая 2003 ECAD

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования