Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Бьорн Фрис: "Гуманизм и ограничения антинаркотической политики"

01 июля 2003

Мы продолжаем знакомить вас с материалами десятой юбилейной конференции мэров городов – членов ECAD – "Антинаркотическая политика на распутье", прошедшей в Стокгольме 15-17 мая 2003 года. Сегодня вашему вниманию предлагается выступление Бьорна Фриса, Национального координатора по вопросам борьбы с наркотиками Швеции.

Г-н Председатель, Ваше Величество, Дамы и Господа!

Мне очень приятно выступать перед участниками 10-й юбилейной конференции мэров городов-членов ЭКАД. Как Национальный координатор антинаркотической политики я сознаю, что она наиболее эффективна, будучи развернутой на локальном уровне. Как бывший мэр я знаю, что борьба с наркотиками – это задача, для решения которой требуются определенные усилия и постоянство. Существование нашего форума, где мы можем обмениваться опытом и получать поддержку коллег, намного облегчает решение этой задачи. Я хотел бы поздравить организаторов конференции – Томаса Халлберга и его коллег, за возможность в эти два дня обменяться идеями и поразмыслить над трудностями, с которыми нам предстоит иметь дело.

Большое спасибо вам за предоставленную возможность рассказать об уроках, которые мы извлекли из опыта проведения в Швеции гуманной ограничительной политики в отношении применения наркотиков. В апреле нынешнего года шведский Парламент принял Общенациональный план мероприятий по борьбе с наркотиками, и правительство назначило меня Национальным координатором по проведению в жизнь антинаркотической политики. Мне поставили задачу координировать на уровне нашей страны все мероприятия по борьбе с наркотиками, обеспечивая при этом руководство при воплощении Плана работы в жизнь.

Этот план главным образом нацелен на проведение превентивных и лечебных мероприятий и действия правоохранительных органов, как взаимоусиливающих элементов сбалансированной стратегии по противостоянию наркотикам, исходя из видения общества, свободного от наркотиков.

Прежде чем я приведу вам несколько примеров деятельности в этих областях, мне бы хотелось сказать несколько слов об основах этого общегосударственного Плана действий.

Стратегия Швеции в этом вопросе базируется на трех равновеликих столпах:

  1. Превентивные меры.

  2. Лечение.

  3. Контроль за осуществлением плана.

Это является отражением нашего убеждения в том, что проблема наркотизации требует для своего решения интегрированного и сбалансированного подхода в соответствии с конвенциями ООН в отношении наркотиков, сущность которых сводится к ограничению сферы использования находящихся под контролем наркотиков только в медицинских и научных целях.

Среди всего спектра политических партий Швеции существует политический консенсус в отношении того, что эти столпы должны иметь одинаковую силу и поддерживать одна другую, и не противодействовать одна другой.

Это означает необходимость избегать противоречивых заявлений, например:

  • с одной стороны, требовать от молодых людей, чтобы они не употребляли наркотики.

  • с другой стороны, проявлять очевидную терпимость или даже содействовать на практике применению и торговле находящихся под контролем препаратов конопли прямо на улице или в специально предназначенных для этого местах.

    В нашей стране также существует политический консенсус в отношении видения перспективы, способствующий осуществлению руководства нашими действиями – видение свободного от наркотиков общества.

    Это видение проистекает из духа Конвенций ООН, а также из понимания того, что злоупотребление наркотиками можно предотвратить. Сама история Швеции дает нам основания направить наш взгляд именно в этом направлении. Например, мы сумели снизить уровень потребления наркотиков с 14% в 70-х годах до 3% к концу 90-х. В ситуации, когда 97 из каждых 100 молодых людей не пробовали наркотиков, а 99 не употребляли их ежедневно, у нас были все основания считать, что превентивные меры действенны.

    Сумели ли мы удержать этот показатель на таком низком уровне?

    Да, пока еще у нас эти показатели находятся на достаточно низком уровне, но в Швеции, как и в большинстве европейских стран, злоупотребление наркотиками в 90-х годах возросло, хотя в нашем случае этот рост происходил начиная с более низкого по сравнению с другими странами базового уровня.

    В конце 80-х сравнительно малое число молодых людей экспериментировало с наркотиками, а многие из тех, кто занимался этим, являлись представителями деклассированных слоев общества. В 90-х годах мы начали наблюдать тенденцию к росту злоупотребления наркотиками также среди основной массы молодежи. Это было – и продолжает оставаться тревожным вопросом в отношении марихуаны, и в меньшей степени – в отношении стимулирующих препаратов амфетаминового ряда, например, экстази. Эта тенденция вызвала в нашей стране большое беспокойство политиков.

    Откуда такие тревоги в стране с таким небольшим количеством молодых наркоманов? В некоторых европейских странах треть всех школьников или даже больше в возрастной группе от 15 до 16 лет пробовали незаконно распространяемые наркотики. В Швеции эта категория школьников намного меньше, примерно 8%!

    Так стоит ли беспокоиться?

    Мы обеспокоены, поскольку считаем, что любое увеличение масштабов употребления наркотиков среди молодежи, сколь бы малым оно ни было, указывает на возможность развития ситуации в нежелательном направлении.

    Мы беспокоимся, поскольку видим, что молодежь не защищена от заявлений, которые создают впечатление отсутствие опасности при употреблении наркотиков когда их употребляют в выходные дни или в обстановке отдыха. Более того, им говорят, что наркотики – это атрибут шикарной жизни.

    Мы обеспокоены, поскольку среди большой группы европейской молодежи наблюдается изменение отношения в сторону большей толерантности в отношении наркотиков и даже склонность к их у потреблению в качестве дополнения к отдыху.

    Мы обеспокоены, поскольку знаем по опыту, что чем выше степень принятия обществом психоактивного вещества, тем труднее влиять на людей, принимающих наркотики. Алкоголь и табак дают достаточно примеров этого.

    Возможно, мои слова покажутся слишком резкими, но после того как мы столкнулись с разворотом тенденции снижения потребления наркотиков на 180 градусов на фоне значительного увеличения употребления наркотиков молодежью многих стран мира, мы пришли к заключению, что политика Швеции в отношении наркотиков оказалась на перепутье.

    1. Либо мы допускаем, что экспериментирование с наркотиками является неотъемлемой частью основного направления (мейнстрим) молодежной культуры, или

    2. Продолжаем рассматривать это как исключение из правил и стремимся не допустить, чтобы это стало социально приемлемой частью поведения мейнстрим-молодежи.

    Мы пошли по второму пути!

    Мы решили сделать политические и экономические инвестиции в сбалансированный Общенациональный План действий против наркотиков.

    Мы сделали вывод о том, что одной из причин роста злоупотреблением наркотиками среди молодежи была наша неспособность понять, что проблеме наркотиков необходимо уделять постоянное внимание, прилагать определенные усилия и инвестировать средства для ее решения.

    Создание должности, которую я в настоящее время занимаю можно рассматривать как:

  • своего рода заявление о наших намерениях;

  • возобновление чувства ответственности за результаты этой работы со стороны политиков;

  • однозначный сигнал организациям и людям на локальном уровне о необходимости серьезного отношения к проблеме наркотиков.

    1. Таким образом, верность делу решения данной проблемы со стороны политиков на самом высоком уровне определена как важнейший фактор достижения успеха.

    Такая приверженность существует благодаря поддержке Общенационального Плана борьбы с наркотиками со стороны Парламента. Проблема наркотиков также фигурировала как жизненно важный политический вопрос в Правительственной Декларации после сентябрьских выборов в Швеции.

    2. Другим важнейшим моментом является наличие финансовых, человеческих и институциональных ресурсов, их координация, последовательность и постоянство их приложения.

    Это не только вопрос наличия денег. Крайне важно также собрать воедино весь опыт и мобилизовать все секторы общества, в том числе и гражданское общество. Последовательное и постоянное осуществление программ на уровне организаций в сообществах, профессиональных группах и правительственных агентств столь же важно.

    Наконец,

    3. Для осуществления любого плана борьбы с наркотиками необходима работа на всех уровнях

    Наша страна имеет давнюю и прочную традицию объединения граждан в действующие на добровольных началах организации, цель которых является осуществление тех или иных изменений. Неправительственные организации и сообщества на местах являются ключевыми факторами в деле воплощения в жизнь общенационального плана действий.

    Что бы мы ни делали на общегосударственном уровне, если мы не будем поддерживать усилия по борьбе с наркотиками сообществ на локальном уровне, мы не вооружим молодежь способностью оказать сопротивление наркотикам. Следовательно, жизненно важным компонентом нашего общегосударственного плана является его направленность на мобилизацию усилий сообществ.

    И теперь позвольте мне вернуться к теме моего доклада, содержащемуся в его названии – Гуманизм и ограничения антинаркотической политики.

    Что значит проводить ограничительную политику? Это означает, что в соответствии с Конвенциями ООН употребление наркотиков, их хранение, производство, торговля и т.д. строго ограничены их применением только для медицинских и научных целей. Это не простая формальность, а основной ведущий принцип, оказывающий влияние на наш подход к решению проблемы наркотиков. Это также и источник видения свободного от наркотиков общества – всегда стремиться к созданию общества, свободного от незаконного использования наркотиков.

    Но, вы можете спросить себя: А возможно ли действовать ограничительно, не становясь репрессивными?

    Я отвечу: Да. Для достижения успеха ограничительной политики она должна быть гуманной. Добывание наркотиков должно быть трудным делом, и на пути тех, кто злоупотребляет наркотиками, должны существовать многочисленные преграды:

  • Но при этом получение помощи наркоманами должно быть очень простым делом.

    Исследования уже ясно показали, что лечение наркомании позволяет снизить:

  • уровень употребления наркотиков;

  • количество случаев криминального поведения после употребления наркотиков;

  • затраты на борьбу с наркотиками системы здравоохранения и общества в целом, включая распространение ВИЧ-инфекции.

    Таким образом, инвестирование в лечение не только гуманно – оно просто необходимо, если мы хотим добиться успеха.

    Однако, не следует смотреть на вещи нереалистично. Не все избирают лечение, особенно в период своеобразного "медового месяца". Выздоровление – это долгий процесс, и рецидивы не являются чем-то необычным. Следовательно, чрезвычайно важно продолжать поддерживать мероприятия, благодаря которым существует низкий порог потребления наркотиков и расширять сферу такой деятельности для мотивации и поддержки страдающих наркоманией, но не лечащихся, изменить свое поведение. Однако, мы не должны мириться с этим! Здесь снова возникает тема видения свободного от наркотиков общества, которым мы должны руководствоваться, чтобы расширение рамок нашей деятельности и удержание низкого уровня употребления наркотиков должны быть не самоцелью, а ступенями процесса построения жизни, свободной от незаконного употребления наркотиков! Наша цель – поддержание положительных изменений путем обеспечения постоянной заботы, лечения и реабилитации.

    А теперь мне хотелось бы привести несколько примеров деятельности, направленной на объединение превентивных мер, работы правоохранительных органов и медиков.

    Итак, что можно сделать на уровне всей страны и отдельно взятой территории? Приведу несколько примеров того, как в такой работе участвует организация, которой я руковожу – в качестве партнера или спонсора.

    Молодежь любить веселиться. Вечеринка и клубы являются частью жизни многих молодых людей. Если вы в Интернете наберёте в любом "поисковике" – "клубная жизнь", вы очень скоро убедитесь в том, что существует целый мир посетителей клубов, своего рода глобальная клубная субкультура. Но посещение клубов ассоциируется также с употреблением наркотиков, например Экстази. Можно ли обратиться к этим "клубникам" со словами о необходимости обходиться без наркотиков? Я бы сказал, что дотянуться до тех, кто бывает в клубах, и вообще до молодежи возможно, если вы готовы скроить свое сообщение конкретно для той или иной группы, воспользуетесь правильными способами доставить ваше сообщение и найдете людей, которым – с большой степенью вероятности – поверят.

    Летом прошлого года ко мне обратилось несколько молодых людей, живущих активной клубной жизнью Швеции. У них возникла мысль организовать путешествие для посещающих клубы молодых людей под девизом "Клубы – это музыка, люди и любовь, а не наркотики". Я решил поддержать эту инициативу. Примерно через месяц, когда программа завершится, на нашем счету будет проведение уже 12 мероприятий с участием самых известных диск-жокеев, которые обращаются к аудитории со словами о том, что можно веселиться и без наркотиков.

    Программа была изумительно освещена средствами массовой информации, и на клубных чатах в Интернете молодежь в нашей целевой аудитории о ней также много говорила. Мы пристально наблюдали за ходом этой программы и постоянно ее оценивали.

    Другой необычной ареной для антинаркотических сообщений являются "тусовки" в ночных клубах. Недавно проведенное в наиболее популярных барах и ночных клубах в центре Стокгольма изучение посетителей и персонала продемонстрировало, что уровень употребления наркотиков в заведениях такого типа был более высоким, нежели средние показатели по населению города в целом. Отношение к так называемому употреблению наркотиков как "виде отдыха" здесь также было более либеральным, нежели среди шведов вообще.

    На основании результатов этого исследования владельцы 18 крупнейших и наиболее популярных баров и ночных клубов Стокгольма заключили соглашение с местными профсоюзами и органами местного самоуправления о совместном проведении антинаркотической политики. Эта политика имеет все три элемента сбалансированной стратегии, а именно:

  • превентивные меры;

  • лечение;

  • контроль за осуществлением мероприятий.

    Меры, которые необходимо принять, включают в себя следующее:

  • переоборудование помещений для отдыха с целью создания препятствий для вноса в них наркотиков;

  • проведение на добровольной основе тестов на наличие наркотика среди персонала и руководства;

  • информирование и обучение персонала и

  • предложение оказания консультирования и лечения в случае выявления наркоманов.

    Как сказал один из владельцев баров: "Наше дело связано с шикарной жизнью – мы задаем тон, но нам приходится иметь дело и с наркоманами. Нам важно донести до них, что можно нормально жить и без наркотиков".

    Инициирована была и другая программа, в рамках которой мои сотрудники вступили в партнерские отношения с тремя крупнейшими городами Швеции. В рамках этого партнерства, ставившего целью создание равновесия локально проводимой политики между тремя столпами общегосударственной антинаркотической политики. Мы будем поддерживать превентивные меры, лечение и деятельность правоохранительных органов среди прочих видов работы в школах, барах и лечебных и реабилитационных учреждениях.

    Локальные стратегии и планы работы будут разработаны участвующими в проекте школами на основе систематически накапливаемой информации и анализа поведения, создающего риск. Процедурные вопросы будут согласовываться в целях обеспечения кооперации между школами, родителями, работниками социальных служб и полицией в отношении проблемы выявления и осуществления вмешательства на ранних этапах. Программы, нацеленные на поддержку родителями, будут воплощены и оценены, так же как и программы, имеющие целью обеспечить дальнейшее развитие учащихся. Наконец, учителя и персонал в школах пройдут специальный курс обучения.

    Новые альтернативы предоставления консультирования и лечения будут разработаны для молодых людей в тесном сотрудничестве со школами и органами местного самоуправления. Мы также привлечем частный сектор к работе по реабилитации бывших наркоманов, прошедших курс лечения – будь то в тюрьме или в лечебных учреждениях. Существуют и другие методы и средства обращения к молодежи. Швеция – нация спортсменов. В стране существует почти 22 000 спортивных клубов, и половина всех детей и молодых людей в возрасте от 7 до 20 лет занимаются разными видами спорта. Благодаря сотрудничеству с Конфедерацией Спорта Швеции мы можем обратиться к 900 000 молодых людей и к почти полумиллиону добровольцев и лидеров среди профессионалов, чье влияние на воспитание будущего поколения имеет особую роль.

    Кроме того, мы начинаем сотрудничать с профсоюзами. Только благодаря партнерским отношениям с двумя крупнейшими федерациями профсоюзов мы сможем контактировать более чем с миллионом молодых людей моложе 30 лет.

    Это только некоторые примеры того, какой ответ мы можем получить от аудитории, к которой мы обращаемся, основанной на количественной и качественной оценке данной проблемы. Конечно, мы хотели бы иметь результаты как можно скорее, но я прекрасно понимаю, что работа по решению проблем, связанных с употреблением наркотиков требует терпения и хорошо продуманного инвестирования.

    Следовательно, мы решили осуществить значительные инвестиции в научно-исследовательские работы, имея вместе с тем цели приобретения более существенного знания в отношении тенденций и характера, на основании чего мы могли бы базировать нашу работу, а также дать стимул большему количеству исследователей заинтересоваться событиями в этой сфере.

    Я завершу свой доклад, сказав, что мы верим в возможность предотвращение употребления наркотиков. Я скажу, что мы верим также в возможности лечения и мер, предпринимаемых правоохранительными органами. Существуют три одинаково значимых столпа антинаркотической политики Швеции, имеющей в качестве основных целей следующее:

    1. В первую очередь, предотвращение применения наркотиков.

    2. Обеспечение высококачественного лечения и реабилитации, доступной всем.

    3. Снижение уровня доступности наркотиков, для чего необходимо заниматься как уличными торговцами, так и организованной преступностью.

    Спасибо за внимание.

  • X конференция мэров городов – членов ECAD – "Антинаркотическая политика на распутье", 15 мая 2003 ECAD

    Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

    Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

    Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

    "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

    Кокаин был проклятием нашей молодости

    Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

    Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

    О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

    Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

    Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

    Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

    Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

    Грустные последствия использования "веселящего газа"

    В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

    Московский
    научно-практический
    центр наркологии

    Российская
    наркологическая
    лига

    Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

    Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
    Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
    Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
    Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования