Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

"Можно повернуться спиной к человеку, но нельзя повернуться спиной к наркотику... особенно, когда наркотик в человеке, а в руках у человека – огромный охотничий нож"

20 сентября 2002 :: Антон Тыщенко

Кино уже давно признано самым мобильным, остро реагирующим на все социальные проблемы видом искусства. Конечно, кинематограф не мог обойти стороной и проблему наркотиков. В последние пять–десять лет был создан ряд интересных и необычных фильмов, затрагивающих эту тему. Но поскольку сама она настолько сложна и неоднозначна, ленты, которые так или иначе рассказывают о наркотиках и наркоманах, автоматически попадают в разряд "кино не для всех". Они и в самом деле вызывают порой двойственные чувства. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с обзором наиболее интересных и заметных фильмов на "наркотическую" тему, которые были созданы в последние пять лет.

Уже давно подмечено, что 90-е своим духом напоминают бунтарские 60-е – тема наркотиков снова оказалось очень популярной и востребованной в кино, в музыке, книгах, в продуктах других видов искусства. Постоянная дискуссия вокруг легализации легких наркотиков, неумеренное потребление тяжелых, появление новых "дискотечных стимуляторов" вроде экстази и "скорости" (speed) – все это не могло не оставить своего следа в массовой культуре. Кино можно трактовать и как высокое искусство, и как продукт поп культуры, но как бы то ни было, если фильм (и не важно, где он снят, – в Голливуде со звездами стоимостью 15 миллионов каждая или в Англии на независимой студии) посвящен такой непростой теме как употребление запрещенных препаратов, то это скорей всего либо комедия, издевающаяся над масс культурой, либо тяжелая драма, либо, что вызывает наибольший интерес, нечто среднее между ними. Впрочем, наркотики сами по себе являются достаточно неоднозначным предметом изображения, чтобы дать режиссеру и сценаристу пространство для маневра. Как воспользоваться относительной свободой для творчества чаще всего все-таки зависит от территориального расположения выпускающей студии и местного законодательства. Чтобы лучше это показать, в этой статье стоит рассмотреть наиболее известные и примечательные фильмы, созданные в последние 5-6 лет, где так или иначе в центре сюжета оказываются наркотики или проблемы и побочные эффекты, связанные с их употреблением. В целом можно сказать, что в Америке снимаются фильмы более однозначные по отношению к наркотикам, нежели в Европе.

Начнем с Америки. Здесь употребление тяжелых наркотиков – проблема государственного масштаба, и потому фильмы, где так или иначе появляются запрещенные препараты, чаще всего являются серьезными драмами. Причем опять-таки, вспоминая специфику территориального деления, драмы, не оставляющие зрителю возможности самостоятельного принятия решения. Наркотики – это плохо, и все тут! Впрочем, если смотреть не на серую массу фильмов, а на наиболее яркие и эпохальные из них, выясняется, что все далеко не так однозначно как могло бы показаться.

"Траффик" (выпущен в прокат в 2001 году), снятый Стивеном Содербергом, режиссером, долгое время считавшимся "независимым", и появившимся в мире большого Голливуда только в 2000 году с "Эрин Брокович: смелая и решительная", не дает однозначных ответов на вопрос: употреблять наркотики – это хорошо или плохо. Конечно, из фильма становится ясно, что употреблять их очень и очень не рекомендуется, а тем более "тяжелые" препараты, но тем не менее, главное здесь не в этом. Содерберг, автор провокационного "Секс, ложь и видео"(1992 г.), в свое время прогремевшего на каннском кинофестивале и после выхода в видеопрокат ставшего хитом, снял кино о людях, чьи судьбы так или иначе попали в траффик. Траффик – само по себе очень серое слово, лишенное эмоциональной окраски. Кокс, который год за годом проходит свой путь от производителя к распространителю, а затем и собственно к потребителю, сам по себе злом не является. Химический препарат, вызывающий привыкание, не может быть в чем-либо виноват, но может быть направлен на самые разные цели. По самым неожиданным путям. В этом и заключается суть траффика. Поток наркотиков закручивает вокруг себя судьбы тысяч совершенно разных людей, действующих с совершенно разными намерениями и преследующих в жизни совершенно различные цели. Можно ли поставить в вину продажу наркотиков беременной женщине, старающейся спасти тем самым себя и своего ребенка? И неужели постройка футбольного стадиона становится гнусным делом, если она зиждется на грязных деньгах?

Поток наркотиков, как и сама жизнь, бесстрастен, он не может обладать человеческими чувствами – как и с любой вредоносной субстанцией с ним просто надо уметь обращаться. Получив 4 Оскара и собрав более 100 миллионов долларов в мировом прокате, фильм также стал одной из вех в кино, посвященном такой теме. Являясь и непростым, будто приглашающим зрителя к соавторству, и, одновременно, антинаркотическим, фильм – та самая золотая середина, которую нужно соблюдать в этом жанре.

Примерно такую же позицию по отношению к наркотикам можно встретить и в сравнительно свежем фильме знаменитого своей бескомпромиссностью в подаче материала нью-йоркского режиссера Абеля Феррары.

"Наше Рождество" ('RXmas) – малобюджетная по меркам Голливуда лента с неизвестными широкой публике актерами является ярким примером авторского кино, оставляющего широкое пространство для толкования. В центре сюжета – нормальная, счастливая, любящая друг друга и маленькую дочь семейная пара, которая являлась бы отображением американской мечты, если бы не способ, которым супруги зарабатывали на жизнь. Как вы уже могли догадаться, они были драгдилерами, причем одними из самых уважаемых в Нью-Йорке. Фильм путем нескольких нехитрых на первый взгляд приемов повергает в шок.

Вот мы видим, как счастливая семья в предрождественской горячке мечется по магазинам, посещает школьный спектакль, в котором играет их дочка, приезжает домой, где уже наряжена елка, а на столе дымится горячая индейка, приготовленная заботливой бабушкой. Далее: пара покидает такой приветливый дом и едет на явку, где происходит процесс фасовки принятого товара. Стоит отдать должное мастерству актеров: кажется, что по дороге туда каждый из главных героев преображается внутренне. Главная фишка в том, что в этом фильме драгдилеры представлены не бесчеловечными барыгами, заботящимися лишь о том, как бы зарубить большой бакс, а вполне приземленными людьми, которые могут испытывать вполне человеческие чувства, такие как любовь, например. И испытывать их гораздо сильнее и глубже, чем многие из нас.

Центральная героиня, напоминающая Шерон Стоун в лучшие ее годы, является главным украшением этого фильма. Именно ей удалось выполнить задумку режиссера – сыграть подонка с человеческим лицом.

Главное различие между "Траффиком" и "Нашим Рождеством" в том, что первый все-таки можно назвать антинаркотическим фильмом, а второй – нет. Хотя во взглядах на проблему распространения наркотиков фильмы имеют очень много общего.

Но, тем не менее, не все в Америке относятся к этой теме так уж серьезно. "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", снятый Терри Гиллиамом, известным россиянам по фильмам "Бразилия" и "12 обезьян" является самой что ни на есть комедией, правда с несколько специфичным для случайного зрителя юморком. В начале 70-х годов режиссер входил в команду людей, которые делали знаменитый на весь мир "Воздушный Цирк Монти Пайтона", провокационную передачу, произведшую переворот в мире смеха, задав новые стандарты для юмористических программ. Эта способность смеяться над, казалось бы, несмешными вещами, психоделические мультяшные образы, не искажающие реальные вещи, а скорее подчеркивающие их настоящую сущность, стала отличительной чертой творчества Гиллиама после того, как команда "Цирка" распалась. И именно это качество делает "Страх и ненависть..." не тем стопроцентно антинаркотическим фильмом, к которым так привыкла широкая аудитория. Приключения горе-журналистов скорее напоминают комедию абсурдистского толка, пир во время чумы – настолько смешны и одновременно чудовищны ситуации в которые они попадают, приняв еще какой-нибудь препарат из своего "волшебного чемоданчика".

Чувство гротеска и легкого безумия, в духе "Алисы в Стране Чудес" пронизывает весь фильм от вступительных и до заключительных титров, вызывая у неподготовленного зрителя не совсем понятные ему самому эмоции. С одной стороны, вроде смешно... Но, как только ты понимаешь, над чем смеешься, смех застревает камнем в горле. Великолепная игра Джонни Депа и Бенисио Дель Торо, по-денировски отрастившего себе специально для этой роли пивное пузо, делают эти ощущения еще более правдоподобными. Поневоле начинаешь думать, что оба актера имели большой опыт употребления подобных препаратов, хоть они и не стараются изобразить поведение наркомана до конца серьезно, как, например, Айвен Макгрегор в "На игле". Чтобы передать зрителю обдолбанное состояние героев, режиссер использует не только компьютерные спецэффекты, вроде оживающего узора ковра, но и некоторые монтажерские хитрости, которые могут быть незаметны с первого раза, но все равно оказывают на подсознание зрителя нужный эффект. Так, например, в сцене, когда один из журналистов разговаривает по телефону на автомобильной свалке и принимает решение вернуться в Лас-Вегас, мы можем видеть, как дым от машин идет в обратную сторону, а герой одновременно начинает успокаиваться. В целом можно сказать что "Страх и ненависть.." – это просто первоклассный стёб над поколением шестидесятников, да и над всеми наркоманами в целом. Гиллиам всегда был не нудным "нравоучителем", а прежде всего сатириком, способным подать под веселым соусом самую, казалось бы, болезненную тему.

Обзор фильмов, вышедших по ту сторону океана хотелось бы завершить хоть одним неудачным, с моей точки зрения, фильмом. Для этого отлично подойдет фильм, очень талантливого и многообещающего режиссера из Нью-Йорка Даррена Аронофски "Реквием по мечте". Предыдущая его картина – "Число Пи", выигравшая на фестивале независимого кино в Санденсе главный приз, вполне заслуживает звания одного из самых интересных американских фильмов последнего десятилетия. История болезненно гениального ученого, вынужденного в конце концов сделать себе лоботомию, чтобы избавить себя от непомерной тяжести своего таланта, снятая в Бронксе на черно-белую пленку была небанальной и обладала той неповторимой атмосферой Нью-Йорка, которой пропитаны фильмы Вуди Аллена и уже упоминавшегося Феррары. Что случилось с Даренном при подписании контракта с крупной голливудской студией, непонятно.

Сюжет не блещет оригинальностью. Обычная история о том, как вся семья, а точнее мать и сын, в погоне за призраком счастья, плотно садится на наркотики и старчивается. Садятся каждый на свои: сынок – на героин, мамочка – на таблетки для похудания. Образы этого фильма – стареющая домохозяйка, прикованная к телевизору, по-американски раздолбанные трущобы, вездесущие "колеса" как рецепт счастья, монтаж и игра со звучанием более характерные для музыкального клипа, и даже образы ломки и наркотического опьянения (летающие вещи, истошные крики под водой) вызывают общее ощущение заклишированности и противненького дежа-вю. Я уж не говорю о том, что последние полчаса этого "шедевра" являются чистым смакованием (по-другому не скажешь) падения наркомана. Зачем это нужно, не очень ясно, и так ведь уже понятно, чем все кончится. Перед выпуском фильма Даррен торжественно заявил, что-де Голливуд убил истинную трагедию, а он решил ее возродить. Ну, может быть, так оно и есть, но, боюсь, вместе с трагедией Голливуд убил и Дарренна. Этот фильм можно показывать в младших и старших классах школы в качестве агитки – настолько он топорен и однозначен. На все кино приходится одна единственная, всем известная истина, что наркотики – это плохо, и этим его смысловая нагрузка ограничивается. Право же, можно было найти и показать гораздо больше отрицательных сторон употребления и сделать это без столь тяжеловесной и неоригинальной чернухи.

На европейском же континенте все не так просто. Может быть, сказывается отсутствие больших бюджетов, а значит, и задачи обязательной окупаемости, а может быть, тут не принято пользоваться услугами фокус-групп. В любом случае, большинство фильмов, выходящих здесь подходят к проблеме наркотиков с гораздо меньшей однозначностью и без излишней дидактики.

Начать стоит с фильма одного из самых молодых британских режиссеров Джастина Керриагана "В отрыв"(Human Traffic). Надо сказать, что английский вариант названия отражает его сущность гораздо глубже, чем русский перевод. Снова используется это лишенное всякой эмоциональной окраски слово "траффик", услышав которое мы сразу представляем постоянно движущийся поток обезличенных предметов, каждый из которых должен в итоге либо достичь общей точки назначения, либо, отделившись, пойти в своем направлении. Так и здесь: главными героями фильма становятся люди, каждый из которых очень сильно отличается от других, и обладает своими собственными целями и устремлениями в жизни. А также проблемами, которые в течение недели настолько въедаются под кожу, что в выходные их приходится оттуда изгонять путем употребления наркотиков всех мастей и танцами всю ночь напролет в местном танцевальном клубе. Этих людей объединяет только одно – способ, который они используют, чтобы избавиться от скуки и вездесущей однообразности и одновременно не компенсирующейся проблематичности окружающего их бытия. Этот способ не нов, и они не первые и, к сожалению, не последние, кто им пользуются. Они просто люди, которые попали в этот поток (читай – траффик) личностей, которых достали их же собственные проблемы и которые еще не до конца определились с тем, как они собираются с ними справляться. Надо сказать, что наркотики в этом фильме не являются какой-то проблемой или центральной темой. Нет, они просто способ (ох уж это надоевшее слово), показать, насколько люди разные, и насколько у них разные и в то же время такие одинаковые проблемы. Более того, наркотики здесь уж точно не являются чем-то сильно отрицательным. В этом фильме мы не увидим ломаемых страшным отходняком наркоманов. Все ярко и весело. Единственное, что нам покажут, – это небольшой опохмел в воскресное утро и человек, мучаемый паранойей. Некоторые из героев, употребляя наркотики, наконец-то придумали, как избавиться от тех скелетов в шкафу, которые им не давали спокойно засыпать. Другие вернулись в воскресенье туда, где были в пятницу. Третьи поняли, что с них хватит, и решили завязать. Но единого мнения здесь не просматривается.

Это просто фильм, который в точности описывает внутренний и внешний вид британской (да и вообще) молодежи, и делает это с неподражаемым чувством юмора и яркостью образов. Много гэгов и общий беспечный фон, и, в общем-то, счастливый финал делает эту картину скорее некоторым подобием доброй новогодней сказки, замешанной на суровой правде жизни. Надо сказать, что подбор актеров великолепен. Каждый персонаж – запоминающаяся личность, с ярким, выпуклым характером. И это заставляет любить каждого героя. Когда Керриган снимал этот фильм ему было всего 23, и потому образ молодежи в фильме получился правдивым на все 100%. В целом фильм сделан в лучших традициях британских молодежных лент второй половины 90-х, заложенной Денни Бойлом в небезызвестном "На игле": нестандартный монтаж, более характерный для музыкального клипа, яркая индивидуальность героев, модный саундтрек как неотъемлемая часть фильма. Но в отличие от других фильмов, здесь режиссерские находки Денни Бойла используются со вкусом и к месту, не опускаясь до банального копирования. Отличный дебют, будем надеяться, Джастин на этом не остановится. Хотелось бы добавить, что, несмотря на все достоинства фильма, трудно предугадать, как он может повлиять на поведение и поступки подростков, которым, свойственно копировать поведение полюбившихся персонажей.

Другая английская картина – "На игле" – стала классикой не только "наркоманских" фильмов на ближайшие пять лет, но и вообще знаковым фильмом для всего прошлого десятилетия. Как я уже написал выше, режиссер использовал множество ходов, которые стали характерными чертой большинства молодежных фильмов второй половины 90-х. Заглавная музыкальная тема, написанная PF Project, стала хитом мировых хит-парадов. Сам фильм стал трамплином для карьеры Денни Бойла, который, как и многие другие некогда кичившееся своей независимостью таланты, окончательно перебрался в Голливуд, где снял вполне неплохую "Life Less Extraordinary" с Камерон Диаз и "Пляж" с Леонардо Ди Каприо в главной роли, и Айвена Макгрегора, снявшегося позднее в "Звездных Войнах" и "Мулен Руж".

Сложно рассказывать о сюжете этого фильма – в целом это просто мрачный трип по темной стороне жизни тяжелых наркоманов, рассказ без прикрас, но с некоторой долей романтики, в отличие от того же безысходного "Реквиема по мечте". Герой в конце концов избавляется от своей зависимости и его полубезумная радостная улыбка оставляет в вашей душе ощущение того, что в конце каждого тоннеля всегда есть свет. Сценарий был написан по почти автобиографичной книге известного сейчас в Англии писателя Ирвина Уэлша, по совместительству лидера культовой группы Primal Scream, и потому в фильме много натуралистичных и шокирующих сцен, которые настолько выразительны, что если у кого и было желание что-нибудь разэдакое попробовать, то оно пропадет очень надолго.

Этот обзор хочется закончить, сказав, что в каждом из перечисленных здесь фильмов имеется своя, отличная от других позиция по наркотикам. Правильная она или нет – решать вам. Есть одна черта, объединяющая их, – все они сняты очень талантливыми режиссерами, и посмотреть их стоит хотя бы ради чувства эстетического удовлетворения.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования