Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Программа независимого поведения. I возрастная группа (6–10 лет)

08 января 2003

Специалистам по глубинной психологии известно, что в 6–7-летнем возрасте интеллектуальные знания становятся источником чувственного удовольствия. Правильно преподнесенная в этом возрасте первичная информация о наркотиках способна надолго удовлетворить любопытство по отношению к ним. Именно в этой возрастной группе и необходимо начинать профилактику зависимого поведения.

В рамках "Программы независимого поведения" мы предлагаем для начальной школы двухкомпонентный профилактический подход:

Первым, информационным, компонентом служит работа педагога с разработанным нами экспериментальным стимульным материалом.

Учителям хорошо известно, что 70–80% учащихся современной школы предпочитают визуальный путь получения информации, поэтому стимульный материал построен по принципу альтернативных зрительных образов (картинок). Эпоха телевидения и компьютеров требует использования визуального канала восприятия для придания значимости информации. В настоящее время мы используем форму книжки-комикса, хотя считаем, что в дальнейшем предлагаемый материал должен быть преобразован в видеофильмы и интерактивную компьютерную программу на CD.

Ниже вы можете прочесть описание стимульного материала для учащихся начальной школы с некоторыми методическими рекомендациями. Мы приводим это описание для того, чтобы посетителю нашего раздела на сайте было понятно, каким образом организованы раздаточные брошюры для школьников.

Некоторые из иллюстраций вы можете открыть непосредственно из текста, щелкнув мышкой на выделенных номерах страниц.

Стимульные материалы, предназначенные для других возрастных групп, в настоящем сообщении подробно не анализируется.

В начальной школе стимульный материал мы предлагаем изучать на специально выделенных учителем 15 минутных "вставках" в уроки природоведения, лучше всего в разделе "мир растений". Программой предполагается, что учитель начальной школы работает со стимульным материалом два раза в год  – осенью и весной (по 15 минут!).

Предлагаемый материал рассчитан не на реакцию страха, а на ассоциирование понятия "наркотики" с эмоционально неприятными для соответствующего возраста визуальными представлениями.

Фотографии выбраны нами методом тестовой валидизации. Так, например, фотография "мамы" на стр. 1 (здесь и далее  – ссылки на соответствующие страницы стимульных материалов. Прим. ред. ) выбиралась путем предъявления двадцати детям соответствующей возрастной группы 15 различных женских портретов имеющихся в интернете и компьютерных архивах. Детей просили выбрать фотографию "похожую на маму". Одиннадцать детей выбрали портрет представленный на стр. 1, что, отчасти, было неожиданным и для нас.

Стимульный материал, как и в любой невербальной тестовой системе, соотносится, скорее с бессознательным, архетипическим, представлением о "маме", чем с портретом реальной матери. На принципе валидизации основан и выбор остальных фотографий пакета. Каждую фотографию или рисунок мы стремились соотнести с некоторым приятным или неприятным эмоциональным состоянием.

Так, например, микшированные фотографии наркотических грибов и растений на страницах 9 и 10 вызывают у большинства детей контрольной группы неприятные ассоциации как в связи со сбивающим зрительную ось фоном, так и в связи со специфическим подбором ракурсов съёмки самих растений. В возрасте 7–8 лет идёт интенсивное формирование первичной половой идентификации. Визуальная форма объектов вызывающая бессознательное сексуальные ассоциации у большинства детей исследуемой возрастной группы вызывает неясную тревогу и ощущение неприязни (психотерапевтический прием, использованный при составлении стимульного материала, называется "инверсия сновидений" по Анне Фрейд).

Фотографии моря на стр. 4, 5, 14 также использованы не случайно. В традиции аналитической психологии, или символодраме по Х. Лейнеру символика воды является одним из главных объектов, косвенно регулирующих взаимоотношения с психоактивными веществами. Из перечисленных выше фотографий почти все дети в контрольной группе (14 человек) выбрали фотографию на странице 4, обозначив ее как самую красивую и даже "успокоительную" (трое детей).

Так же отобраны и остальные фотографии.

Стимульный материал расположен следующим образом:

стр. 1–3 стремительно стареющая и меняющаяся мама  – удивление и испуг [фото 1, фото 2].

стр. 4–7 быстро изменяющийся водный пейзаж и портрет "маленького брата"  – удивление и неприязнь [фото 3, фото 4].

стр. 8 человек, принимающий наркотики  – по ассоциации с образами "мамы и брата" вызывает ощущение тревоги и неприязни, но даёт ответ чувству удивления и любопытства.

стр. 9–10 микшированные изображения наркотических грибов и растений вызывают ощущение удовлетворенного любопытства, связанного теперь с неприятным чувством.

стр. 11 чувство радости понимания. Оказывается, любимая сказка предупреждала о том же! (радостное понимание на бессознательном уровне является подкреплением смутной неприязни, возникшей при просмотре предыдущих фотографий).

стр. 12 фотография, вызывающая у детей стойкое чувство отвращения. В раннем школьном возрасте вид внутренних органов вызывает не страх, а стойкое отвращение, так как является реальным эмоциональным подтверждением нереального пока для ребёнка феномена смерти. На фотографии у тела отсутствуют руки, что ясно связывается детьми в беседах после просмотра серии фотографий с фотографией со стр. 9, где наркоман делает себе укол в руку.

Фотографии на стр. 14–17 сюда фото 17–18 служат как для успокоения ребёнка после стимульного материала, вызывающего неприязнь, так и для параллельного объяснения учителем физиологических принципов получения удовольствия человеком. Успокаивая, эти фотографии подкрепляют у ребёнка ощущение того, что он получил достаточный ответ на вопрос "почему люди употребляют наркотики?" [фото 5].

стр. 19 использована для дополнительного подкрепления неприязни через эмоционально негативный образ болезни.

Желательно давать ученикам некоторое время на рассматривание каждой страницы и помогать им концентрировать внимание на стимульном материале, формируя у учащихся определенное отношение к нему.

Первые 2 страницы стимульного материала служат введением и рассматриваются без комментариев. "Посмотрите, как меняется человеческий взгляд под воздействием наркотиков!"  – говорит учитель при рассматривании третьей страницы.

"Он больше не видит, как красиво вокруг!" (стр. 4–5).

"А семья кажется ему противной и чужой" (стр. 6–7).

При рассматривании стр. 9–10 учитель может смело называть растения и грибы, изображённые на снимках: их названия вряд ли останутся в памяти, но сам факт того, что дети услышали их, создаст ощущение удовлетворённого любопытства. На снимках изображены листья и соцветия марихуаны, головка опийного мака, трава Эфедры, колосья пшеницы, заражённые спорыньёй, 2 вида псилоцибиновых грибов-поганок, кактус пейота.

Во время рассматривания иллюстрации к книге А. Волкова "Волшебник Изумрудного города" (стр. 11) учитель может пояснить, что главное, что могут вызывать наркотики  – это своеобразную форму болезненного сна, который и вызывает иллюзию неприятного изменения мира вокруг [фото 6].

Неприятный рисунок на стр. 12 не требует ни длительного рассматривания, ни особых комментариев. Учитель может просто сказать, что эта фотография тела ребёнка, погибшего от наркотиков [фото 7].

Вопросительный знак на стр. 13 как бы знаменует собой вторую часть книжки. При просмотре этой части книги дети 11–13 лет говорили, что теперь они "понимают, зачем всё это нужно". Главная задача учителя  – объяснить своими словами, используя свои примеры и образы, то, что И. П. Павлов называл "рефлексом удовлетворения".

Можно, например, попросить детей расслабить мышцы рук. Им будет трудно это сделать, так как мышцы перед этим не испытывали напряжения. Тогда учитель может предложить им отжаться от парты. После эпизода мышечного напряжения, понять, что такое расслабленные мышцы рук детям будет легко. А само упражнение послужит бессознательным подтверждением того факта, что они получили ответ на свой вопрос.

Можно в качестве примера привести процесс решения простейшей арифметической задачи. Пока думаешь над её решением, задача кажется трудной, но когда ты её решил, приходит ощущение радости и удовольствия.

Учитель может использовать этот принцип отнюдь не только во время тех 15 минут, которые он отведёт в уроке природоведения профилактике наркотиков. Принцип "только если человек тратит усилия, он может получить удовольствие" педагог может вспоминать на любых других занятиях.

Следующую очень важную часть разъяснений учитель может сделать во время просмотра двух последних страниц стимульного материала.

"Каждый человек принимает решения самостоятельно. Каждый человек должен решить, будет ли он получать удовольствие так, как ему велит природа или так, как велит человек, предлагающий наркотик. Человек вовсе не обязан поступать так же, как поступает кто-то из его сверстников или старшие ребята. Он может и должен иметь свою точку зрения, даже если кто-то из его старших друзей или родственников с ним не согласен. Человек имеет право говорить "нет"" [фото 8].

Образы нескольких последних страниц стимульного материала заимствованы нами из брошюры под названием "История маленького НЕТ", приложения к журналу "Педология  – новый век" № 2 за 2001 год. Мы воспользовались тем, что выходные данные брошюры не запрещают заимствование, и попытались нарисовать коротенькое "антинаркотическое" продолжение "истории". Эти черно-белые рисунки учитель может попросить ребят раскрасить. (страницы 20, 24, 25). То, что изображено на них, будет восприниматься как цельный сюжет, а использованные детьми цвета лучше слов продемонстрируют сформировавшееся у учеников эмоциональное отношение к наркотикам.

Этот сюжет можно обыграть как сценку. Учитель может самостоятельно придумать несколько ролевых игр, в которых одному из персонажей необходимо сказать "нет". Он наверняка отметит тех детей, которые говорят "нет" очень тихо и неуверенно или очень смущаются во время своего участия в ролевых играх. Обязательно нужно выяснить, чем вызвано их смущение, и научить их отстаивать своё мнение.

Ролевые игры, которые учитель может проводить во время работы со стимульными материалами, служат "мостиком", связывающим работу в начальных классах с "уроками самостоятельности", предлагаемыми нами для среднего школьного возраста. Подобные внутренние психологические мостики есть во всех, кажущихся на первый взгляд отдельными, компонентах программы.

В качестве второго компонента профилактики в младшей возрастной группе мы предлагаем "уроки прекрасного", которые формируют у детей способность к концентрации внимания на основе традиционных образов и символов того этно-культурного пространства, к которому они принадлежат.

Необходимость проведения "Уроков прекрасного" в рамках профилактики употребления наркотиков в школах основывается на взгляде, который считает опьянение любыми психоактивными химическими веществами симуляцией естественной человеческой потребности в состояниях концентрации на внутренних ощущениях и отрешенности от внешней реальности.

Такой взгляд является широко распространенным в современной глубинной и экзистенциальной психологии. В частности, он подробно развивается А. Г. Данилиным в лекциях, с которыми вы можете ознакомиться на сайте "Нет  – наркотикам".

Один из создателей научной психологии Уильям Джеймс писал, что способность к концентрации внимания "есть максимальное достижение эволюции человеческого вида" и "максимальное достижение человеческой души, так как именно в этом состоянии человек совершает великие открытия и героические поступки".

Академический час короче астрономического и длится 45 минут в связи с тем, что психология еще в начале ХХ века доказала, что один раз в течение 90 минут ученику любого возраста необходимо отрешиться от внешнего потока информации и перенести свое внимание на внутренние ощущения.

Объясняя существование потребности в концентрации на внутреннем мире, мы сравниваем эти состояния психики с процессом пищеварения. Человеку необходима пауза в процессе восприятия информации, поступающей из внешнего мира. Мозгу необходимо "переварить" полученные знания. Точно так же, как желудок, переваривая пищу, разлагает ее на "понятные" ему молекулы, сознание должно переварить информацию, полученную им из органов чувств, разложив ее на понятные для бессознательной части психики элементы. Состояние концентрации в школьном возрасте должно раскладывать полученные знания "по полочкам" архетипических структур психики.

Великий датский физик Нильс Бор, отвечая однажды на вопрос журналиста, сказал: "куда-то вечно бегущему, торопящемуся и суетящемуся человечеству для того, чтобы не сломать себе шею, абсолютно необходима... лавочка на аллее парка, на которую можно сесть и подумать в тишине".

Наш замечательный прозаик Фазиль Искандер писал: "Только тот, кто думает, может до чего-нибудь додуматься. Чтобы думать, надо выпадать из жизни. Дар философа  – есть дар выпадения из жизни при сохранении памяти о ней".

"Для того, чтобы что-нибудь понять, нужно по отношению к понимаемому процессу занять "позицию вненаходимости"",  – утверждал наш великий философ Михаил Михайлович Бахтин.

И Искандер и Бахтин связывали человеческую способность занять "позицию вненаходимости" с понятиями "философия" или "мудрость".

Но куда человек может "выпасть" из мира внешней или социальной реальности, кроме собственного "внутреннего" пространства воображения? Язык психологии ХХ века описывал эти пространства с помощью понятия "бессознательное". Одна из наших бед заключается, возможно, в том, что мы не используем накопленные психологией факты в реальном педагогическом процессе.

Современная культура и образование, как неотъемлемая ее часть, заинтересованы в том, чтобы с возможно большей скоростью и полнотой "наполнить" человека информацией, но мы даже не пытаемся научить человека "переваривать" полученные знания. Еще Карл Юнг сетовал на то, что "в современной культуре не существует состояний сознания..., позволяющих человеку встретиться с самим собой".

Опыт авторов программы показывает, что если мы не сможем внутри процессов воспитания и образования научить человека отрешаться от внешнего мира с помощью собственных душевных усилий, то он начнет искать подобную отрешенность в симулирующих ее психоактивных химических веществах.

В то же время сформированное у школьника умение получать удовольствие от концентрации на прекрасном, как показывает психотерапевтическая практика, способно противостоять первым пробам алкоголя, табака и наркотиков. Детям, посещавшим наши тренинги с 6–7-и лет, действие алкоголя, который они начинали пробовать, приближаясь к подростковому возрасту, ощущалось как значимо "неприятное", "чуждое" или просто "ненужное". Ни один из занимавшихся с нами школьников (сейчас первым нашим "выпускникам" 20–22 года) не испытывает проблем, связанных с алкоголем или наркотиками.

На уроках прекрасного мы, вместе со школьниками, учимся концентрировать внимание и отрешаться в глубь самих себя с помощью образов природы, живописи и традиционной религии, по аналогии с японской традицией любования прекрасным.

Несколько примеров образов, которые мы используем для концентрации в этой возрастной группе, приведены ниже.

Однако в структуру уроков концентрации мы включаем и специальные простейшие психологические упражнения типа "мысленных прогулок", "умственной гимнастики" и, например, самостоятельного чтения специально подобранных текстов русских писателей, а также чуть более сложную технику "совместного придумывания сказки".

Продолжительность "урока прекрасного"  – 20 минут. Наш опыт показывает, что подобные уроки в начальной школе должны проводиться не менее одного раза в неделю.

Приемы, которые мы используем на "уроках прекрасного" очень просты. Такие уроки может проводить как учитель начальных классов, так и школьный психолог. Но концентрация и отрешенность  – чрезвычайно хрупкие инструменты.

Мы считаем, что учитель, проводящий такие уроки, должен освоить методику на специальных очных занятиях рассчитанных на 8 учебных часов.

Методические рекомендации по всем приемам "уроков концентрации" мы считаем возможным выдавать только учителям и психологам, прошедшим такое обучение.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования