Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

В борьбе с наркоманией нет легких рецептов

13 февраля 2002 :: Георгий Зазулин, представитель ECAD в России, кандидат юридических наук

Материал, представленный на проводившуюся сайтом совместно с ВНИИ МВД виртуальную межведомственную научно-практическую конференцию "Новые тенденции в старой проблеме наркотиков".

Проблемой наркомании я занимаюсь давно. Много лет проработал в МВД, в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Имею два высших образования – химическое и юридическое. В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Противодействие незаконному обороту синтезированных наркотиков". А теперь перейдем непосредственно к основным вопросам семинара.

Давайте рассмотрим проблему наркомании с позиции государственной политики и ее практической реализации. Почему в нашей стране нет эффективной системы контроля за незаконным потреблением наркотиков? Насколько успешно в этой области работает МВД? Каково отношение руководителей исполнительной власти и политиков к этой проблеме? Жесткое законодательство по наркотикам и практическая работа по их контролю, о которой только что рассказали наши коллеги, существовали и у нас до начала 90-х годов. Вообще историю российских законов о наркотиках можно разделить на три этапа. Первый – законы периода контроля (1915–1991 гг.). В 1915 г. Николай II издал Указ о мерах в борьбе с опиокурением. Этот закон действовал на Дальнем Востоке. В 1918 г. в силу вступил Декрет о национализации аптек, реализующих наркотикосодержащие лекарства. В 1924 г. появляется Декрет об уголовной ответственности за распространение наркотиков. В 1938 г. принимается Постановление Совнаркома о правилах потребления, сбыта и перевозки наркотиков, ядовитых и сильнодействующих веществ. С 1952 по 1962 г. в республиканские Уголовные кодексы вводится новая статья, предусматривающая ответственность за сбыт, хранение и перевозку наркотиков. В 1963 г. СССР присоединяется к Единой конвенции ООН о наркотических средствах 1961 г., которая обеспечивает на международном уровне систему контроля за оборотом наркотиков, разрешает использовать запрещенные наркотики только в медицинских и научных целях. В 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР вводит в действие Указ об усилении борьбы с наркоманией, который сыграл очень позитивную роль. Через десять лет этот указ был дополнен важными законодательными положениями. На их основании в Административный кодекс РФ была внесена норма, разрешающая привлечение к штрафу или административному аресту за незаконное потребление наркотиков без назначения врача или хранение (приобретение) их без цели сбыта (для себя) в небольших количествах.

Таким образом, к началу 90-х годов в нашей стране сложилась взаимосвязанная система правовых мер борьбы с наркоманией: административная ответственность, уголовная наказуемость, принудительные и добровольные меры медицинского характера – все это действовало.

К тому времени мы работали так, как сейчас работают шведы.

Следующий этап – период либерализма и попытки декриминализации законодательства против наркотиков. В 1991 г. депутаты Государственной Думы РФ посчитали, что юридическая ответственность за незаконное потребление наркотиков без назначения врача (как уголовная, так и административная) несовместима с новой демократической конституцией страны. С 1987 г. до 5 декабря 1991 г. за незаконное потребление наркотиков (без разрешения врача), по Административному Кодексу РФ, полагались штраф или арест до 15 суток. 5 декабре 1991 г. эту норму депутаты отменили. Одновременно ими были отменены меры уголовного характера за повторное потребление наркотиков в течение года после административного наказания. Ранее эти меры осуществлялись хотя и не часто, но угроза их применения ощутимо сдерживала рост числа наркоманов.

В 1993 г. были ликвидированы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). В России их насчитывалось больше сотни. Взамен ничего создано не было. Алкоголики и наркоманы стали возвращаться в общество и нести свою идеологию, пропагандируя наркоманский образ жизни.

В 1996 г., когда последствия либерального отношения государства к незаконным потребителям наркотиков на почве формирования в молодежной среде моды на наркотики резко обострили наркоманию, одна из фракций Государственной Думы РФ подготовила проект Федерального Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Согласно законопроекту, потребление наркотических средств без разрешения врача вновь запрещалось. Но, ратуя за свободу и демократию, президент Ельцин накладывает вето на этот законопроект.

В 1997 г. Россия вынуждена принимать новый Уголовный кодекс.

В его редакции либералами из Государственной Думы, вопреки интересам общества, предпринимается попытка декриминализации хранения и приобретения наркотиков в небольших размерах. Однако эта попытка не удалась благодаря деятельности Постоянного комитета по контролю за наркотиками Минздрава России.

Настоящий этап развития отечественного антинаркотического законодательства – это период начала возврата к контролю за незаконным потреблением наркотиков. В 1998 г. законопроект, предложенный в 1996 г., был принят. Наркоситуация настолько осложнилась, что Ельцин был вынужден его подписать. Новый Федеральный закон декларативно запретил потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача в РФ. С этого изменения законодательства общество стало медленно возвращаться к утраченному пониманию необходимости массового практического контроля за самой незначительной, с точки зрения борьбы с наркобизнесом, и самой главной, с точки зрения эффективной профилактики наркомании, стадией незаконного оборота наркотиков – их потреблением без назначения врача.

Борьбу с наркоманией одним наркологам не выиграть. Остановить их незаконное распространение может только научно обоснованная государственная политика, поддерживаемая большинством граждан страны. На этом фундаменте должна строиться вся дальнейшая работа специалистов различных министерств, ведомств и комитетов.

Уголовная статистика борьбы с нелегальным оборотом наркотиков в России

А теперь поговорим о вкладе МВД в реализацию государственной политики противодействия наркотикам. Если анализировать не эффективность работы милиции, а общую активность ее борьбы с наркопреступностью, то результаты впечатляют. Судите сами: до 1998 г. в стране сотрудниками МВД выявлялось всего 16 тыс. наркопреступлений в год; на сегодняшний день – 240 тыс. (см. рис. 1). Означает ли этот результат, что на улицах российских городов подростку (а тем более взрослому) трудно купить героин или марихуану? Нет, не означает. Доступность их так высока, что денег, получаемых учащимися от родителей на два обеда, уже хватает для покупки чека героина. А ведь главной задачей милицейских структур при наличии в обществе социальной наркоэпидемии должно быть ограничение доступности наркотиков.

В советское время героина на рынке не было, а заменяющий его раствор ацетилированного опия стоил дорого и достать его было трудно. Подростки не знали технологии его приготовления и не могли "сварить" его без помощи опытного наркомана. Это, несомненно, сдерживало распространение опийной наркомании. Нынешний же героин остается только развести водой. Дешевизна порций делает его легкодоступным даже для школьников. В Петербурге героин начал широко распространяться в 1996–1997 гг. Он пришел по цене 150 долл. за грамм. Цена долгое время держалась. К маю этого года цена на героин опустилась до 11–14 долл. за грамм, а то и ниже (см. рис. 2). Типичный пример: "безобидный" наркоман (больной, с точки зрения врача, человек и преступник, с точки зрения милиционера, а с Вашей точки зрения?) легко покупает грамм героина у таджиков – главных распространителей – за 300 руб., делит его на десять частей, четыре оставляет для себя, а шесть продает "в розницу". При стоимости "чека" – 50 руб., он полностью возвращает свои деньги, и все повторяет снова, вовлекая в незаконное потребление героина все новых и новых людей. Зачастую грамм делится не на десять, а более частей, подмешиваются другие вещества – получается "грязный" героин. Нередко оптом приобретается сразу 10, а то и 100 грамм героина.

Средняя цена героина в Санкт-Петербурге ($ US за грамм)

Поэтому наша главная задача – понять, что борьба с наркотиками должна вестись на всех уровнях. Мы должны препятствовать ввозу наркотиков в страну всеми способами. Внутри страны (региона, города, района) необходимо "загнать в угол" всех наркоторговцев, создать невозможные условия для их черного бизнеса. В местах досуга следует постоянно задерживать и доставлять в отделы милиции тех, кто находится в наркотическом опьянении. Эту работу милиция обязана делать масштабно, за счет опоры на население, которое наркотики уже "достали", а не ждать введения дополнительных сил. Главное, чтобы ее руководители осознали, что успех зависит не столько от числа сотрудников, сколько от их умения.

Основное направление шведской модели – профилактика. А как обстоит дело с профилактикой у нас? Если сравнить статистику уголовных и административных задержаний с наркотиками, то становится понятно, что ситуация "перевернута с ног на голову" (рис. 3). В 1995 г. мы фиксировали по стране 80 тыс. уголовно-наказуемых наркопреступлений, а административная практика по этой линии составляла всего 50 тыс. связанных с наркотиками правонарушений. Профилактика – это когда количество административных наказаний превышает уголовные. Если в России ежегодно выявляется более 200 тыс. наркопреступлений, то административных задержаний должно быть как минимум около миллиона. Их же намного меньше, чем наркопреступлений.

Статистика уголовных наказаний и административных задержаний за наркотики

Действенность целевых комплексных программ по борьбе с наркотиками, разработанных под эгидой региональных (городских) администраций, – весьма распространенный миф в нашем обществе. Большинство таких программ написаны не специалистами в области управления. Они несостоятельны с точки зрения ресурсного обеспечения и организации работы. К примеру, сейчас очень популярны всевозможные концертные акции против наркотиков. Наркоманов от них меньше не становится. Знаете, почему? Потому что эти программы не разрабатывают управленцы на основе анализа наркоситуации на конкретной административной территории, их составляют формально назначенные лица путем объединения предложений, полученных от различных комитетов и ведомств.

Сегодня в нашем обществе существует много других мифов о решении проблем наркомании. Многие считают, что у нас есть межведомственная координация, и ее уровень достаточен. На самом деле этой координации нет. В Питере еще в 1994 г. была создана межведомственная комиссия по борьбе с наркотиками. Однако с тех пор мало что изменилось в ее работе. За это время поменялось несколько руководителей, но успеха добиться так и не удалось. Механизм комиссий неэффективен, это всего лишь формальность, которая не решит проблему. Поэтому большинство ведомств, которые так или иначе занимаются проблемой наркомании, работают разобщенно. А необходимо работать в дружном, сплоченном союзе общественных организаций со всевозможными ведомствами и общественностью, привлекать к работе население. Надо назначить хотя бы одного человека – помощника губернатора, мэра, главы администрации, который будет отвечать за реализацию государственной политики по борьбе с наркотиками на территории административного образования. Этот человек должен обладать профессиональными знаниями, хорошо знать проблему, знать и изучать специфику наркоситуации своего города или района. Наша организация уже разработала положение об этом и направила его в города-члены ECAD.

Еще один распространенный миф: меня это не коснется. Общественное сознание в этом смысле очень сложно изменить в условиях кризиса. Но даже если наркомания не коснется непосредственно вашей семьи, она все равно вас затронет: наркоманы берут деньги из "кошельков" наших знакомых и незнакомых нам сограждан, воруют, грабят, угоняют машины. В состоянии наркотического голода наркозависимый человек ведет себя неадекватно и способен на любое преступление. Эта проблема касается всех, независимо от статуса и материального положения.

Самый губительный миф – уверенность отдельного молодого человека в том, что именно он никогда не станет наркоманом, даже если иногда будет пробовать запрещенный законом наркотик. Начинающие думают примерно так: я буду пробовать героин раз в месяц, и со мной ничего не произойдет. Но они ошибаются. Наркотик затягивает. Потребность в употреблении "допинга" неуклонно растет. И чем больше героиновый стаж, тем меньше у молодого человека шансов вернуться к жизни, свободной от наркотиков.

Общество, чистое от наркотиков, – это общество, в котором на тысячу населения приходится всего один наркоман. Сегодня в России – один наркоман на сто человек. Если брать в расчет только молодежь – один на десять. Страну захлестнула волна социальной наркоэпидемии. Что же будет через 20–30 лет?

Легких рецептов остановить наркотики нет. Не верьте тем, кто говорит, что легализация их потребления – это решение проблемы. Для прекращения наркоэпидемии понадобится желание всех людей и воля политиков, единение и солидарность в решении этой проблемы. Низкие зарплаты вынуждают родителей работать на двух–трех работах, из-за этого не остается времени на общение с детьми. У многих нет времени, а порой и сил на осознание качества общения с детьми. Мы не умеем общаться с ними. Норвежские ученые доказали: чем больше времени родитель проводит со своим ребенком, тем меньше вероятность того, что ребенок станет пробовать запрещенные наркотики. Наркоман – это человек, который не пошел по пути взросления. Для него ценности взрослой жизни не стали его внутренними ценностями. Он останавливается в своем развитии на том возрасте, в котором начал употреблять наркотики. Ответственность за воспитание ребенка в первую очередь несут родители. Если родители не научили своего ребенка ценить жизнь во всех ее проявлениях, жить естественными радостями, не прибегая к помощи смертельного "допинга", последствия могут быть плачевными.

В борьбе с наркотиками нет и не может быть легких путей. Наркоэпидемия "диктует" направление поиска эффективных мер борьбы с ней. Необходимо изменить сознание общества и помочь ему понять, что только совместные, объединенные усилия всех – родителей, учителей, медиков, общественных и политических деятелей – приведут нас к успеху. Мы не должны ссылаться на нехватку времени и денег, когда гибнет и вырождается наша нация. Это наши дети, это наше будущее.

Конференция "Новые тенденции в старой проблеме наркотиков", 01 февраля 2002 Зазулин Георгий Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры конфликтологии Института философии СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия)

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования