Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Виктор Иванов об эффективной государственной границе, подрывающей наркотрафик из Афганистана

Выступление на совещании ГАК, Троицк, 13 сентября 2013

16 сентября 2013

Совещание ГАК "О повышении эффективности административно-правовых режимов на российско-казахстанской границе в целях противодействия контрабанде наркотиков афганского происхождения"
г. Троицк Челябинской области, 13 сентября 2013 г.

Уважаемые коллеги!

Задача нашего совещания состоит в том, чтобы разработать систему мер по кардинальному повышению эффективности пресечения наркотрафика из-за рубежа на государственной границе России – а по сути, приступить к созданию новой системы административно-правовых режимов государственной границы.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что внешний фактор, а точнее афганский героин, по-прежнему продолжает определять формирование российского наркорынка.

Организованная транснациональная наркопреступность, используя различные каналы, продолжает наводнять Россию афганскими героином и гашишем, азиатской и европейской синтетикой, колоссальным разнообразием новых "дизайнерских" наркотиков. И южное, центральноазиатское, направление при этом является основным.

По оперативной информации, только в северных провинциях Афганистана сосредоточено более 2000 нарколабораторий, работающих как индустриально-производственный кластер исключительно на российском направлении.

В соответствии с обобщенными данными ФСКН, МВД, ФСБ, СВР, ФТС и ГРУ Генштаба Минобороны России в центральноазиатском регионе действует 150 крупных наркоформирований, организующих наркотрафик в Российскую Федерацию, а также почти 1900 организованных преступных групп и преступных сообществ, более 1200 из которых созданы по этническому признаку. Общая численность таких групп составляет по нашим оценкам порядка 20 тысяч активных членов и не менее 100 тысяч наркокурьеров.

Вся эта инфраструктура выстроена на транспортировку тяжелых афганских наркотиков через государственную границу России, которая по определению существует для предотвращения поступления нелегальных и, тем более, смертельно опасных для населения страны грузов.

Институт государственной границы обозначает неотъемлемое действие государственного суверенитета. И если в странах по ту сторону границы мы можем лишь просить и требовать принятия действий по подрыву наркотрафика, то непосредственно с границы начинается наша собственная зона ответственности.

Однако, по факту, на сегодня доля наркотиков, изымаемых непосредственно на границе, в общем объеме наркотиков, изъятых из незаконного оборота в стране, составляет менее 4%. То есть, из 4,3 тонны афганских героина и гашиша, изъятых в 2011 году, всего 200 кг изъято непосредственно на границе.

В то же время общемировая практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков свидетельствует о возможности достижения уровня изъятий на границах различных государств до 40% от общего объема изымаемых веществ, то есть, на порядок больше того, что изымается на российской границе.

Об этом же свидетельствует и тот факт, что доля преступлений, квалифицируемых как контрабанда наркотиков, в последние годы в нашей стране ничтожно мала.

Проиллюстрирую цифрами по афганскому героину. Ежегодно всеми силовыми структурами страны выявляется 200 преступлений по контрабанде героина в Россию, в то время как внутри страны пресекается почти 60 тысяч фактов дистрибуции и сбыта ввезенного в Россию афганского героина. То есть, лишь треть процента процессуально увязывается с ввозом в страну этого тяжелейшего наркотика.

Следовательно, практически все наркопреступления сегодня раскрываются в глубине территории страны, уже после того, как наркотики пересекли государственную границу и были распылены небольшими партиями по всей территории Российской Федерации, составляющей, напомню, 1/7 часть мировой суши.

Складывается парадоксальная ситуация, при которой в России существует институт государственной границы, но его эффективность в пресечении контрабанды наркотиков крайне низкая.

То есть, граница есть и, в то же время, как государственный институт пресечения контрабанды она не работает.

В максимальной степени это касается наиболее наркоопасного, беспрецедентно продолжительного и крайне географически непростого российско-казахстанского участка границы.

Протяжённость этого участка – 7 512,8 км, не считая 85,5 км морской границы, что делает его одной из самых длинных границ мира. Для сравнения – сухопутная граница США с Мексикой составляет 3 169 км.

При этом создание единой таможенной территории привело к существенному переформатированию межгосударственных связей в плане переноса таможенного контроля с границы Российской Федерации на внешние рубежи Таможенного союза. Особо хочется отметить, что это произошло на фоне одновременного почти на 30 % повышения пассажиропотока и объема перевозимых грузов.

Коллеги!

Предлагаю обсудить главные проблемы и, соответственно, основные направления повышения эффективности административно-правовых режимов на российско-казахстанской границе в целях противодействия контрабанде наркотиков афганского происхождения.

Таких направлений шесть: миграционное, торгово-экономическое, транспортное, техническое, оперативно-розыскное и межведомственное.

Первое направление – незаконная миграция из Азербайджана, Украины, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Отсутствие необходимого технического оснащения пунктов пропуска через госграницу позволяет многократно в роли наркочелнока пересекать границу России (иногда до 100 раз в год без персонифицированного учёта).

Таких насчитывается 20 тысяч ежегодно.

При этом пограничная служба не наделена компетенцией по ведению персонифицированого учета иностранных граждан, пересекающих государственную границу, а лишь передает отрывные талоны миграционных карт и/или их электронную версию вручную в ближайшие пункты миграционного контроля.

В случае Челябинской области это 14 км, а, скажем, в Оренбургской области автомобильный пункт пропуска "Союзный" – на расстоянии до 80 км.

Таким образом, существует временной, дистанционный и правовой разрыв по поступлению крайне важной информации об иностранных гражданах в базу данных миграционной службы.

Такое положение вещей существенно затрудняет оперативно-розыскную и следственную работу по пресечению контрабанды наркотиков.

В рамках реализации послания Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию ФСКН России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в работе по введению к 2015 году порядка въезда иностранных граждан по заграничным паспортам.

Неотложность данной меры не вызывает сомнений, и, по нашей оценке, это повысит эффективность борьбы с контрабандой наркотиков в 30 раз.

Для введения процедуры въезда граждан по заграничным паспортам необходимо ратифицировать Протокол от 24 марта 2005 г. к Соглашению от 30 ноября 2000 г. между правительствами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России о взаимных безвизовых поездках граждан, устанавливающий порядок въезда, выезда и транзита иностранных граждан исключительно по заграничным паспортам (имеется у вас в раздатке).

К положительным тенденциям недавнего времени можно отнести принятие Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 224-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым закрепляются депортация и запрет въезда в Российскую Федерацию иностранцам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Но здесь нам необходимо выстраивать единую систему функционирования режима госграницы и сделать ее инстуциональным инструментом в борьбе с контрабандой наркотиков.

Второе направление – создание системы контроля торговли в соответствии с международными стандартами.

По-прежнему болезненным и актуальным вопросом остается масштабная контрабанда наркотиков путем их сокрытия в легально ввозимой сельскохозяйственной продукции.

С введением Таможенного союза значительная часть продукции из различных государств Центрально-Азиатского региона поступает на территорию России уже в качестве товаров, выпущенных в свободное обращение или произведенных в Казахстане и, соответственно, не подлежащих таможенному контролю в Российской Федерации.

Этим активно пользуются среднеазиатские наркокартели, подменяя документы о месте происхождения товара.

Конечно, досматривать поголовно весь большегрузный транспорт на границах невозможно. Решение проблемы видится в межведомственной разработке системы управления рисками в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Утвержденный на федеральном уровне профиль рисков контрабанды наркотиков и выделение наиболее наркоопасных направлений позволит рационально сконцентрировать имеющиеся людские и технические ресурсы. Аналогичная система действует сейчас в Федеральной таможенной службе и уже доказала свою эффективность.

Третье направление – транспортная эффективность.

Мы должны повысить внимание к совершенствованию мер контроля в области железнодорожных пассажирских перевозок, направленных на перекрытие контрабандных каналов поставки наркотиков. Ряд инициатив уже лег в основу поручений Правительства Российской Федерации и прорабатывается в рамках Государственной пограничной комиссии.

Эти предложения предполагают оснащение пунктов пропуска современными техническими средствами обнаружения наркотиков и исключение возможности въезда в Российскую Федерацию по анонимным проездным документам.

В этой связи мы поддерживаем предложение Минтранса России оснастить железнодорожные пункты пропуска через границу современными инспекционно-досмотровыми комплексами с радиоскопическим изображением товаров и подвижного состава. ИДК позволят Пограничной службе ФСБ России с высокой степенью вероятности выявлять незаконные вложения без производства длительных досмотровых операций, вскрытия грузовых мест и без нежелательных задержек отправления поездов.

Данный вопрос по инициативе ФСКН России вынесен на очередное заседание Государственной пограничной комиссии, запланированное в IV квартале 2013 года.

Далее, российские правила международных переездов по железной дороге предполагают обязательное внесение в проездные документы данных, удостоверяющих личность пассажира или, при оформлении электронного билета, – фиксацию этих данных в электронной базе. Однако при въезде по железной дороге в Россию из ряда стран постсоветского пространства Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины фиксация личных данных пассажиров не является обязательной. Такое вопиющее положение дел, закрепленное Соглашением о международном пассажирском сообщении 1999 года, необходимо в корне менять.

Ситуация осложнена еще и тем, что даже к имеющимся базам данных Минтранса России доступ сотрудников наркоконтроля затруднен. Мы уже обращались к Минтрансу, обосновывая заинтересованность ФСКН России в получении сведений в отношении передвижения причастных к незаконному обороту наркотиков лиц воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Однако, несмотря на принципиальное согласие Минтранса, вопрос до сих пор не решен. Считаем необходимым включить ФСКН России в число потребителей информации единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности.

Наряду с железнодорожным и автомобильным транспортом в организации контрабандных поставок наркотиков отмечается высокая задействованность морских путей. Поэтому большое значение имеют проводимые ежегодно многоэтапные межведомственные комплексные оперативно-профилактические операции – такие, как "Балтийский ветер", "Звезда Каспия", "Норд-Ост" и "Цунами", подтвердившие свою эффективность в борьбе с водными путями наркотрафика.

Более скрупулезная и тщательная организация нормативной базы и регламентов учета пассажиро – и грузопотоков на авиационном транспорте совершенно очевидно сказывается на результативности правоохранительных органов по пресечению контрабанды наркотиков. Именно этим объясняется тот факт, что до 90 % всех уголовных дел по контрабанде наркотиков расследовано на авиационном транспорте.

При этом необходимо подчеркнуть, что авиатранспортом в Россию доставляется только 1 % объема афганских наркотиков, а остальные 99 % ввозятся автомобильным и железнодорожным транспортом.

Четвёртое направление – техническое обеспечение пресечения контрабанды наркотиков через госграницу.

Ситуация здесь неблагополучная.

Из 49 действующих пунктов пропуска на российско-казахстанской границе только 2 имеют техническое оснащение, соответствующее международным стандартам.

По расчетам ФСБ России, для эффективного противодействия наркоугрозе только на российско-казахстанском участке границы необходимо 215 ручных детекторов, 52 рентгено-телевизионные установки и 9 мобильных инспекционно-досмотровых комплексов. В настоящее время ничего этого на границе с Казахстаном нет.

Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)" нуждается в неотложной корректировке. Так, для дооснащения пунктов пропуска предусмотрена закупка техсредств обнаружения наркотиков только в 2016 году.

Стало быть, неблагополучная ситуация законсервирована еще на 3 года.

Это абсолютно недопустимо в свете продолжающегося роста объемов производства наркотиков в Афганистане. Необходимо перераспределить денежные средства и изменить сроки закупки оборудования.

Кроме технического оснащения границы требуют внимания и людские ресурсы. Необходимо организовать специальное обучение тех, кто будет обслуживать досмотровые комплексы ввиду передачи этой функции от таможни к ФСБ России.

Пятое направление – оперативно-розыскное.

Уже сегодня действующие двусторонние и многосторонние международные договоры между странами СНГ потенциально позволяют скоординировать совместные усилия в борьбе с транснациональной наркопреступностью, но имеющиеся законодательные возможности необходимо реализовать на практике.

В настоящее время результативность работы оперативных подразделений по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, напрямую зависит от использования всего спектра имеющихся возможностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Здесь резервом для повышения эффективности является совершенствование межведомственного взаимодействия, а именно – введение единого порядка совместных действий сотрудников Погранслужбы, МВД, ФТС и органов наркоконтроля в пограничной зоне и пунктах пропуска через границу. Действующее с 2005 года соглашение между ФСБ и ФСКН России является типовым и не учитывает специфики оперативно-розыскной деятельности по противодействию контрабанде наркотиков.

Чтобы перевести наше взаимодействие в превентивную форму, ФСКН России в рамках своей компетенции совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывается ряд инициатив по противодействию контрабандному перемещению наркотических средств через государственную границу. Наиболее эффективно эта работа ведется в формате Государственной пограничной комиссии и Межведомственной комиссии Совбеза по общественной безопасности.

Превентивность в нашем понимании означает, в том числе, действия на опережение международной преступности силовыми методами специальных подразделений наркополиции. В этой связи особое значение приобретает прорабатываемый в настоящее время в рамках ОДКБ вопрос о повышении эффективности противодействия ввозу наркотиков с участием оперативно-боевых подразделений ФСКН России на ранних подступах в среднеазиатских государствах.

Минюстом России проводится работа по согласованию проекта Федерального закона о ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 года), в статье 63 которой определена возможность создания совместных следственно-оперативных групп. Разработано и готовится к подписанию многостороннее Соглашение о порядке создания и деятельности таких групп на территориях государств-участников СНГ.

Для координации практической деятельности компетентных органов государств-участников ОДКБ в вопросах борьбы с незаконным оборотом наркотиков мы планируем создать оперативный орган, который непосредственно занимался бы этими вопросами – Центр антинаркотических операций.

К его задачам будет относиться сбор оперативной информации, обмен ею в режиме реального времени со всеми ведомствами, осуществляющими борьбу с незаконным оборотом наркотиков как в России (ФСКН, МВД, ФСБ, ФТС, ФМС и Погранслужбой ФСБ), так и с компетентными ведомствами государств-участников СНГ. Кроме того, задачами этого Центра должны стать разработка, планирование, подготовка и проведение силами ОДКБ антинаркотических операций с привлечением ресурсов государств-членов ОДКБ во взаимодействии с Афганистаном, Ираном и Пакистаном.

Данное предложение было внесено нами на заседании Комитета секретарей Совета Безопасности государств-членов ОДКБ (27 мая 2013 года, г. Бишкек) и в целом поддержано.

Коллеги!

Перечисленные мною сегодня меры позволят в полной мере реализовать поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина от 8 июля 2013 г. об оптимизации пунктов пропуска через государственную границу и выйти на создание эффективной системы административно-правовых режимов государственной границы по пресечению наркотрафика через госграницу.

Спасибо за внимание.

Источник: ФСКН России

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования