Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Программа независимого поведения. II возрастная группа (10–14 лет)

08 января 2003 :: А. Данилин, И. Данилина

В связи с возрастными особенностями восприятия информации о наркотиках профилактическая программа в этом возрасте становится трехкомпонентной.

В качестве первого, психологического, компонента сохраняются "уроки прекрасного", но в структуре еженедельного "урока красоты" появляется новая  – когнитивная составляющая, которую мы условно называем "уроками самостоятельности".

Говоря другими словами, "уроки прекрасного" при посредстве простейших ролевых игр, которые появились в первой возрастной группе, плавно преобразуются в "уроки самостоятельности".

Продолжительность уроков самостоятельности  – 30–45 минут, в зависимости от времени, которое учебная программа может выделить для профилактики зависимого поведения.

Уроки самостоятельности представляют собой простейшие, отобранные нами ролевые игры  – психологические тренинги, направленные на развитие самостоятельности в противовес тенденциям к подражанию группе и ее негативным лидерам.

Уроки самостоятельности направлены на обучение детей:

  • навыкам самоидентификации  – становления собственного "Я";

  • умению принятия обратной связи от значимых окружающих;

  • способности к изменению самого себя и личностному росту;

  • самостоятельному принятию решений и принятию на себя ответственности за их последствия;

  • противодействие влиянию, оказываемому в форме доминирования и манипулирования.

Система упражнений построена нами в виде ролевых игр с использованием психодрамматических компонентов и выстроена в расчете на учебный год.

Обратите внимание, только одно из направлений  – техника противостояния влиянию  – имеет некоторое отношение к наркотикам. Все остальные упражнения уроков направлены на становление независимой личности.

Каждый "урок самостоятельности" начинается с 10–15 минутной концентрации, то есть с "урока прекрасного".

В этой возрастной группе мы используем более сложные символы, способствующие самоидентификации. Например, это символы, связанные с образами круга или шара, некоторые иконы,

изображения гармонических объектов, включенных в пейзаж,

и так далее.

Вы можете посмотреть примеры таких изображений, щелкнув мышкой по выделенным словам.

После 10-минутной концентрации в этой возрастной группе мы всегда просим учеников рассказать о тех впечатлениях и ассоциациях, которые у них возникли. Мы просим также, если ребята захотят, зарисовать свои ассоциации дома.

Подаренные нам рисунки мы оставляем. Они, как и записанные рассказы об образах, возникающих во время концентрации, позволяют детям почувствовать, что все люди разные и каждый из нас имеет право на свое собственное восприятие и переживание действительности.

Таким образом, время, отданное любованию прекрасным на "уроках самостоятельности" может послужить для нас следующим мостиком к "урокам понимания", которые мы будем проводить в подростковом возрасте.

Но и в саму структуру уроков самостоятельности входят упражнения, позволяющие не только осознать собственную индивидуальность, но и понять индивидуальность своих сверстников. Мы, например, раздаем ребятам листы бумаги с изображенным на них рисунком белой тенниски и просим их нарисовать личную эмблему на своей "майке". Полученные изображения мы просим прокомментировать, обсуждая в группе свойства характера, которые скрываются за "личной эмблемой". Мы пытаемся понять, какие свойства своей личности стремился выразить школьник (эмблемы на майках сегодня  – значимая часть молодежной символики, многие ребята, например, с удовольствием покупают и носят продающиеся на всех рынках майки с изображением марихуаны).

Второй, информационный, компонент программы в данной возрастной группе содержит в себе уже три стимульных материала, посвященных трем группам наркотиков: героину и другим опиатам, марихуане, кокаину и другим психостимуляторам.

Кроме системы альтернативных зрительных образов, построенных аналогично стимульному материалу для начальной школы, эти раздаточные брошюры содержат в себе краткие тексты (3–4 страницы) с информацией о наркотиках, сформулированной на основе особенностей восприятия учеников средней школы.

Появление третьего, эстетического, компонента профилактики связано с тем, что именно в средней возрастной группе становится особенно важным влияние окружающего подростка культурного пространства, то есть образов и информации, воспринимаемой школьником из книг и журналов, кино и телевидения, популярной и рок-музыки. Факторы современной культуры могут являться, и очень часто являются, эмоциональным отражением тех состояний наркотического опьянения, которые испытывали их создатели.

Если мы с вами  – учителя и родители  – не можем полностью оградить детей от воздействия телевидения, то мы должны помнить, что правильно подобранные в учебной программе образы культуры и искусства могут стать действенным средством косвенной профилактики зависимого поведения.

Немецкие исследователи, например, показали, что простое включение в программу дискотек популярной музыки 30–50-х годов прошлого века или классической музыки в современной обработке резко снижало потребление наркотиков среди посетителей танцевального зала.

Авторы программы "ПНП" считают, что в возрастной группе средних школьников уроки прекрасного могут постепенно преобразовываться в отдельные специальные уроки или кружки и факультативы, на которых дети будут слушать классическую музыку или классический джаз в сопровождении видеоряда и музыкальных игр.

Музыкальная и эстетическая профилактика является своеобразным распространением "уроков прекрасного" на область свободного времени школьников, тем самым позволяя и "урокам самостоятельности" в виде музыкальных и творческих ролевых игр продлеваться во время досуга.

Принципы построения такой музыкальной и эстетической профилактики мы будем преподавать на наших очных занятиях. Учителя, посещающие занятия, будут бесплатно, по мере необходимости, получать аудио – и видеокассеты для проведения "музыкально-эстетических" уроков. Кроме того, фрагменты этих материалов будут в течение 2003 года публиковаться и на сайте "Нет – наркотикам".

Для того, чтобы школьный психолог или учитель смог проводить уроки самостоятельности, мы считаем необходимым посещение им очных занятий в объеме 16-ти учебных часов. Кроме этого, программа ПНП планирует с февраля 2003 года еженедельное проведение семинара-консультации для психологов и учителей, работающих по нашей программе. Заинтересованные специалисты смогут ежедневно связываться с нами с помощью информационного ресурса "Нет  – наркотикам"

Мы считаем, что для того, чтобы профилактическая программа работала полноценно, обучение наших помощников должно стать непрерывным.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 год

Годовой доклад МККН за 2013 год является важной вехой – это 45-й годовой доклад Комитета с момента его учреждения в 1968 году в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2017 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования