О судебной практике по делам о контрабанде
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. N 2
Рассмотрев представление Генерального Прокурора СССР, а также обсудив материалы изучения судебной практики о применении уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за контрабанду, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды усилили внимание к рассмотрению дел этой категории, стали меньше допускать ошибок при квалификации данного преступления, в частности контрабанды, совершаемой в крупных размерах либо группой лиц.
Вместе с тем в деятельности судов имеются недостатки. Иногда не выполняется требование закона о всестороннем, полном исследовании обстоятельств дела, в результате чего отдельные участники преступления не привлекаются к ответственности, не всегда устанавливаются источники приобретения и каналы сбыта предметов контрабанды. Имеют место случаи, когда суды не отграничивают контрабанду, наказуемую в уголовном порядке, от контрабанды, влекущей административную ответственность; по-разному определяют судьбу перевозочных и других средств, предназначенных для перемещения предметов контрабанды через государственную границу СССР; не уделяют должного внимания выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению контрабанды. Нет единства в квалификации действий лиц, совершивших это преступление на территории нескольких союзных республик. В целях правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел о контрабанде Пленум Верховного Суда СССР постановляет: 1. Обратить внимание судов на то, что борьба с контрабандой должна осуществляться на основе строгого и неуклонного соблюдения требований закона. Судам необходимо тщательно исследовать обстоятельства каждого дела, учитывая, что судебными и следственными органами должны быть выявлены и привлечены к ответственности лица, совершившие контрабанду и другие связанные с ней преступления, установлены источники приобретения и каналы сбыта предметов контрабанды. 2. В отличие от контрабанды, наказуемой в административном порядке, уголовная ответственность за контрабанду, предусмотренная ст. 78 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, наступает лишь при наличии одного или нескольких следующих признаков: сокрытия виновным товаров или иных ценностей при перемещении через государственную границу СССР в специальных хранилищах, либо путем обманного использования таможенных и иных документов, либо при наличии крупного размера, либо совершения преступления группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо совершения ее должностным лицом и использованием служебного положения. В настоящее время ст. 78 УК РСФСР "Контрабанда" действует в редакции Закона РФ от 1 июля 1994 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 10, ст. 1109) В приговоре суда должно быть указано, какой из перечисленных признаков содержится в действиях лица, виновного в контрабанде. Если следственные органы, предъявляя обвинение, не указали в действиях виновного конкретного признака уголовно наказуемой контрабанды, то дело подлежит направлению на дополнительное расследование. При контрабанде взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия, боеприпасов и воинского снаряжения уголовная ответственность виновного лица наступает независимо от наличия либо отсутствия перечисленных признаков. 3. Разъяснить судам, что:
Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации действий виновного по ст. 170 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. 4. Контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента фактически незаконного перемещения товаров через государственную границу СССР. Действие лица, пытавшегося вывезти товары или иные материальные ценности контрабандным путем за пределы СССР, надлежит квалифицировать по ст. 15 и ст. 78 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик. 5. В случаях, когда лицо наряду с контрабандой совершает другие преступления (незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР, нарушение правил о валютных операциях, спекуляцию, подлог, незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт наркотических веществ и др.), действия виновного следует квалифицировать по совокупности совершенных преступлений. 6. Уголовно-наказуемая контрабанда, совершенная лицом на территории нескольких союзных республик, подлежат квалификации по соответствующей статье УК той союзной республики, на территории которой совершена последняя контрабанда. 7. В соответствии с действующим законодательством предметы контрабанды как вещественные доказательства подлежат конфискации в доход государства. Также подлежат конфискации перевозочные и другие средства как орудия преступления, если они были оборудованы специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных ценностей при перемещении их через государственную границу СССР. В случае обнаружения предметов контрабанды в специальных хранилищах, оборудованных в автоприцепах, конфискации подлежит автоприцеп вместе с автомобилем как единое перевозочное средство. Если предметы контрабанды были реализованы виновным, суд должен решить вопрос о взыскании с осужденного в доход государства их стоимости (в ред. постановления Пленума N 7 от 6 декабря 1979 г.). 8. Суды должны обеспечить правильное назначение как основного, так и дополнительного наказания лицам, виновным в контрабанде. При этом следует учитывать, что неприменение в качестве дополнительного наказания конфискации имущества, являющейся по закону обязательной, допустимо лишь при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 37 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. При назначении наказания лицам, совершившим контрабанду, судам надлежит на основании ст. 26 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик решать вопрос о лишении этих лиц права занимать должности или заниматься деятельностью, в связи с осуществлением которых было совершено данное преступление. 9. При рассмотрении дел о контрабанде суды должны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению этих преступлений, и реагировать на них частными определениями. 10. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и округов, военным трибуналам округов, групп войск и флотов необходимо усилить надзор за деятельностью судов по рассмотрению дел о контрабанде, чаще обобщать практику применения законодательства по этим делам, принимая должные меры к устранению ошибок и недостатков. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|