Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

О вновь учрежденном Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ

17 марта 2003 :: Борис Калачев, Помощник депутата ГД А. И. Гурова, кrандидат юридических наук, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ

Еще в сентябре прошлого года Президент России В. В. Путин говорил о необходимости создания отдельного органа, занимающегося исключительно проблемами наркомании и незаконного оборота наркотиков. И вот 11 марта средства массовой информации сообщили о том, что Президент России публично заявил об организационно-штатных изменениях в органах власти, в частности, об учреждении Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ и назначении на должность его руководителя Виктора Васильевича Черкесова.

11 марта с.г. Президент Российской Федерации публично объявил о важных организационно-штатных изменениях в органах исполнительной власти. Помимо иных принципиальных моментов, это высокое решение напрямую затронуло содержание весьма устаревшей, но еще пыхающей порохом Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 г.

Немного истории

Напомню, что в разделе "Организационное обеспечение" названной Концепции дословно записано: "Государственная политика по контролю за наркотиками должна обеспечиваться соответствующими организационными мероприятиями. Главным недостатком в деятельности государственных органов, осуществляющих практический контроль за наркотиками, является их ведомственная разобщенность, отсутствие системности и взаимосвязи в их функционировании. Преодолеть это можно, создав единый центр координации и руководства, сбора и анализа информации, разработки единой стратегии и тактики, постоянного и оперативного мониторинга ситуации – соответствующий Комитет при Президенте (Правительстве) Российской Федерации".

Во исполнение данной установки 5 июля 1994 года создается Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, которая добросовестно переносила все тяготы своего предназначения в течение всего прошедшего времени. Однако мизерная штатная численность этого ответственного органа (Секретарь Комиссии в единственном числе!), ряд иных серьезных обстоятельств не позволяли полномасштабно и фундаментально реализовывать положения упомянутой выше антинаркотической Концепции. Хотя, повторюсь, Правительственной Комиссией делалось ранее и делается ныне много чего полезного.

Государственный орган иного типа был учрежден 24 сентября 2002 года Указом Президента Российской Федерации № 1068 "О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ". Этот документ предписывал создание Государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

На указанный Госкомитет имелись большие виды, что следует из перечня функций, на него возлагавшихся:

  • координация в пределах его компетенции деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

  • подготовка и представление докладов Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о положении дел в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и принимаемых мерах;

  • осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

  • представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

  • создание и ведение единого банка данных Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Однако в течение недолгой, чуть более пяти месяцев, жизни Госкомитета, его так никто и не возглавил. На сегодняшний момент, с одной стороны, нет официально напечатанных установлений о ликвидации этой координационной структуры. С другой стороны, имелись, похоже, веские основания, чтобы принятое ранее президентское управленческое решение получило дальнейшее организационное развитие, наиболее отвечающее современным задачам именно в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Со стороны третьей, сосуществование двух Госкомитетов – "при МВД" и "самостоятельного федерального" – ни к чему другому, как набившему оскомину параллелизму, привести не сможет.

Вероятно, в силу этих, а равно каких-то иных обстоятельств и был предпринят новый шаг, породивший в жизнь теперь уже самостоятельный федеральный орган власти – Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. По крайней мере, так прозвучало наименование этого ведомства со слов первого лица государства.

Некоторые комментарии

Как комментировать это, по большому счету, эпохальное событие в истории российской государственности? Сделать подобное нелегко хотя бы в силу отсутствия официально опубликованного текста Указа Президента.

А. Гипотезы о том, как сегодня и завтра может строиться федеральная, межвластная координация антинаркотической деятельности

Пока неясно, какому высшему органу власти будет подчиняться вновь образованный Государственный комитет – Президенту или Правительству?

Если Президенту Российской Федерации, то подобное решение наводит на многие размышления, поскольку координацией межвластной работы в области контроля над наркотиками практичнее заниматься не многотысячному ведомству, а компактной профессиональной команде, входящей в Администрацию Президента.

Если же новый Госкомитет входит в ведение Правительства, то опять, как и годы назад, остается открытым центральный вопрос: кто возьмет на себя управленческую ответственность перманентно координировать государственную антинаркотическую политику между всеми тремя ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной? Не забывая при этом многочисленные общественные организации, коммуникативные каналы информации: от местной малотиражки до глобальных Интернет-сайтов, а равно предпринимателей разного калибра, имеющих прямое или косвенное отношение к проблеме наркотиков. Не секрет, что на сегодняшний день в тенетах российского наркобизнеса подвизаются многие сотни тысяч людей.

Ограничение же антинаркотического Госкомитета работой в пределах сугубо исполнительной власти значительно сужает сферу его деятельности.

Здесь, правда, могут возразить, что координация борьбы с преступностью законодательно возлагается на Совет Безопасности, Правительство и Генеральную прокуратуру. Но на это справедливо ответить известной пословицей: у семи нянек дитя без глазу, ибо, несмотря на имеющиеся у названных "трех китов" высокие распорядительные полномочия, принципиальных успехов ни в снижении состояния общеуголовной преступности, ни в проблемах наркомании и наркобизнеса упорно не наблюдается.

Именно в силу данной причины давно назрела необходимость в создании того самого административного органа, о котором говорилось чуть выше. К слову, идею эту, но в более масштабном виде, не первый год озвучивает А.И. Гуров – председатель Комитета Государственной Думы по безопасности, родоначальник и основатель действительно принципиальной борьбы с организованной преступностью еще во времена Союза ССР. Он с упорством, достойным подражания, аргументировано убеждает власть предержащих в острой необходимости формирования компактной структуры в Администрации Президента, занятой координацией всей федеральной деятельности правоохранительных органов и спецслужб.

Итак, ответ на вопрос номер один – способно ли будет вновь созданное федеральное антинаркотическое ведомство осуществлять полноценную координационную работу в области профилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков – остается пока открытым из-за отсутствия официально опубликованной нормативной информации.

Б. Как скоро рассчитывать на явные успехи нового Госкомитета в сфере антинаркотической работы

Согласно имеющейся информации, в ФСНП России трудились до недавнего времени где-то 40 тысяч человек, а в Главном управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России – до 7 тысяч человек. Значит ли это, что все 47 тысяч штыков окажутся брошены на борьбу с наркотиками? Полагаю, что при таком кадровом раскладе очаги наркобизнеса в России удалось бы погасить через месяц-другой и высвободившиеся силы перебросить на иной фронт борьбы с преступностью, например, тех же преступлений против личности граждан и собственности.

Увы, такому сценарию нет путевки в жизнь, так как многие тысячи офицеров бывшей налоговой полиции (из тех, кто не переметнется на поиски иных мест работы), придется профессионально переквалифицировать. А на эту учебно-методическую процедуру уйдет не один месяц, если не годы, равно как и на утряску длинного списка иных актуальных мероприятий. В частности, кадровую чистку претендентов на работу в новом Госкомитете из органов внутренних дел, в прошлом налоговой полиции, иных структур, а именно людей, запятнавших себя коррупцией, отличающихся ленью, неспособностью работать профессионально, быстро переучиваться и пр.

Без данной акции – все вернется на круги своя, но в еще более бюрократическом и криминальном качестве.

Кроме того, надеюсь, не все же тысячи поштучно отобранных сотрудников нового Госкомитета задействуются именно в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Не менее приоритетными задачами сегодня, как, впрочем, и вчера, и позавчера, остаются: профилактика наркомании; фундаментальные научные исследования; законотворческая деятельность. К этому ряду стоило бы отнести возможные наркологические функции, тесную работу с масс-медиа, иностранное представительство офицеров связи, да и многое другое.

Так, давно и нагло действуют в России представители радикальных партий, открыто рекламирующих философию наркомании, с идейными и финансовыми центрами в дальнем зарубежье. Злободневен вопрос использования психотропных веществ в оружии массового поражения. А разве не остро стоит в повестке дня финансирование террористов за счет доходов, получаемых от торговли наркотиками?

В этой связи крайне удачно назначение на должность руководителя нового Госкомитета Виктора Васильевича Черкесова, в прошлом кадрового сотрудника спецслужбы, испытавшего на практике все тонкости высшей государственной работы в статусе Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе.

Тем не менее, рассчитывать на скорый успех в противостоянии доморощенным и транснациональным наркомафиям, зажиревшим на российских наркоманах, даже с притоком новых сил и средств, пока не приходится. Какие бы достижения за прошедшие годы в деле борьбы с наркотиками не имелись, в целом состояние этой проблемы в нашей стране, признаемся честно, и в плане наркологии, и в плане силовых мероприятий – далеко не блестящее. Слишком широким оказывается объем предстоящей глубокой антинаркотической работы хотя бы по таким основополагающим государственным документам, как Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации.

В. Останутся ли в МВД, ГТК, ФСБ, иных ныне здравствующих ведомствах подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков?

Полагаю, недальновидной мерой окажется ликвидация этих структур безоговорочно, без разумной трансформации их прежних прав, обязанностей, функций и штатной численности в те, которые отвечают новым реалиям дня.

Обратите внимание на опыт США, Германии, Франции, Италии. В перечисленных и других развитых государствах мира в общественном почете "чистильщики" розничной торговли наркотиками из местных полицейских органов. Но! На общегосударственном уровне их правоохранительную деятельность с той или иной долей успеха координируют специально созданные для этих целей федеральные структуры.

Кроме того, внушающим уважение профессиональным капиталом обладают сотрудники российских антинаркотических подразделений правоохранительных органов и спецслужб, набившие стратегические и тактические мозоли на борьбе с наркотиками за прошедшие 10-15 лет.

Чего стоит один только патриарх этой проблемы – генерал Александр Николаевич Сергеев, по большому счету, родоначальник нынешней государственной антинаркотической системы, ее общепризнанный идеолог, в еще недавнем прошлом – начальник ГУБНОН МВД России. Накопленный им российский и международный опыт профилактики наркомании и борьбы с наркобизнесом дорогого стоит!

Отдельные некритические замечания

В масс-медиа вновь учрежденное ведомство названо Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

Это наименование, если только оно действительно носит официальный характер, вступает в определенное противоречие с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации. В указанной высшей норме национального права записано: "В ведении Российской Федерации находятся:

м) ...производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования"

Между тем, в России действуют в противоречие Конституции списки не только наркотических средств, но и психотропных, и сильнодействующих, и одурманивающих веществ, что, очевидно, в течение всех прошедших лет размывает правосознание людей, в первую очередь, признанных служить закону. Поэтому наименование нового Госкомитета не укладывается ни в конституционные предписания, ни в сложившуюся процессуальную практику. Хотя, возможно, инициаторы идеи создания этого федерального ведомства вскоре внесут в Государственную Думу необходимые законодательные предложения об юридически грамотных определениях всех элементов антинаркотической правовой системы, их приведение в соответствие с упомянутой выше конституционной нормой.

Второй момент, касающийся наименования Госкомитета, заключается в правилах русского языка. На мой взгляд, правильно писать не Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, а Государственный комитет Российской Федерации по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ.

Краткие пожелания

Несомненно, в недрах Госкомитета надо предусмотреть подразделения, целевым порядком отвечающие за полноценное сотрудничество с соответствующими структурами исполнительной, законодательной и судебной властей. К примеру, пристального внимания требует налаживание законотворческой работы, поскольку в Комитете Государственной Думы по законодательству в течение прошедших трех-четырех лет накопилось не менее 30 федеральных законопроектов, требующих экспертного решения о продолжении их разработки, либо сдачи в архив.

По-видимому, целесообразно дальнейшее развитие практики откомандирования профессионалов в Госкомитет из правоохранительных и иных институтов власти, поднаторевших в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Удачное начало такой работе было положено Центром межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России, созданном в мае 1998 года.

Можно было бы еще "накидать" разных дельных предложений, но ограничусь лишь двумя из них. Это, во-первых, формирование мощного аналитического мозга Госкомитета, симбиоза человеческого и компьютерного интеллекта, без чего сегодня эффективного труда у нового ведомства просто не получится. И, во-вторых, не менее сильное научно-методическое обеспечение, которое могло бы исходить из также вновь созданного Межведомственного научного центра по разработке новейших наркопроблем при упомянутом Госкомитете. Несомненно и другое. Чем дольше во времени будет затягиваться эта полезная кадровая трансформация, тем сильнее она взбудоражит личный состав правоохранительных органов и спецсужб, отвлечет от рутинной ежедневной борьбы с наркобизнесом. Следовательно, тем большая услуга такими действиями может быть оказана самой наркомафии – той черной силе, на ликвидацию которой собственно и направлено учреждение новой госструктуры.

И самое последнее. Лично мне импонирует учреждение нового Государственного комитета хотя бы по той простой причине, что в своей кандидатской диссертации 1993 года я, вопреки мнениям оппонентов, отстаивал появление подобной структуры, наделенной широкими государственными полномочиями – от межведомственной и межвластной координации антинаркотической деятельности, до стратегической разведки против транснациональных преступных сообществ, специализирующихся на межрегиональном и глобальном наркобизнесе.

Не прошло и 10 лет, как это научно обоснованная рекомендация, похоже, начала сбываться.

Мнения экспертов

Николай Владимирович Борисенко, кандидат психологических наук, эксперт Информационно-консультационного и учебного Центра социальной адаптации "Россия – НАТО", оценивает создание Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ "крайне положительно": "Комитет пришел на смену Комиссии, которую возглавляла Валентина Матвиенко. Но что такое Комиссия? Люди, занятые другими, не менее важными делами, приезжают от случая к случаю, чтобы принять участие в заседании комиссии. В суть проблемы вникнуть, не занимаясь постоянно вопросом, невозможно. Следовательно, решения в большинстве своем принимаются половинчатые, не слишком объективные. А государственный комитет – это постоянный орган, где задействованы специалисты, имеющие уже довольно обширный опыт, который будет накапливаться и развиваться в ходе работы. И конечно, результат такой работы будет положительным.

Но учитывать в подобной деятельности необходимо самые различные аспекты проблемы: от педагогической, социальной работы до лечения и реабилитации и уголовных и административных мер. Необходимо подробно, по шагам рассмотреть весь путь, который проходят наркотики от изготовителя к потребителю. Тогда это будет объективная и полная картина. Нельзя также забывать тех, кто искусственно взращивает у людей интерес к наркотикам. (В этом не последняя роль отведена средствам массовой информации). В этой связи хотелось бы, что Комитет прибегал к помощи экспертов и специалистов в данной области. Создание Комитета свидетельствует о назревшей остроте проблемы, необходимости государственного регулирования деятельности структур, занятых в сфере противодействия распространению наркомании и наркоторговли".

Алексей Валентинович Надеждин, Главный детский нарколог Минздрава РФ так отозвался о создании Госкомитета: "Концентрация усилий силовых ведомств в этом направлении следует оценить как событие революционного масштаба".

Калачев Борис Федорович
кандидат юридических наук, член Российского философского общества
Надеждин Алексей Валентинович
ведущий научный сотрудник МНПЦ наркологии ДЗМ

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования