Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

О роли СМИ в формировании общественного мнения антинаркотической направленности, пропаганде здорового образа жизни, массового занятия физкультурой и спортом, и мерах по противодействию рекламы наркотиков в СЗФО

10 июля 2003

Вашему вниманию предлагается текст решения Межведомственной комиссии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по целому ряду актуальных на сегодняшний день вопросов, связанных с освещением наркотической тематики в средствах массовой информации.

Комиссия отмечает, что результаты работы средств массовой информации, осуществляющих свою деятельность на территории Северо-Западного федерального округа, в течение последнего года свидетельствуют, что средства массовой информации недостаточно и неоднозначно освещают тему борьбы с наркоманией. При этом наблюдается бессистемность, поверхностность изложения, а сама организация работы не имеет комплексного характера. Как правило, публикации в СМИ сводятся к тому, что приводятся статистические данные о росте числа наркозависимых в том или ином регионе.

Почти не публикуются статьи специалистов, имеющих прямое, профессиональное отношение к решению проблемы наркомании: врачей, психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, – посвященные проблеме наркомании. Авторами большинства материалов о борьбе с наркоманией являются сами журналисты, которые зачастую не владеют специальными медицинскими познаниями в данной области, не знакомы с законодательством, регулирующим вопросы борьбы с наркоманией и т.п.

В настоящий момент СМИ практически не уделяют внимания пропаганде теории конкретных дел, число таких публикаций крайне незначительно, а уровень распространения информации о положительном опыте в данном направлении носит исключительно местный или региональный характер.

Журналисты зачастую не владеют достоверной информацией о ситуации с наркоманией в том или ином регионе, что вызвано отсутствием обмена опытом, информацией, как между журналистами, так и при работе с правоохранительными органами и органами государственной власти, деятельность которых, направлена на борьбу с наркоманией.

Все эти факторы затрудняют создание единого информационного пространства для деятельности средств массовой информации с целью формирования общественного мнения антинаркотической направленности.

Другой проблемой является слабая практика использования действующего законодательства в борьбе с пропагандой наркотиков.

Между тем, в средствах массовой информации продолжают появляться материалы, которые можно расценивать как скрытую пропаганду и незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и соответствующего образа жизни. Однако комплексный подход в правовой квалификации подобного рода печатных материалов как пропаганды не выработан, а специалистов в различных областях, которые обладают необходимой квалификацией для работы в данном направлении с целью грамотной правовой оценки публикаций, недостаточно.

На заседании комиссии рассмотрены поступившие из субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, материалы о деятельности средств массовой информации по освещению проблем, связанных с распространением наркомании и формированием антинаркотического общественного мнения.

В выступлении представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе отмечена тенденция роста числа организаций и лиц, предлагающих реабилитацию наркозависимых различными методами, которые чаще всего не дают положительного эффекта. Реклама в СМИ таких организаций, в конечном итоге наносит определенный вред. В связи со сложившейся ситуацией, представителем Министерства здравоохранения Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе отмечена необходимость создания постоянно действующего Экспертного совета при Окружной антинаркотической комиссии (ОАК), ведающего вопросами оценки деятельности государственных учреждений, религиозных конфессий, общественных и иных организаций, занимающихся вопросами реабилитации наркозависимых, подготовкой и проведением различного рода обучающих семинаров и санитарно-просветительской работой.

В выступлении представителя Санкт-Петербургского государственного университета отмечена необходимость создания постоянно действующего Экспертного совета при Окружной антинаркотической комиссии, по направлению "Государственная и региональная политика противодействия распространению наркотиков". Кроме того, в выступлении была высказана просьба поддержать инициативу Санкт-Петербургского государственного университета по созданию международной ассоциации "Европейские университеты против наркотиков" со штаб-квартирой в Санкт-Петербургском государственном университете.

Заслушав и обсудив вышеперечисленные вопросы комиссия решила:

1. Принять к сведению доклады и выступления участников заседания: Верещаки М.В., Шаброва А.В., Ямщикова С.В., Бастрыкина А.И., Аграшенкова А.В.

2. Признать, что деятельность средств массовой информации по освещению борьбы с наркоманией и формированию антинаркотического общественного мнения явно неадекватна сложившейся наркотической ситуации в Северо-Западном федеральном округе. При этом отчетливо выделяются основные недостатки: отсутствие комплексного подхода в организации публикаций, крайне незначительное количество публикаций специалистов в области борьбы с наркоманией, отсутствие реального противодействия скрытой рекламы наркотиков и подобного образа жизни, слабый обмен опытом среди региональных средств массовой информацией. Отмеченные тенденции свидетельствуют о недостаточности и неэффективности существующих методов и о необходимости формирования новых стратегий использования СМИ в противодействии распространения наркомании.

В связи с чем, Северо-Западному окружному межрегиональному территориальному управлению Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Верещака М.В) необходимо:

2.1. Совместно с Ассоциацией средств массовой информации Северо-Запада:

  • организовать рабочие совещания журналистов в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, по обсуждению вопроса о роли средств массовой информации в формировании общественного мнения антинаркотической направленности;

  • организовать проведение семинаров, направленных на повышение профессионального уровня журналистов, специализирующихся на освещении темы борьбы с наркоманией;

  • обобщить опыт проведения выступлений, публикаций антинаркотической направленности в средствах массовой информации в СЗФО за 2002 год с целью широкого распространения наиболее эффективных мероприятий среди общественных и государственных структур;

  • совместно с Федеральным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу, Главным управлением МВД России по Северо-Западному федеральному округу, представительством Министерства здравоохранения Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе провести семинары, посвященные вопросу правовой ответственности журналистов за содержание информации, распространяемой в информационном пространстве. (Срок до октября 2003 года)

    2.2. Рекомендовать учредителям и руководителям средств массовой информации (союзов журналистов), в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа:

  • организовать систематическое освещение темы борьбы с наркоманией, выработав комплексный подход в ее освещении (разработав концепцию, указав основные проблемы темы, выработав приоритетные направления и т.п.). Срок – июль 2003 года)

    2.3. Создать рабочую группу, силами которой изучить эффективность деятельности Ассоциации средств массовой информации Северо-Запада и подготовить предложения по повышению ее эффективности. (Срок – август 2003 года)

    3. Управлению по работе с органами власти субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа (Аграшенков А.В.):

    3.1. Довести до руководителей органов власти субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа настоящее Решение.

    3.2. Ход выполнения Решений ОАК в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, взять на контроль, сведения о ходе выполнения Решений ОАК доложить через секретариат Окружной антинаркотической комиссии. (Срок – сентябрь 2003 года)

    4. Рекомендовать руководителям межведомственных комиссий по противодействию наркомании в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа:

  • завершить работу по приведению положений о региональных межведомственных антинаркотических комиссиях и региональных целевых программ в соответствие с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; (Срок – сентябрь 2003 года)

  • рассмотреть вопрос о создании на постоянной основе в системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации органов по профилактике наркомании и контролю за исполнением целевых антинаркотических программ (для субъектов Российской Федерации, где они отсутствуют). (Срок – сентябрь 2003 года)

    5. С целью повышения эффективности работы Окружной антинаркотической комиссии Представительству Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе (Шаброву А.В.), совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Макаров Е.И.) сформировать состав и подготовить положение Экспертного совета при Окружной антинаркотической комиссии, которому поручить вопросы оценки деятельности государственных учреждений, религиозных конфессий, общественных и иных организаций, занимающихся вопросами реабилитации наркозависимых, подготовкой и проведением различного рода обучающих семинаров и санитарно-просветительской работы. (Срок – октябрь 2003 года)

    6. С целью повышения эффективности работы Окружной антинаркотической комиссии, Санкт-Петербургскому государственному университету (ЧерновуА.А.), совместно с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе (Моцак М.В.) сформировать состав и подготовить положение Экспертного совета при Окружной антинаркотической комиссии по направлению "Государственная и региональная политика в сфере противодействия распространению наркотиков". (Срок – октябрь 2002 года)

    7. С целью изучения роли пресс-служб правоохранительных органов Северо-Западного федерального круга в формировании антинаркотического общественного мнения, организации систематической пропаганды здорового образа жизни, освещения деятельности правоохранительных органов по борьбе с наркобизнесом, ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу (Новиков А.П.), совместно с УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Смирнов С.Н.), Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Верещака М.В), создать рабочую группу и в течение 3 квартала текущего года изучить данный вопрос, обобщить полученную информацию и доложить на заседании ОАК. (Срок – октябрь 2003 года)

    8. Заместителю полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Макарову Е.И. совместно с Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Верещака М.В), генеральным директором телерадиокомпании "Национальная вещательная сеть" Ямщиковым С.В. создать рабочую группу, для проработки вопроса о расширении полномочий Северо-Западного окружного межрегионального территориального управления Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и выйти с предложениями в Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. (Срок – июль 2003 года)

    9. Начальнику Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Логунову О.В. организовать проверку соблюдения действующего законодательства о средствах массовой информации в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, обобщить полученную информацию и сформулировать выводы. (Срок – октябрь 2003 года)

    10. Поддержать инициативу Санкт-Петербургского государственного университета по созданию международной ассоциации "Европейские университеты против наркотиков" со штаб-квартирой в Санкт-Петербургском государственном университете.

    11. Секретариату Окружной антинаркотической комиссии (В.М.Малеткин) проработать вопрос о включении в состав ОАК представителя Ассоциации юристов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    Председатель комиссии
    В.Матвиенко
    7 мая 2003г.
    Санкт-Петербург

  • Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

    Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

    Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

    "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

    Кокаин был проклятием нашей молодости

    Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

    Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

    О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

    Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

    Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

    Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

    Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

    Грустные последствия использования "веселящего газа"

    В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

    Московский
    научно-практический
    центр наркологии

    Российская
    наркологическая
    лига

    Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

    Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
    Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
    Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
    Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования