Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Стенограмма парламентских слушаний

 

СТЕНОГРАММА
открытых парламентских слушаний Комитета по безопасности на тему:
«Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности и целостности России»

26 октября 2001 года. 10 часов 30 мин. Новый Арбат, 19
 

Председательствует председатель Комитета по безопасности A. И. Гуров.

A. И. Гуров: Уважаемые дамы, господа, уважаемые священнослужители, уважаемые коллеги!

Во-первых, разрешите высказать искреннюю признательность и поблагодарить вас за то, что вы пришли сегодня на наш несколько необычный форум. Я нисколько не преувеличу, если скажу, что впервые в парламентской истории проводится такое глобальное мероприятие, с приглашением различных специалистов или специалистов различных ведомств, священнослужителей, послов, государственных служащих и других заинтересованных лиц, хотя ранее по этой теме уже проводились аналогичные слушания.

По своим задачам и целям это тоже несколько необычное мероприятие. Во-первых, мы как бы подводим итог всему тому, что было высказано до нас, а было до нас высказано много, но, к сожалению, как вы убедитесь из доклада и выступлений, чаще всего уходило в пустоту. Это первое.

Второе. Мы должны сегодня отдавать себе отчет в том, что когда мы говорим, что у нас запас прочности по сравнению, скажем, с американским обществом, с европейскими государствами в плане подверженности наркомании в 250 раз выше, то есть ситуация, если перевести на обычный язык, в 250 раз лучше, то мы опираемся на данные статистики, а статистика – как купальный костюм на красивой женщине: все подчеркнуто, но ничего не показывает. Я позволю себе снизить эту планку хотя бы до 50 раз. Но это не наша с вами заслуга. Это заслуга наших дедов, отцов, которые ковали эту прочность. Наша же задача – подхватить эту эстафету, прекратить пустую болтовню.

Я вам приведу всего лишь несколько цифр, которые говорят о возрастающей прогрессии. Если в 1950 году в России за наркологической помощью обратились всего 153 человека, то уже в 1964 году – 205 тысяч, то есть число обратившихся возросло в 68 раз, увеличение шло, но не столь высокими темпами.

Сегодня содействия у врачей по официальной статистике, а я еще раз вам напоминаю о купальном костюме, ищут каждый год не менее 50 тысяч человек или в 326 раз выше, чем полвека назад. Как здесь не вспомнить, что еще в 70-е годы теперь уже прошлого столетия американский криминолог Эдвард Шур в своей книге «Наше преступное общество» сделал проверенный на практике вывод: преступления, свойственные данному обществу, представляют собой ту цену, которую оно платит за желание построить социальный строй того или иного типа.

Вот поэтому наша с вами сегодня задача остановить эту страшную угрозу, остановить разрушение генофонда России. Победить наркоманию нельзя, как, очевидно, нельзя победить и многие другие негативные явления. Это шлак, который остается при сгорании угля. То же самое происходит и в обществе. Но снизить наркоманию, довести ее до неопасных пределов – это наша с вами задача.

Тем более что проходящая сегодня наша с вами встреча, по сути дела, созвучна высказываниям президента Путина по проблемам наркомании. Она созвучна Концепции национальной безопасности, которую подписал Президент и где проблема наркотиков выделена в число первоочередных угроз национальной безопасности России.

Наверное, нужно сказать несколько слов о том, кто же присутствует в зале. Здесь находятся депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, Совета Безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, политических партий, общественных организаций, религиозных конфессий, эксперты из специализированных научных учреждений, профессорско-преподавательский состав и студенты из различных высших учебных заведений, представители органов государственной власти и общественных организаций из субъектов Российской Федерации, более 30 представителей средств массовой информации, члены дипломатического корпуса в Москве, зарубежные гости.

К слову, придавая высокое значение настоящему событию, и вновь впервые в истории подобных мероприятий ИТАР-ТАСС поместил информацию о парламентских слушаниях в свой престижный календарь дат и событий, а Министерство по делам печати уже освещает ход парламентских слушаний в Интернете на сайте «Нет наркотикам». Сегодня я раза три слышал, например, по «Голосу Америки», случайно включив этот «Голос», о нашем сегодняшнем мероприятии.

И последнее, о чем я хотел бы сказать. Нам с вами очень часто приходится бывать на подобных форумах, где мы доказываем друг другу совершенно очевидные, аксиомные вещи. Мы порой нетерпимы к тем или иным положениям, что, в общем-то, понятно. Поэтому сегодня у меня к вам несколько просьб. Просьба первая: строго выдерживать Регламент. Выступающих или людей, экспертов, желающих, которые хотели бы выступить, очень и очень много. Поэтому давайте уважать друг друга и не обижайтесь на меня, если я буду прерывать или, как у нас говорят в Думе, выключать микрофон, если человек вышел за Регламент.

Правило второе. Высказываться конкретно и по существу. Не нужно убеждать друг друга в очевидном. Мы все устали от пустословия и несбыточных обещаний. Это знамение сегодняшнего времени. Хватит демагогии – больше дела. Поэтому – причины, условия, конкретные меры. А то, что плохо – можно по классике. Как там в России? Да воруют и все понятно.

Правило третье. Быть терпимым, как я уже сказал, к мнениям выступающих.

Спасибо за внимание. Приступим уже к обсуждению докладов, с первым из которых выступит всем вам хорошо известный Николай Дмитриевич Ковалев. Я могу сказать, что это бывший директор Службы ФСБ, весьма и весьма подготовленный специалист и в этой области тоже. Пожалуйста.

Ковалев Н. Д.: Спасибо, Александр Иванович.
 

Уважаемые дамы и господа, уважаемые коллеги! Я прежде всего хотел начать с того, что у нас за последние годы принято рассматривать проблемы в отрыве друг от друга. То мы боремся с коррупцией, то с организованной преступностью и так далее. Нет конца тем проблемам, которыми мы занимаемся. Но никогда еще в стратегическом плане мы не рассматривали эти вопросы в комплексе. Я думаю, что сейчас настал тот период, когда мы должны себе сказать, что наркобизнес без коррупции не может существовать. Не может существовать международный терроризм без поддержки наркомафии и так далее. Поэтому наша задача с вами сегодня состоит в том, чтобы рассмотреть все эти вопросы во взаимосвязи.

Я абсолютно не расположен говорить сегодня об актуальности темы, она совершенно очевидна, и рассматривать эту тему с точки зрения количества совершенных преступлений, связанных с наркотиками. Не берусь этого делать по одной простой причине: такой примитивный количественный подход, кстати, характерный за последние годы для нашей страны, на мой взгляд, подход абсолютно неправильный, что легко доказать на двух следующих примерах.

Смотрите: в Соединенных Штатах Америки ежегодно регистрируется столько правонарушений, связанных с наркотиками, сколько в России совокупно в течение 10 лет. В то же время в России ежегодно фиксируется столько указанных деяний, сколько в Японии за период 36 лет. Однако в Японии годовая наркостатистика сопоставима с пятилетней в Польше и так далее, и тому подобное.

Между тем, Америка, где властями фиксируется свыше миллиона ежегодных наркопреступлений, признается преуспевающей, а Россия, в которой та же категория незаконных деяний в 2000 году, к примеру, перевалила 240 тысяч, с некоторых пор из круга благоденствующих в этой области субъектов мирового сообщества временно выпала.

Однако и в нашей стране, и в Соединенных Штатах, и в Японии, и в Польше, да и во многих других странах проблема наркотиков вполне оправданно признается первостепенной. По признанию экспертов программы ООН по международному контролю за наркотиками, несмотря на координацию усилий и принимаемые меры, международному сообществу не удается пока переломить глобальную наркоситуацию к лучшему. Получаемые Организацией Объединенных Наций статистические данные свидетельствуют о неуклонном росте незаконного оборота нарковеществ в мире. Это общемировая тенденция.

Происходит приобщение все большего числа людей к употреблению наркосредств. Так, в 2000 году наркотики употребляли 180 миллионов человек, то есть практически три процента населения Земного шара. Самым распространенным из наркотических средств остается каннабис, более известный как гашиш и марихуана, который употребляют 144 миллиона человек. Затем следуют стимуляторы амфетаминного ряда – 28,7 миллиона человек и кокаин – 1,4 миллиона и опиаты – порядка 13,5 миллионов человек. Из них 9,2 миллиона употребляют героин.

В целом наркоторговля оценивается в 400 миллиардов долларов США, что составляет порядка восьми процентов всего мирового товарооборота.

Другой пример. Если взять статистику ООН к доле населения планеты, злоупотребляющего наркотиками, то выяснится, что на конец мая 2000 года в сравнении со всеми остальными государствами мира наркоситуация в России в 259 раз мягче. Александр Иванович об этом говорил в своем вступительном слове.

Но, посмотрите, более того, в сравнении с 1999 годом она стала чуть ли не в два раза «лучше». Я беру слово «лучше» в кавычки. По препаратам из конопли указанная разница составляет 83 раза, амфетамина – 143 раза, по кокаину – 810 раз. Правда, по героину у нас разрыв стал минимален – 2,7 раза. Так вот, несмотря на вроде бы такую «благополучную», и опять это слово я беру в кавычки, наркообстановку, и российское общество, и государство бьют настоящую тревогу. И я полностью разделяю эту точку зрения.

Что же нам теперь ожидать, когда лукавые цифры отечественной уголовной и медицинской статистики приблизятся к мировым, а Россия превратится в гигантский наркопритон? За примерами далеко ходить не надо. Это уже случилось с большинством суверенных территорий планеты. Следование формальным глобальным ориентирам себе дороже будет. Но если традиционный подход в оценке незаконного оборота наркотиков по наркопреступности видится устаревшим, то на какие же составляющие наркобизнеса обращают внимание наши ведущие зарубежные коллеги? Я отвечу вам на этот вопрос.

В настоящее время лидирующими показателями противостояния незаконному обороту наркотиков за рубежом стали: объемы судебных конфискаций преступно нажитого имущества: денег, сокровищ, недвижимости, выявление фактов коррупции и отмывание финансов в банковской системе, изъятие у криминальных синдикатов наркотиков, оружия, различной техники, средств передвижения, электронного оборудования и так далее. У нас же в стране в отчетах о борьбе с незаконным оборотом наркотиков на первое место традиционно выпячиваются количественные показатели наркопреступности, а качественные такие, к примеру, как конфискация, коррупция остаются в тени. Так легче будет рапортовать об успешно проделанной работе, и пускать пыль в глаза и населению, да и первым лицам государства.

Несколько слов об оценке угрозы незаконного оборота наркотиков, национальной безопасности и целостности России. Разумеется, рассуждая об оценке угрозы незаконного оборота наркотиков, национальной безопасности и целостности России, я мог бы еще остановиться и на других важных ее характеристиках, а именно таких, как историческая обусловленность данной проблемы, современное состояние наркобизнеса, осуществляемого преступными группами, маргинализация населения, обострение этнической наркопреступности, контрабанда наркотиков и так далее.

Но, судя по тем обильным, объемным материалам, которые мы получили в наш комитет при подготовке настоящего мероприятия, среди выступающих все эти и многие другие аспекты наркоситуации в России окажутся разъяснены и соответствующими специалистами, и социологами, медиками.

Я же с вашего разрешения затрону следующие важные моменты незаконного оборота наркотиков. Это его финансовая база, связь с терроризмом и коррупцией, законодательное обеспечение.

Говоря о финансовой основе наркобизнеса в России, нельзя не отметить, что картина с изъятием и конфискацией преступно нажитого имущества у доморощенных наркобояр куда как неприглядная. Согласно расчетам, на изобличение и осуждение одного сбытчика наркотиков достаточно мелкого масштаба государственный бюджет через соответствующие ведомства затрачивает порядка 30 тысяч рублей. Для удобства скажу, что это около тысячи долларов США.

По данным правоохранительной статистики, в среднем на одно уголовное дело приходится 25 долларов США изъятых материальных ценностей и средств. Судами же конфискуется и того меньше. Как сообщил Государственной Думе на недавнем «правительственном часе» Министр внутренних дел Грызлов, в отношении 27 тысяч осужденных за наркопреступления, по которым предусматривалась конфискация, этот дополнительный вид наказания использовался только в 11 процентах случаев или в одном случае из каждых девяти.

Иными словами выходит, что государственный бюджет как бы инвестирует незаконный оборот наркотиков в России. И, похоже, это действительно так, ибо доходы наркобизнеса в России превышают, например, бюджет Министерства внутренних дел России в разы. Но есть у данного критерия и другая сторона медали. Судьи сетуют, что конфисковать, собственно, и нечего, поскольку к уголовной ответственности привлекаются главным образом потребители наркотиков.

Кроме того, как следует из справки судов Астраханской, Новосибирской, Саратовской областей. Ставропольского края, других мест известно немало ситуаций, когда подозреваемый или обвиняемый называл конкретное место приобретения наркотиков, но это не влекло за собой реакции правоохранения. То есть сбытчики этого дорогостоящего яда и их неправедно нажитое имущество оставалось вне зоны внимания государства.

Мы запросили по этому поводу соответствующие сведения и вынуждены отчасти согласиться с услышанной претензией. Выяснилось, что, например, в 2000 году к административной и уголовной ответственности были привлечены более 285 тысяч человек. Из них потребителями наркотиков признаны 168,1 тысяч, или 58,9 процента. Понятно, что у последней категории участников незаконного оборота наркотиков тех денег, которые организаторы наркобизнеса отняли у российского общества, просто нет, эти деньги таким образом не вернешь.

Мне бы хотелось особенно подчеркнуть, что лишение финансовой опоры организаторов наркобизнеса играет исключительно важную роль в деле борьбы с внутренним и международным терроризмом. В наши дни обнаружилась тесная связь между незаконным оборотом наркотиков, терроризмом и сепаратизмом. Благодаря большим деньгам, получаемым от торговли наркотиками, происходит финансовое обеспечение террористических актов, закупается оружие и многое другое для боевиков, имеются деньги для подкупа недобросовестных чиновников.

Конкретную реализацию обозначенная взаимосвязь получила в ходе развития идеи о допустимости использования методов наркобизнеса и терроризма в целях подкрепления сепаратистских тенденций и утверждения религиозного экстремизма в противовес федеративной целостности государства и конфессиональной терпимости населения нашего Отечества,

За рубежом, кстати, еще 15 лет назад по этому поводу была разработана специальная теория о наркотерроризме. В России указанной темой плотно пока вообще практически никто не занимается, не считая работу Бориса Федоровича Калачева, которая известна достаточно узкому кругу специалистов.

В настоящее время немало правительств мира, которые прежде финансировали и иным образом поддерживали террористические и повстанческие группировки по различным причинам отказались от подобной практики.

Конкретный пример – Усама бен Ладен. Широко известны его контакты с ЦРУ США. Когда он стал неуправляем, то оказался чрезвычайно опасен и прежде всего для самих Соединенных Штатов Америки. В итоге люди наподобие бен Ладена вынуждены искать средства для продолжения реализации своих экстремистских амбиций. Отсюда образовались предпосылки слияния интересов организованной преступности и террористов. Первым надо осваивать методы террора либо нанимать боевиков для достижения своих целей, например, легализации или облегчение практики извлечения сверхдоходов. А вторым необходимо получить от криминальных нуворишей деньги, оружие, боеприпасы, социальную поддержку для использования в собственных интересах.

Наиболее прочным преступный альянс может стать в случае совпадения основных мотивов и стратегии в достижении поставленных наркомафией и террористами целей. Например, в ряде стране Южной Америки террористов, повстанцев, партизан не устраивает проамериканская направленность внешней политики национальных правительств. Это же не устраивает и могущественный картель Кали, прежде медильинский картель, поскольку им противодействуют и мешают в транспортировке и торговле кокаином. Вследствие этого и произошло тесное объединение усилий обоих незаконных структур. Цель – насильственное и прикрытое псевдодемократическими лозунгами смещение властвующих ныне правительств.

Схожие процессы происходят и в Чеченской Республике. Хотя, наверное, первый задокументированный факт индивидуального наркотерроризма имеется в фондах Государственного архива и датируется 1965 годом, когда некто Прыгунков, 17 лет от роду, в состоянии наркотического опьянения поджег документы участковой избирательной комиссии Москворецкого района города Москвы.

К событиям такого же порядка следует отнести взрыв наркологического диспансера Краснодарского края в 1986 году, а равно одиночные и групповые попытки угонов наркоманами воздушных судов, захваты заложников и другие террористические акты.

В наши дни наркотерроризм в России приобрел большую масштабность и социальную опасность, трансформируясь в серьезную национальную угрозу. Это, в частности, ярко видно, как я уже сказал, на чеченском примере. Как свидетельствуют различные оперативные источники, чеченские боевики вступили во взаимовыгодный альянс с транснациональной наркопреступностью, включая талибов, и приняли участие в глобальном распространении героина и кокаина. На вырученные от наркобизнеса деньги осуществлялась закупка боевого вооружения, военной техники, продовольствия, оплата наемников и так далее и тому подобное.

Что же касается намечающейся, и кое-где уже реализующейся, связи организованной преступности и террористов, то здесь акты наркотерроризма фиксируются именно в случаях ущемления финансовых интересов криминальных сообществ.

К сожалению, в Российской Федерации ни один из проинтервьюированных экспертов из числа начальствующего и руководящего составов, специализирующихся на борьбе с наркобизнесом, не оказался в состоянии разъяснить проблему наркотерроризма как комплексное явление. Хотя все опрошенные подтвердили наличие фактов использования денег, вырученных от торговли наркотиками на осуществление довольно широкого круга преступлений, связанных с терроризмом.

Между тем, в зарубежной полицейской практике и деятельности спецслужб по проблемам, которые мы сегодня обсуждаем, сегодня созданы специальные группы, специальные команды, если хотите, которые занимаются этими вопросами. Комплекс вопросов наркотерроризма находится в центре внимания и Всемирной конференции ООН на уровне министров по организованной транснациональной преступности. Однако международный терроризм и транснациональный наркобизнес были бы ничтожны без укрепляющего их мощь третьего явления – коррупции.

Не знаю, почувствует ли присутствующая здесь аудитория какое-то облегчение, но озвучу некоторые выводы из прошлогоднего доклада «Российская организованная преступность – вызов Путину», подготовленного Вашингтонским центром стратегических и международных исследований. По мнению его авторов, вина за разрастание преступности и коррупции в России частично лежит на странах Запада, в том числе Соединенных Штатах Америки, так как администрация этого государства не проявила своевременного и должного внимания к данной проблеме и не оказала России необходимой в этом случае международной помощи.

Проведенные в России исследования показывают, что основной социальной причиной взрывоопасной связки из коррупции, наркобизнеса и терроризма является жажда обогащения. Колоссальные деньги, вырученные от незаконного оборота наркотиков, организованная транснациональная преступность и международные террористы в союзе с российскими криминальными сообществами успешно внедряют и расходуют в национальной государственной и политической сфере. Постепенно эта методика охватывает все большие круги населения.

Согласно исследованиям среди несовершеннолетних города Москвы, проведенным ВНИИ МВД по заказу городского центра «Дети улиц», в каждых 140 случаях из тысячи несовершеннолетним правонарушителям удавалось избежать правовой ответственности благодаря именно даче взятки государственному служащему, исполнения какой-то личной просьбе чиновников взамен наступающих юридических последствий по факту участия подростка в незаконной деятельности. Кстати, эти данные кореллируются и с ответами детей на вопрос: каковая основная причина начала потребления наркотиков несовершеннолетними? Каждый 148 подросток из тысячи убежден, что правовой ответственности в случае участия в незаконном обороте наркотиков ему удастся благополучно избежать.

Опросы, проведенные среди экспертов из 18 субъектов Российской Федерации, обнаружили значительную степень коррумпированности администрации регионов, судей, адвокатов, выступающих посредниками в взяточничестве. Я повторюсь, что это экспертный опрос. Тем не менее, он дает возможность поразмыслить над некоторыми цифрами. Около 87 процентов от числа всех опрошенных прямо указали на те или иные реально существовавшие случаи коррупции в сфере незаконного оборота наркотиков. Вдумайтесь только в эту цифру!

Названные и другие негативные обстоятельства дают право отнести проблему наркобизнеса в России и такую мощную составляющую, как незаконный оборот наркотиков, к фактору, представляющему непосредственную угрозу национальной безопасности и территориальной целостности страны.

Мне бы хотелось остановиться на том, что мы с вами, конечно, должны совершенно четко понимать, что прежде в нашем государстве десятилетиями существовал, так называемый, «железный занавес». По-разному можно к нему относиться, по-разному можно характеризовать это время, но факт остается фактом – по сути дела мы со своими проблемами во многом варились в собственном соку. Сегодня же в силу прозрачности границ, становления открытого гражданского общества, Российская Федерация как бы впитывает в себя весь тот негатив, который на нее обрушился, и мы вправе говорить о таком явлении как наркоагрессия против нашей страны.

Другими словами, чем интенсивнее и надежнее национальная безопасность Российской Федерации начнет обеспечиваться от угрозы незаконного оборота наркотиков, терроризма, коррупции, тем благополучнее станут складываться парадигмы всех названных проблем и в зарубежных государствах и, соответственно, наоборот.

Несколько слов о состоянии законодательной базы. Российская правовая система контроля над оборотом и потреблением наркотиков, распространением наркотиков, складывалась в течение нескольких веков. Апогея эффективности, отвечающего общественно-политическому моменту времени, она достигла на закате существования советской России, в преддверии перестройки.

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 60 федеральных законов, включая кодексы, свыше 100 постановлений Государственной Думы, более 180 указов Президента и постановлений Правительства, где затрагивается принятая к анализу тема.

Ведомственные нормативные акты, регулирующие тот же вопрос, близки к 700 наименований.

Международные договоры с участием России превышают две сотни.
 

Принимая во внимание обилие рассматриваемых документов, целесообразно остановиться на ключевой проблеме, которая образовалась в области законодательного контроля над наркотиками – это противоречия, накопившиеся в действующей системе российского права.

Тема эта длинная, поэтому я обращу ваше внимание только на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она в целом, ее отдельные нормы, обладают верховенством над законами и иными нормативными правовыми актами. Последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей.

Законы и подзаконные акты, не отвечающие неоспоримым установкам Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. У нас же сплошь и рядом, еще раз подчеркну, сплошные противоречия в этом вопросе.

К сожалению, то, что написано в теории, на практике зачастую не исполняется. К примеру, смотрите, в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах», 1998 год, вводится термин, отсутствующий в пункте «м» статьи 71 Конституции. Как мы знаем, в Основном законе зафиксировано слово «наркотическое средство», в то время как в указанном федеральном законе ведется речь о «наркотических средствах и психотропных веществах». Следовательно, несмотря на очерченный этим федеральным законом порядок действий, связанный с психотропными веществами, получается, что федеральные власти, согласно Конституции, не уполномочены контролировать производство и использование названных препаратов в субъектах Российской Федерации. По юридической силе установки основного закона перекрывают полномочия федерального законодательства.

Конвенции 1961, 1971, 1988 годов утвердили в международной правовой системе, как мы помним, два термина – «наркотические средства» и «психотропные вещества». Подчеркнем, что большинство ныне действующих федеральных законов это понятие вообще опускает. Так в Гражданском кодексе Российской Федерации используется только понятие «наркотические средства», например, статья 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и, наоборот, в Уголовном кодексе Российской Федерации используются сверх международных стандартов, ратифицированных, кстати, Российской Федерацией, не разъясненные в отечественном праве понятия, к ним относятся: «сильнодействующие вещества», «одурманивающие вещества» и так далее, и так далее...

Выходит, что действующее федеральное законодательство либо вступает в противоречие с Конституцией, либо с международными договорами, либо и с Основным законом, и с международным правом.

Мы поработали над выявлением этих несоответствий. Я, пожалуй, на этом их перечень прекращу, но поверьте, что проведена огромная работа и первое, что нам предстоит сделать – естественно, устранить вот эти противоречия.

В субъектах Российской Федерации также проведена большая работа по выявлению противоречий, и нам предстоит устранить их и в этой области.

Не исключено, кстати, что терминологическая разноголосица, сложившаяся за последнее время в постсоветской России, вызвана не только невысоким профессионализмом участников законотворчества, но и осознанными действиями в этой области. Предполагается, что законодательные работы в Государственной Думе в области контроля над наркотиками могли бы начаться именно с этого – с упорядочения основных понятий, применяемых в действующих федеральных законах и законах Российской Федерации.

Позволю себе, с учетом лимита времени, остановиться на некоторых предложениях.

Уважаемые коллеги, в непростых условиях социально-экономических и политических преобразований, происходящих в России, вряд ли уместно предъявлять большие претензии к руководству государства о недостаточности внимания, уделяемого проблеме наркотиков. Однако, на сегодня угроза безопасности личности, обществу и государству от незаконного оборота наркотиков столь очевидна, что вызывает необходимость незамедлительного принятия в этой области комплекса крупных мер, вплоть до радикальных, заведомо непопулярных в определенных кругах отечественной и зарубежной общественности. Мы с рядом депутатов выходим с инициативой о введении смертной казни за распространение наркотиков. Да, мы понимаем, что это вызовет бурю эмоций, тем не менее, считаем, что такая мера в условиях современной России просто необходима. Приглашаем к полемике на сей счет. Я думаю, что мои коллеги об этом еще скажут более подробно.

У вас на руках имеется проект рекомендаций к нашим парламентским слушаниям и мне нет особой нужды перечислять все, что мы туда заложили. Отвлекаясь от собственного доклада и подводя некую черту, я бы хотел сказать вот о чем. Нам необходимо в кратчайшие сроки подготовить и утвердить у Президента Российской Федерации концепцию государственной политики в области противодействия наркоагрессии в Российской Федерации. Основные направления для нас абсолютно понятны – это профилактика, это лишение финансовой базы, финансовой опоры наркобаронов, это силовое противодействие и социальная реабилитация.

Особо я бы, конечно же, выделил одно направление нашей совместной работы – социальную реабилитацию в области законотворческой инициативы, законотворческой работы, как я уже сказал, устранение отмеченных противоречий и недостатков. В трехмесячный срок необходимо рассмотреть все антинаркотические законы, проекты всех антинаркотических законов, которые есть, а их огромное совершенно количество и представить их в Совет Государственной Думы для принятия решения. Создать федеральный орган, это мое глубокое убеждение, уполномоченный осуществлять комплексное противодействие незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации.

Да, мы понимаем сложности. Да, мы понимаем, нет денег, трудно с финансированием. Тем не менее, необходимость такая есть. Это нужно делать. Также как и нужно выделять средства на разработку определенных биологических средств для борьбы с этим явлением. Это одно из перспективных направлений, по которому Россия также должна двигаться. Вот, пожалуй, все, что я сумел сказать в отведенное для доклада время. Спасибо вам за внимание.

A. И. Гуров: Николай Дмитриевич, спасибо.

Вопросы прошу подавать в письменном виде. Попрошу, кстати, Николая Дмитриевича и других, кому будут адресованы вопросы, подготовиться с ответами.

С содокладом выступит заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, наркомании среди несовершеннолетних и молодежи Вера Александровна Лекарева.

Лекарева В.  А.: Добрый день, дорогие друзья!

Я хочу обратить ваше внимание, что вопрос наркотизации населения Российской Федерации поднимается уже не однажды и это не первые парламентские слушания, посвященные этой проблеме.

Но я хочу сказать вот о чем. Ситуация в нашей стране складывается таким образом, что она не укладывается в рамки нормальных, человеческих отношений. Судите сами, взрослое население поголовно спивается, молодежь курит, колется, нюхает. Жизнь нормальной матери, которая старается вырастить своего ребенка здоровым, можно приравнивать к высшей мере наказания. Если она его уберегла от наркотиков, если она порой на двух, на трех работах работая, вырастила парня, то она с ужасом ждет «груз-200» из армии. В Вооруженные Силы, как не обидно нам это признавать, также проникла наркотическая зараза, и мы имеем сведения на этот счет.

Не случайно в нашей Думе, впервые в истории существования государственных дум, создана и действует Комиссия по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.

Для того чтобы бороться с этим злом, надо знать его причину Мы должны с вами уяснить, что наркоагрессия имеет глубокие исторические корни. Кстати говоря, она была известна еще и во времена Владимира Мономаха, и уже тогда очень жестоко расправлялись с любителями употребления наркотического зелья, вплоть до смертной казни.

Есть два пути уничтожения наркомании – карательные и профилактические. С карательным более-менее результативно справляются правоохранительные органы, профилактические напрочь забыты и здесь очень жестко нужно ставить вопрос о ранней профилактике. Надо отсечь больных от здоровых. Нужно понимать, что мы боремся с последствиями вместо того, чтобы устранить причину возникновения наркомании.

Десять лет назад мы в Самарской области задумались над тем, почему мы проигрываем наркоторговцам? Мы – грамотные, образованные, успешные, а почему-то дети и молодежь нам не верят, и охотно идут за наркодельцами и наркомафией. Все происходит потому, что наркоторговец, как ни стыдно это признавать, говорит пареньку или девушке правду: тебе плохо, с тобой несправедливо поступили, ты не можешь попасть в престижный клуб или спортивную секцию, тебя обидели дома родители, вот уколись, ты поймаешь кайф и все будет в порядке. Моментальное действие и моментальное получение сомнительного удовольствия делает свое дело. А мы обманываем, мы говорим: подождите, ребята, вот пройдут реформы и все будет нормально, вы будете жить. Подождите, вы закончите вуз, школу и будете заниматься в молодежном клубе, в спортивной секции, получите престижную работу, но это будет когда-то... Погоню за сомнительными удовольствиями, за маленькими радостями каждый день нужно брать во внимание.

Поэтому, чтобы результативно бороться с наркоагрессией, которую Николай Дмитриевич правильно расценил как наркотеррор против России, нужно объединиться всем здоровым силам общества, нужно четко уяснить, что ни правоохранительные органы, ни Министерство образования, ни Министерство здравоохранения, ни Правительственная комиссия, ни Президент не может в одиночку справиться с этой бедой. Ситуация такова, что общество еще не осознало опасности этой беды. Александр Иванович сказал, что у нас более-менее благополучно по сравнению с остальными странами, но мы лучше других не потому, что у нас все хорошо, а потому, что другие просто хуже нас.

Поэтому буквально два слова хочу сказать о регионах, где более – менее успешно поставлена эта работа – это Татарстан, Башкортостан, Самарская область, где объединились все. Мы начали с того, что взяли во внимание группы риска, проблемных детей, которыми занималась только милиция. Заключили договора с правоохранительными органами, с воинскими частями, с религиозными конфессиями, с представителями науки, интеллигенции, культуры. И что получается? В Самарской области уровень наркозависимых в пять раз ниже, чем по Российской Федерации в целом. И многие другие регионы, которые пошли по этому пути... Понимаете, нужно перестать уговаривать, нужно взяться за эту проблему, поставить задачу и решить ее. Нужно сменить оборонительную тактику на наступательную, и только тогда у нас будет с вами успех. Здесь, в зале присутствует Нина Яковлевна Ларионова, которая воспользовалась рекомендациями Комиссии по профилактике наркомании и, я надеюсь, что ей удастся выступить, она доведет до вашего сведения, что получила ошеломляющий результат – на 50 процентов снижается уровень потребления наркотиков там, где этой проблемой занимаются пристально.

И, в заключение, хочу предложить вашему вниманию предложение нашей комиссии, которая обращается к слушателям, к участникам парламентских слушаний с тем, чтобы наши предложения были включены в рекомендации парламентских слушаний, которые мы сегодня обсуждаем с вами.

Исходя из ответственности перед нынешними и будущими поколениями, тревожась за судьбу Российской Федерации, стремясь обеспечить национальную безопасность и целостность нашей страны, чтя память предков, завещавших нам беречь, любить и уважать свою Родину, депутаты Государственной Думы, члены Комиссии Государственной Думы по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании среди несовершеннолетних и молодежи обращается к участникам парламентских слушаний с просьбой поддержать наши предложения.

Рассматривать ураганную интервенцию наркотических веществ в нашу страну как наркотеррор против России.

Принять постановление Правительства о недостаточных мерах по борьбе с наркоманией.

Закрыть неэффективные программы.

Создать банк данных на реальное число наркозависимых и людей из групп риска, а также на проблемные семьи.

Разработать новую стратегию и тактику борьбы с наркоманией – от обороны перейти к наступлению, поставив первоочередную задачу: остановить рост числа наркозависимых. Отделить больных от здоровых и все силы направить на раннюю профилактику.

Активнее работать с регионами и туда перенести центр внимания. Зачастую в регионах уже знают ответ, как уничтожить наркоманию. Нельзя в рамках Белого дома или за кремлевской стеной найти правильное решение, как бороться с этим злом.

Далее, с целью сохранения генофонда нации просим поддержать обращение к Президенту Путину Владимиру Владимировичу, в котором попросить о разработке и утверждении основ единой концепции борьбы с наркоманией и криминалом в Российской Федерации. Нужно обязательно, чтобы был государственный координирующий орган. Не случайно, когда на «правительственный час» по нашему приглашению должен был прийти наш Председатель Правительства Касьянов Михаил Михайлович, пришли три министра. У семи нянек дитя без глазу, как мы выяснили.

Следующее, ужесточить уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ, за вовлечение несовершеннолетних и малолетних детей в наркоманию и криминал, на насилие, жестокость, убийства и развратные действия против детей.

Кстати говоря, здесь уже Николай Дмитриевич сказал, что наша комиссия инициировала и внесла в Государственную Думу поправки к уголовному законодательству, где предусмотрена исключительная мера наказания для наркодельцов.

Далее, поддержать проект федерального закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации» и перенести всю ответственность на этот государственный орган. Проект федерального закона уже внесен депутатами, членами нашей комиссии в Государственную Думу.

Поддержать проект федерального закона «О государственной поддержке организации досуга детей, учащийся и студенческой молодежи», широко развивать массовый детский спорт, как эффективную альтернативу наркотику, ввести детский налог на предметы роскоши и направить его на поддержку детских и юношеских спортивных школ, спортивных сооружений, дворцов культуры, подростковых клубов, дворовых команд, на проведение соревнований, приобретение спортивного инвентаря.

Взять в союзники общественные, военные, религиозные организации. Вовлечь в борьбу с наркоманией представителей науки, искусства, интеллигенции, наших олимпийских звезд спорта.

Обеспечить государственный социальный заказ средствам массовой информации на рекламу здорового образа жизни, лишить наркотик привлекательности, сделать его невостребованным.

И только такие усилия всех заинтересованных лиц, всех здоровых сил общества могут дать результат, выражающийся хотя бы в локализации наркоситуации в Российской Федерации. Если мы будем продолжать поиск врага, наши усилия будут безуспешны. Надо понимать, что против нас борется не хилый, зеленый наркоман, которого надо лечить, а хорошо отлаженная преступная группировка, имеющая, как здесь уже говорилось, возможность подкупа, возможность провести своих людей на ключевые посты, возможность влиять на принимаемые решения и которая не собирается так просто сдаваться.

Кстати говоря, оборот наркотиков в Российской Федерации составляет 15-20 миллиардов долларов в год. Наивно думать, что можно будет уговорить отказаться от такого преступного бизнеса. Здесь должна быть бескомпромиссная борьба, здесь должна быть борьба на уничтожение и, как я сказала, только соединив карательные и профилактические меры, мы добьемся хорошего результата. Спасибо.

A. И. Гуров: Спасибо. Секунду в секунду идем. Хорошая пунктуальность. Позвольте мне предоставить слово Владимиру Вольфовичу Жириновскому. Извините, что я лоббирую депутатов, но это мой начальник, он заместитель Председателя Думы. И потом, многие положения мы взяли из его книги, можете посмотреть выдержки. Пожалуйста, Владимир Вольфович. У Вас семь минут на выступление.

Жириновский В. В.: Хочу сказать, что говорить о том, что горит дом – бесполезно. Надо искать поджигателя и его уничтожать или думать о том, какой следующий дом загорится. И хотя бы тот, второй дом спасти.

Если есть наркопотоки, то их нужно пресечь. Это лучше всего. Чтобы оптовые поставки были прекращены, потому что в розницу бороться с распространителями очень тяжело, хотя тоже можно.

Для того чтобы оптовые поставки пресечь, нужна жесткая граница. На это нет денег. Внутри страны решить в целом вопрос с теми, кто распространяет наркотики в розницу в условиях демократии невозможно.

Если перейти к авторитарному режиму, то мы уже как бы имели этот опыт... Тоже будет плохо, потому что и культура будет хуже развиваться, и все наши исследователи, и творческие люди. Им будет тяжело. Поэтому тупик. И не надо себя блажью такой увещевать, что вместе объединимся, возьмемся за руки и поборем. Ничего не поборем. Будет все хуже и хуже.

Единственное, на что можно надеяться, так это на то, что резкое ухудшение обстановки в мире в целом – экологические катастрофы, террор и наркотики заставят наконец США понять, что надо не господствовать в мире, а пытаться объединиться с Россией. Не с НАТО, не с Европой, ибо НАТО и Европа уже здесь бессильны. Сегодня Генеральный Секретарь НАТО просит 40 тысяч солдат для отправки в Центральную Азию. Ему никого не дают. У них, в натовских армиях, два миллиона солдат, и ни одного не дают. Нет солдат. Армии есть, а воевать в Центральной Азии некому.

Статистика обманчива. Это огромные армии, а воевать никто не хочет. Так и здесь, говорят, вот столько-то наркоманов, да каждый месяц один наркоман сажает на иглу еще пять-семь. Вы никогда не учтете, сколько их уже сегодня реально. Через пять лет все население в возрасте от 13 до 25 лет будет наркоманами. Все будут алкоголиками, все будут делать то, что вот здесь до меня говорил докладчик. И подобными мерами, которые сегодня принимаются, с этим бороться бесполезно.

Я сказал министру Грызлову на заседании Государственной Думы: «Сорвите погоны у трех участковых милиционеров, которые знают, где на их участках находятся наркопритоны и бездействуют». Не надо сажать их в тюрьму, не надо их расстреливать, иначе мы всех наших мужчин расстреляем, они все в погонах или все они, так сказать, так или иначе задействованы с преступным миром. Ни в коем случае не следует прибегать к уголовным репрессиям. Но нужен показательный процесс. Введите должности: заместитель Министра здравоохранения по борьбе с наркотиками, заместитель Министра образования по борьбе с наркотиками, заместитель Министра обороны, то есть в тех министерствах, которые связаны с населением. Никто этим не занимается. Премьер-министр ни разу это слово даже не произнес.

Государственная Дума тоже ничего не делает. Три года назад приняли какой-то слабенький закон и больше ничего нет. То есть, кого мы уговариваем? Парламентские слушания проводят депутаты, да, с участием специалистов. Специалисты здесь, депутатов нет, кроме президиума и немножко там, в зале сидят. Кого мы уговариваем? Эти депутаты ничего не примут. Ничего не примут. Они даже закон «О рыбе» не могут принять восемь лет. Безобидный закон. Рыбная мафия настолько сильна, хотя и имеет оборот всего четыре-пять миллиардов, в десять раз меньше, чем наркотики, и все равно не могут принять закон. И не примут закон. Поэтому законов не будет. И исполнительная власть делать ничего не будет, ее заставит пошевелиться только всеобщая угроза гибели нашего населения. Так террор показал... Это же все делают спецслужбы. Террористов сперва курируют и готовят спецслужбы для своих целей, а потом террор выходит, так сказать, на свободное поле и не хочет подчиняться спецслужбам.

То же самое и наркотики. Основные потоки наркотиков курируют спецслужбы США, Бразилии, наркопроизводящих стран, в Восточной Европе и у нас. Надо с ними договариваться, чтобы они перекрыли все. Чтобы Россия перестала быть очень доброй ко всем. Мы не можем перестать сеять наркосодержащие травы... Нужно направить наркопотоки в другие регионы. Это мы можем. Отрегулировать это. И этим надо заниматься, чтобы наркопотоки пошли в другую сторону, минуя Россию, и поставить жесткие условия, что если это не будет сделано, значит, мы будем принимать другие меры, в другом направлении. Есть же страны, которые решили проблему – Китай, Пакистан, Иран. Почему там нет наркоманов? Кругом наркотики, а наркоманов нет. Значит, есть пути решения проблемы.

Но эти пути решения, к сожалению, так сказать, в рамках вот того общества, которое мы сегодня создали, неприемлемы... Мы говорим: ввести смертную казнь. Не получится. Президент не пойдет на это. Потому что мы вступили в Совет Европы. Я – единственный был против этого. Пять лет назад мы туда вступили, за пять лет заплатили 100 миллионов долларов, годовой взнос – 20 миллионов. Эти бы деньги направили бы на борьбу с наркотиками. 100 миллионов мы бы вложили уже в борьбу с наркоманией, а мы отдали депутатам европейских стран, чтобы они нас критиковали, что у нас все плохо. Это что, как это называется?

Поэтому, прежде чем отменять смертную казнь, мы должны выйти из Совета Европы и обязательно восстановить ее. И показательную смертную казнь. Трошев сказал один раз, что делать с террористами и все, заткнули глотку генералу. Генералу боевому закрывают глотку. Кто вам позволит, журналистам, депутатам, бороться с наркотиками, когда вон в крови вся армия, столько негодяев там и что мы делаем? Вот сейчас переговоры с ними ведем, да? Вчера объявили, что приедет представитель Масхадова. Когда Президент дал ультиматум трое суток им – сдать оружие и войти в мирную жизнь, через два дня или через несколько дней Масхадов дает приказ: убивать русских, взрывать атомные станции, разрушать инфраструктуру, и мы с ними после этого ведем переговоры. Нужно было уничтожить в течение недели. С 13 сентября по 20-е нужно было уничтожить, и весь мир бы нам простил. За неделю. Есть дурацкая русская пословица: медленно запрягают, быстро скачут. Мы и медленно запрягаем, и вообще уже не скачем.

Нужно быстро запрягать. Хватит ссылаться на русский характер, что слишком добрые. Закрыться нужно от этой доброты, так сказать. Должна быть жесткая, эгоистическая страна и жесткая власть должна быть. Не должно быть никаких выборов представителей регионов, только парламент для того, чтобы это было общественное мнение страны. Все. Больше нигде никаких выборов не должно быть. Никаких 89 субъектов, 30 губерний, никакого национального вопроса, ничего этого не должно быть. Пока мы здесь сидим, в медресе по всей стране, готовят боевиков, таких же как Басаев, таких же как бен Ладен. Что мы будем с ними делать, когда они уже будут подготовлены, получат взрывчатку?

Поэтому нужны жесткие меры и только через спецслужбы, потому что закрывать страну снова и говорить, что мы вновь возвращаемся к тоталитарному режиму – это тем более ударит по молодежи, которая привыкла уже жить в условиях свободы.

Наконец, пропаганда. День и ночь, наоборот, показывают такую пропаганду, что хочется принимать наркотики. Это же можно поменять. Фильм «Лавина» показывают в Кремле и там есть целый эпизод, как старший мальчик совращает младшего. И показывают, как игла входит, прямо эту жилу... Посмотрев на такое, молодой человек захочет сделать то же самое. Я понимаю, что это такое, но молодой скажет: давай, и я тоже, давай и мне тоже что-нибудь сделай. Дети же не понимают, что это плохо. Раз показывают, значит, это нужно попробовать. Потому что они... у них обезьяньи повадки. И этот фильм показывает, что вот так нужно применять наркотики и песни есть соответствующие. Здесь-то что, деньги нужны? Нужна воля.

Что этот Лесин – министр пропаганды? Чем он занимается, этот министр? Я всем правительствам говорю: дайте министра пропаганды, чтобы, действительно, его выступления каждую неделю к чему-то привели. Бесполезно. Они занимаются только финансовыми операциями. Они все воруют, наши министры, депутаты все молчат. Эта Государственная Дума, завтра принеси депутатам договор расчленения Российской Федерации, они его проголосуют. Это техническая Дума, там нет ни одного мыслящего депутата, который бы что-нибудь сказал, подумал о стране своей. Любой закон примут завтра. Все вхолостую, не думая, нажимают на кнопки как животные, смотрят вниз, нажимают, ни о чем не думая, не задумываясь о последствиях. Это же безобразие. Они должны думать. Парламентские слушания для кого? Для них. Где они, депутаты? Кто, где 450 депутатов? Для чего слушания? Чтобы их заставить принять нужные законы. Их здесь нет. Мы занимаемся политическим онанизмом в чистом виде, сами себя удовлетворяем.

Пришли эксперты. Вы все молодцы, вы все знаете проблемы, а кто будет бороться? Никто бороться не будет, никто. Как не можем бороться с террором в собственной стране. Не можем с экономикой бороться. Мы сегодня слабое государство. И мы останемся слабыми до тех пор, пока не поймем, что нужно жить по-другому.

Я заканчиваю и хочу еще раз подчеркнуть, что самые реальные шаги – это мобилизация на это спецслужб. Федеральной службы безопасности. Но она тоже в «полулежачем» положении. Там есть центр «Антитеррор». Молодцы, что-то они делают, вылавливают кого-то.

Нужно создать там же центр «Антинаркотики». Только они могут проследить за нашей милицией и поймать и милиционера, покрывающего наркопритон, и изолировать этот наркопритон, и законы принять. Но законы не принимаем мы, депутаты. Это же стыдно: стоять на трибуне и говорить, что мы восемь лет не приняли ни одного закона, который позволил бы правоохранительным органам действовать более жестко. Ибо они приходят и говорят: «Мы готовы. Дайте законы». Законы не даем. Ну, как это называется?

Депутаты зовут «на ковер» министров. Вам депутат Лекарева сообщает: «Мы пригласили». А дальше, что? Нам министры говорят: «Дайте законы». Министры ушли, депутаты ушли. Законов нет, министры ничего не делают. Ну, как это называется? Называется просто дикость, это произвол. Мы же сами издеваемся над собственным населением. За восемь лет мы ничего не сделали.

Поэтому я призываю в первую очередь, депутатов Госдумы к решительным мерам. Если Герасименко ничего не делает как председатель комитета по здравоохранению, какое может быть здравоохранение? Это комитет по разрушению здоровья, а не по охране здоровья.

Комитет по антиделам в отношении женщин, семьи и молодежи. Что он делает по семье, этот комитет? Все мои законы в защиту детства по семье, всё провалили. Ни один закон не принят, а при этом целый комитет существует восемь лет.

То есть все эти комитеты не работают, и наш в том числе не работает, хоть бы кто-нибудь делом занялся! Я, что, думаете, защищаю мою фракцию, моих депутатов, Лысенко? Да, убрать, да, всех убрать. Начиная с вас, которые еще в 1990 году разрушили страну. И до сих пор вы все еще здесь сидите. То есть те, кто страну разрушил, сидят в органах управления. Для чего они разрушали ее 10 лет назад? Для того, чтобы продолжить разрушение. Вот в чем проблема.

Поэтому об этом нужно думать нам всем. И, наконец, единственный способ, я повторяю еще – это делать, тайно все это делать, жесткими мерами, но тайно. Не надо смертную казнь восстанавливать, нужно их уничтожать вместе с притоном. Вот объявить: если застукали притон, мы вас всех там уничтожаем без суда и следствия. Всё. Не ходи по притонам и не содержи, и не распространяй. А выходить с возвращением к применению смертной казни – это ничего не получится. Мы уже опоздали с этим делом. Только жесткие меры тайным способом через наши спецслужбы.

Но самое главное – пропаганда. Ее тоже нет.

Я заканчиваю, чтобы не злоупотреблять вашим временем и еще раз прошу: не наслаждайтесь тем, что мы как бы тут говорим: «Есть проблема, и мы вместе ее решим». Я в заключение скажу одно: не решим. Не решит человечество. Оно уже деградирует, и будет продолжать деградировать. Нас шесть миллиардов, должно остаться три. Следовательно, три миллиарда должны погибнуть в ближайшие 30 лет.
 

A. И. Гуров: Спасибо, Владимир Вольфович. Как руководителю Государственной Думы Вам и карты в руки, чтобы она лучше работала.

У нас сегодня здесь присутствует заместитель Министра здравоохранения. Должен подчеркнуть, что это единственный чин в таком ранге, остальные, так сказать, несколько ниже. Это как раз подтверждает то, о чем сказал Владимир Вольфович. Министры, заместители министров сидят на местах. Им не нужно здесь быть. Мы здесь, это – наши проблемы. Они делом занимаются, мы здесь – болтовней. Вот пока мы будем так подходить к этому вопросу, можно будет только согласиться с выводами, которые только что сделал наш коллега.

Поэтому я с огромным удовольствием предоставляю слово заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации, статс-секретарю Дедкову Евгению Дмитриевичу. Пожалуйста, Евгений Дмитриевич.

Дедков Е. Д.: Глубокоуважаемый председатель, глубокоуважаемые депутаты Государственной Думы, глубокоуважаемые коллеги! Мне, безусловно, сложно выступать после столь блестящего и эмоционального выступления. Но, тем не менее, я постараюсь рассказать: как Минздрав Российской Федерации видит проблему и чем занимается в этом плане.

Эпидемический характер распространения наркомании в стране начался с 1996 года, когда число наркоманов ежегодно стало увеличиваться на 50-70 тысяч. Именно в этот период было выявлено около 260 тысяч больных или 80 процентов от всех зарегистрированных за 10 лет.

При этом темпы роста заболеваемости наркоманией детей и подростков вдвое выше, чем среди взрослых. Резко увеличилось число наркоманов, употребляющих синтетические наркотики, вводящиеся в организм внутривенным путем.

Я должен сказать, что нас беспокоит не только проблема больных наркоманией. Мы прекрасно понимаем, что круг вовлеченных в эту проблему значительно больше, страдают родители, братья, сестры. И Минздрав России, и Министр здравоохранения Российской Федерации академик Шевченко именно так и понимают эту проблему. Мы считаем, что вопрос должен решаться комплексно, поскольку ни одно ведомство, даже такое серьезное как ФСБ эту проблему в одиночку не решит.

Серьезной проблемой для нас является то, что среди 140 тысяч ВИЧ инфицированных больных в стране, более 95% составляют люди, употребляющие наркотики.

Вместе с тем наши эпидемиологи понимают, и мы об этом сейчас говорим, что ВИЧ-инфекция неизбежно выйдет из наркоманической среды и начнет распространяться в общей популяции.

За последние четыре – пять лет наркомания, по сравнению с предыдущими годами, качественно и количественно изменилась, и характеризуется значительным ростом потребителей, сокращением времени от начала употребления наркотиков до развития собственно болезни, наличием тяжелых сопутствующих заболеваний и резким увеличением больных наркоманией среди детей и подростков.

Именно эти позиции заставляют критически оценивать работу наркологической службы Российской Федерации, большинство подразделений которой находится в ведении субъектов Федерации. Совместная работа с исполнительной властью субъектов Федерации здесь, на наш взгляд, важна.

Какие могут быть предприняты усилия, и что делается в этом плане? Минздрав Российской Федерации и лично Министр направил письмо и в Генеральную прокуратуру, и руководству субъектов Федерации о недопустимости лечения наркомании в частных клиниках. Вы знаете, что сейчас это очень распространено и, к сожалению, проблема в этих клиниках не решается. Снимается абстинентный синдром и начинает работать «эффект вращающихся дверей». Наркотики, снятие абстиненции, снова наркотики и круг замыкается.

Мы видим решение проблемы или, по крайней мере, попытку решения проблемы в создании центров реабилитации с достаточно большим сроком пребывания: как минимум шесть месяцев. В этих центрах акцент должен ставится на психотерапевтическую работу, на реабилитацию, на занятость и на формирование адекватной ненаркотической установки.

Еще раз подчеркиваю, что чисто медикаментозное лечение в первые семь – десять – двенадцать дней эффекта не дает или эффект незначительный.

Вы в этой аудитории знаете, что эффективность лечения и в России, и за рубежом, в лучшем случае достигает семи – десяти процентов. Более высокие цифры, безусловно, не соответствуют действительности.

Мы недавно создали в ведении Минздрава именно Федеральный центр по реабилитации. На Совете Безопасности, посвященном вопросу наркотиков, который совсем недавно – в сентябре, проводил наш президент, Владимир Владимирович Путин, Министр здравоохранения попросил, или можно даже сказать потребовал создания таких центров в каждом федеральном округе, в каждом областном центре и в ряде территорий. На сегодня у нас в Российской Федерации создан 31 такой центр.

Я не могу сказать, что Минздрав, Правительство Российской Федерации ничего не делают. Работает Правительственная комиссия под председательством Михаила Михайловича Касьянова. Есть совместные программы с МВД и другими ведомствами. Активизировался за последнее время Комитет по спорту, где есть программы по активизации спорта.

И я, конечно, все-таки считаю, что самое главное – это профилактика среди детей и подростков. Я согласен с тезисом выступающих, что наше телевидение, средства массовой информации ведут себя совершенно недопустимо, если не сказать более резких слов, в плане прямой или скрытой пропаганды наркотиков. Кто имеет к этому отношение, прекрасно знает, что в подростковом возрасте авторитет сверстников, авторитет молодежных программ и журналов, к сожалению, выше, чем авторитет родителей и старшего поколения. Реакции имитации, реакции протеста – всё это вкупе приводит к таким негативным вещам.

И, если говорить о позиции Минздрава Российской Федерации, то мы считаем, что у нас этот вопрос в одиночку не решится ни одним ведомством. Нужна комплексная программа всех ветвей власти и законодательной, и исполнительной, всех министерств и ведомств, всего населения, если хотите, включая и ассоциации родителей детей, подростков, которые пострадали от наркомании. То есть бороться надо всем обществом. Безусловно, здесь надо использовать и громадное влияние руководителей религиозных конфессий. То есть позиция Минздрава такова: вместе через профилактику, только так можно решить эту проблему.

А вопрос на самом деле очень серьезный, вопрос национальной безопасности. И с этой угрозой нужно всем вместе работать. Спасибо.

A. И. Гуров: Спасибо.

Мы постараемся всем предоставить слово. У меня просьба к молодежи, к студентам, которые здесь сидят. Они, наверное, сидят и думают: но нам-то уже точно никто не даст слова. Поэтому мы тут посоветовались в президиуме и решили, что, если у вас, среди вас есть желающие что-то сказать, три – четыре минуты мы вам можем дать. Как только выступят все записавшиеся, я дам вам слово. Вас здесь много, и не надо быть просто слушателями. Вам жить, вам разгребать то дерьмо, которое накопилось при нашем пассивном участии.

Голос из зала: Мы им не дадим жить. Мы сами будем жить, а их накажем за все...

A. И. Гуров: Накажем? Так и сделаем.

Сейчас подошел коллега Герасименко – председатель комитета по охране здоровья и спорту, но, поскольку медицинский аспект уже освещался, мы все-таки предоставим слово Верховному Суду. Суд у нас очень уважаемый и мы его пропустим в первых рядах, а уже потом предоставим слово Герасименко. Слово предоставляется Дорошкову Владимиру Васильевичу – судье Верховного Суда России.

Дорошков В. В.: Спасибо.

Мне бы хотелось сразу продолжить мысли, которые высказали предыдущие выступающие. Я сейчас просмотрел проект предлагаемых рекомендаций и почему-то не увидел там судебной ветви власти, хотя и законодательные, и исполнительные органы там перечислены. Нас вообще часто забывают, и не только когда речь идет о противодействии наркомании, но и в других областях.

А между тем, на мой взгляд, проблема противодействия наркомании связана именно с применением закона. Законы можно издать, они могут быть самые хорошие, жесткие. Но от того, как они будут применяться, и будет зависеть реализация политики того или иного государства. Я хотел начать с этого замечания, чтобы можно было внести изменения в проект рекомендаций.

Я задаюсь вопросом, почему именно сейчас проявился интерес общества к этому виду преступности? Ведь не секрет, что поступками человека движет интерес. Сейчас же интерес к такому виду преступности как распространение и сбыт наркотиков, затронул не только низшие слои общества, существующие в нищете, но и более привилегированных его представителей.

И не секрет, откуда можно деньги взять для того, чтобы заниматься наркобизнесом? От лиц состоятельных, значит, потреблять наркотики склоняют тех, кто имеет деньги. Это дети как раз этих же бизнесменов, дети работников правоохранительных органов. Вот именно в этом направлении сознательно идут наркодельцы. В связи с этим как видите, и повышается сейчас интерес к этой проблеме.

Далее мне хотелось бы посмотреть на преступность именно через призму борьбы с наркоманией. Как всем нам хорошо известно Конституция – это наш основной закон. Закон это, конечно, уважаемый, но почему-то никто из выступавших ранее не обратил внимания на то, что отдельные положения этого закона, который был принят достаточно давно, возможно устарели. Они не регулируют отношений, возникших в обществе. В то же время, в некоторых аспектах, Конституция не только закрепляла то, что было на тот момент достигнуто обществом, но и являлась своего рода программой на будущее.

И вот здесь, к сожалению, нужно констатировать, что эти вопросы не обсуждаются и почему-то не затрагиваются. А Конституция – это не догма, нам по ней жить, это основной закон, в который можно внести соответствующие изменения. А без этих изменений все последующие будут разбиваться как о стену. Потому что будет решение Конституционного Суда по тому или иному вопросу. Возьмем процессуальный аспект. Любое предложение ужесточить, как было предложено, меры наказания вплоть до смертной казни, тут же и разобьется.

Процессуальные вопросы о состязательности, также будут признаны неконституционными, и, соответственно, те предложения, которые, может быть, и необходимо реализовать, не найдут своего отражения.

В том же проекте рекомендаций предлагается разработать новую «Концепцию государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», полагая, что старая концепция от 1993 года выполнена и уже устарела. Хотелось бы буквально тезисно обозначить четыре основных положения, из которых следует исходить при разработке новой концепции.

Во-первых, она должна отвечать принципу справедливости.

Во-вторых, экономический критерий. Сможем ли мы реализовать эту концепцию или нет?

В-третьих, должен присутствовать политический критерий. Готово ли наше общество бороться с преступностью, с тем же распространением наркотиков? Сможем ли мы поднять наше общество на борьбу? Если, допустим, в 1991 году общественное мнение было таково, что можно было соответствующим образом противодействовать преступности, то сейчас необходимо рассматривать и этот критерий.

И, наконец, четвертый критерий – это научный. Эта концепция должна быть всесторонне проанализирована не только с позиций юристов, но и врачей, а также других специалистов.

Переходя к проблемам, существующим в судах, могу сказать, что мало применяется конфискаций. Если реально посмотреть, кого привлекают по уголовным делам, видно, что преступники на самом деле совсем другие, а вину берут на себя женщины или дети, находящиеся в месте, где были обнаружены наркотики. Соответственно выносятся и меры наказания таким лицам. Суд же тоже видит: какие доказательства представлены и кто стоит за тем или иным случаям сбыта наркотиков. И, что конфисковать у людей, у которых и так ничего нет? Чаще всего по делам смотришь меры обеспечения иска. Видишь, что реально ничего не описано, имущества нет. Зачем применять конфискацию только для галочки, когда реально она все равно реализована не будет?

Далее. Посмотрим на выступления предыдущих ораторов глазами судьи. Мы каждый день сталкиваемся с безапелляционными утверждениями, что министры воруют, еще кто-то занимается еще какими-то противоправными делами. После этого обычно следует подача заявления о защите чести и достоинства – и начинают судиться. На бытовом уровне очень просто обозвать человека взяточником и вором, не имея этому никаких доказательств. Кроме того, доказательства, полученные с нарушениями закона, признаются недопустимыми.

В свете борьбы и противодействия наркотикам сейчас более чем актуальна проблема принятия нового Уголовно-процессуального кодекса.

В судах работникам отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков приходится сталкиваться с тем, что принцип состязательности толкуется примерно так же, как в средние века, когда выходили два рыцаря с копьями и, кто победил, тот и оказывался прав. Происходят поединки между боксером-профессионалом, то есть вором в законе и какой-нибудь старушкой-потерпевшей. При этом нам говорят, что суд должен выполнять функцию осуществления правосудия, то есть зафиксировать победу той или другой стороны, хотя, на мой взгляд, результат всем уже известен заранее.

Подобное толкование состязательности, когда суд уходит от выяснения истины по делу, когда суд не может возбудить дело, даже если выяснит, кто занимается сбытом наркотиков, где они приобретены, приводит к тому, что преступники остаются безнаказанными.

Далее мне хотелось бы сказать пару слов по относимости и допустимости доказательств. Проблему представляет статья 69 – «Источники доказательств». Старый кодекс в этой области устарел, а предлагаемые проекты в недостаточной степени позволяют тем органам, которые призваны бороться с преступностью, осуществлять свои задачи.

Существует и еще одна проблема, которую мне хотелось бы осветить с позиции судьи, это пересмотр судебных решений в порядке кассации и надзора. Сейчас, в силу существующего законодательства, правоприменительная практика идет по пути того, что, хотя председатели и заместители председателей верховных, краевых, областных и прочих судов в соответствии с УПК и наделены правом вынесения протеста на судебное решение, они не выносят протестов в сторону ужесточения приговора. То есть, идет «игра в одни ворота».

Для того, чтобы отдать прокурорам функцию государственного обвинения, необходимо было создать соответствующий аппарат, обеспечив его и кадрово, и организационно, и законодательно. На нынешнем же этапе государственное обвинение представлено одним прокурором, который иногда даже не успевает ознакомиться с делом. Он приходит в судебное заседание, обремененный массой других дел, а ему противодействуют зачастую несколько опытных адвокатов, защищающих того или иного преступного авторитета. Таким образом, исход процесса, оказывается, предрешен заранее.

Завершая свое выступление, мне бы хотелось пожелать, чтобы в проекте принятых рекомендаций был отражен не только материально-правовой аспект проблемы, то есть усиление мер наказания. Надо обратить внимание и на процессуальный аспект, с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, не ушел от ответственности. В то же время невиновный, а мы знаем, что иногда наркотики под тем или иным предлогом подбрасываются, не должен привлекаться к уголовной ответственности. Подобные меры – это «палка о двух концах». У меня все.

A. И. Гуров: Спасибо, Владимир Васильевич. Я должен сказать, что абсолютно со всеми положениями Вашего выступления согласен. Конечно, можно много говорить о проблемах и бедах, которые стоят перед каждым из ведомств.

Тем не менее, я просто хотел сказать, что от имени комитета были направлены соответствующие просьбы в Верховный Суд Российской Федерации, и предложений не поступило. Поэтому, если они есть, мы были бы очень признательны. И я вам гарантирую, что мы включим их в рекомендации парламентских слушаний.

Сейчас я бы хотел предоставить слово Николаю Федоровичу Герасименко. Он является председателем Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту. Пожалуйста.

Герасименко Н. Ф.: Уважаемые коллеги, Александр Иванович Гуров, обращаясь к молодежи, сказал, что «мы натворили, а „кашу расхлебывать“ вам». Он, в общем-то, прав.

Действительно натворили. В 1991 году Верховный Совет отменил ответственность за потребление наркотиков. Тем самым легализовали в стране потребление наркотиков. И до 1998 года в стране практически было легализовано потребление наркотиков. За потребление не предусматривалось никакой ответственности,.

Я – один из авторов Закона «О наркотических и психотропных веществах». Мы разрабатывали его вместе с Сергеевым, с МВД, с Минздравом. С чем мы столкнулись? С мощным противодействием принятию понятия «наркотики» и установлению ответственности за потребление наркотиков.

Масса была обсуждений. Даже, когда закон уже был принят и то ряд депутатов Государственной Думы, чуть ли не 90 человек, обращались в Конституционный Суд, чтобы отменить ответственность за потребление наркотиков и легализовать наркотики.

До сих пор у нас в России такие тенденции сохраняются. Я вспоминаю, когда мы обсуждали эту проблему в различных аудиториях, в том числе собирая наркоманов, и спрашивали, надо ли вводить ответственность, наркоманы говорили: «Не надо». Так что нас за работу нужно наградить.

То есть была порождена крайне серьезная, крайне сложная проблема. Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье нации. По данным Комиссии по наркотикам ООН, с которой мы активно сотрудничали, когда писали закон, а они давно и серьезно занимаются этим вопросом, получается, что, если пять процентов населения будет подвержено воздействию наркотиков, нация деградирует, вырождается безвозвратно.

У нас сейчас насчитывается около трех миллионов наркоманов, то есть до семи миллионов – до пяти процентов у нас при таких темпах осталось несколько лет, которые необходимо использовать очень активно.

Сейчас на различных мероприятиях очень много говорится об этой проблеме. Можно сказать, что об этом не говорит только ленивый. Я бы в своем выступлении хотел бы остановиться на нескольких моментах.

Первое – о выполнении уже принятого закона. Закон был принят в 1998 году и, согласно закону, Правительству нужно было принять массу подзаконных актов.

До сих пор не приняты такие подзаконные акты как порядок лицензирования деятельности, связанной с наркотиками. До сих пор не определен перечень профессий, которые закрыты для наркоманов, не выработан порядок проведения медицинского освидетельствования, не решен ряд других вопросов. Тогда же было прямое поручение Президента Правительству разработать закон о медицинской, социальной профилактике наркомании. Сейчас только готовится документ о профилактике немедицинского потребления наркотических средств и других психоактивных веществ, выявлении лиц, злоупотребляющих ими, проведении лечения и реабилитации этих лиц, а также больных наркоманией.

То есть прошло уже четыре года, а ряд аспектов выполнения этого закона до сих пор находится без движения. И здесь задача Правительства – просто выполнять закон.

Вторая задача, которая стоит перед нами – это прекращение поступления наркотиков из сопредельных стран. Все прекрасно знают, как легко проникают наркотики в нашу страну. Например, на прямых поездах из Таджикистана доставляют наркотики из Афгана. Поезд «Душанбе – Астрахань» абсолютно свободно, абсолютно легко ввозит наркотики тоннами. Там тоже есть большие проблемы и необходимо просто употребить власть.

Когда отсутствуют шаги по реализации уже принятых законов, от депутатов поступает масса законодательных инициатив по тому же вопросу. Например, вносятся законопроекты, которые определяют порядок освидетельствования. У нас в комитете сейчас находятся четыре законопроекта. Парламент Северной Осетии предложил дополнить Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» конкретными видами профессиональной деятельности, которой не могут заниматься больные наркоманией. Хотя, по нашему закону, это прерогатива Правительства, которое и должно утверждать подобный список.
 

В 1998 году Правительство установило ограничения по профессиональной деятельности лиц, страдающих наркоманией только по работам, непосредственно связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. До настоящего времени Правительством не разработан исчерпывающий перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности, на занятие которой устанавливается ограничение для больных наркоманией.

Следующий вопрос, это вопрос, так сказать, заместительной терапии. Вот у нас, в Государственной Думе, Виктор Иванович Илюхин внес законопроект, который касается лечения больных наркоманией таким наркотическим средством, как метадон. В настоящее время большинство стран, которые использовали в своей практике метадоновую терапию, в частности Швейцария, Германия, Австрия, Франция отказались от этого в связи с большой токсичностью препарата и вызываемой им смертностью. Смертность превышала смертность от героина. По 200-250 человек умирали только от метадона. У нас метадон запрещен законом. Он внесен в список номер 1 запрещенных средств. В то же время делегации из разных открытых, закрытых и прочих обществ активно проповедуют его употребление в регионах. Здесь нужно что, только власть употребить. Что мешает?

Определенный оптимизм внушает тот факт, что, как записано в решении наших парламентских слушаний, мы, наконец, создадим рабочую группу, которая внесет поправки в Уголовный кодекс, в Уголовно-процессуальный кодекс и в Административный кодекс. Ведь когда в 1998 году мы написали этот закон, и он вступил в действие, там была предусмотрена ответственность, но не было указано, как она будет реализовываться. Какие должны быть административные наказания? Как организовывать принудительное лечение? Какова уголовная ответственность? До сих пор ведь подобные поправки не поступили. Мы, вместе с Комитетом по безопасности, ждем этих поправок от Минюста.

Следующий вопрос – это вопрос медицинской помощи и медицинской реабилитации. Здесь две проблемы. Одна проблема чисто медицинская. По закону запрещено в негосударственных учреждениях оказывать медицинскую помощь, то есть выводить наркоманов из тяжелого состояния, снимать детоксикацию. А социальная реабилитация разрешается в учреждения, независимо от формы собственности. У нас сейчас очень распространено лечение в частных клиниках. Везде висит реклама, о проведении детоксикации в течение 24 часов, хотя это полностью запрещено законом. Вносятся законопроекты о разрешении лечения больных в частных клиниках, несмотря на запрет подобной практики.

Есть даже некоторые перегибы. Предлагают социальную реабилитацию проводить только в государственных клиниках. Государство пока не в состоянии этим заниматься. В государственных клиниках просто не хватает мест. Социальная реабилитация – это наиболее сложный аспект проблемы. Ей надо серьезно заниматься в течение 6 – 12 месяцев, а то и нескольких лет. В этом особенность проблемы наркомании, ведь наркоман практически неизлечим. Можно усилием воли воздерживаться от употребления наркотиков, однако факты полного излечения неизвестны.

И последнее, на чем бы я хотел остановиться, это профилактика. У нас много говорится о силовых методах воздействия на проблему. Даже в решении первым пунктом предлагается продумать создание федерального органа, рекомендовать осуществлять комплексное силовое противодействие. Вопрос только в том, что, если мы будем заниматься силовым противодействием, то результат будет не очень заметным. Проблема номер один – это проблема профилактики. Вот в Америке примерно за последние 10 лет количество наркоманов уменьшилось почти в два раза. Они применяли целый ряд методов. Первое, от чего сократилось потребление – это так называемый «синдром старшего брата». Когда от передозировки погибал старший брат или сестра, а младший видел это, то больше не употреблял наркотиков. Там методов применялось много. Первое от чего произошло сокращение потребления – это так называемый «синдром старшего брата». Когда старший брат или сестра погибали от передозировки, и это видел младший, то он больше не употреблял наркотиков.

Второе – это заслуга администрации Клинтона. Они в течение 10 лет организовали совместные действия примерно 25 ведомств в одном направлении, и тратили довольно большие средства на профилактику, на пропаганду здорового образа жизни.

У нас, к сожалению, очень мало говорится о профилактике. Скорее у нас средствами массовой информации формируется благоприятный фон для потребления наркотиков. Ведь прежде, чем человек придет к употреблению наркотиков, должен сформироваться соответствующий образ жизни. У нас он формируется. Пиво потреблять – это тоже стиль жизни. Что мы делаем в компании? Пиво пьем. Живи, пока прыгает пробка и так далее. Курение – это тоже малый наркотик, который формирует свою среду потребления. Профилактики всех этих воздействий у нас, к сожалению, нет.

Очень ограничены возможности молодежи по занятию физкультурой и спортом. И когда, например, приняли закон «О социальном страховании», то детско-юношеские школы практически утратили государственное финансирование. Я знаю, сколько детей раньше приходило заниматься со спортсменами. Сейчас же любые соревнования оплачиваются родителями до тех пор, пока ребенок не станет мастером спорта или мастером спорта международного класса, только тогда ему чем-то начинает помогать государство.

Поэтому я считаю одной из важнейших проблем проблему профилактики и активного участия в ней средств массовой информации, чтобы формировать в обществе образ наркомана как человека никчемного, негодяя, подлеца, преступника, просто опустившегося человека. В то же время необходимо формировать культ здорового образа жизни. Это, на мой взгляд, один из важнейших аспектов в профилактике наркомании.

И самое основное, времени у нас осталось очень мало. Если мы заболтаем эту проблему на всяких совещаниях, а не создадим такой координационный орган, который будет по-серьезному этим делом заниматься, то нас ожидает очень печальное будущее. К нам будут относиться примерно так же, как к Колумбии, стране, активно производящей наркотики. Спасибо. (Аплодисменты).

A. И. Гуров: Спасибо, Николай Дмитриевич.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования