|
Основные принципы, использованные при составлении программы ПНП 08 января 2003 :: А. Данилин, И. Данилина Огромный опыт проведения профилактических программ в школах позволяет выявить наиболее общие выводы, к которым пришли специалисты, осуществлявшие эти программы на практике. Подобные рекомендации содержатся также в исследованиях "Школы оценки здоровья", на которую обычно ссылаются как на ориентир при планировании обучения навыкам здорового образа жизни в школах США. Общеизвестными условиями эффективности программ являются следующие: Профилактическая работа наиболее эффективна среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей. Они относятся к группе меньшего риска. Менее способные и неблагополучные в поведении ученики принадлежат к группе большого риска. Программы профилактического обучения должны специально уделять внимание детям из группы большого риска, как нуждающимся в специальных подходах. Наличие специальных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений произвольного поведения. Поэтому программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы. Это позволяет всем учащимся освоить необходимые знания, развить полезные социально-психологические навыки и отработать поведенческие модели и схемы. Все исследователи солидарны в убеждении, что хорошо подготовленные педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно осуществляют антинаркотическое обучение, чем приглашенные специалисты, родители или сверстники учащихся. При использовании профилактических программ, основанных на информационном подходе к антинаркотическому обучению, необходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окружающее и вызывают сомнения в достоверности источника. Расхождение между представлениями подростков о наркомании, полученными с помощью существующих форм антинаркотической пропаганды и теми образами, которые сформировались и функционируют в подростковых культурах, могут побуждать школьников искать истину опытным путем. Как и в традиционной риторике, предъявленные осторожно и честно сведения о разных сторонах, плюсах и минусах явления дадут больший эффект, чем однобокая информация, особенно, если в дальнейшем дети могут столкнуться с альтернативными или противоречивыми фактами. Опыт профилактики в отечественных школах показывает, что все школьники ценят, прежде всего, спокойный тон подачи информации и отсутствие прямого запугивания. Школьники, имеющие опыт употребления наркотиков, обращают внимание на способность организаторов антинаркотических мероприятий не умалчивать о самых острых вопросах. Доказана эффективность активного участия детей в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное "присутствие" при "сообщении" информации неэффективно. Одной из главных причин отторжения прямой информации о наркотиках является поверхностное и пренебрежительное представление взрослых о сути вызываемых наркотиками состояний и их последствиях. Доказана эффективность тренинговых техник. Ряд американских исследователей и специалистов по профилактике считают, что методы активного социально-психологического обучения стали общепринятыми методиками преподавания в школах США, именно благодаря развитию в них программ профилактики наркомании. Педагогические методики и психологические техники направленные на достижение личностной идентичности, одновременно являются эффективной формой профилактики наркотизации школьников. В настоящее время наибольший объем информации по проблемам наркотиков и наркомании школьники получают по "контролируемым" каналам: средства массовой информации, учителя, врачи. Опрос, проведенный в отечественных школах, показывает, что 72% информации школьники получают из СМИ, причем в 90% случаев из телевизионных передач. Сохраняющееся высокое доверие к телевидению позволяет использовать специально подобранные фрагменты телепередач для эффективной профилактики наркоманий. До 80% современных школьников предпочитают визуальный путь получения информации, что говорит о необходимости более широкого использования зрительного канала получения информации. Восприятие информации о наркотиках напрямую зависит от степени доверия детей и подростков к людям, которые являются источником этой информации. Эффективность антинаркотической профилактики зависит от неформального отношения педагогов к самой проблеме. Сами по себе методы профилактической работы не являются сложными. Участие в подобных программах является лишь показателем степени нашей заинтересованности в будущем собственных детей. |
|
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
|