Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

О сущности понятия "среда распространения наркотиков"

Из книги Б. Ф. Калачева "Труды о наркотиках. Избранное"

22 марта 2002 :: Б. Ф. Калачев

Среди действий, наносящих вред и угрожающих жизни и здоровью людей, следует назвать группу преступлений, связанных с наркотиками, а именно: незаконные изготовление, хранение, приобретение, перевозка, пересылка и сбыт наркотических веществ; склонение к их употреблению; организация или содержание притонов для потребления наркотических веществ и др. Ответственность за указанные противоправные действия закреплена в соответствующих нормах УК РСФСР.

Изучение оперативно-розыскной, следственной и судебной практики по делам о преступлениях, связанных с наркотиками, дает основание сделать вывод, что весь процесс движения наркотических веществ состоит из ряда стадий, обусловливаемых незаконной деятельностью определенного круга лиц. Эта деятельность начинается с посева запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих культур и заканчивается употреблением наркотиков, представляя собой, по нашему мнению, органическое единство, которое может быть выражено понятием "распространение наркотиков".

Необходимость выделения названного понятия в самостоятельную категорию мы связываем со следующими обстоятельствами.

Во-первых, распространение наркотических веществ как процесс материального движения независимо от периода времени, территориального признака и изменяющейся численности потребителей наркотиков остается явлением объективным.

Во-вторых, во многих научных работах, посвященных вопросам борьбы с наркотиками и наркоманией, словосочетание "распространение наркотиков" применяется широко, однако сущность его не раскрывается. Например, одни авторы сложный процесс распространения наркотиков приравнивают к отдельным правонарушениям1

См., например: Галенская Л. М. Международная борьба с преступностью. М., 1998, С. 66.

, а другие – излагают его с точки зрения распространения наркомании2

См., например: Карпец И. Преступления международного характера. М., 1979. С. 109-110.

.

На наш взгляд, интенсивному употреблению наркотических веществ (наркомании) в обязательном порядке предшествует их хранение, приобретение, изготовление или другая совокупность ранее указанных преступлений. Поэтому распространение наркомании или изменение численности потребителей наркотиков следует рассматривать как итог, только как один из срезов понятия "распространение наркотиков".

В-третьих, словосочетание "распространение наркотиков", длительное время оперирует в постановлениях Верховного Суда СССР, Решениях коллегии МВД СССР и других документах.

Предлагаемый нами подход к содержанию упомянутого понятия позволяет представить его в виде определенной системы. Построение модели такой системы дает возможность соответствующим отраслям науки исследовать криминальную значимость каждого из ее элементов и выработать рекомендации для организации и тактики действенной борьбы правоохранительных органов с распространением наркотиков.

Так, субъектов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (ОРД ОВД) в структуре названной системы в первую очередь интересуют лица, склонные к незаконным действиям, связанным с наркотиками. Поскольку жизнедеятельность любого индивида "откладывает отпечаток на личность как представителя определенной общественной среды"3

Степанова Е. И. Человек, возраст, труд, образование //Вопросы психологии, 1986. № 1. С. 11.

, а отрицательные представления, ориентиры и обычаи микросреды оказывают прямое влияние на формирование антиобщественного поведения личности, постольку применительно к предмету ОРД ОВД искомым объектом исследования в понятии "распространение наркотиков" выступает один из его аспектов – среда распространения наркотиков.

По нашему мнению, группы и микросреды различного типа преступников объективно связаны противоправной деятельностью и в совокупности образуют понятие "преступная среда". Это – мошенники, карманные воры, распространители наркотиков и т.д. Между тем в понимании категории "преступная среда" нет единого мнения. Например, Ю.М. Антонян пишет: "Под преступной средой необходимо понимать лишь такую группу (или несколько групп), члены которой совершают преступления"4

Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). М., 1975. С. 20.

. Другие авторы рассматривают преступную среду, исходя из обычаев и жаргона индивидов, ее составляющих5

См.: Водолазский Б. Ф., Монахов В. И. Преступные группировки. Их обычаи, традиции, "законы" (прошлое и настоящее). Омск, 1979

.

Следует признать, что, несмотря на отличительные черты различных типов преступников (обычаи, жаргон), родовым признаком образа жизни всех составляющих преступную среду людей является совершение ими деяний, за которые предусмотрена ответственность по уголовному законодательству, поскольку объектами деятельности индивидов выступают охраняемые государством интересы. И, очевидно, есть основания утверждать, что понятие "преступная среда", являясь составной частью категории "социальная среда", одновременно с этим шире понятия "среда распространения наркотиков", а последняя, в свой очередь, представляя из себя определенную подсистему, также распадается на ряд элементов. Подобный подход объясняется следующими соображениями.

В результате изучения массива историй болезни в наркологическом диспансере одного из крупнейших по концентрации промышленности и населению районов  г. Москвы было выявлено6

Здесь и далее указаны данные результатов исследования, проведенного автором.

, что 50% потребителей дурманящих средств составляют несовершеннолетние, из которых 57,1% приходится на подростков до 16 лет. Более половины несовершеннолетних – это лица с патологией развития в детстве. Определенные биологические и социальные причины (43% подростков вращались в негативной среде, каждый третий ранее потреблял алкоголь, а 47,8% юношей и девушек так называемые "металлисты") способствовали формированию у них неверной жизненной ориентации, которая легла в основу объединения ребят как представителей различных социальных слоев в неформальные локальные группировки по "общим интересам". Среди прочих нездоровых наклонностей их субъектов присутствовало и употребление наркотических и сильнодействующих средств, которое носило разовый характер, эпизодический и частый. Выяснилось, что обследованная негативная часть молодежной среды не выделяет потребление наркотиков в нечто особенное; эта процедура для них обычна, так же, как обычен и принятый ими за стереотип нездоровый образ жизни вообще. Между такими несовершеннолетними, назовем их обычными потребителями наркотиков, образуются многообразные связи, или микросистема особых общественных отношений, заключающиеся в реализации тех потребностей, которые присущи данной среде. Индивид, попав в сферу таких отношений, практически вступает на путь преступной деятельности, так как вместе с другими вредными привычками и обычаями новых "друзей" может начать и потребление наркотических веществ, что предполагает их приобретение, хранение, изготовление и т. д.

Длительность существования подобных микросред молодежи во времени в той или иной мере определяет их криминальную значимость: степень отрицания общественных норм жизни, признаки организованности, получение навыков незаконного добывания наркотических веществ. Примечателен тот факт, что ни один из несовершеннолетних потребителей наркотиков и сильнодействующих средств не был выявлен силами и возможностями органов здравоохранения, народного и профессионально технического образования, комсомольскими органами. Трудовые коллективы "узнавали" о нездоровых склонностях своего члена в основном после совершения им преступления, связанного с наркотиками по месту работы (как правило, хищение медикаментов медбратом или медсестрой).

Главная опасность среды обычных потребителей наркотиков заключается в численности индивидов, их латентности (по-видимому, оно значительно больше числа зарегистрированных наркоманов), спонтанности образования отдельных группировок молодежи и неординарности поведения их членов в одних и тех же случаях. Потребление в таких микросредах наркотических веществ, а, следовательно, и незаконная деятельность, связанная с ними, могут продолжаться годы и влекут за собой наркоманию.

Таким образом, первоначальной составляющей понятия "среда распространения наркотиков" мы выделяем категорию "среда обычных потребителей наркотиков", подразумевая под ней совокупность людей, в основном молодежи, связанных между собой микросистемой особых общественных отношений, основанных на почве нездоровых потребностей (в том числе и употреблении наркотиков), прогрессирующих из-за патологии развития и недостатков в моральном и нравственном воспитании.

Индивид, пройдя цепочку – разовое и эпизодическое – частое – незаконное употребление наркотических веществ, – становится наркоманом. Наркомания, как болезнь, вырабатывает у индивида представление о возможности нормальной жизнедеятельности организма только при условии непрерывного употребления наркотиков. Безостановочное совершение преступлений, направленных на добывание денег для приобретения наркотиков, становится жизненным кредо наркомана. Иному "хроническому" наркоману, как мы выяснили, в день требуется до 200 таблеток кодеина, стоимость которых 1 руб. за штуку по ценам "черного рынка".

Боязнь не добыть необходимого для потребления количества наркотиков толкает наркомана на поиск себе подобных и постоянных источников приобретения (сбытчиков) наркотиков. Перемещение индивида из среды обычных потребителей наркотиков в новую категорию характеризуется углублением противопоставления себя обществу.

По нашим расчетам, 89,8% подучетных лиц продолжают потребление наркотических веществ. Например, наркоман П., 1950 года рождения употребляет наркотики 20 лет, состоит на учете 15 лет. Шесть раз лежал в психиатрических больницах. Но каждый раз, до очередной госпитализации, характеризовался территориальными органами милиции положительно. Неоднократно лежали в наркологических больницах наркоманы Г. и Б., которые после проведенных в отношении них курсов лечения по-прежнему продолжали употребление от 10 до 80 таблеток кодеина в день, что и было зафиксировано в их историях болезни. А о наркомане Д. соседи сообщили патронажной сестре наркодиспансера, что тот дома "варит мак" (кокнар – Б. Ф.) и т. д. Таким образом, истории болезней целого ряда наркоманов превратились в банки нераскрытых преступлений, где открытым текстом говорится об этом.

Отсутствие желания лечиться от наркомании, а отсюда – необходимость скрываться от милиции и органов здравоохранения, нередко заставляют наркоманов переходить на нелегальное положение. В свою очередь, нелегальное положение, преступный образ жизни влекут за собой моменты конспирации, иерархию строения группы и основанного на ней поведения отдельных ее членов. Эти лица – реальный потенциал, который занимается вовлечением в свой ритм существования новых людей, намеренно не объясняя те тяжелые последствия, которые ожидают их в результате вроде бы нестрашного употребления наркотиков.

Особенностями среды наркоманов выступают типовая однородность индивидов, ее составляющих – "наркоманы", – и прямая зависимость колебания их численности от наличия источников приобретения наркотиков и эффективности методик лечения этой болезни. Опасность среды наркоманов заключается в постоянстве, а значит, и многочисленности совершаемых ими преступлений7

К примеру, в Алма-Ате наркоманы совершают более 50% от всех имущественных преступлений (см.: Квятковский О. Дурная трава. – Труд, 1987 19 сентября), Приморском крае – каждое 10-е из них (Архив Организационно-инспекторского управления МВД СССР, 1986).

.

Являясь вторым элементов исследуемой системы, "среда наркоманов" представляет собой совокупность людей, связанных между собой микросистемой особых общественных отношений, основанных на почве постоянного и совместного употребления наркотиков, и совершающих преступления для добывания, как самих наркотических веществ, так и средств на их приобретение.

При географическом несовпадении мест концентрации потребителей наркотиков и мест, где они могут быть добыты, образуется межрегиональная преступная связь – изготовление-скупка-хищение-перевозка-сбыт наркотических веществ – которая организуется определенным контингентом лиц. Как правило, не употребляя наркотики сами, распространители наркотических веществ, а к ним мы относим организаторов, сбытчиков, перекупщиков и др., прямо затрагивают все стороны жизни общества. Однако представители именно этой среды чаще всего остаются безнаказанными. Между тем как единичные факты выявления, например, "организаторов" распространения наркотиков и их преступной деятельности, показывает, что такие лица только на одну операцию по скупке опия-сырца могут выделить до 200 тыс. руб.8

См.: Осипов О. Операция "Опиум". – Неделя, 1986. № 37.

Социальная опасность этих людей очевидна.

Распространители наркотиков прямо заинтересованы в увеличении числа потребителей наркотических веществ, т. к. от наркоманов зависит величина их нетрудовых доходов, которые только на первую половину 1985 г. составили сумму около 1 млн. руб.9

См.: Архив ОИУ МВД России, 1986.

Этим объясняются и их старания "привязать" наркоманов к своим, постоянным источникам сбыта-приобретения наркотиков, установить контакты с отдельными работниками милиции, ИТУ, медицины, предприятий по производству наркотикосодержащих лекарств и т. д.

Следовательно, наиболее опасным в криминальном отношении элементом, среди ранее рассмотренных нами, является "среда распространителей наркотиков", или совокупность людей, связанных между собой микросистемой особых общественных отношений, основанных на почве корыстных интересов, организованная деятельность которых направлена на добывание наркотических веществ, доведение их до потребителя, увеличение числа последних и извлечение за счет них нетрудовых доходов.

В заключение следует сказать, что обнаружение закономерностей, возникающих между всеми группами лиц, составляющих среду распространения наркотиков, позволит сообразовать организацию и тактику субъектов ОРД в зависимости от криминальной значимости ее элементов, дифференцированно подбирать тактические варианты решений по выявлению и принятию мер к каждому из членов конкретной среды. Например, знание того, что подростки для потребления одурманивающих средств летом, как правило, собираются в парках, на стадионах, а зимой – в отапливаемых подвалах и чердаках, предполагает применение одних методов ОРД по их выявлению и принятие мер широкого профилактического воздействия в тесном контакте с органами местных исполкомов Советов народных депутатов.

В этой связи уместно будет напомнить постановление Президиума Верховного Совета СССР "О работе Советов народных депутатов Калужской области по обеспечению охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями", где говорилось, что ответственность за социальную обстановку, складывающуюся на территории, возлагается на все структурные подразделения исполкома. Установление же преступной деятельности распространителей наркотиков обосновывает применение других методов деятельности оперативных аппаратов, носящих преимущественно негласный характер. А поддерживание тесных контактов с врачами-наркологами – одно из центральных условий целенаправленной работы с наркоманами.

В целом же система понятия "среда распространения наркотиков" – это инструмент, с помощью которого теория оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел может производить "обкатку" форм и методов борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками. Думается, что предложенный нами подход к изучению личностей и деятельности преступников, помимо рассмотренной группы уголовно-наказуемых деяний, можно будет использовать и при исследовании других видов правонарушений, например, квартирных и карманных краж, мошенничества, изнасилований и др., отказавшись со временем от традиционно используемой в ОРД ОВД оперативно-тактической характеристики отдельных видов преступлений.

Калачев Б. Ф. О сущности понятия "среда распространения наркотиков" //Совершенствование правоохранительной деятельности органов внутренних дел в свете решений XXVII съезда КПСС. Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МВШМ МВД СССР, 1987. – С. 140-148.

Калачев Борис Федорович
кандидат юридических наук, член Российского философского общества

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования