Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Преступление и наказание

09 октября 2002 :: Владимир Лукьянов

Конец года выдался интересным. Осень обещает быть насыщенной.

04.09.02 г. Президент провел совещание по вопросам борьбы с распространением наркотиков и наркомании, 24.09.02 г. Состоялось заседание президиума Госсовета, к концу сентября Правительством обещано провести анализ ситуации в стране и подготовить аналитический доклад с конкретными организационными и административными решениями.

Все это проходило в рамках подготовки к "большому" Госсовету, который должны посвятить вопросам молодежной политики с дополнительными мерами по борьбе с наркоманией.

Однако анализ ситуации вокруг наркотиков и возникшая суета "сильных мира сего" несколько настораживают. Складывается впечатление, что происходит передел и этой последней из оставшихся сфер влияния.

Учитывая, что пик нарастания наркомании приходился на середину 90-х годов, а, по мнению ведущих специалистов, сейчас наблюдается стабилизация и даже некоторый спад этого процесса, вся возня и создаваемая ею шумиха вокруг этой проблемы выглядят несколько неадекватными и в плане значительного опоздания, и в плане точки приложения. Как будто хотят отвлечь внимание общества от какой-то другой проблемы.

Не знаю, может быть, я неправ, но, тем не менее... Время покажет.

Существует поговорка: "Махать кулаками после драки". Именно это сейчас и происходит применительно к проблеме распространения наркотиков.

Конечно же, никто не спорит, что нужны меры противодействия распространению наркотиков, нужна и конкретная государственная молодежная и социальная политика. Это действительно очень нужно. Но этим должны заниматься соответствующие министерства, составляющие Правительство. Судя по последним выступлениям Президента, этого не происходит.

Примечательно, в который раз приходится убеждаться в том, что Правительство, как таковое, нам не нужно. Действительно, зачем оно, если все центральные указания о том, что нужно делать, как делать и чем делать, дает глава государства. Остается только эти указания исполнить. Однако и с этим очень большой напряг.

Глядя на периодическое мелькание на экране телевизора "слуг народа", можно себе представить, чем в действительности они занимаются. Забавно, но факт, что, начав работу в аппарате Правительства, наши "слуги" довольно быстро преображаются из "серых", ничем неприметных граждан в лоснящихся вальяжных "господ".

Неудивительно, что масштаб трагедии, о которой говорил Президент на этом совещании, и, которая продолжается, по крайней мере, последние 10 лет, оказался ими незамеченным.

Зато после "серьезной критики" Президентом по поводу недостаточной межведомственной координации в вопросе борьбы с наркотиками и формулировании болевых точек этой проблемы участники Совещания от 04.09. 02 г. сразу заметили, что ситуация с наркоманией в России "приобретает угрожающий характер, размеры бедствия велики, и тенденции крайне негативны".

А вице-премьер В. Матвиенко отметила что, есть и некоторые положительные факты. Так, количество детей и подростков в общем числе людей, употребляющих наркотики, снижается. В этом году по сравнению с прошлым оно снизилось с 10 аж до 8%.

Стоило, правда, упомянуть, что это снижение обусловлено, скорее всего, возрастанием детского и юношеского алкоголизма минимум процентов на десять. Но алкоголизм не в счет, речь-то идет о великой и беспощадной борьбе с распространением наркотиков и наркоманией, а с алкоголизмом мы уже боролись и побороли его, вырубив виноградники в 1985–86 гг. Правда, не совсем те, не винные сорта, а столовые, и некоторые даже получили золотую звезду за увеличение производства вина, но это уже другая тема.

На Совещании 04.09.02 г. выяснилось, оказывается, на учете по поводу наркомании состоит всего-то около полумиллиона человек, лечение которых, со слов В. Матвиенко, крайне затруднительно. Поэтому-то, видимо, для борьбы с ними и были приглашены на совещание министр обороны и заместитель директора ФСБ. А как же тогда миллион ВИЧ-инфицированных, 80% которых составляют инъекционные наркоманы? Интересно, правда?

В общем, судя по приглашенным персонам, очередная проводимая кампания предстоит нешуточная. А как же иначе! Десять последних лет смотрели себе спокойно, что происходит в этой сфере, теперь менее чем за месяц появилась необходимость проанализировать ситуацию в этой сфере и "наметить конкретные организационные и административные решения, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию". Учитывая огромный опыт проведения предыдущих антиалкогольных кампаний в нашей стране, можно с уверенностью сказать, что конкретные организационные и административные решения будут намечены, предложения по усилению межведомственной координации и выработке дополнительных мер по борьбе с распространением наркотиков и наркомании подготовлены. Повлияет ли это существенно на ситуацию в стране? Вряд ли.

Не углубляясь в политические и экономические подробности подобных кампаний, зная принципы их проведения, нетрудно предположить, что борьба с распространением наркотиков и наркоманией обещает быть длительной, интересной и непредсказуемой, как и вся наша история.

Попробуем рассмотреть эти принципы.

Запутывание

Не успели утихнуть страсти по поводу определения терминов "наркотическое средство", "наркомания", "лекарственная зависимость", "психоактивное вещество", "токсикомания", начавшиеся еще в 50-х годах прошлого века, как возникла еще одна напасть – переход термина "психотропное вещество" из медицины и фармакологии в область уголовного права и появление еще двух терминов "прекурсоры" и "аналоги". Здесь мы опять оказались впереди планеты всей.

Теперь принадлежность лекарственного препарата к группе "психотропных" средств определяется не фактическим положением дел, не клинико-фармакологическими характеристиками, а высочайшим на то изволением Уголовного кодекса, Федерального Закона "о наркотических средствах и психотропных веществах", различными Списками, Перечнями, рядом постановлений правительства РФ, ведомственными приказами и инструкциями, в том числе и Минздрава России (заметьте, Минздрав на последнем месте).

То есть, фактически в настоящее время ученые, фармакологи, психиатры, провизоры и другие специалисты лишены не только права использовать эти лекарства в частной практике, но даже и права использовать этот термин. В связи с этим участились в последнее время обращения специалистов различного профиля и юридических лиц, в первую очередь судебно-следственных органов и медицинских организаций, в Постоянный комитет по контролю наркотиков по вопросам формирования отечественных списков наркотических средств и психотропных препаратов. В значительной степени это связано с введением в действие нового УК РФ (с 1 января 1997 г.), принятием Федерального Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 15 апреля 1998 г., Постановления правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ".

Этими актами введены новые термины, дано новое толкование ранее используемых профессиональных терминов, но уже с позиции права. Кроме этого, с утверждением Перечня значительно изменена структура списков наркотических средств и, как похвастался председатель ПККН Э. А. Бабаян в своих Методических статьях "Особенности правового статуса списков наркотических средств и психотропных веществ": "впервые в отечественной практике введены три (аж целых три!!!) списка психотропных веществ, для которых предусмотрены принципиально разные уровни контроля".

В этом случае вызывает удивление тот факт, что на предусмотренные принципиально разные уровни контроля за тремя списками психотропных веществ применяется одинаковая уголовная ответственность по психотропным веществам этих списков Перечня (ст. 228–230, 232, 233 УК РФ) и наркотическим средствам.

Далее. Практически во всех многочисленных документах по обращению наркотических средств говорится: "Для осуществления юридическими и физическими лицами деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и т. д. веществ...". Зачем упоминать физические лица, если на основании законов, постановлений, УК и прочих ведомственных и подведомственных актов любая деятельность физических лиц с оборотом наркотических средств и психотропных веществ запрещена этими же документами?

Действительно, для осуществления такой деятельности юридическими лицами необходимо точное знание всех средств, которые попадают под правовые требования. Для этого существуют как инструмент выполнения международных обязательств списки средств существующих Конвенций ООН. Однако в соответствии со статьями 23, 24, 39 этих Конвенций ООН (1961, 71, 88 гг. соответственно) Правительства стран имеют возможность более строгих мер, чем предусмотрено Конвенциями. Этим неприминула воспользоваться Российская Федерация, чтобы показать миру, что мы самые строгие, самые правильные, в общем, самые-самые, создав свои списки веществ. В результате этого, с медико-правовых (не медицинских и правовых по отдельности) и международно-правовых позиций эти списки имеют общность по 6 пунктам, относительную общность (с очень большой натяжкой) по 5 пунктам, принципиальные отличия по 22 пунктам, что вносит очень большую путаницу и приводит к нежелательным юридическим последствиям.

Сами же авторы этого "гениального" творения признаются, что рецензировали одну из научных работ от специалистов Дальнего Востока, в которой описывался процесс постановки на наркологический учет студентов, которые употребляли 4 и более стаканов кофе за короткий промежуток времени.

Вернемся к упомянутым выше терминам "прекурсоры" и "аналоги". Введенные Федеральным законом, эти термины вообще не предусмотрены международными Конвенциями ООН по наркотическим средствам и психотропным веществам, только понятие "прекурсоры" включено в Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. У нас же это понятие распространяется на психотропные вещества и наркотические средства существующих Списков в смысле их синонимов или фирменных названий.

Несмотря на, казалось бы, такую скрупулезную и строжайшую оценку наркотических средств и психотропных веществ (особенно последних), в любой аптеке можно совершенно спокойно без рецептов накупить кучу этих самых веществ, относящихся по всем этим многочисленным законам и инструкциям к категории "психотропных", но не содержащихся в списках, и сколь угодно долго "торчать" на них, не опасаясь действия УК РФ.

Можно еще привести многочисленные примеры запутанности огромного количества различных инструкций, распоряжений и актов, но не хочется утомлять читателя.

Еще очень важный пример смешения понятий, приводящий к очередному запутыванию – распространение наркотиков и заболевание наркоманией. Любому здравомыслящему человеку очевидно, что усилия, препятствующие распространению наркотиков, можно назвать борьбой. Но в чем же выражается борьба с наркоманиями, то есть с заболеваниями? По медицинским понятиям заболевания лечатся, а не борются с ними. Видимо, чиновникам так понравилось придумывать новые термины и изобретать новые понятия, что скоро придется о методах лечения того или иного заболевания черпать сведения из Уголовного кодекса или иного правительственного распоряжения.

И еще один пример запутывания напоследок. Отсутствие точных сведений о количестве страдающих наркоманией. Высказывания различных государственных деятелей несут разную и противоречивую информацию, которая никак не способствует, да и не будет способствовать ни анализу сложившейся ситуации, ни каким-либо прогнозам. Конечно, делать прогноз о развитии, скажем, героиновой наркомании по снижению смертности от нее можно, только это будет уже нечто, плавно перетекающее в следующий принцип.

Запугивание

При отсутствии данных о количестве наркоманов в стране и полной неразберихой с юридическими понятиями и всевозможными документами возникает реальная возможность для различных спекуляций и оправдания бездеятельности в борьбе с распространением наркотиков.

Ничто так сильно не тревожит и не пугает, как неизвестность. Особенно, если этой неизвестностью окутано все общество. На волне этого страха, охватившего общество, можно неплохо и быстро решить ведомственные, а то и личные финансовые или иные проблемы.

Неплохо пока решают свои проблемы силовые ведомства, наращивая количественную мощь и материально-техническую базу. Только воз и ныне остается на том же месте. Конечно же, до технической оснащенности криминальных группировок еще далеко и еще не все, видимо, госчиновники имеют личные новенькие "инорамки", но наркотиками-то барыги торгуют в открытую, чуть ли не на каждом углу. По крайней мере, эту проблему с прекращением торговли можно решить и без особых технических средств. Если же она не решается длительное время, можно предположить, кто предоставляет "крышу" такой торговле. Поскольку ловить себя же на "крышевании" никто из силовиков не собирается, то населению постоянно внушается мысль, что незаконный оборот наркотиков достиг такого масштаба, что не хватает ни сил, ни средств, чтобы вести с ним борьбу. В СМИ мелькают цифры незаконного оборота героина от 60 тонн по Москве и Московской области до 500 тонн по всей России, не считая конфискованного (около 500 кг за год по всей стране). Сколько же должно быть героиновых наркоманов у нас, чтобы употребить такое количество героина? По приводимым на Госсовете 24.09.02 г. цифрам: около 3,5 млн. наркоманов, при средней ежедневной дозе в 2 гр., этой ораве понадобится всего 7 тонн героина в год. Если же учесть, что не все ежедневно колются, а то и вовсе находятся на лечении или в "завязке", то и того меньше. Спрашивается, откуда взяты эти умопомрачительные цифры в полтысячи тонн или куда девается такое количество героина? Может быть, тогда количество наркоманов другое, не 3,5 млн., а 249,9 млн. человек, как все население при Советском Союзе? И кто-то, ведь, верит!

В запугивании населения вовсю стараются и некоторые ретивые СМИ и их передовые отряды корреспондентов. Например, в Труд-7 за №172 от 26.09.02 г. в заметке "Наперерез "дури"" написано: "Несмотря на все предпринимаемые до сей поры усилия наркомания на родных просторах распространяется со скоростью лесного пожара и давно уже превратилась в реальную угрозу национальной безопасности...". Такое впечатление, что этот корреспондент только проснулся или очнулся от бодуна, в котором находился последние 7 лет. Угроза национальной безопасности действительно есть. Распространения "со скоростью лесного пожара" уже пока еще нет. Об этом говорят, и ведущие специалисты, и озвучила В. Матвиенко на Совещании у Президента. К чему это он, непонятно?

Немаловажную роль в запугивании населения сыграла и отечественная медицина, вернее, "подстава" медицины. Для этого было достаточно "выбросить" в средства массовой информации обсуждение безобидных на первый взгляд вопросов:

1) наркомания – вредная привычка.

2) стоит раз уколоться – станешь наркоманом.

3) наркоманы конченые люди: ВИЧ-инфицированные и преступники.

4) наркомания неизлечима.

Естественно, специалисты, просвещая население по этим вопросам, попались на этот хитрый ход. Сыграла роль психология. Если говорить "не все", "не всегда", "не у всех", то, с одной стороны, большинству слышится "все не", "всегда не", "у всех не" и молодежь начинает спокойно употреблять наркотики, а старшее поколение спокойно к этому относится, если учесть, что объяснения медиков сразу же объявляются мифами и "доказываются" научно со статистическими выкладками. С другой стороны, столкнувшись с действительностью, когда успокоенные вначале своим искаженным восприятием и сами употребляющие, и простые обыватели начинают осознавать, что наркомания это не просто вредная привычка, а тяжелая психическая болезнь, что, уколовшись наркотиком один раз, в большинстве случаев человек в последствии становится наркоманом, что большинство инъекционных наркоманов становятся ВИЧ-инфицированными и имеют гепатиты В, С, становятся преступниками, граждане потихоньку начинают паниковать. Завершает тихую панику, переходящую в безотчетный страх общества, усердие по убеждению в неизлечимости наркомании, как будто это единственное неизлечимое заболевание. Естественно, фиксирование внимания на наркоманах и постоянное муссирование слова "преступник", еще больше усиливает этот страх.

Подливает масло в огонь внушение обществу, что от наркомании не застрахована ни одна семья, что это может произойти с каждым ребенком. Какой нормальной семье захочется осознавать собственное чадо наркоманом, да еще и преступником.

С этого момента начинается невротизация и гиперрефлексия общества с требованиями ужесточения законов, расстрела на месте и тому подобное, что, в общем-то, на руку заинтересованным лицам. Недаром на проводимом вечернем телеопросе 24.09.02 г. на 3 канале ЦТ на вопрос "Что делать с наркоманами?" из 2 тысяч респондентов около 80% высказались за то, чтобы наркоманов сажать, остальные 20% за то, чтобы их лечить и воспитывать (12 и 8%% соответственно). Козлами отпущения и в дураках остаются медики.

Примером результатов запугивания является и Приказ Минобразования № 619 от 28.02.00 г., в котором написано: "Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально".

Вот так, "нереально" и все. Поэтому и предлагают "стратегию сдерживания". Для непонятливых можно объяснить, что эта стратегия подразумевает поддержание количества наркоманов на каком-то определенном уровне.

Наказание невиновных

Наверное, это самый ключевой момент в проведении антинаркотического шоу, поскольку "виновные" определены заранее.

Федеральные законы, Постановления правительства, различные Инструкции о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, лицензировании помещений для их хранения, переработки, учета, допуска лиц к работе с наркотическими средствами, ведения массы регистрационных журналов и т. п. абсолютно не касаются работников прокуратуры, МВД, ФСБ, таможни и т. п. То есть, всех силовых структур. Они, как бы, изначально признаются самыми честными и самыми порядочными людьми. Людьми, которым государство априори доверяет, поэтому им не нужны ни лицензии, ни допуски, ни ведение регистрационных и отчетных документов. Они сами все выдают. Все остальные – потенциальные преступники, особенно те, кого лечат и те кто лечит.

Если с наркоманами, в общем, понятно – участвуют в незаконном обороте наркотических средств, то ситуация с медиками (наркологами, психиатрами), занимающимися лечением этого социально опасного заболевания очень интересна и сильно напоминает "стратегию сдерживания" Министерства образования, то есть, способствует поддержанию уровня наркомании.

Заключается это в следующем: с одной стороны, Федеральным законом запрещено заниматься частной практикой в сфере лечения наркомании, с другой стороны, существующие государственные клиники не в состоянии обеспечить квалифицированную медицинскую помощь страдающим наркоманиями ни коечным фондом, ни врачебным персоналом, ни лекарственными средствами. С третьей стороны, страдающие наркоманией и алкоголизмом, не попадают под медицинское страхование.

Теперь посмотрим на цифры: во времена Советского Союза считалось большим достижением социализма на 250 млн. жителей иметь 1 млн. 200 тыс. врачей всех специальностей. Союз распался. Врачей осталось в России тысяч 700 на 142 млн. человек. Из них психиатров и наркологов около 7 тыс. человек. Это всего по России. В настоящее время в России по минимальным оценкам экспертов 3 – 3,5 млн. наркоманов (имеются в виду только внутривенные наркоманы). Значит, на каждого врача психиатра-нарколога приходится около 430 наркоманов. Если врач и осилит за год лечение этого количества больных, то на это не рассчитано количество коек в стационарах, сосредоточенных в основном в крупных городах.

Эксперты предполагают увеличение количества наркоманов в течение пяти лет до 30 миллионов. Это, конечно же, слишком пессимистично и маловероятно, но даже если их количество возрастет вдвое от существующего и, если учесть увеличение количества больных алкоголизмом – это уже катастрофа.

Вместо того чтобы каким-то образом решать медицинские вопросы (профилактики, лечения, реабилитации) и перекрывать возможные и известные пути поступления наркотиков, идет показушная борьба с "преступниками в белых халатах", которые выписывают рецепты на психотропные препараты и выдают справки наркоманам, с помощью которых в судах "разваливаются" сфабрикованные дела. Недаром же министр МВД сетовал на совещании у президента 04.09.02 г., что суды выносят слишком мягкие приговоры и 60% преступников, то есть наркоманов, в прошлом году избежали наказания.

24.09. 02 г. на заседании Госсовета Владимир Путин обозначил три главных направления по борьбе с наркобизнесом и противодействию распространению наркотиков:

Как передает корреспондент РИА "Новости", открывая во вторник заседание президиума Госсовета, президент России подчеркнул, что, прежде всего, необходимо "формирование общественного иммунитета к наркотикам".

Отметив, что на эту цель "должны быть сориентированы и система образования, и государственная молодежная политика, и социальная работа", глава государства подчеркнул, что "речь идет о постоянной работе, а не о разовых мероприятиях".

Здесь, подчеркнул президент, "всем хватит работы – и государству, и общественным организациям и СМИ, а роль регионов, органов местного самоуправления становится, безусловно, ведущей".

Вторым направлением президент назвал "медицинский фактор". По словам Путина, "наркомания – это серьезная болезнь". При этом он высказался за создание "качественной и доступной системы наркологической помощи", причем в "четких правовых рамках".

Это, по словам президента, – "целый комплекс вопросов, включающий разработку новых отечественных препаратов, методик профилактики и лечения наркомании".

Президент особо отметил важность процесса реабилитации бывших наркоманов, подчеркнув, что в этой области есть лишь "отдельные инициативы", а в целом "достижений практически нет".

Третьим направлением глава государства назвал "укрепление пограничного и таможенного контроля, проведение превентивных операций, развитие международного сотрудничества".

Казалось бы, вот оно. Наконец-то свершилось! Хоть кто-то обратил внимание на систему образования, молодежную политику, социальную работу, "медицинский фактор" в виде качественной и доступной наркологической помощи, на важность процесса реабилитации. В. Путин даже считает, что "Стратегия борьбы за наркобезопасность должна включать в себя и профилактические, и воспитательные, и медицинские, и правоохранительные способы и средства". Причем, указал президент, делаться это должно "в комплексе и системно".

И все сразу заделалось, закрутилось. Перво-наперво, в качестве доступной наркологической помощи, как раз, того самого "медицинского фактора", а заодно и важного реабилитационного процесса, первым же приказом Президента отмечено появление новой спецслужбы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

ГУБНОНа оказалось явно недостаточно для решения такой "мировой проблемы", как наркопреступность. Как сообщило РИА-"Новости", главное, чем займутся сотрудники нового органа – постараются перекрыть границу между Россией и Казахстаном, откуда поступает большая часть нелегального зелья. Новая федеральная служба войдет в структуру МВД, а руководить ей будет один из заместителей министра.

Пока неизвестно, сколько человек будет работать в новой структуре, но если привлечь к этой почетной реабилитационной работе еще и армейские части, то общее количество силовиков достигнет 7,5 миллионов человек. Из этого числа придется вычесть 2,5 млн. милиционеров, чтобы присматривать за наркоманами (получается по полтора наркомана на нос).

В общем, можно быть уверенным в том, что уж 5 миллионов силовиков запросто перекроют и границу с Казахстаном, а заодно и границу с Таджикистаном. Новому ведомству останется только набрать небольшое количество сотрудников, чтобы присматривать за айболитами. Тогда все будет в шоколаде.

Награждение неучаствовавших

Первый звоночек уже прозвенел. Еще ничего не сделано, но В. Матвиенко уже отмечает положительную тенденцию снижения наркомании на 2% по сравнению с прошлым годом. Да и глава государства на Госсовете сообщил, что темпы роста стали несколько снижаться.

Вероятно, уже кто-то готовит дырочки – кто на погонах, кто на груди. Поскольку наркозависимое население будет вымирать постепенно, то и уровню снижения незаконного наркооборота обеспечено стабильное и длительное сокращение.

Скоро, видимо, мы будем свидетелями награждения за смерть.

Лукьянов Владимир Александрович

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования