Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

"Кома – 33". "Философия наркомании"

10 июня 2002

Сергей Галанин, солист рок-группы "СерьГа": Давным-давно умные люди, прилично владеющие латынью, любили повторять за Сенекой: "Non est rest subsiciva filosofia, ordinara est" – "Философия есть не что-то вторичное, но основное". А уже в наше время американский историк Генри Брукс Адамс сказал, что "философия – это неразборчивые ответы на неразрешимые вопросы". Доброй ночи. В эфире программа "Кома". Тема сегодняшней передачи: "Философия наркомании", если такая существует. В студии как всегда доктор Яков Бранд.

Яков Бранд: И наш ведущий музыкант Сергей Галанин.

Сергей Галанин: Спасибо. Я опять же повторюсь, очень рад, что сегодня у нас в гостях музыкант Ян Николенко. Многие его знают по участию в группе "Сплин", но он еще и участник своего собственного проекта под названием "Сети".

Ян Николенко, музыкант: Это верно. Это да.

Яков Бранд: Как всегда у нас в студии гости, эксперты, наркологи, психологи, которые будут обсуждать с нами нашу программу, а также представители сотрудничающего с нами Интернет-сайта "Нет – наркотикам". Давайте поговорим о так называемой "философии наркоманов". Скажите, Ян, как вы считаете, может вообще существовать философия наркомана?

Ян Николенко: Мне достаточно сложно судить об этом, потому что я не наркоман. Если бы я каким-то образом относился к ним, то мог бы точно ответить на этот вопрос.

Яков Бранд: И придумать собственную философию.

Ян Николенко: Да нет, вообще что-нибудь придумать. Если какие-то люди пытаются подвести под это свою философию, то ради Бога. Хотя даже если в какой-то момент какому-то наркоману покажется, что то, что он делает, имеет под собой серьезную философскую подоплеку, то это уже будет означать, что он на неправильном пути. Потому что это слишком серьезно и абсолютно неправильно.

Сергей Галанин: Вот скажи, ты ведь музыкант. Существует ведь, наверное, какая-то так называемая "философия музыканта"?

Ян Николенко: У каждого музыканта по-своему.

Сергей Галанин: А если существует, то какая?

Ян Николенко: Я думаю, что это зависит от того, чего хочет музыкант и что он играет.

Яков Бранд: Давайте посмотрим сюжет, а потом продолжим.
 

Видеосюжет
 

Яков Бранд: Вот такой вот сюжет. То, что наркомания имеет древние корни – это как бы "что было, то было".

Ян Николенко: Это трудно проверить.

Яков Бранд: Нет, это на самом деле было. Также известно, что под наркотики постоянно пытаются подвести некую философскую базу. Вы же общаетесь в так называемой "тусовке", с людьми, которые, к сожалению, употребляют наркотики. Они же, наверное, рассказывают вам, почему они это делают, правда?

Ян Николенко: Конечно.

Яков Бранд: У них есть какая-то философия?

Ян Николенко: Скажем так, человек, который серьезно зависим от наркотиков, естественно пытается как-то оправдать свое состояние. Видимо это и становится его философией.

Сергей Галанин: Я только что подумал об этом же.

Ян Николенко: Да. Скажем так, когда человек начинает оправдываться, это уже означает, что он не прав.

Яков Бранд: Юпитер, ты сердишься, значит ты не прав. Давайте спросим об этом у наших гостей.

Владимир: На самом деле философии никакой не существует. Просто это оправдательный вердикт приговоренному наркоману. У меня довольно-таки большой стаж в употреблении. Сейчас избавился от этого. Но философии никакой просто не может быть.

Яков Бранд: Как же быть с людьми, которые, так сказать, являются проповедниками "наркофилософии"?

Владимир: Скажем так, они просто лукавят. Мне вообще интересно, что значит слово "наркомания"?

Яков Бранд: Наркомания? Если вас интересует научное определение, то наркоманией называется психическая и физическая зависимость от химического вещества.

Владимир: В химии есть что-нибудь серьезное, что тянуло бы к философии?

Яков Бранд: Вы, наверное, неправильно понимаете мой вопрос.

Владимир: Я все понимаю прекрасно.

Яков Бранд: Дело в том, что существует...

Владимир: Какая может быть, как вы выразились, "философия" у наркомана?

Яков Бранд: Нет, мы сейчас говорим не о философии наркомана, мы говорим о философии наркомании. То есть, есть люди, которые подводят философскую базу под то, что употребление наркотиков это хорошо или, в крайнем случае, скажем...

Владимир: Но он уже не прав, потому что он навязывает кому-то свои мысли, свои идеи.

Яков Бранд: Но любой философ навязывает свои мысли кому-то. Все философы, начиная, например, с Ламарка или того же Владимира Ильича Ленина навязывали нам свои идеи.

Владимир: И люди шли за ними, да?

Яков Бранд: Естественно.

Владимир: И что-нибудь выиграли из этого?

Яков Бранд: Кто-то выиграл, кто-то нет.

Владимир: Так и все остальное. Это просто жизнь, в которой есть наркоман, а есть и не наркоман.

Яков Бранд: То есть, вы считаете, что такой философии не может быть, и уверены, что ее быть не может как таковой по определению.

Владимир: Но если он зависим, какая может быть у него философия?

Яков Бранд: Я говорю не о наркоманах.

Сергей Галанин: А о людях, которые начинают употреблять наркотики. Кто-то начинает, потому что ему тупо предложили это сделать во дворе, а другой начинает, исходя из какой-то идеи. Или дальше, начав употреблять наркотики, эти люди пытаются подвести под свое поведение философскую базу, которая навязана им кем-то другим. Вспоминают того же Кастанеду, и так далее, и тому подобное.

Владимир: Ну, вот знаете, я, допустим, сейчас курю...

Яков Бранд: То есть, вы наркоман, так же как и я.

Владимир: Я не скажу, что я наркоман.

Яков Бранд: Но мы с вами наркоманы. К сожалению никотин – это наркотик.

Владимир: Я никому ничего не навязываю и никому ничего не говорю. Это дело каждого. Кому я могу что-то предлагать и говорить?

Яков Бранд: То есть, вы считаете, что наркотики – это дело каждого, хочешь употребляй, хочешь нет?

Владимир: Да.

Сергей Галанин: А вы просто курите, или "курите"?

Владимир: Это как понять? Я просто курю.

Сергей Галанин: То есть, вы курите травку?

Владимир: Да.

Яков Бранд: И считаете, что это нормально?

Владимир: В принципе, ничего страшного нет.

Яков Бранд: А вам известна статистика, что практически 60 или 70% героиновых наркоманов начинали с марихуаны?

Владимир: Это я знаю. Но от чего это зависит? Есть ненасытные люди, которые, например, много едят. То же самое происходит и с теми, кто начинает с травки. Та же ненасытность приводит его к употреблению тяжелых наркотиков.

Яков Бранд: Вы знаете, я бы хотел бы с вами увидеться лет через пять. Думаю, что если вы не завяжете с вашей травкой, то вы уже будете точно также рассказывать и о героине. "Это личное дело каждого". "Подумаешь, героин, мне хорошо, и это никому не мешает". По дороге кто-то из ваших товарищей, для того чтобы найти героин, убьет бабушку.

Владимир: Вот это уже действительно зависимость. Таких людей я вообще не жалею.

Яков Бранд: Вы курите марихуану, вы что, не зависите от нее?

Владимир: Нет.

Яков Бранд: Сколько лет вы курите марихуану?

Владимир: Лет 20, наверное.

Яков Бранд: Лет 20. Вы не можете ее бросить?

Владимир: Запросто.

Яков Бранд: Давайте попробуем завтра это сделать.

Владимир: Давайте.

Яков Бранд: Марк Твен тоже говорил, что нет ничего проще, чем бросить курить, поскольку сам он делал это раз четыреста.

Владимир: Я не скажу, что бросить курить легко.

Яков Бранд: Но вы же сами себе противоречите.

Владимир: Я имею в виду сигареты.

Яков Бранд: Если вы не можете бросить никотин, то как вы можете бросить марихуану?

Владимир: Запросто.

Яков Бранд: Никотин в 4 раза слабее марихуаны.

Владимир: Не курить да и все.

Яков Бранд: Так и не курите!

Владимир: Я не понимаю этого мира, поэтому я его курю, понимаете. Мне легче находиться в этом состоянии.

Яков Бранд: То есть, вы сейчас подкладываете под курение философскую основу.

Владимир: Нет.

Яков Бранд: Вы же сами сказали про плохой мир, который вы не понимаете.

Владимир: Я не говорю, что он плохой, я его просто не понимаю.

Яков Бранд: Вы его не понимаете, поэтому вам проще. Это самый кайф. Взял, покурил и сразу все понял, так что ли?

Владимир: Нет, хорошо-то все не становится.

Яков Бранд: Какой тогда смысл в вашем курении?

Владимир: Мне проще

Яков Бранд: То есть, вы уходите от того, чего не понимаете? Это тоже философия.

Владимир: Я никуда не ухожу.

Яков Бранд: Не понимаю. Так зачем вы курите тогда?

Владимир: Просто курю, да и все.

Сергей Галанин: Доктор, если я правильно понял, это так называемый "хипанский вариант". "Я никому не мешаю, никому ничего не навязываю, но делаю то, что считаю нужным".

Владимир: А почему мне должен кто-то что-то запрещать, и я сам тоже не собираюсь этого делать...

Сергей Галанин: Нет, я не спорю с вами. Я как бы рассуждаю.

Ян Николенко: В целом это не "хипанский вариант". Это позиция огромного количества людей. Она касается не наркотиков, а вообще отношения к жизни. Когда я сюда шел, то думал, что на передаче сяду в кресло и буду чувствовать себя совершенно расслабленным, потому что я не наркоман, и, соответственно, мне легко об этом говорить. Выяснилось, что, поскольку я курю, то и я тоже наркоман.

Яков Бранд: Естественно.

Ян Николенко: Мне страшно становится, ей-богу.

Яков Бранд: Известно ведь, что никотин – это вещество, вызывающее привыкание и зависимость.

Ян Николенко: Понятно.

Яков Бранд: Поэтому, к сожалению, это разрешенный наркотик, но в принципе надо смотреть правде в лицо. Все курильщики – это наркоманы.

Ян Николенко: Ой, посмотрим!

Ирина Седловская, психолог: Когда врач запретил курить Иосифу Бродскому, тот все равно не бросил, хотя и знал, что это грозит ему смертью. Он сказал, что не представляет себе поэта без сигареты. Я думаю, что наркотики – это больше символ и способ для философии, нежели сама философия. Нет философии, которая называется "наркомания", но в очень многих религиях, в стилях философских мыслей используют наркотики. И я думаю, что стоит поговорить о том, что такое философия и что такое наркотики, потому что если наркотики – это только химическое вещество, то что же тогда грибы? Древние народы... разве грибы это химическое вещество?

Яков Бранд: Я вам как психологу, поскольку вы гуманитарий, объясню, что любое биологическое вещество, растущее из земли, зародившееся из утробы мамы, содержит химические вещества, в том числе и грибы.

Ирина Седловская: В таком случае, еда – это тоже наркотик, и человек зависит от еды.

Яков Бранд: Есть люди, зависимые от еды.

Ирина Седловская: В таком случае мы можем задаться целью отучить людей есть шоколад, поскольку все является наркотиком.

Яков Бранд: Это неправда. Наркотики к счастью – не все. Но есть люди, зависимые от людей. Есть, знаете, такое чувство, называется любовь. Это тоже зависимость, в той или иной степени, от другого человека.

Ирина Седловская: В таком случае организм человека вырабатывает некоторые химические вещества, и можно считать, что любовь – это тоже химическое вещество.

Яков Бранд: Абсолютно правильно. И то, что вы одеваетесь – это тоже зависимость. Известна болезнь "шопингомания". И так далее.

Ирина Седловская: Телевидение и Интернет.

Яков Бранд: Согласен. Это все, что вызывает зависимость.

Сергей Галанин: Если я влюбился в химичку...

Яков Бранд: Ты дважды попал.

Сергей Галанин: У меня у сына, наверное, есть химичка в школе. Не дай Бог в нее влюбиться. А то будет химическая зависимость.

Яков Бранд: Абсолютно.

Ян Николенко: Насколько я понимаю, мы здесь говорим об уголовно наказуемой химической зависимости?

Яков Бранд: Да, во-первых мы говорим о том, что приводит людей к саморазрушению. Во-вторых, не секрет, что сегодня структура мировой преступности такова, что 70% преступлений совершается либо под воздействием наркотиков, либо для того, чтобы достать деньги на их покупку. Поэтому не будем обсуждать любовь, хотя с такой очаровательной девушкой лучше всего было бы обсуждать именно эту проблему. Раз уж мы заговорили с психологами, мне бы хотелось спросить еще об одной вещи. му, чем другую. Поэтому я бы хотел обратиться к психологам, раз уж мы с вами говорим. Считается, что наркотики – это своего рода проявление молодежного бунта. Они бунтуют против того мира, который не понимает Владимир. Есть разные виды бунта. Антиглобалисты, например, сожгли в ходе своего бунта пол-Венеции. Бунтуйте, ради бога, но как-нибудь без наркотиков. Зачем обязательно бунтовать с наркотиками?

Ян Николенко: Можно не бунтовать, можно договариваться. Это больше вопрос по теме образования, как образована наша молодежь.

Гость студии: Можно задать вам вопрос?

Яков Бранд: Да, пожалуйста.

Гость студии: А как вы сами думаете, есть ли какая-нибудь философии у наркомании, или нет?

Яков Бранд: Я думаю, что нет.

Гость студии: А как же Кастанеда?

Яков Бранд: Я не знаю, употреблял ли наркотики сам Кастанеда, не интересовался этим вопросом. Думаю, что тут возможны несколько вариантов. Первое: он сам был наркоман, сделал для себя такую "подложку", а затем преподал это своим друзьям-товарищам. Второе: я не могу исключить, что это – целиком заказная история.

Гость студии: Или просто красивая мистификация, из банального человеческого озорства.

Яков Бранд: Тщеславия и озорства. Поэтому какая у наркомана философия?

Гость студии: Исходя из того, что вы сказали, у меня такой вопрос. Можно сообщать концепцию с помощью телевизионной передачи, что мы сейчас и делаем. Можно сообщать концепцию в виде консультаций или тренингов, как это делают психологи. Можно сообщать концепцию в очень мягком виде с помощью наркотиков. Можно сообщать концепцию в жестком виде, как это делал Ленин, который просто ставил кучу народа к стенке и расстреливал тех, кто с ним не согласен. Есть целый ряд философий, которые можно доводить до людей самыми разными способами. Мне кажется, что сообщать философию с помощью ружья намного сложнее, чем с помощью наркотиков, хотя лично я против наркотиков.

Сергей Галанин: Какой любознательный юноша.

Гость студии: Я просто читал об этом, я изучал этот вопрос очень тщательно, с разных позиций.

Яков Бранд: Хорошо. Давайте по этому поводу поговорим с нашими наркологами. Что они могут сказать по поводу философии наркоманов?

Валентин Галкин, психиатр-нарколог: Бурные социально-экономические изменения, меняющаяся психология общества, его расслоение по разным параметрам привели к тому, что нервно-психическая организация человека оказалась дезадаптирована к этим условиям.

Яков Бранд: То есть, говоря русским языком, не приспособлена.

Валентин Галкин: Нервно-психическая организация человека требует какой-то поддержки, стимулирования, и наркомания как явление, и наркотики как событие, является патологической формой адаптации к трудным условиям, создавшимся в нашей жизни.
 

Видеосюжет
 

Анна Гришанкова, информационный центр "Челябинская область без наркотиков": Когда мы говорим о философии наркомании и об отдельно взятом наркомане, это совершенно разные вещи. В 1960 году известным шведским наркологом Нильсом Бейерутом была предложена пропорция, описывающая вероятность возникновения у человека наркотической зависимости. По его мнению, она прямо пропорциональна двум вещам: внутренней наследственной психологической и биологической предрасположенности конкретного индивида, а также влиянию на него среды. Посмотрите на существующую сегодня в обществе ситуацию. У нас сейчас порядка 3-х миллионов наркоманов. Именно эта среда на сегодняшний день определяет потенциальную возможность для подростка втянуться в наркоманию. Кроме того, нельзя забывать, что фактически и сам наркобизнес является активной агрессивной средой. Оборот денег в этой сфере составляет порядка миллиарда долларов в месяц. Соответственно подростковая философия может совершенно четко формироваться наркосредой, с тем, чтобы подростки вовлекались в употребление наркотиков и приносили огромные барыши наркобизнесу.

Яков Бранд: Все понял.

Сергей Галанин: Философия наркомании – это философия зарабатывания денег?

Ян Николенко: Кастанеда, к примеру.

Яков Бранд: Вы знаете, у нас тут несколько передач назад был человек, который говорил о том, что эпидемия наркомании в России – это практически химическая война, ведущаяся против России. Он, правда, не сформулировал, кем именно она ведется, но война идет. В свете этого у меня есть вопрос к представителям сайта "Нет – наркотикам". Не считаете ли вы, что те книги, газеты, журналы, которые продаются и раздаются молодым людям, являются проявлением своего рода идеологической войны? То есть, они готовят аудиторию к употреблению наркотиков?

Виктор Дружинин, сайт "Нет – наркотикам": Я бы хотел для начала чуть-чуть вернуться назад по ходу нашей передачи. В качестве одного из идеологов наркотической философии упоминался Карлос Кастанеда. Мне кажется, здесь необходимо уточнить один очень важный момент. Мне приходилось общаться со многими людьми, которые считают употребление наркотиков чрезвычайно полезным, поскольку это, якобы, расширяет сознание, улучшает восприятие и так далее. При этом они, по сути дела, постоянно перевирают то, что на самом деле говорит Кастанеда. Я затрудняюсь сейчас привести точную цитату, но во многих своих книгах Кастанеда говорил, что использование так называемых "растений силы" или галлюциногенных растений при его обучении было вызвано только "его тупостью" – это дословная формулировка. Если кто-то хочет, то может это элементарно проверить. Второй момент. Использование галлюциногенных растений в традициях шаманизма сопряжено с огромным количеством ограничений. Учитывается время, учитывается место, учитывается срок и обязательным является непосредственное отношение к магической традиции. Это подчеркивается неоднократно. Проще говоря, речь идет о том, что человек просто употребивший грибы или кактусы не имеет ни малейшего отношения к философии, о которой Кастанеда говорит как о древней магической системе. Подобным передергиванием пользуются все, так или иначе пропагандирующие элементарную наркоманию. Я уверен в том, что это не просто постоянная попытка оправдать самого себя, свою слабость, но это действительно часть достаточно глобальной и чрезвычайно многослойной акции, агрессивной по отношению к России, как к государству.

Яков Бранд: Скажите, пожалуйста, может быть, вы мне поясните, со стороны кого? Такая постановка вопроса напоминает мне старые советские времена. На нас все нападают, а не самом деле мы никому не нужны.

Ян Николенко: Более того, ведь эта проблема касается не только России, но и других стран мира. На них что, тоже кто-то нападает?

Яков Бранд: На самом деле существует версия, которую я не могу стопроцентно отвергнуть, что все это происходит в контексте разделения мира на исламский и неисламский. Но это еще никто не доказал.

Виктор Дружинин: В принципе тяжелее всего как доказать, так и опровергнуть существование заговора. Поэтому сейчас не может идти речи о какой-то фактологии. Точно так же как, скажем, нельзя назвать конкретных лиц или организации, заинтересованных в этом. Сейчас нам главное – не углубиться в политические дебри, потому что тогда мы окончательно и бесповоротно уйдем от темы сегодняшней передачи. Поэтому добавлю буквально два слова. Сейчас в мире по сути дела отсутствует международное законодательство. Мы возвращаемся, грубо говоря, к пещерным временам, когда правым оказывался обладатель самой большой дубины. Это касается и неисполнения международных резолюций, и ситуации на Балканах, и массы других проблем. Раньше мы жили в биполярном мире, где друг другу противостояли США и Советский Союз. Сейчас мир стал однополярным, я думаю, что ни для кого это не секрет.

Яков Бранд: Я понял. Во всем виноваты США.

Виктор Дружинин: Вот такая постановка вопроса действительно более всего подходит к журналу "Крокодил" и плакатам Кукрыниксов.

Яков Бранд: О чем мы и говорим.

Виктор Дружинин: Но я думаю, что абсолютно сбрасывать этого со счетов нельзя.

Ян Николенко: А в США сидят и говорят, что виновата Россия.

Виктор Дружинин: Давайте тогда вспомним такую вещь. В свое время колумбийские наркокартели зарождались как ультралевое движение. И одной из идеологических основ поставок кокаина в Штаты была именно борьба с американским империализмом. То есть, наркотики давным-давно стали достаточно активным и мощным оружием в политической и межгосударственной борьбе.

Яков Бранд: Давайте действительно не будем углубляться в политику. Скажите, пожалуйста, господин Алоян, мы говорили в видеосюжете о так называемой экстримкультуре и экстримспорте. Сегодня становятся все более и более популярным серфинг, экстремальные лыжи, парашютный спорт и прочее. С одной стороны, это прекрасная замена наркотикам, это адреналин, людям есть, чем себя занять. С другой стороны, есть сведения, что в культуру этих экстремальных спортсменов составной частью входят и наркотики. Вы знаете что-нибудь про это?

Армен Алоян, культуролог: Да, такие случаи есть, подобные физические нагрузки часто совмещаются с приемом каких-то препаратов, что само по себе уже достаточно вредно и может привести к смертельному исходу. Но я бы не сказал, что такие случаи распространены повсеместно.

Ян Николенко: Если честно, я был очень удивлен, когда в начале передачи увидел сюжет про экстремальные виды спорта. У меня есть огромное количество друзей, которые занимаются так называемыми экстремальными видами спорта. Среди них я практически не знаю людей, употребляющих наркотики. Как вы правильно сказали, для них спорт скорее заменяет наркотик.

Сергей Галанин: Предложи нам с тобой завтра прыгнуть с парашютом, мы бы, конечно, поехали. Но вот что бы мы приняли, чтобы сигануть оттуда?

Ян Николенко: Конечно, чайку бы выпили.

Евгений Тремасков, православный центр реабилитации: Прежде всего, в переводе на русский язык слово "философия" звучит как "любомудрие". Любомудрие можно отнести к области жизни. Понятие же философии наркоманов можно отнести к философии смерти, но не той естественной смерти, которая ожидает каждого человека, а вынужденной смерти, исходящей от самого человека. Поэтому философию наркомании можно рассматривать как философию самоубийства. Самоубийство же является проникновением в мир иной совершенно искусственным способом. Поэтому я считаю, что глупо пускать себе пулю в лоб, прыгать с двенадцатого этажа или употреблять наркотики для того, чтобы познать смерть. Это уже философия безумия. А по Священному Писанию безумец говорит, что нет Бога. Поэтому мы сталкиваемся с понятием не любомудрия, а любобезумия. Философия наркомана – это философия смерти.И вот понятие философии наркоманов можно отнести к понятию философии смерти. Но не той естественной смерти, которая ожидает каждого человека, а принужденной смерти, исходящей от самого человека. Поэтому здесь можно говорить как о философии самоубийства. А самоубийство является проникновением в тот мир совершенно искусственным способом. Поэтому, я считаю, чтобы узнать смерть, глупо пускать себе пулю в лоб, прыгать с двенадцатого этажа или употреблять наркотики. Это уже философия безумия. А по Священному Писанию безумец говорит, что нет Бога. Поэтому мы сталкиваемся с понятием не любомудрия, а любобезумия. Философия наркомана – это философия смерти.

Яков Бранд: Что может церковь противопоставить философии наркомана?

Евгений Тремасков: Церковь может противопоставить философии наркомана философию жизни. Не только этой временной, но и вечной жизни.

Яков Бранд: Спасибо. Как вы считаете, насколько употребление наркотиков по убеждению может претендовать на то, чтобы определяться как философия?

Юрий Жарков, психиатр-нарколог: Я бы не стал называть философией то, что продуцируется сознанием зависимого человека. Как правило, эти построения недостаточно глубоки. Когда зависимые люди объединяются вместе и составляют определенную социальную группу, то их убеждения и взгляды синтезируются, создавая общее впечатление философии, устойчивой системы. Эти взгляды важны, потому что когда подросток впервые оказывается перед выбором: употребить наркотик или нет, он обычно не знает, к чему это приведет. Ему неизвестно, что его жизнь в результате может существенно измениться. При этом, если сравнить две социальные группы лиц – употребляющих и не употребляющих наркотики, то вторая группа удаляется из популяции из-за передозировок и травматизма.

Яков Бранд: То есть, происходит своего рода естественный отбор?

Юрий Жарков: Да, происходит естественный процесс.

Яков Бранд: Мы будем потихоньку заканчивать.

Ян Николенко: На самом деле, если есть какой-то вариант решения этой проблемы, то, разговаривая с обычными людьми, нельзя облекать это в очень сложные медицинские и научные термины.

Яков Бранд: Я с вами согласен. То, что наркомания представляет угрозу жизни – это на самом деле единственная действенная угроза. Все остальные высказывания: "мы вас арестуем", "мы вас будем насильно лечить" как правило не действуют. Я думаю, что наша задача – объяснить молодым людям, которые хотят это услышать, что наркотики – это непосредственная угроза их жизни.

Ян Николенко: И сделать это как можно более простым, человеческим языком.

Яков Бранд: С человеческим языком у нас иногда бывают сложности. Скажи, Сережа, своим.

Сергей Галанин: О простом человеческом языке очень хорошо сказал Вольтер: "Когда слушающие не понимают говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду – это философия". И наша сегодняшняя программа, по моему, тому яркое доказательство.

Яков Бранд: Полное подтверждение тому, о чем мы говорили.

Сергей Галанин: Особенно в этот тяжелый ночной час. Я надеюсь, что несколько человек все-таки что-то поняли. Я для себя вынес следующее. Сначала я думал, что никакой философии нет, а теперь все-таки определился. Наверное, философия все-таки есть. Во-первых, это философия денег, тех, кто продает наркотики. Во-вторых, и я согласен с одним из участников нашей программы, это философия самоубийства для тех, кто принимает наркотики. Вот такие два момента. Так что давайте действительно любить себя, и все станет на свои места. То есть, все очень просто. Надо жить. Спокойной ночи.

Яков Бранд: Пожелать вам после такой программы спокойной ночи я не могу, поскольку мы говорили о всяких ужасных вещах. Попрошу вас только спать спокойно. До свидания.
 

Видеосюжет

Цикл передач "Кома"

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования