Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Знакомьтесь – Центр «VAMA»

 

Научиться жить и чувствовать заново
 

История создания центра

Традиционная система лечения наркомании в Польше мало чем отличается от нашей российской системы. Те же государственные клиники, большинство которых после десятидневного лечения и снятия абстинентного синдрома выставляют человека на улицу, совершенно забывая о его дальнейшей реабилитации; те же шарлатаны, которые обещают фантастически быстрое выздоровление за умопомрачительно огромные суммы денег.

По мнению Вадима Кшижаняка, система лечения наркомании, существующая сегодня в Польше, допускает несколько грубейших ошибок. «Во-первых, – говорит Вадим, – наркомания – это болезнь, и ни в коем случае нельзя наказывать человека за его болезнь. А современные методики сплошь и рядом построены на наказании. Например, группу людей увозят за 200-300 км от города, от привычной среды, в лес, где 12 часов в сутки – это работа. Лишь два раза в год пациенты могут встретиться с родителями. Человек ощущает себя наказанным за то, что он принимал наркотики».

Такая система к тому же отрывает человека от реальности. В итоге, попадая вновь в привычную среду, человек не знает, куда ему идти. В лесу все было понятно – только работа, подъем, отбой, маленький ограниченный мир. Поэтому, когда человек возвращается к своей обычной жизни, чаще всего он возвращается именно к наркотикам. Именно таков финал лечения во многих государственных клиниках: большинство пациентов вновь начинают принимать наркотики. Кроме того, по словам Вадима, в подобных заведениях никто не акцентирует внимание пациента на том, что нельзя переходить на более легкие наркотики, в том числе и алкоголь; в ходе лечения и реабилитации наркозависимого не проводится работа с семьей. «Нельзя, конечно, обвинять родителей в том, что их ребенок начал принимать наркотики, – поясняет Вадим. – Но ведь известно, что причина наркомании часто кроется в семейных проблемах, в недостатке внимания и тепла».

В результате длительных раздумий и анализа сложившейся ситуации четыре года назад Вадим Кшижаняк создал в Варшаве Социотерапевтический центр «VAMA», в основе методики которого лежит стремление научить человека, зависимого от наркотика, жить реальной повседневной жизнью, получать от нее удовольствие, не прибегая к помощи каких бы то ни было ПАВ.

Организуя работу в Центре, Вадим во многом опирался и на свой личный опыт. «Восемь лет назад, – рассказывает Вадим Кшижаняк, – я вылечился от алкоголизма с помощью системы «12 шагов». Общаясь с наркоманами, я увидел, что мое мнение и мнение моих собеседников совпадают, похожи даже наши судьбы. Я тогда лечился амбулаторно, у меня не было никаких очень уж жестких ограничений. И я подумал, почему бы не попробовать и наркоманию лечить так же?»

Когда у Вадима появился первый пациент, Вадим пообещал его родителям находиться постоянно рядом с ним. И он выполнил свое обещание. «Сначала, – рассказывает Вадим, – мы постоянно встречались с ним на квартире, небольших барах. Но с тех пор многое изменилось, и теперь у нас есть комфортабельный дом в пригороде Варшавы, где живут все мои пациенты. А мой первый пациент теперь и работает вместе со мной».
 

Структура Дома

Надо сказать, что такое деление – «пациент – врач» – не более чем условность. На самом деле в Доме, как называет свой центр Вадим, нет врачей. Там работают люди, которые когда-то уже прошли курс терапии и реабилитации и получили или получают в настоящий момент психологическое образование.

Главой Центра является Вадим. Именно он контролирует работу центра, к нему идут ребята со всеми проблемами.

«Я хочу заметить, – говорит Вадим, – что это не клиника, это центр, где нет врачей, там работают ребята – бывшие наркозависимые. Приходит новый пациент, начинает рассказывать, ребята видят по глазам, по жестам, когда он обманывает, а когда говорит правду».

Такая система имеет свои преимущества: во-первых, это взаимный контроль, во-вторых, ребята всегда готовы помочь своему товарищу. Кроме того, создается ощущение относительной свободы. Хотя «свобода» – это тоже условно. Как пояснил Вадим, пациентов, особенно вновь прибывших, нельзя оставлять без контроля со стороны терапевта, т. к. это может иметь не очень хорошие последствия. Таким образом, на первых порах терапевт осуществляет постоянный контроль, привлекая к этому и родителей. Так же, как и абсолютную свободу своих пациентов, Вадим не приветствует тесное общение двух или нескольких «новичков» и поддержание ими старых связей. Наркоманию составляют три основных компонента – физиологический, психологический и социальный. Наиболее серьезными и трудноустранимыми являются два последних. Работать с психологическим аспектом не возможно, не устранив социальный. Если родители не могут установить полный контроль за всеми передвижениями и телефонными разговорами своего ребенка, то этот контроль налаживает Вадим или один из его терапевтов. Единственным способом добиться полного контроля, по словам Вадима, является постоянное присутствие рядом с пациентом.
 

Жизнь в Доме

В Доме живет одна большая семья, которая на сегодняшний день насчитывает около 40 человек. Члены семьи ведут нормальный образ жизни: работают, учатся, развлекаются.

Пациент может жить как с родителями, так и в Доме, но независимо от того, где человек живет, он каждый день приходит в Дом.

Все вместе ребята часто выезжают в горы, прыгают с парашютом, участвуют в различных соревнованиях. За время существования Центра лечение успешно закончили 30 пациентов, ни один из которых не вернулся к наркотикам. Это Вадим может утверждать с полной ответственностью, т. к. он постоянно поддерживает связь с ними, они приезжают в Центр, ездят вместе с Вадимом и его сегодняшними пациентами по Европе. Это еще один плюс в системе, разработанной Вадимом – каждый, не важно, есть проблемы или нет, может вернуться «домой».

На самом деле занятие экстремальными видами спорта является одной из интереснейших находок Вадима при работе с пациентом в постреабилитационный период.

Но обо всем по порядку.
 

Система лечения

В Дом попадают не случайно и не сразу. В связи с тем, что традиционная система далека от совершенства, многие пациенты Вадима до того, как пришли в Центр, имели один или несколько негативных опытов лечения.

«Первого пациента ко мне привела моя знакомая – врач-нарколог, долго работавшая в государственной клинике, – рассказывает Вадим. – И хотя она довольно скептически относилась к моему методу и идее организации Центра, однажды она направила ко мне, казалось бы, уже безнадежного пациента».

Постепенно информация о Центре начала распространяться среди наркоманов и их родителей. Несмотря на то что Вадим не дает никакой рекламы в СМИ, недостатка в пациентах он, к сожалению, не ощущает. «В какой-то момент мы вынуждены были просить родителей наших ребят не говорить о нас своим знакомым, т. к. Дом уже слишком переполнился».

В Центр принимают при одном условии: пациенты должны пройти курс детоксикации. Это недолго и нетрудно. Самая сложная работа начинается потом. «Нет ничего сложного в том, чтобы вылечить человека, который хочет вылечиться, – говорит Вадим. – Но как привести человека к пониманию необходимости лечения? Вот это самое сложное».

Один из ребят, Михаил, рассказал, что после многих неудачных попыток лечения он пришел в Центр «только чтобы успокоить родителей, чтобы показать: вот я лечусь, что еще надо?» Но на этот раз ему не удалось создать видимость лечения. Однажды он даже попытался убежать из Центра, но его друзья, которые появились у него в Центре, поехали за ним и вернули его обратно.

По словам Вадима, нельзя человека, который оступился, «скидывать со счетов». Ведь наркомания – это болезнь, а с болезнью надо бороться. И даже если кто-то из пациентов Вадима в ходе лечения принял наркотики, то, во-первых, это сразу же становится известно, и, во-вторых, с ним продолжают работать несмотря ни на что.

«Ни в коем случае нельзя прогонять пациента, потому что в том, что он принял наркотик, есть и моя доля вины. Где-то я недосмотрел. Можно наказать, можно даже ударить. Но ни в коем случае не прогонять». Был лишь единственный случай, когда Вадиму пришлось расстаться с одним из своих подопечных. И то только потому, что тот вел «подрывную» деятельность в отношении Дома.
 

Здесь хотелось бы оговориться. Возможно, у кого-то вызовет недоумение и даже протест фраза Вадима о мерах наказания за прием наркотика. Но совершенно напрасно. Для ребят Вадим – не посторонний человек. Они сами называют его своим другом, старшим братом, человеком, к которому всегда можно обратиться с любой проблемой. Многие доверяют ему больше, чем своим родителям. И он в свою очередь доверяет им. К тому же все знают, что Вадим всегда старается быть справедливым. И кроме того, по прошествии некоторого времени, пациент подписывает своеобразный контракт, где оговорены условия его проживания в Доме. И одним из условий является отказ от приема наркотиков.
 

Каждые три дня все ребята делают тесты на содержание наркотика в организме. Благодаря этому терапевт всегда знает, принимал ли пациент наркотики и какие. Поначалу ребятам напоминают об анализе терапевты, через некоторое время каждый должен помнить об этом самостоятельно. «Но это же ясно, – говорит Вадим, – что если человек три раза подряд „забывает“ сделать анализ, то это неспроста».

Ежедневно пациенты встречаются со своими терапевтами. К терапевту ребята могут обратиться с любым вопросом. На первом этапе Вадим стремиться сделать так, чтобы ни одна проблема его подопечных не прошла мимо Центра, чтобы с каждым вопросом ребята обращались в Центр, не пытаясь решить его самостоятельно. На этом этапе важно научить человека делать выводы из сложившейся ситуации, принимать верные решения. Второй этап терапевтической работы заключается в том, чтобы подопечный самостоятельно принимал решения, но все равно под контролем терапевта.

Раз в неделю Вадим проводит беседы с родителями. Он убежден, что причина детской и подростковой наркомании кроется именно во взаимоотношениях в семье. А иногда с родителями происходят курьезы.
 

Вадим рассказал, как однажды, приехав на занятие, родители что-то не поделили с соседями и подрались. «Так что мои пациенты ведут себя лучше, чем их взрослые мамы и папы», – смеется Вадим.
 

Причинами детской наркомании могут быть ссоры родителей, их занятость, недостаток уделяемого ребенку внимания. Если родители разводятся, ребенок хочет лишь, чтобы родители не уходили из семьи, чтобы не бросали его. Ему может так казаться, потому что подобная ситуация – это травма для ребенка, которая может быть причиной наркомании. Особенно в пору созревания подростка наркотики и алкоголь дают ему возможность уйти от проблем.

Часто Вадиму приходится выполнять функции родителей. Иногда из-за этого возникают проблемы: родители начинают ревновать своих детей к Вадиму.
 

Вадим рассказал об одном из своих пациентов, который долго жил в детском доме, потом его взяли приемные родители. Но они были так заняты, что не могли заниматься ребенком. Он стал принимать наркотики. И попал в Дом. Это был совершенно запуганный, забитый ребенок. Он не мог постоять за себя, дать сдачи, просто потому, что ему никто не сказал, что он вправе это сделать. Первое время в Центре ему тоже приходилось несладко. Но однажды Вадим собрал всех ребят и сказал им, что каждый, кто посмеет обидеть этого мальчика, станет персоной нон грата и для него тоже. Постепенно ребята стали бережнее и внимательнее относиться к мальчику. Да и он, чувствуя за своей спиной силу и постоянную поддержку, стал увереннее в себе.
 

Фактически Вадим заново учит своих подопечных жить и радоваться жизни. Одним из способов сделать жизнь ребят разнообразной и интересной стали занятия экстремальными видами спорта.
 

Экстрим

Как пришла идея использовать экстремальные виды спорта в реабилитации наркомании, Вадим не помнит. Он лишь сказал, что сам занимался альпинизмом, потом предложил попробовать одному из своих пациентов. Вот с этого и началось. Теперь помимо альпинизма ребята занимаются скалолазанием, парашютным спортом, горными лыжами. «Первоначально я хотел, чтобы жизнь наркомана не была монотонной, – говорит Вадим. – Сначала мы занимались скалолазаньем, а два года назад начали прыгать с парашютом. Моим воспитанникам-пациентам очень нравиться, даже больше, чем нормальным людям». Экстремальный спорт – это вспомогательная часть реабилитации наркоманов, это не замена наркотикам.

Первоначально важнейшей задачей является заставить наркомана прекратить употребление наркотиков, а затем необходимо сделать его жизнь интересной и увлекательной.

Пациенты Вадима занимаются и другими видами спорта: несколько человек – футболом, одна девушка занимается фитнесом. «Все мои пациенты посещают спортзал, приводят в порядок свое тело и организм. Нельзя ничего не делать и чувствовать себя хорошо. Я все делаю для того, чтобы мои пациенты были полноценными членами общества. Чтобы никто не мог сказать, что они не нормальны. У людей есть определенное мнение о наркоманах. Это грязные, запущенные люди – думают они. Да, это есть, но это уже последняя стадия наркомании, когда человеку наплевать на свое здоровье, свой внешний вид. Мои пациенты все очень аккуратные, чистые и красивые».

Конечно, никто никого не заставляет прыгать с парашютом. Не хочешь, не готов, не можешь – не надо. Но когда постоянно видишь сияющие глаза своих друзей, которые только что совершили очередной прыжок, не может не возникнуть желание проделать то же.
 

«Новая жизнь»

Поговорить с ребятами и спросить у них о том, что дает им Центр, мне удалось в один из теплых майских дней в парашютном центре в Ступино. Только что ребята закончили прыгать. Когда они шли к палаткам, я слышала лишь восторженные восклицания, понятные даже мне, не владеющей польским, – слово «супер» звучит похоже на разных языках. Так что не понять его было невозможно.

Поговорив с ребятами о Центре, я услышала разные истории, перед глазами прошли разные судьбы. Но в одном все ребята были солидарны – Центр дал им новую жизнь. Многие из них, потеряв своих любимых, обрели их вновь, начав лечиться, продолжили обучение в школе, которое прервалось на время приема наркотиков, другие избежали уголовного наказания благодаря поручительству Вадима и лечению в Центре. Все они обрели новых друзей, настоящих друзей, готовых в любой момент помочь и поддержать.

Когда мы уже возвращались с аэродрома, Андрей обратился к Вадиму с просьбой перевести мне его слова. «Я очень хочу, чтобы это было написано... Наш Центр вернул мне чувства, все те чувства, которые я утратил, пока принимал наркотик. Теперь я снова могу любить».
 

«VAMA» в России

Сейчас неподалеку от Москвы открывается такой же центр. Буквально на днях закончивается строительство Дома в Лесных Полянах. В июне туда уже приедут ребята из Варшавы. Вадим считает, что на первое время лечения своих русских пациентов ему следует отвезти в Варшаву. Во-первых, они будут оторваны от своих бывших «друзей», но в то же время не лишены человеческого общения, а во-вторых, посмотрят на работу варшавского Центра. Но надолго там оставаться нельзя. «Это все равно, что пытаться стать китайцем и учиться этому у человека, не говорящего на моем языке. Единственное, чего можно добиться – это выучить китайский. Но не стать китайцем».

Надо сказать, что русские пациенты окажутся в более выгодном положении: у нас гораздо дешевле стоит курс АФФ – курс начальной подготовки парашютистов, по окончании которого можно прыгать самостоятельно. Да и сами прыжки стоят почти в три раза меньше.
 

Ложка дегтя...

Лечение в Центре платное. Вадим сказал, что первое время очень переживал, что приходится брать деньги за лечение. Но это было необходимо. Трудно назвать точно, сколько будет стоить лечение в России. Это будет решаться индивидуально с каждым пациентом. Но Вадим заметил, что благодаря тому, что 60 % его пациентов платят за лечение, у него есть возможность лечить 40 % бесплатно. В эти сорок процентов входят дети из неполных семей, беспризорные дети и люди, которые просто не в состоянии платить.
 

Анна Жигула, Дарья Алемасцева
 

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования