Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Георгий Зазулин: "В регионах видят оптимизацию механизма повышения эффективности работы антинаркотической комиссии в её влиянии на субъекты федерации"

07 мая 2003

Вашему вниманию предлагается интервью по актуальным вопросам антинаркотической политики с Георгием Зазулиным, представителем ECAD в России, координатором Международного центра антинаркотической политики СПбГУ, которое состоялось накануне сегодняшнего заседания Окружной антинаркотической комиссии при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо – Западном федеральном округе, членом которой он является.

Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы способствовать формированию общественного мнения антинаркотической направленности и пропаганде здорового образа жизни?

В борьбе с наркотиками необходимо самое широкое освещение поучительных примеров их злоупотребления устами самых авторитетнейших людей нашей страны. Один достоверный пример, рассказанный известным человеком способен оказать сильнейшее действие на аудиторию. Должны быть задействованы все возможные ресурсы СМИ. Проблема касается многих и в жизни каждого немало примеров. Необходимо всем, а журналистам в первую очередь объяснять, что есть пропаганда и реклама наркотиков. Чтобы любой человек мог без труда ее выявить.

Какие меры на ваш взгляд, следует предпринять, чтобы противодействовать рекламе наркотиков?

Чем скорее там появится внятное толкование, что же такое реклама, что такое пропаганда наркотиков, тем скорее мы подхлестнем меры противодействия им. Например, в витрине магазина кальян, приспособление, с помощью которого можно курить марихуану – является ли это рекламой? Необходимо объяснять, показывать и милиционерам, и журналистам, и специалистам и обычным людям, что листовка или значок с марихуаной является рекламой. Надо довести это не только до юристов, а до населения, до общественных организаций, которые могут быть активным ресурсом применения. Сейчас же налицо отсутствие государственной политики в этом вопросе. Никаких тренингов, семинаров, обучений по этому вопросу не ведется. Поэтому первоочередной мерой я считаю – сделать максимально доступным для населения понятия запрещенной пропаганды наркотиков. Во главе этой работы должен быть государственный чиновник, которому в обязанности это вменено и который за это получает деньги.

Что удалось и что не удалось осуществить комиссии за последний период(например 2002год) и почему?

Когда Совет Безопасности поручил округам заниматься этой проблемой, за неё взялись специалисты. Но кто из них глубоко знает проблему социального контроля наркотиков, если оценивать с междисциплинарных позиций? Одновременно как юрист, как педагог, как врач-нарколог, как человек с религиозным мировоззрением ведь именно такие люди нужны. Вот поэтому так мало достигнуто, так как не было людей, которые были бы подготовлены профессионально осуществлять управление антинаркотической деятельностью в округе. Притом, что это люди очень достойные, имеющие большой опыт в смежных областях правоприменительной сферы. Но междисциплинарного мышления им явно не доставало. Кроме того, эта обязанность была дополнительной нагрузкой, то есть, человек даже не был освобожденным.

Чтобы эта комиссия работала продуктивно, человек, должен быть экспертом международного уровня, или хотя бы был способен подходить к этой проблеме с различных точек зрения. Самая благоприятная для дела позиция – позиция журналиста, политика, родителя, тогда исключается узкий взгляд. Отсутствие освобожденных людей, которые всю душу могли отдать этой проблеме, не позволило этим комиссиям за прошедший год сделать больше, нежели они сделали. В нашем округе ответственный секретарь, занимающийся этим вопросом, совмещает и другие функции, соответственно работа выполняется постольку поскольку. Очевидно, штатная численность не позволила им так решить эту проблему. Невнятны должностные инструкции, неясны критерии оценки деятельности, как ответственного секретаря.

Влияния на субъекты федерации не было достигнуто. Отчасти это произошло в связи с тем, что Совет безопасности поручил семи округам создать такие комиссии и заниматься антинаркотической деятельностью, но при этом положение об этих комиссиях не было утверждено Президентом. Если бы учитывался институт полпредов, учитывалось существование государственных федеральных инспекторов в субъектах федерации, было бы определено взаимоотношение округа и субъектов федерации, которые туда входят, и если бы положение было подписано Президентом, то тогда бы комиссия имела силу.

По итогам года изменили состав комиссии, ввели тех людей, кто отвечает за работу комиссии в субъектах федерации. Это позволило связать комиссии в субъектах федерации и окружную комиссию. Например, теперь председатель комиссии Мурманской области, или ответственный секретарь – он же и член окружной комиссии. Скоро пройдет первое заседание в новом составе. Иными словами снизу идет поиск оптимального механизма повышения эффективности работы этой комиссии, с точки зрения влияния на субъекты федерации. Сверху понятно, в чем проваливаются субъекты федерации, но как поправить, если можно только рекомендовать? Надежда на улучшение работы есть, поскольку изменили состав комиссии и, на мой взгляд, удачно, в нужном направлении. Но крайне необходимо ввести освобожденную должность для организации антинаркотической политики, чтобы человек полностью мог себя посвятить этому делу.

Создан государственный комитет по контролю за оборотом наркотиков. В Указе Президента сказано, что его численность будет 40 тысяч сотрудников. Было бы замечательно, если бы было предусмотрено откомандирование 89-ти единиц (по количеству субъектов федерации), вместе с финансированием на должность советников, консультантов губернаторов для работы в качестве председателя антинаркотической комиссии. А мы, в свою очередь, готовы очень быстро им дать соответствующий уровень понимания проблемы, в наших 11-ти субъектах, чтобы они могли реально и эффективно его использовать.

Главный ресурс – это живые люди. Антинаркотический менеджмент говорит: ресурс – это те структуры и люди, в предмет ведения которых входит эта задача. Но для этого нужен координатор, дирижер, вот этих дирижеров нет в субъектах федерации. Все есть, музыкальные инструменты, а партитуры и дирижера нет. По части партитуры есть программа по наркоконфликтологии, но опять-таки, это будут студенты без большого жизненного опыта. А тут необходимы люди с двумя высшими образованиями. Хорошо бы, если бы их готовили в рамках проекта от правительства каждого субъекта федерации, чтобы потом деньги, затраченные на их образование, они отрабатывали, вот тогда бы на региональном уровне гораздо быстрее пошел бы процесс очищения от наркотиков. Сверху можно только создать условия для решения этой проблемы, а решать ее надо на местах. И без подготовки кадров, без дирижеров, у которых есть исполнительная власть координировать эти структуры, осуществить это невозможно.

Какие бы проблемы, лично Вы, внесли на заседание?

К числу приоритетных государственных задач я бы отнес не только развитие первичной профилактики наркомании, но и ключевым должен стать административно-правовой ресурс. Конечно, очень важно заниматься первичной профилактикой. Но у нас уже 3,5 млн. участников незаконного оборота наркотиков. А с ними-то что делать? На них уже первичной профилактикой не повлияешь, они не будут читать поучительные истории, и на заявления политиков по каким-то событиям в связи с наркотиками они тоже не отреагируют. Уголовно-правовым методом эту проблему тоже не разрешить, это будет стратегическая ошибка. Потому что мы не можем больше 150-ти тысяч в год привлечь к уголовной ответственности. Больше следствию и судам не переварить. Значит, более 10-ти лет потребуется, а за это время новое поколение появится.

Поэтому, надо контролировать людей массово, ежедневно, с помощью многочисленной милиции общественной безопасности. Я бы вынес на заседание обсуждение этого потенциала. Почему прокуратура в порядке общего надзора сегодня повсеместно, практически во всех субъектах федерации не заставляет милицию общественной безопасности задерживать людей, допускающих немедицинское потребление наркотиков? Это бы заставило их обратится в реабилитационные центры.

Опыт наших экспертов в наркологии говорит, что прекращают потребление наркоманы с большим стажем только тогда, когда общество создает большие сложности для их употребления. А если общество игнорирует, что ты их потребляешь, то почему же не потреблять? Если же потреблять трудно, если потребление осуждают, а милиционер на улице тебя постоянно задерживает и требует сдать анализы, то это самый эффективный метод борьбы. Важно, что для них станет неудобно потреблять наркотики. Сразу повысится реабилитационный потенциал, который сегодня крайне низок в реабилитационных центрах (в государственных 5-10%, в частных – до 30%). Это все потому, что никто не доставляет неудобств в потреблении наркотиков, поэтому низкий реабилитационный потенциал. Поэтому и пустуют эти места.

А на охрану общественного порядка выходит масса сотрудников милиции общественной безопасности, участковых, вневедомственной охраны, ГАИ и так далее. Если в стране наркоэпидемия, то явление требует массовых, недорогих контрольных мер и отнюдь не репрессий. Для репрессий существует уголовное право. Обсуждению этого вопроса я бы с удовольствием посвятил одно из заседаний комиссии.

Как, на Ваш взгляд, повысить массовость занятий физкультурой и спортом?

Недавно был в Ижевске на конференции "Город против наркотиков", где познакомился с положительным примером формирования общественного мнения, как просветительской акции. Мэр города Ижевска Балакин Виктор Васильевич обратился к населению, к организациям: давайте выступим в поддержку конвенции ООН и конвенции по правам ребенка, о защите ребенка от наркотиков. И фактически каждый десятый ижевчанин подписал декларацию. К тому же было принято решение восстановить 50 хоккейных коробок. Я был приятно ошарашен, когда они мне вручили шесть томов подписей. В результате в Ижевске более спокойная ситуация, а вот в соседней Перми – наркоэпидемия. Если мы начнем думать, как мы будет формировать общественное мнение, мы найдем массу приемов. А в Петербурге этим практически никто не занимался. Администрация Петербурга не ставит такой задачи.

А вот в Челябинске, где бушует наркоэпидемия, 4 футбольных поля на весь Челябинск, при населении города больше миллиона. Для того чтобы увеличить массовость занятий физкультурой и спортом, необходимо создать условия, в виде коробок, баскетбольных колец. Почему бы не ввести этот показатель в оценку региона, города, не премировать за это? Надо создать некурящую школу как показатель. Почему бы сегодня в Петербурге, не устроить конкурс на самую некурящую школу?

Мне очень удивительно, что при наличии федерального закона об ограничении курения, и соответствующей статьи, которая объявила учебные заведения местом, в котором запрещено курить, но мало что меняется. Надо просто стимулировать людей – директору приз, коллективу. Министр образования должен повести активную работу по стимулированию преподавательских коллективов, поскольку есть правовой фундамент. Но, в России отработан только "метод кнута". Директор говорит, что имеет реальный механизм для борьбы только в том случае, если может привлечь к ответственности за нарушение нормы закона. Это устаревший подход. Вы посмотрите, как сегодня продвигают кредитные карточки. Обладателю сулят золотые горы. Эти же пиар-технологии необходимо использовать для того, чтобы эффективно заработал закон. Наверное, именно это и имеет в виду Президент, когда говорит: "У нас должна быть реформа административного управления".

Министерства должны стать штабами стратегического планирования этого "пряника", а "кнут" должен лежать в загашнике, как тот фундамент, на котором зиждется стимулирование. К сожалению, специалистов по стимулированию у нас мало. Надо предоставить всевозможные льготы: материальные, моральные, например, для некурящих, чтобы не курить было выгодно. А разработкой стимулов вполне могло бы заняться Министерство образования. Так и в борьбе с наркоманией, если новый правоохранительный орган поймет, что уголовно-правового метода, одних репрессий мало, необходимо стимулирование, поощрение жизни вне наркотиков. Надо принять целый комплекс мер: антинаркотической политики, антинаркотического управления, профилактики, реабилитации и оперативной деятельности.

Зазулин Георгий Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры конфликтологии Института философии СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия)
ECAD

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования