Программа независимого поведения. II возрастная группа (10–14 лет) 08 января 2003 :: А. Данилин, И. Данилина В связи с возрастными особенностями восприятия информации о наркотиках профилактическая программа в этом возрасте становится трехкомпонентной. В качестве первого, психологического, компонента сохраняются "уроки прекрасного", но в структуре еженедельного "урока красоты" появляется новая когнитивная составляющая, которую мы условно называем "уроками самостоятельности". Говоря другими словами, "уроки прекрасного" при посредстве простейших ролевых игр, которые появились в первой возрастной группе, плавно преобразуются в "уроки самостоятельности". Продолжительность уроков самостоятельности 30–45 минут, в зависимости от времени, которое учебная программа может выделить для профилактики зависимого поведения. Уроки самостоятельности представляют собой простейшие, отобранные нами ролевые игры психологические тренинги, направленные на развитие самостоятельности в противовес тенденциям к подражанию группе и ее негативным лидерам. Уроки самостоятельности направлены на обучение детей:
Система упражнений построена нами в виде ролевых игр с использованием психодрамматических компонентов и выстроена в расчете на учебный год. Обратите внимание, только одно из направлений техника противостояния влиянию имеет некоторое отношение к наркотикам. Все остальные упражнения уроков направлены на становление независимой личности. Каждый "урок самостоятельности" начинается с 10–15 минутной концентрации, то есть с "урока прекрасного". В этой возрастной группе мы используем более сложные символы, способствующие самоидентификации. Например, это символы, связанные с образами круга или шара, некоторые иконы, изображения гармонических объектов, включенных в пейзаж, и так далее. Вы можете посмотреть примеры таких изображений, щелкнув мышкой по выделенным словам. После 10-минутной концентрации в этой возрастной группе мы всегда просим учеников рассказать о тех впечатлениях и ассоциациях, которые у них возникли. Мы просим также, если ребята захотят, зарисовать свои ассоциации дома. Подаренные нам рисунки мы оставляем. Они, как и записанные рассказы об образах, возникающих во время концентрации, позволяют детям почувствовать, что все люди разные и каждый из нас имеет право на свое собственное восприятие и переживание действительности. Таким образом, время, отданное любованию прекрасным на "уроках самостоятельности" может послужить для нас следующим мостиком к "урокам понимания", которые мы будем проводить в подростковом возрасте. Но и в саму структуру уроков самостоятельности входят упражнения, позволяющие не только осознать собственную индивидуальность, но и понять индивидуальность своих сверстников. Мы, например, раздаем ребятам листы бумаги с изображенным на них рисунком белой тенниски и просим их нарисовать личную эмблему на своей "майке". Полученные изображения мы просим прокомментировать, обсуждая в группе свойства характера, которые скрываются за "личной эмблемой". Мы пытаемся понять, какие свойства своей личности стремился выразить школьник (эмблемы на майках сегодня значимая часть молодежной символики, многие ребята, например, с удовольствием покупают и носят продающиеся на всех рынках майки с изображением марихуаны). Второй, информационный, компонент программы в данной возрастной группе содержит в себе уже три стимульных материала, посвященных трем группам наркотиков: героину и другим опиатам, марихуане, кокаину и другим психостимуляторам. Кроме системы альтернативных зрительных образов, построенных аналогично стимульному материалу для начальной школы, эти раздаточные брошюры содержат в себе краткие тексты (3–4 страницы) с информацией о наркотиках, сформулированной на основе особенностей восприятия учеников средней школы. Появление третьего, эстетического, компонента профилактики связано с тем, что именно в средней возрастной группе становится особенно важным влияние окружающего подростка культурного пространства, то есть образов и информации, воспринимаемой школьником из книг и журналов, кино и телевидения, популярной и рок-музыки. Факторы современной культуры могут являться, и очень часто являются, эмоциональным отражением тех состояний наркотического опьянения, которые испытывали их создатели. Если мы с вами учителя и родители не можем полностью оградить детей от воздействия телевидения, то мы должны помнить, что правильно подобранные в учебной программе образы культуры и искусства могут стать действенным средством косвенной профилактики зависимого поведения. Немецкие исследователи, например, показали, что простое включение в программу дискотек популярной музыки 30–50-х годов прошлого века или классической музыки в современной обработке резко снижало потребление наркотиков среди посетителей танцевального зала. Авторы программы "ПНП" считают, что в возрастной группе средних школьников уроки прекрасного могут постепенно преобразовываться в отдельные специальные уроки или кружки и факультативы, на которых дети будут слушать классическую музыку или классический джаз в сопровождении видеоряда и музыкальных игр. Музыкальная и эстетическая профилактика является своеобразным распространением "уроков прекрасного" на область свободного времени школьников, тем самым позволяя и "урокам самостоятельности" в виде музыкальных и творческих ролевых игр продлеваться во время досуга. Принципы построения такой музыкальной и эстетической профилактики мы будем преподавать на наших очных занятиях. Учителя, посещающие занятия, будут бесплатно, по мере необходимости, получать аудио и видеокассеты для проведения "музыкально-эстетических" уроков. Кроме того, фрагменты этих материалов будут в течение 2003 года публиковаться и на сайте "Нет – наркотикам". Для того, чтобы школьный психолог или учитель смог проводить уроки самостоятельности, мы считаем необходимым посещение им очных занятий в объеме 16-ти учебных часов. Кроме этого, программа ПНП планирует с февраля 2003 года еженедельное проведение семинара-консультации для психологов и учителей, работающих по нашей программе. Заинтересованные специалисты смогут ежедневно связываться с нами с помощью информационного ресурса "Нет наркотикам" Мы считаем, что для того, чтобы профилактическая программа работала полноценно, обучение наших помощников должно стать непрерывным. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|