Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Интервью с иеромонахом Анатолием (Берестовым)

03 апреля 2003 :: Вадим Захаров

Прошло больше года с момента нашей последней встречи с руководителем Душепопечительского Центра во имя св. Иоанна Кронштадтского, доктором медицинских наук, профессором, иеромонахом Анатолием (Берестовым). Что нового произошло в жизни реабилитационного Центра? Каковы перспективы его развития? Какова позиция государственных структур по отношению к деятельности Русской Православной Церкви в области реабилитации и духовного просвещения наркозависимых? Обо всём этом читайте в беседе нашего специального корреспондента с отцом Анатолием.

Какие события произошли в жизни Вашего Душепопечительского Центра за прошедший год?

Отец Анатолий: Я должен сказать, что в 2002 году количество наркозависимых, поступавших к нам в Центр резко сократилось. Я сейчас не могу привести абсолютную цифру, но раза в четыре оно точно уменьшилось. Это произошло по вполне понятным причинам. Я могу назвать их. Первая: это неурожай мака в Афганистане в 2001 году и, как следствие этого, уменьшение потока героина, поступающего в Россию и Европу. Вторая причина: повышенная смертность от героина, от передозировок. С моей точки зрения, это нельзя назвать истинной передозировкой. Мониторинг уличного героина, проведённый в биохимической лаборатории Института МВД Санкт-Петербурга, показал резкое снижение количества героина в уличном "веществе". Если в 1999 году в нём героина было 25%, в 2000 году – 14,5%, то 2001 году он составил 8,5 %. А остальное – стиральный порошок, сахарная пудра и другие примеси. А ведь это не безразлично для организма, и ребята, по существу, умирают не от героина, а от примеси. И, естественно, малое содержание героина приводило к увеличению дозы. Третья причина: очень сильно поработала система МВД, но не в положительном плане, а в отрицательном. Огромное количество наркозависимых людей, больных было осуждено. За 2002 год – более 100 тысяч человек, именно, я подчёркиваю, потребителей наркотика, из которых "сделали" распространителей. Далеко не все из них являются распространителями, а являются лишь связующим звеном между больным и "барыгой". Это так называемые "ходоки".

Теперь о том, что случилось нового. Когда количество наркотиков в 2002 году резко снизилось, мы столкнулись с таким новым явлением, как свободная продажа в аптечной сети препарата "трамал". Десятки тысяч молодых людей "подсели" на данный препарат. Он оказался в некоторых отношениях "тяжелее" героина, так как энцефалопатия при трамаловой зависимости развивалась гораздо быстрее и выглядела тяжелее. Но, слава Богу, наш Центр вместе с Главным детским наркологом Минздрава РФ Алексеем Валентиновичем Надеждиным подключился к борьбе, и, в конце концов, 15 декабря 2002 года "трамал" был официально запрещён к свободной продаже.

В свете сказанного Вами, хочу спросить следующее: сейчас ведутся дискуссии о пересмотре существующего законодательства с целью разрешения хранения определённого количества вещества для личного употребления без применения к человеку каких-либо санкций. Ваше отношение к этому?

Отец Анатолий: Это вопрос очень сложный. С одной стороны, я за то, что бы не привлекать наркоманов, больных к уголовной ответственности, а привлекать истинных распространителей. "Оптовиков" милиция совсем не трогает, ну, за редким исключением. "Барыг" редко, но всё же привлекают к ответственности. А всё наказание падает на больных. 228 статья УК РФ является "отсылочной" статьёй, то есть она отсылает к другому нормативному акту, который должен указать меру ответственности за то или иное количество наркотика. Составлял этот документ не Минздрав РФ, а комитет, который не имеет юридической силы, так как является общественной организацией при Минздраве. Ну вот если мы, религиозная организация, приравненная к общественным, выпустим свой нормативный акт, он же не будет иметь юридической силы! Этот нормативный акт имел бы юридическую силу, если бы он был, во-первых, зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ, а он не был зарегистрирован, и был бы затем опубликован, после регистрации, в соответствующей открытой печати, в официальном органе. Из-за этого "повисает" 228 статья. Она отсылает к этому нормативному акту, он юридической силы не имеет, соответственно возникает вопрос: а имеет ли юридическую силу 228 статья? С моей точки зрения, не имеет. И хотя суды ориентируются на рекомендацию Верховного Суда РФ, возникает парадокс: ведь к ней можно прислушаться, а можно нет. Дело зависит от совести конкретного судьи. Однако суды почему-то берут и сажают наркозависимых, а истинные наркоторговцы остаются на свободе. Ещё одна тяжелая проблема: милиция не только привлекает к ответственности наркоманов и "делает" из них наркоторговцев. Мы уже столкнулись с такими случаями, когда сотрудники МВД подкидывали наркотики здоровым людям. Случайно проходящих на улице ребят останавливали, подкидывали им наркотики. Затем наркологическая экспертиза вдруг обнаруживала, что они являются наркоманами и их сажали, либо, что случается чаще, вымогали у них деньги. Это страшная проблема и я считаю, что необходимо очень серьёзная чистка органов внутренних дел и других правоохранительных органов. Я столкнулся ещё с одной проблемой, которую уже можно охарактеризовать как мафию в правоохранительных органах... Это – адвокат, милиция, прокуратура, судьи. Они все в доле и нередко организованы. Сами адвокаты рассказывали мне о случаях, когда их пытались привлечь к участию в подобной организованной группе по вымогательству денег. К счастью, те адвокаты, которые мне об этом говорили, оказались людьми порядочными и верующими. Они, естественно, отказались. Но не все же такие.

Вы упомянули про взаимодействие Вашего Душепопечительского Центра с Минздравом РФ, с ННЦ Наркологии РФ. Имеются ли у Вас какие-либо совместные проекты?

Отец Анатолий: Да, например в 2000 году мы заключили договор с наркологической больницей №17 города Москвы и организовали при больнице первое наркологическое православное отделение. Мы друг другу помогаем, я очень этому рад. Хочется сказать ещё вот о чём. Нас, наконец-то, заметили власти. Министр здравоохранения РФ Юрий Леонидович Шевченко неоднократно выступая на заседаниях Правительства по вопросам наркотиков, ставил наш Центр в пример. С согласия полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Сергеевича Полтавченко и Министра по налогам и сборам Геннадия Ивановича Букаева, с согласия некоторых депутатов Государственной Думы РФ планируется строительство нашего Душепопечительского реабилитационного Центра в Москве. Пока ещё не определено точное место, но уже создан Попечительский совет, который возглавил Святейший Патриарх Алексий II. В Попечительский совет также входит Митрополит Солнечногорский Сергий, уже упомянутые господа Полтавченко и Букаев, а также некоторые олигархи, которые будут финансировать этот проект.

Можем ли мы надеется, что такое сотрудничество власти и церкви не останется единичным случаем, а приобретёт постоянный характер?

Отец Анатолий: Да, мне приходится очень много ездить по России, в основном на восток от Урала и на Север, и такие прецеденты уже есть – например в Иркутске, Новокузнецке, Магадане, где местные администрации помогают становлению подобных центров. В Норильске, например, есть православное отделение при городском наркологическом диспансере, и практические результаты его работы оказались удачными. Я недавно был в городе Пермь, где также оказывал содействие в организации городского наркологического центра с участием Русской Православной Церкви. В штат этого центра введён священник. Я уверен, что результаты работы этого центра будут хорошими.

Что Вы можете сказать об эффективности реабилитационных мероприятий, проводимых Вашим Центром?

Отец Анатолий: Я уже неоднократно говорил, называл разные цифры, сначала я называл 65%, потом 82,5%, 85%. На сегодняшний день, по мере того, как увеличивается время от начала реабилитации, всё большее число наркозависимых входит в состояние устойчивой ремиссии. Поэтому у нас меняется процент. Если за вторую половину 2001 год и 2002 год мы можем назвать небольшой процент – 54, то это нас нисколько не беспокоит, потому что, я глубоко уверен, он вырастет. Это только предварительные данные, всего год прошел. Мы начинаем отслеживать больных только после двух лет. У нас имеется группа наркозависимых из 42 человек, которая проходила реабилитацию в течение года, начиная со второй половины 2001 года. Все вошли в состояние ремиссии. Я не говорю, что это устойчивая ремиссия, времени прошло мало, но они сегодня не употребляют наркотики, изменили образ жизни. Из них 35 человек вошли в активный социум, ресоциализированы, 15 человек женились или вышли замуж. Это прекрасно. У меня нет сведений только о троих из них, потому что они не москвичи, но по первым сведениям – они не употребляют наркотики.

Напоследок, два насущных вопроса. Ваше отношение к столь широко обсуждаемым ныне темам: легализации марихуаны и введению в отечественную наркологическую практику программ заместительной терапии, основанных на метадоне.

Отец Анатолий: Самое отрицательное. Я активно настроен против легализации так называемых "малых" наркотиков и против метадоновой программы. Не бывает "малых" наркотиков. Все наши наркозависимые прошли через препараты конопли и все подсели на героин. Что же касается метадона, мы уже конкретно с ним столкнулись – это страшная вещь.

Игумен Анатолий (Берестов)

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования