![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Что мы знаем о Тюменской области? Всем известно, что в её территориальный состав в качестве равноправных субъектов Российской Федерации входят Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, что это большая экономическая зона, где сильно развита нефтегазодобывающая отрасль, что Тюмень является мощным транспортным узлом, через который проходят магистральные нефте и газопроводы. Но мало кто вспоминает о том, что Тюменская область – это ещё и граница нашей страны с Казахстаном, общей протяженностью более ста восьмидесяти километров. Какова ситуация с противодействием поступлению наркотических средств в страну с этого направления? Что могут противопоставить международному наркобизнесу местные силовые органы? Отмечается ли в регионе рост наркотизации населения? Вот что думает об этом сенатор, представитель губернатора Тюменской области в Совете Федерации, Александр Сергеевич Гаврин. ![]() Уважаемые дамы и господа! Различными государственными органами в последнее десятилетие осуществлён комплекс мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотребление ими. Однако принимаемые меры для стабилизации столь сложной ситуации, сложившейся в нашей стране, кажутся не вполне адекватными. К сожалению, основные негативные тенденции в развитии обстановки сохраняются и на сегодняшний день. Остаётся высоким уровень наркотизации населения, а также уровень смертности среди потребителей наркотиков. По экспертным оценкам количество лиц, допускавших немедицинское потребление наркотических средств в нашей стране, составляет 3 – 3,5 миллиона человек. Распространение потребления психоактивных веществ, к которым относятся и наркотики, остаётся одной из основных бед современной России. Специалисты-медики на основании эпидемиологических данных о наркологических заболеваниях прогнозируют, что в ближайшие 5 – 10 лет наркопятно будет продолжать расползание по стране, охватывая всё большее и большее число россиян. Это не изолированное явление, а следствие перемен, переживаемых не только российским, но и мировым обществам. Ни общество, ни государство не могут оставаться пассивными перед лицом столь серьёзной опасности. Нужна ясная стратегия, жёсткая система мер, позволяющая эффективно противостоять экспансии наркомании и наркобизнеса. Но эту систему мер ещё только предстоит выработать, хотя некоторые позитивные сдвиги видны уже и сейчас. Не для кого ни секрет, что развитие наркоситуации во многом определяется большой протяжённостью границ Российской Федерации со странами, которые в больших количествах производят наркотики. Наиболее сложная оперативная обстановка сложилась на южных границах России. Огромные масштабы производства опия, героина и гашиша в Афганистане, военно-политическая нестабильность и прозрачность границ в центрально-азиатском регионе, не дающие возможности международному сообществу установить надёжный заслон контрабанде наркотиков, крайне низкий уровень жизни бывших среднеазиатских республик Советского Союза, всё это привело к значительной активизации поставок наркотических средств, прежде всего опийной группы, из Афганистана в Россию через территории Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении и Казахстана. 96% героина, изъятого из оборота российскими пограничниками и таможенниками, перехвачены именно с этого направления. Кроме того, рост объёма контрабанды героина обусловлен наличием объективных экономических условий для транзита этого наркотика из России в другие страны, в первую очередь, в Западную Европу и США, поскольку средняя цена героина на российском нелегальном рынке в три-четыре ниже, чем в странах Западной Европы. Несмотря на это, вопрос надёжного перекрытия государственных границ Российской Федерации, особенно на юге, до настоящего времени не решён. День от дня увеличиваются партии наркотических средств, поступающих в страну из-за рубежа. Основная масса опия и героина поступает в Россию из Афганистана через территорию Таджикистана и далее через Казахстан. Участок российско-казахстанской границы протяжённостью около 7,5 тысяч километров не маркирован и охраняется, по сути, в одностороннем порядке подразделениями пограничной службы ФСБ, ГТК и МВД Российской Федерации. Они настолько малочисленны и технически не оснащены, что не в состоянии выполнять на должном уровне задачи по пресечению контрабанды наркотиков. Вместе с не уменьшающимся потоком наркотиков из Афганистана и Таджикистана серьёзное опасение вызывает то, что промышленное производство наркотиков растёт на сопредельных территориях. Кроме того, эффективному обмену информацией, налаживанию и укреплению прямых контактов с зарубежными правоохранительными органами серьёзно препятствует отсутствие института офицеров связи МВД России по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в наркоопасных регионах мира, в первую очередь, в странах Центральной Азии. Вполне очевидно, что первыми наркоудар принимают российские приграничные территории. В этом плане не является исключением и Тюменская область, граничащая на юге с Казахстаном. Особенность географического положения области, несовершенство действующего законодательства, сложность в организации обеспечения таможенного и пограничного контроля, более высокий уровень доходов населения, интенсивность миграционных процессов вызывают в последние годы повышенный интерес наркодельцов к региону. Анализ складывающейся в Тюменской области ситуации показывает, что за последние 10 – 12 лет количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков в Тюменской области выросло почти в 20 раз. По состоянию на 1-е января 2003 года (по данным органов здравоохранения и внутренних дел) только число лиц с официальным диагнозом "наркомания" в области составляет около шести тысяч человек. Большую часть из них составляют женщины и подростки. Кроме того, около двух тысяч человек состоят на профилактическом учёте в наркологических учреждениях области. Более восемнадцати тысяч – на оперативных учётах органов внутренних дел. Всего, по экспертным оценкам, количество лиц, злоупотребляющих наркотиками и допускающих их немедицинское потребление, составляет более 50-ти тысяч человек. Для сравнения, эта цифра в 1999 году составляла 18 тысяч человек. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации Тюменская область входит в лидирующую пятёрку субъектов страны по количеству наркозависимых. В 2000 году количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось почти в 80 раз по сравнению с 1990 годом. В 2001 году количество таких преступлений возросло ещё на 11,8%. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, произошедшие в динамике наркопреступности, в 2003 году тенденция обострения ситуации продолжает сохраняться. Число наркопреступлений, зарегистрированных за пять месяцев текущего года, на 25% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом необходимо учитывать ту высокую латентность, которая характерна для этого вида преступлений. Изучение наркоситуации свидетельствует о том, что наркопреступность вышла за пределы городов и широко распространяется в сельской местности. Социально – демографический портрет лиц, вовлечённых в наркоманию, также свидетельствует о прогрессирующем "омоложении" этого явления. Основными потребителями наркотических средств и сильнодействующих веществ являются молодые люди в возрасте от 17-ти до 30-ти лет. Возрастает число женщин, страдающих наркозаболеваниями. Отмечены также факты семейной наркомании, когда детей к употреблению наркотиков привлекают собственные родители. За последнее десятилетие количество несовершеннолетних, состоящих на учёте в наркологических диспансерах с диагнозом наркомания, возросло в 16 раз. Объясняется сложившаяся ситуация прежде всего тем, что территория области длительное время рассматривалась криминальными структурами как звено транзита наркотиков из стран производителей в другие регионы России. Через территорию Тюменской области проходят важнейшие транспортные магистрали. Транссибирская железнодорожная магистраль, федеральные автомобильные дороги, которые соединяют как западные с восточными регионами страны, так и северные с южными. Этот регион и сегодня представляет собой перспективный рынок распространения наркотиков. Значимость наркооборота на территории Тюменской области составляет около 4,2 миллионов долларов еженедельно. Таким образом, общий оборот наркобизнеса в области достигает более 200 миллионов долларов. Это практически третья часть бюджета Тюменской области. В условиях обостряющейся наркоситуации органы власти и управления наращивают свои усилия по укреплению противодействия незаконному обороту наркотиков. Для выработки наиболее действенных форм и методов профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков проведены многочисленные встречи представителей государственных структур, в том числе правоохранительных, органов образования, здравоохранения, общественных организаций. Проводятся консультации со специалистами, круглые столы, на которых обсуждаются и вырабатываются основные принципы и подходы к решению данной проблемы в области. По инициативе Управления внутренних дел области ещё два года назад при главе Администрации был сформирован координационный совет по профилактике и борьбе с наркоманией, в состав которого вошли руководители всех заинтересованных министерств и ведомств. Проведены мероприятия по увеличению численности штата и укреплению материально – технической базы подразделений, непосредственно занимающихся борьбой с наркобизнесом. Активно ведётся развитие кинологической службы. В настоящее время областным управлением внутренних дел разработаны и ведутся оперативные профилактические мероприятия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. К примеру, совместно с тюменским линейным управлением внутренних дел на транспорте проводятся плановые мероприятия по выявлению и пресечению каналов поставок наркотиков в область железнодорожным транспортом. Совместно с подразделениями регионального управления ФСБ, тюменской таможни, погранслужбы принимаются меры по установлению и перекрытию подобных каналов в приграничных с Казахстаном районах области. Для этого совместными усилиями региональных и федеральных силовых структур в 2002 году создан внештатный отдел межведомственного взаимодействия при управлении внутренних дел. В целях выявления и пресечения различных каналов поступления в незаконный оборот наркотических и сильнодействующих психотропных и токсических веществ и их прекурсоров организовано проведение масштабных оперативно – профилактических мероприятий в рамках операций "Канал", "Допинг", "Мак", "Заслон", "Граница". Разработана, технически обеспечена и с июня 2002 года внедрена на территории области единственная в России экспериментальная программа "Алкоголь. Наркотики. Безопасность движения", основной целью которой является выявление злоупотребления психоактивными веществами в сфере автотранспортных отношений. Органы внутренних дел всё более активно привлекают общественность к проведению мероприятий по профилактике наркомании и борьбе с наркопреступностью. В этих целях создан и действует областной консультативный совет представителей территориальных органов самоуправления. Особую роль в профилактике наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков играет Администрация Тюменской области. Учитывая остроту проблемы, её общественную значимость в марте 2001 года по распоряжению Губернатора области в структуре Администрации создан комитет по профилактике и борьбе с наркоманией. Утверждена областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", рассчитанная до 2004 года. Это позволило скоординировать деятельность и консолидировать усилия по борьбе с наркоманией департаментов образования, науки, здравоохранения, информационной политики, социальной защиты населения, комитета по делам молодёжи, туризму, физической культуры и спорту. Учитывая приоритетность данного направления в деятельности Администрации, руководством области значительно увеличены ассигнования на решение столь остро стоящей проблемы. Под патронажем областной Администрации создана ассоциация общественных объединений "Жизнь без наркотиков", в состав которой на сегодняшний день входят 46 активно действующих общественных организаций. Областной Думой разработаны законы "О реабилитации наркологических больных", "Об участии жителей Тюменской области в обеспечении общественного порядка". Разработана и введена в действие областная программа "Волонтёр", направленная на привлечение молодёжи к активному противодействию наркомании и пропаганде здорового образа жизни. В 2002 году в Тюмени апробирована экспериментальная программа "Родительская академия" с участием психологов, педагогов и иных специалистов. Аналогичные мероприятия проводятся и в других городах и районах области. Разработана и внедряется экспериментальная программа "Профилактика наркомании в образовательных учреждениях города Тюмени". Организован постоянно действующий семинар-практикум для педагогов-психологов. Наступательная скоординированная комплексная работа по борьбе с наркоманией и наркопреступностью, созданию негативного отношения в обществе по отношению к наркомании, а также по выявлению и ликвидации каналов поступления в область наркотиков заставляет торговцев наркотиками очистить общественные места, снизить активность деятельности сбытчиков. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся положительные тенденции, наркоситуация в области продолжает оставаться острой. Более эффективной деятельности по противодействию распространению наркомании препятствует ряд пробелов законодательного и организационного характера. Учитывая сложившуюся ситуацию, Администрация Тюменской области выступила с рядом инициатив, направленных на улучшение обстановки. Необходимо, в частности, внесение дополнений в Федеральные Законы "О наркотических средствах и психотропных веществах" и "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" в части проведения обязательного медицинского обследования ряда категорий граждан, в том числе, поступающих в образовательные учреждения всех степеней, поступающих на работу, вступающих в брак, прибывающих в Россию на постоянное место жительства и других для сохранения генофонда и предотвращения распространения ВИЧ-инфекции. Пришло время для создания специализированной экстренной службы наркологической помощи гражданам, находящимся в экстремальной ситуации. Необходимо включение в программы обеспечения занятости населения мероприятий, направленных на создание эффективной системы трудоустройства и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также больных наркоманией, прошедших курс наркологического лечения, других лиц, не имеющих жилья, постоянной работы, источников существования. Целесообразно принять международное соглашение со странами СНГ о создании единого банка данных по наркоторговцам, располагающим международными связями и каналами транспортировки наркотиков. Это позволит поднять на качественно новый уровень борьбу с незаконным оборотом наркотиков. С учётом несоответствия общественной опасности и установленной уголовной ответственности за сбыт наркотиков необходимо внесение дополнений и изменений в уголовный кодекс Российской Федерации с разграничением простого и квалифицированного сбыта наркотиков, с соответствующим ужесточением уголовной ответственности за квалифицированный сбыт, а также в Федеральный Закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", с распространением его действия на сильнодействующие токсические вещества. Благодарю за внимание. Выступление прозвучало на Втором всемирном конгрессе антинаркотических сил, который состоялся 26 27 июня в Москве и проходил под лозунгом "В XXI веке без наркотиков. Мировое сообщество – нет наркотикам". |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. ![]() ![]() Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." ![]() ![]() Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... ![]() ![]() Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. ![]() ![]() Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... ![]() ![]() Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. ![]() ![]() Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
![]() |
![]() |
||||||
![]() | Московский | ![]() | Российская | ![]() | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" | ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() |
|||
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|
![]() |
|