Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Презентация Доклада Управления ООН по контролю за наркотикам и предупреждению преступности

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Служба информации

Для сведения — неофициальный документ

Пресс-релиз № 1

26 февраля 2003 года

ПОСЛАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

В нашем докладе впервые анализируются последствия незаконного культивирования наркотикосодержащих растений, а также торговли и злоупотребления наркотиками для общего экономического развития. Сосредоточение внимания на экономическом развитии является вполне оправданным, поскольку оно имеет решающее значение для устойчивого развития человечества. Как видно из нашего доклада, подавляющая часть доходов от незаконного оборота наркотиков приходится не на те страны, где ведется культивирование незаконных наркотикосодержащих культур, а на те страны, где готовая наркопродукция находит незаконный сбыт и становится предметом злоупотребления.

Кроме того, доклад развеивает миф о том, что незаконный оборот наркотиков может быть одним из путей к развитию и процветанию, так как в действительности незаконное производство наркотиков препятствует экономическому росту в долгосрочной перспективе. В этом можно убедиться на примере Афганистана, где повсеместное увеличение производства опия в начале 90-х годов способствовало лишь разжиганию гражданской войны. Совершенно очевидно, что наркотики не оказали никакого положительного влияния на общее социально-экономическое развитие этой страны. То же самое можно сказать и о других странах. Комитет не нашел подтверждения того, что расширение незаконного культивирования наркотикосодержащих культур в целом ведет к улучшению какого-нибудь показателя общего развития на национальном уровне. Поэтому правительствам следует принимать меры по контролю над наркотиками не только для обеспечения здоровья и безопасности населения, но и для построения жизнеспособной и устойчивой экономики. Отказ от контроля над наркотиками равносилен отказу от обязательства добиваться социально-экономического развития наших государств. Правительства, для которых обеспечение благополучия своего народа является ключевой задачей их деятельности, не могут проводить политику, которая не предполагает серьезного отношения к контролю над наркотиками или нацелена на их легализацию.

Филип Эмафо Председатель КомитетаСторонники легализации наркотиков, особенно каннабиса, заявляют о себе в полный голос и имеют доступ к значительным средствам, используемым для дезинформирования населения, которое тем не менее в целом остается непоколебимым в своем неприятии легализации наркотиков. Например, недавно население некоторых штатов в Соединенных Штатах Америки проголосовало против мер, которые могли бы привести к смягчению законов, касающихся злоупотребления каннабисом или его культивирования.

Каннабис не так безвреден, как его пытаются изобразить сторонники легализации. Употребление этого наркотика пагубно сказывается на работе головного мозга. Незаконное употребление каннабиса вызывает также иногда у молодых людей сердечные приступы и может стать причиной легочных заболеваний и рака. Как показало недавнее исследование, проведенное Британским фондом легочных заболеваний, выкуривание трех сигарет из каннабиса наносит такой же вред ткани дыхательных путей, как выкуривание 20 обычных сигарет.

Каннабис является одним из приблизительно 250 веществ, включенных в списки и таблицы трех международных договоров о контроле над наркотиками. В Конвенции 1961 года международное сообщество постановило осуществлять контроль над каннабисом, поскольку он способен быть предметом злоупотребления и вызывать вредные последствия. С тех пор эти свойства каннабиса не изменились. По состоянию на 1 января 2003 года 179 государств выражают свое согласие выполнять положения Конвенции 1961 года, включая положения о каннабисе. Комитет поддерживает решение этих правительств и считает, что не следует принимать никаких дополнительных мер до тех пор, пока не будут получены достаточные научные обоснования для отмены действующих в настоящее время мер контроля над каннабисом.

Весьма важно, чтобы в сфере международного контроля над наркотиками царил консенсус. Ни одно правительство не должно принимать никаких односторонних мер без учета воздействия его шагов на другие страны и в конечном итоге на всю систему, для создания которой правительствам понадобилось почти сто лет.

Филип Эмафо
Председатель Комитета



Пресс-релиз № 2

26 февраля 2003 года

ДАЖЕ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ТОРГОВЛИ НАРКОТИКАМИ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ СТРАДАЮТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАЗВИТЫЕ

Незаконные наркотики: краткосрочные выгоды для некоторых и долгосрочные потери для многих

Как отмечается в опубликованном сегодня (26 февраля 2003 года) ежегодном докладе Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН), незаконное производство наркотиков сдерживает экономический рост и не способствует устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. Комитет предупреждает, что незаконная торговля наркотиками наносит ущерб экономическому развитию, и настоятельно призывает правительства применять эффективные меры контроля над наркотиками.

В докладе анализируется влияние незаконного производства героина и кокаина на экономику и делается вывод о том, что контроль над наркотиками имеет важное значение для успешного развития. В нем отмечается, что долгосрочное экономическое развитие страны невозможно без системы эффективного контроля над наркотиками и что незаконные наркотики дестабилизируют национальную экономику, государство и общество в целом.

МККН признает большой вред таких наркотиков, как каннабис и различные синтетические наркотики, но в докладе основное внимание сосредоточено на героине и кокаине, поскольку большинство существующих в мире проблем связано именно с этими двумя незаконными наркотиками.

Председатель Комитета д-р Филип О. Эмафо говорит: "Проблема наркотиков часто рассматривается в первую очередь как социальная проблема, но в нашем докладе отмечается, что она имеет также серьезные экономические последствия, которые отражаются на общем развитии страны. При этом, если социальные проблемы злоупотребления наркотиками наблюдаются в развитых странах, основной экономический ущерб от незаконной торговли наркотиками наносится развивающимся странам".

В докладе МККН сообщается о том, что подавляющая часть доходов от незаконных наркотиков извлекается в тех странах, где эти наркотики продают и где ими злоупотребляют, а не там, где выращивают наркотикосодержащие растения. Прибыль извлекают не фермеры, выращивающие незаконные культуры, - на самом деле доходы фермеров в развивающихся странах составляют лишь один процент тех средств, которые в конечном итоге тратят лица, злоупотребляющие наркотиками. Остальные 99 процентов прибыли извлекаются на других этапах цепочки наркобизнеса.

В то время как подавляющая часть прибыли от незаконной торговли наркотиками приходится на развитые страны, ее экономические последствия в значительно большей степени проявляются в развивающихся странах, где незаконная торговля наркотиками занимает большее место в экономической деятельности. Например, согласно оценкам, в Афганистане и Мьянме на долю незаконного производства и оборота наркотиков приходится от 10 до 15 процентов валового внутреннего продукта, а в Колумбии и Лаосской Народно-Демократической Республике - от двух до трех процентов. В то же время в Соединенных Штатах доходы от незаконных наркотиков составляют лишь 0,4 процента ВВП, хотя здесь насчитывается больше лиц, злоупотребляющих наркотиками, чем в любой другой стране мира.

В своем докладе МККН обращает также внимание на то, что любые краткосрочные выгоды от незаконного производства наркотиков сводятся на нет значительными потерями в долгосрочной перспективе, и настоятельно призывает правительства осуществлять политику борьбы с незаконным производством и оборотом наркотиков.

К краткосрочным выгодам относятся занятость фермеров и сезонных рабочих, занимающихся культивированием незаконных культур, и возможность трудоустройства в сфере производства и распространения в качестве розничных торговцев или операторов лабораторий.

В долгосрочной перспективе незаконное культивирование наркотикосодержащих растений отрицательно сказывается на экономическом росте, хотя доказать, что расширение незаконного производства наркотиков связано со спадом общей экономической активности, довольно сложно.

Председатель МККН д-р Филип О. Эмафо отмечает: "Краткосрочные выгоды извлекают лишь некоторые, в то время как долгосрочные потери несут многие. Наркобизнес не способствует экономическому росту и процветанию, и мы настоятельно призываем страны избавиться от незаконного производства наркотиков, поскольку это принесет им выгоды в долгосрочной перспективе, даже если им придется пойти на какие-то краткосрочные затраты".

В докладе делается вывод о том, что незаконное производство наркотиков является столь пагубным для долгосрочного экономического развития вследствие его дестабилизирующего воздействия на государство, экономику и гражданское общество.

Возникновение подпольной наркоиндустрии зачастую является причиной дестабилизации государства и ослабления политической системы вследствие коррупции. Комитет отмечает также, что незаконное производство наркотиков нередко тесно связано с гражданскими войнами и процветает в этих условиях.

Кроме того, правительствам становится сложно проводить эффективную экономическую политику в условиях наличия подпольной экономики, основанной на незаконных наркотиках. Любые меры, принимаемые с целью регулирования экономики, могут быть сорваны с помощью незаконных наркосредств, а незаконная торговля может отражаться на обменном курсе, закреплять и усиливать неравенство уровней доходов, вытеснять с рынка законные предприятия и вести к сокращению инвестиций в экономику.

В докладе рассматривается также влияние противозаконной деятельности на социальные устои общества, когда она становится нормой. Незаконные наркотики часто вызывают рост преступности, особенно преступлений с применением насилия, включая похищение людей и вымогательство и коррупцию в высших слоях общества, подрывают господство права и нередко приводят к возникновению внутренней проблемы злоупотребления наркотиками.

На примере Афганистана легко убедиться в том, что незаконная торговля наркотиками может вызвать дестабилизацию целой страны. Повсеместное расширение производства опия в начале 90-х годов способствовало разжиганию гражданской войны, а имеющиеся сведения позволяют сделать вывод о том, что это привело к замедлению экономического роста и падению уровня жизни. В двух соседних с Афганистаном странах, Пакистане и Иране, которые значительно сократили или искоренили культивирование опийного мака, положительный экономический рост наблюдался как в 80-е, так и в 90-е годы.

МККН настоятельно призывает международное сообщество оказывать помощь в реализации усилий по контролю над наркотиками в тех странах, где процветает наркобизнес и где отсутствуют достаточные ресурсы для борьбы с этими проблемами.



Пресс-релиз № 3

26 февраля 2003 года

ПОЛОЖЕНИЕ В РЕГИОНАХ

Африка

В Африке, и особенно в Марокко, по-прежнему широко распространено незаконное культивирование каннабиса. Правоохранительные органы африканских стран выражают обеспокоенность в связи с тем, что наблюдающиеся в Европе и Северной Америке тенденции к либерализации и даже легализации немедицинского использования каннабиса могут подорвать усилия африканских стран в борьбе с незаконным культивированием и оборотом каннабиса, а также злоупотреблением каннабисом.

Злоупотребление кокаином растет почти во всех странах южной и западной частей Африки, особенно в Нигерии и Южной Африке. На рынке наркотиков в Южной Африке на смену кокаину пришел крэк. Южные и западные районы Африки используются для осуществления поставок кокаина из Южной Америки в Европу и Северную Америку.

Злоупотребление героином по-прежнему сосредоточено главным образом в урбанизированных районах этого континента. В Египте и почти во всех странах восточной и южной частей Африки отмечается рост злоупотребления героином.

По имеющимся данным, опийный мак не культивируется ни в одной стране Африки, кроме Египта, где такое культивирование осуществляется в ограниченных масштабах. Все большую обеспокоенность вызывает рост масштабов злоупотребления амфетаминами в ряде стран Африки.

Возросло число подпольных лабораторий по изготовлению синтетических наркотиков, выявленных правоохранительными органами Африки. В июле 2002 года власти Южной Африки изъяли оборудование и более 100 тонн химических веществ, с помощью которых можно было изготовить 90 млн. таблеток метаквалона.

Америка

В Центральной Америке и Карибском бассейне возрос объем изъятий героина и "экстази", хотя в этом регионе основным объектом незаконного оборота являются каннабис и кокаин. По данным соответствующих органов Ямайки и Соединенного Королевства, около 10 процентов авиапассажиров, путешествующих из Ямайки в Соединенное Королевство, занимаются контрабандой наркотиков.

Сокращение предложения кокаина и героина в Северной Америке вызвало рост цен на эти наркотики. Уменьшился объем изъятий наркотиков в аэропортах и на пограничных пунктах Канады и Соединенных Штатов. Возможно, это объясняется тем, что наркоторговцы опасаются обнаружения в результате ужесточения пограничного контроля после террористических актов, совершенных в Соединенных Штатах 11 сентября 2001 года.

В последние годы значительно возросло злоупотребление каннабисом, героином и кокаином в Мексике, хотя этот показатель по-прежнему значительно уступает уровню злоупотребления в Канаде и Соединенных Штатах. Появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что кокаин изготавливается в некоторых странах Центральной Америки. В Колумбии и Перу проблема наркотиков приобретает все более тесную связь с вопросами политики и национальной безопасности. Повстанческие и полувоенные группировки в Колумбии, контролирующие незаконный оборот наркотиков и нарколаборатории, обменивают незаконные наркотики на оружие.

Наиболее крупной односторонней инициативой в области сокращения незаконного предложения наркотиков в Южной Америке по-прежнему является план "Колумбия", осуществляемый при поддержке Соединенных Штатов. В 2001 году правоохранительными органами Колумбии было уничтожено более 1 500 подпольных лабораторий по изготовлению наркотиков и 55 тайных взлетно-посадочных полос.

Азия

С 1996 года объем производства опия в Мьянме уменьшился вдвое, а благодаря усилиям по искоренению в 2002 году площадь земель, используемых для культивирования опийного мака в Мьянме, являющаяся вторым крупнейшим в мире производителем незаконного опия, сократилась на семь процентов.

Более 70 процентов общемировых изъятий амфетаминов было произведено в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, главным образом в Китае и Таиланде. Камбоджа по-прежнему является одним из крупнейших поставщиков каннабиса в страны этого региона и другие районы мира, а также страной транзита для осуществления поставок героина. Китай стал одним из основных пунктов назначения и пунктов транзита героина, а в течение последних пяти лет в Китае значительно возрос объем изъятий героина.

Вызывает тревогу тенденция роста темпов распространения ВИЧ/СПИДа в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, расположенных на маршрутах незаконного оборота наркотиков. В некоторых провинциях Китая наблюдается эпидемия ВИЧ среди наркоманов, принимающих наркотики путем инъекций, а в Мьянме и Таиланде более 50 процентов наркоманов, употребляющих наркотики путем инъекций, уже заражены ВИЧ.

Ожидается, что в результате возвращения беженцев в районы культивирования опийного мака или производства опия и героина в Афганистане возрастет злоупотребление наркотиками. Комитет настоятельно призывает переходную администрацию Афганистана как можно скорее принять всеобъемлющее законодательство по контролю над наркотиками и соответствующие меры.

Некоторые страны Западной Азии, в том числе Иордания, Иран и Казахстан, расширили имеющиеся у них возможности лечения и реинтеграции наркоманов, в то время как в большинстве стран региона такие службы не отвечают существующим потребностям. С целью удержания людей от занятия наркобизнесом в некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Азии приняты более строгие меры наказания за совершение преступлений, связанных с наркотиками.

Европа

В марте 2002 года в ходе одной международной операции с участием ряда западноевропейских государств, Австралии, Канады и Соединенных Штатов было изъято более 300 000 таблеток "экстази".

Комитет надеется на расширение международного сотрудничества правоохранительных органов в деле борьбы с глобальным крупномасштабным незаконным оборотом "экстази", который по-прежнему незаконно изготавливается в Европе и распространяется по всему миру.

Комитет призывает правительства европейских стран продолжать оказывать властям Афганистана помощь в их усилиях по решению проблемы наркотиков, особенно с учетом того, что Европа является пунктом назначения подавляющей части поставок героина из Юго-Западной Азии.

Альтернативный маршрут незаконных поставок наркотиков из Азии в Европу проходит через Российскую Федерацию. В 2001 году правоохранительными органами этой страны было изъято более 75 тонн наркотических средств, включая 3,5 тонны героина.

Комитет с беспокойством наблюдает за реакцией во всем мире на решение Соединенного Королевства реклассифицировать каннабис, с тем чтобы ослабить контроль над ним, однако приветствует заявление Соединенного Королевства о том, что оно не намерено принимать меры по легализации или регулированию немедицинского использования каких-либо наркотиков, находящихся под международным контролем, что было бы нарушением положений международных договоров о контроле над наркотиками.

Океания

В результате успешных правоохранительных операций по ликвидации международных организаций наркобизнеса, занимавшихся поставками героина из Юго-Восточной Азии в Австралию, в этой стране значительно сократилось предложение героина.

В Австралии отмечается уменьшение числа умерших из-за передозировки героина.

В Австралии и Новой Зеландии были произведены крупные изъятия таблеток МДМА ("экстази").

В ряде стран Океании успешно ведется работа по принятию законодательства по борьбе с отмыванием денег, в то время как на Фиджи, Островах Кука, Маршалловых Островах, Науру и Ниуэ этот вопрос остается нерешенным.

Комитет обеспокоен положением в области контроля над наркотиками в Папуа-Новой Гвинее, где высокий уровень преступности, связанной с наркотиками, объясняется общей политической нестабильностью.

Комитет по-прежнему выступает против использования инъекционных кабинетов в австралийском штате Новый Южный Уэльс и выражает сожаление в связи с продлением срока осуществления этого проекта.

Дополнительную информацию см. в главе III доклада, пункты 197-549.



Пресс-релиз № 4

26 февраля 2003 года

ПРОБЛЕМЫ НАРКОТИКОВ В АФГАНИСТАНЕ СВЯЗАНЫ НЕ ТОЛЬКО С ОПИАТАМИ

Международный комитет по контролю над наркотиками настоятельно призывает разработать комплексную стратегию для решения этих проблем

В своем последнем ежегодном докладе, опубликованном сегодня в Вене, Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) указывает, что Афганистану следует разработать комплексную и последовательную национальную стратегию контроля над наркотиками, охватывающую все наркотики, которые незаконно культивируются и производятся или попадают в каналы незаконного оборота. По мнению МККН, без всестороннего решения проблемы наркотиков в Афганистане невозможно обеспечить устойчивое развитие и мир.

Комитет серьезно обеспокоен тем, что, несмотря на компанию по ликвидацию опийного мака и принятие двух указов, запрещающих культивирование опийного мака и связанную с ним деятельность, в Афганистане продолжается широкомасштабное культивирование опийного мака.

Комитет пристально следит за вопросами контроля над наркотиками в Афганистане и продолжает сотрудничать с нынешним Переходным Исламским Государством Афганистан, как и с прежними правительствами, включая движение "Талибан". В мае 2000 года Комитет прибег к статье 14 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, которая применяется лишь в исключительных случаях, когда события в стране ставят под серьезную угрозу цели международных конвенций о контроле над наркотиками. Согласно статье 14 Комитет может рекомендовать Экономическому и Социальному Совету Организации Объединенных Наций ввести эмбарго против страны, правительство которой не принимает соответствующие меры или отказывается от сотрудничества.

Отдавая должное усилиям нынешнего правительства, Комитет призывает международное сообщество и, в частности, страны этого региона, безотлагательно оказать всестороннюю поддержку Афганистану и наладить с ним сотрудничество. Комитет подчеркивает также, что ликвидации незаконного культивирования опийного мака можно добиться лишь в том случае, если всесторонне соблюдаются и выполняются соответствующие законы, а фермеры имеют постоянные альтернативные источники средств к существованию.

В докладе подчеркивается также, что действенная стратегия контроля над наркотиками в Афганистане должна охватывать все наркотики. Химические вещества, необходимые для изготовления героина, ввозятся в Афганистан через соседние страны. Кроме того, наркоторговцы пытаются организовывать утечку и поставку в Афганистан психотропных веществ, которые могут также использоваться в качестве разбавителей героина. Недавно Комитет в сотрудничестве с правительством Китая предотвратил экспорт в Афганистан пяти тонн диазепама - это количество настолько велико, что оно превышает годовые медицинские потребности в этом веществе почти во всех странах мира. Как показывает анализ образцов изъятого героина, диазепам используется в качестве разбавителя этого наркотика.

Вследствие незаконного культивирования каннабиса Афганистан является также одним из основных источников смолы каннабиса (гашиша). Усилия по ликвидации такого незаконного культивирования и пресечению незаконного оборота каннабиса должны осуществляться параллельно с деятельностью по борьбе с незаконным культивированием опийного мака и незаконным оборотом опиатов.



Пресс-релиз № 5

26 февраля 2003 года

В МИРЕ ПРОИЗВОДИТСЯ СЛИШКОМ МНОГО МОРФИНА И ДРУГИХ ЗАКОННЫХ ОПИАТОВ, НО ИХ ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ХВАТАЕТ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

Как отмечается в опубликованном сегодня (26 февраля) ежегодном докладе МККН, существует опасность того, что мировой законный рынок опиатов, используемых в качестве обезболивающих средств, станет неуправляемым вследствие текущего превышения предложения опиатов над спросом. Комитет предупреждает, что масштабы культивирования и производства существенно превышают уровень медицинского потребления опиатов, поэтому возрастает опасность того, что складские запасы опиатов могут стать объектом утечки в сферу незаконной торговли наркотиками.

Комитет заявляет о нецелесообразности налаживания производства законных опиатов в каких-либо новых странах, например в Соединенном Королевстве, поскольку масштабы культивирования и производства уже являются слишком большими. Правительствам, которые разрешают культивирование опийного мака, следует сократить объемы производства, а таким странам, как Австралия, Венгрия, Испания и Франция следует действовать в соответствии с международными конвенциями о контроле над наркотиками и не допускать, чтобы рыночная конъюнктура выступала в качестве решающего фактора в этих вопросах. Комитет подчеркивает важную роль традиционных поставщиков опиатного сырья, таких как Индия и Турция.

Мировой законный рынок опиатов, обеспечивающий предложение основных болеутоляющих лекарственных средств, имеет почти такой же объем, как и подпольный рынок героина и опия, и на него ежегодно поступает около 400 тонн опиатов в морфиновом эквиваленте. В законных целях опийный мак выращивается лишь в нескольких странах, и до сих пор этот рынок успешно регулируется таким образом, чтобы производилось достаточное количество опиатов для удовлетворения медицинских потребностей во всем мире и чтобы наркотики не попадали в незаконные каналы в результате утечки.

Несмотря на избыток общемировых запасов законных опиатов, предназначенных для использования в качестве обезболивающих средств, во многих развивающихся странах эти опиаты зачастую отсутствуют. В развитых странах медицинское потребление морфина возросло, причем около 80 процентов общемирового объема потребления морфина приходится на долю всего лишь десяти стран. Три года назад в своем докладе Комитет уже выражал обеспокоенность в связи с отсутствием опиатов в некоторых странах, однако с тех пор положение не изменилось. Комитет призывает правительства и Всемирную организацию здравоохранения устранить факторы, которые препятствуют более эффективному обеспечению развивающихся стран законными опиатами.



Пресс-релиз № 6

26 февраля 2003 года

ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕМИРНОЙ БОРЬБЫ С БЕДСТВИЕМ, ВЫЗВАННЫМ СИНТЕТИЧЕСКИМИ НАРКОТИКАМИ

В своем опубликованном сегодня ежегодном докладе Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) предупреждает, что в будущем наиболее распространенными незаконными наркотиками могут стать синтетические наркотики, подобные "экстази". Поэтому МККН организовал широкомасштабную инициативу с целью перекрыть каналы поставок химических веществ, требующихся для изготовления таких синтетических наркотиков, как "экстази", в подпольные лаборатории, где изготавливаются эти наркотики. Проект "Призма" преследует цели пресечения поставок химических веществ-прекурсоров, а также выявления и задержания наркоторговцев.

Синтетические наркотики амфетаминового ряда оказывают стимулирующее действие на центральную нервную систему. Наиболее распространенными наркотиками этой группы являются амфетамин, метамфетамин и "экстази" (МДМА), которые получают из различных химических соединений в подпольных лабораториях.

Эти наркотики чрезвычайно сложно контролировать, поскольку их производство можно без особых затрат и достаточно легко наладить где угодно при условии наличия у наркодельцов необходимых химических веществ.

Метамфетамин в огромных количествах изготавливается в Юго-Восточной Азии и Северной Америке, а Западная Европа является крупнейшим мировым поставщиком "экстази". Наркоторговцы принимают меры по организации утечки химических веществ из сферы законного производства или изыскивают компании, готовые незаконно изготавливать прекурсоры, которые затем контрабандой вывозятся в места изготовления наркотиков. Правительствам следует обмениваться имеющейся у них информацией, с тем чтобы можно было эффективно бороться с незаконным оборотом этих химических веществ-прекурсоров. На конференции, организованной МККН в сотрудничестве с правительством Соединенных Штатов и Европейской комиссией в июле 2002 года, в работе которой участвовали представители 38 стран, было принято решение подготовить проект "Призма" с целью выявления и предотвращения случаев утечки и контрабанды химических веществ, используемых при изготовлении стимуляторов.

Создана целевая группа с целью поиска путей предотвращения утечки химических веществ в сферу незаконной торговли наркотиками. Ее работой руководит МККН, а в состав группы входят представители Китая, Нидерландов, Соединенных Штатов и Южной Африки, а также Европейской комиссии, Интерпола и Всемирной таможенной организации. Эта целевая группа призвана разработать более эффективные механизмы расследования случаев контрабанды химических веществ-прекурсоров и выявления источников поставок.



Пресс-релиз № 7

26 февраля 2003 года

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА ПО КОНТРОЛЮ НАД НАРКОТИКАМИ

Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) является независимым квазисудебным органом, который призван следить за осуществлением международных конвенций Организации Объединенных Наций о контроле над наркотиками. Он был создан в 1968 году в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и является преемником организаций, учрежденных в соответствии с прежними договорами о контроле над наркотиками еще во времена Лиги Наций.

Состав

МККН является независимым от правительств и Организации Объединенных Наций органом. Его 13 членов избираются Экономическим и Социальным Советом и выступают в личном качестве, а не в качестве представителей правительств (нынешний членский состав см. ниже). Три члена Комитета, имеющие медицинский, фармакологический или фармацевтический опыт, избираются из списка специалистов, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), и десять членов избираются из списка специалистов, рекомендованных правительствами.

МККН тесно сотрудничает с Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, а также с другими международными органами, которые занимаются вопросами контроля над наркотиками, включая Комиссию по наркотическим средствам, ВОЗ, Международную организацию уголовной полиции (Интерпол) и Всемирную таможенную организацию.

Функции

Функции МККН закреплены в следующих договорах: Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года; Конвенции о психотропных веществах 1971 года; и Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

В целом МККН занимается следующими вопросами:

  • следит за соблюдением правительствами международных договоров о контроле над наркотиками и в соответствующих случаях дает рекомендации относительно оказания технической или финансовой помощи;
  • сотрудничает с правительствами с целью обеспечения надлежащего предложения наркотиков для использования в медицинских и научных целях и предотвращения утечки наркотиков из законных источников в незаконные каналы;
  • выявляет недостатки в национальных и международных системах контроля; проводит оценку химических веществ, используемых при незаконном изготовлении наркотиков, и рассматривает вопрос о целесообразности установления над ними международного контроля;
  • обеспечивает функционирование системы исчисления потребностей в наркотических средствах и добровольной оценки потребностей в психотропных веществах, а также осуществляет контроль за законной деятельностью с помощью международной системы отчетности, созданной согласно конвенциям;
  • следит за принимаемыми правительствами мерами по предотвращению утечки химических веществ, используемых при незаконном изготовлении наркотиков, и оказывает им содействие.

    В случае явных нарушений договоров МККН запрашивает объяснения и предлагает правительствам принять соответствующие меры для исправления положения. Он может также обратить внимание Комиссии по наркотическим средствам и Экономического и Социального Совета на эти нарушения.

    Доклады

    В соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками МККН должен ежегодно готовить доклад о своей работе. В ежегодном докладе дается анализ положения в области контроля над наркотиками в мире, с тем чтобы правительства были постоянно информированы о существующих и потенциальных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей международных договоров о контроле над наркотиками. В нем обращается внимание на пробелы и недостатки в национальных системах контроля и выполнении договорных обязательств, а также излагаются предложения и рекомендации по улучшению положения как на национальном, так и на международном уровнях. Ежегодный доклад готовится на основе информации, предоставляемой правительствами и международными органами в распоряжение МККН. Ежегодный доклад дополняется подробными техническими докладами, в которых содержатся данные о законной деятельности, связанной с наркотическими средствами и психотропными веществами, которые необходимы для медицинских и научных целей, а также результаты деятельности по контролю за химическими веществами, которые могут использоваться при незаконном изготовлении таких наркотиков. Эти данные необходимы для надлежащего функционирования системы контроля и предотвращения утечки в незаконные каналы.

    Нынешний членский состав МККН

    Эдуард Арменакович Бабаян (Российская Федерация)

    Мадан Мохан Бхатнагар (Индия)

    Элизалду Луис де Араужу Карлини (Бразилия)

    Роса Мария дель Кастильо (Перу)

    Филип О. Эмафо (Нигерия)

    Жак Франке (Франция)

    Хамид Годсе (Иран)

    Нюзхет Кандемир (Турция)

    Роберт Лаусберг (Нидерланды)

    Мария Елена Медина-Мора (Мексика)

    Апьфредо Пемхеан (Чили)

    Райнер Вольфганг Шмид (Австрия)

    Чжэн Цзиван (Китай)



    ООН, Служба информации
    VIENNA INTERNATIONAL CENTRE, P.O. Box 500, A-1400 VIENNA, AUSTRIA
    UNIS Telepnone: (43-1} 26060 4448 Web address: www.unis.unvienna.org
    INCB Telephone: (43-1)26060 4163 Web address: www.incb.org
  • Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

    Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

    Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

    "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

    Кокаин был проклятием нашей молодости

    Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

    Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

    О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

    Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

    Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

    Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

    Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

    Грустные последствия использования "веселящего газа"

    В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

    Московский
    научно-практический
    центр наркологии

    Российская
    наркологическая
    лига

    Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

    Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
    Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
    Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
    Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования