Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Программа независимого поведения. II возрастная группа (10–14 лет)

08 января 2003 :: А. Данилин, И. Данилина

В связи с возрастными особенностями восприятия информации о наркотиках профилактическая программа в этом возрасте становится трехкомпонентной.

В качестве первого, психологического, компонента сохраняются "уроки прекрасного", но в структуре еженедельного "урока красоты" появляется новая  – когнитивная составляющая, которую мы условно называем "уроками самостоятельности".

Говоря другими словами, "уроки прекрасного" при посредстве простейших ролевых игр, которые появились в первой возрастной группе, плавно преобразуются в "уроки самостоятельности".

Продолжительность уроков самостоятельности  – 30–45 минут, в зависимости от времени, которое учебная программа может выделить для профилактики зависимого поведения.

Уроки самостоятельности представляют собой простейшие, отобранные нами ролевые игры  – психологические тренинги, направленные на развитие самостоятельности в противовес тенденциям к подражанию группе и ее негативным лидерам.

Уроки самостоятельности направлены на обучение детей:

  • навыкам самоидентификации  – становления собственного "Я";

  • умению принятия обратной связи от значимых окружающих;

  • способности к изменению самого себя и личностному росту;

  • самостоятельному принятию решений и принятию на себя ответственности за их последствия;

  • противодействие влиянию, оказываемому в форме доминирования и манипулирования.

Система упражнений построена нами в виде ролевых игр с использованием психодрамматических компонентов и выстроена в расчете на учебный год.

Обратите внимание, только одно из направлений  – техника противостояния влиянию  – имеет некоторое отношение к наркотикам. Все остальные упражнения уроков направлены на становление независимой личности.

Каждый "урок самостоятельности" начинается с 10–15 минутной концентрации, то есть с "урока прекрасного".

В этой возрастной группе мы используем более сложные символы, способствующие самоидентификации. Например, это символы, связанные с образами круга или шара, некоторые иконы,

изображения гармонических объектов, включенных в пейзаж,

и так далее.

Вы можете посмотреть примеры таких изображений, щелкнув мышкой по выделенным словам.

После 10-минутной концентрации в этой возрастной группе мы всегда просим учеников рассказать о тех впечатлениях и ассоциациях, которые у них возникли. Мы просим также, если ребята захотят, зарисовать свои ассоциации дома.

Подаренные нам рисунки мы оставляем. Они, как и записанные рассказы об образах, возникающих во время концентрации, позволяют детям почувствовать, что все люди разные и каждый из нас имеет право на свое собственное восприятие и переживание действительности.

Таким образом, время, отданное любованию прекрасным на "уроках самостоятельности" может послужить для нас следующим мостиком к "урокам понимания", которые мы будем проводить в подростковом возрасте.

Но и в саму структуру уроков самостоятельности входят упражнения, позволяющие не только осознать собственную индивидуальность, но и понять индивидуальность своих сверстников. Мы, например, раздаем ребятам листы бумаги с изображенным на них рисунком белой тенниски и просим их нарисовать личную эмблему на своей "майке". Полученные изображения мы просим прокомментировать, обсуждая в группе свойства характера, которые скрываются за "личной эмблемой". Мы пытаемся понять, какие свойства своей личности стремился выразить школьник (эмблемы на майках сегодня  – значимая часть молодежной символики, многие ребята, например, с удовольствием покупают и носят продающиеся на всех рынках майки с изображением марихуаны).

Второй, информационный, компонент программы в данной возрастной группе содержит в себе уже три стимульных материала, посвященных трем группам наркотиков: героину и другим опиатам, марихуане, кокаину и другим психостимуляторам.

Кроме системы альтернативных зрительных образов, построенных аналогично стимульному материалу для начальной школы, эти раздаточные брошюры содержат в себе краткие тексты (3–4 страницы) с информацией о наркотиках, сформулированной на основе особенностей восприятия учеников средней школы.

Появление третьего, эстетического, компонента профилактики связано с тем, что именно в средней возрастной группе становится особенно важным влияние окружающего подростка культурного пространства, то есть образов и информации, воспринимаемой школьником из книг и журналов, кино и телевидения, популярной и рок-музыки. Факторы современной культуры могут являться, и очень часто являются, эмоциональным отражением тех состояний наркотического опьянения, которые испытывали их создатели.

Если мы с вами  – учителя и родители  – не можем полностью оградить детей от воздействия телевидения, то мы должны помнить, что правильно подобранные в учебной программе образы культуры и искусства могут стать действенным средством косвенной профилактики зависимого поведения.

Немецкие исследователи, например, показали, что простое включение в программу дискотек популярной музыки 30–50-х годов прошлого века или классической музыки в современной обработке резко снижало потребление наркотиков среди посетителей танцевального зала.

Авторы программы "ПНП" считают, что в возрастной группе средних школьников уроки прекрасного могут постепенно преобразовываться в отдельные специальные уроки или кружки и факультативы, на которых дети будут слушать классическую музыку или классический джаз в сопровождении видеоряда и музыкальных игр.

Музыкальная и эстетическая профилактика является своеобразным распространением "уроков прекрасного" на область свободного времени школьников, тем самым позволяя и "урокам самостоятельности" в виде музыкальных и творческих ролевых игр продлеваться во время досуга.

Принципы построения такой музыкальной и эстетической профилактики мы будем преподавать на наших очных занятиях. Учителя, посещающие занятия, будут бесплатно, по мере необходимости, получать аудио – и видеокассеты для проведения "музыкально-эстетических" уроков. Кроме того, фрагменты этих материалов будут в течение 2003 года публиковаться и на сайте "Нет – наркотикам".

Для того, чтобы школьный психолог или учитель смог проводить уроки самостоятельности, мы считаем необходимым посещение им очных занятий в объеме 16-ти учебных часов. Кроме этого, программа ПНП планирует с февраля 2003 года еженедельное проведение семинара-консультации для психологов и учителей, работающих по нашей программе. Заинтересованные специалисты смогут ежедневно связываться с нами с помощью информационного ресурса "Нет  – наркотикам"

Мы считаем, что для того, чтобы профилактическая программа работала полноценно, обучение наших помощников должно стать непрерывным.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования