Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Краткое содержание отчета 8-ой сессии подкомитета ACC по контролю за наркотиками.
28-29 сентября 2000 года. Профилактика распространения ВИЧ-инфекции в среде людей, злоупотребляющих наркотиками. Концепция системы ООН.

 

PREVENTING THE TRANSMISSION OF HIV AMONG DRUG ABUSERS
A POSITION PAPER OF THE UNITED NATIONS SYSTEM

 

Перевод осуществлен организацией «Врачи Без Границ»
 

Ключевые слова: злоупотребление наркотиками, ВИЧ-инфекция, профилактика ВИЧ, работа аутрич, программы обмена шприцев, лечение наркозависимости, конвенции ООН, права человека.

Краткое содержание: в этой статье разъясняется позиция ООН по таким вопросам, как употребление инъекционных и других наркотиков, права человека и осуществление программ снижения вреда.
 

Предыстория

  1. Цель данной работы – представить глобальную позицию системы ООН по политическим и стратегическим вопросам профилактики ВИЧ среди людей, злоупотребляющих наркотиками. Вопросы, касающиеся ВИЧ/СПИДа и злоупотребления наркотиками, постоянно возникают в ходе работы семьи ООН. Оба вопроса прямо или косвенно связаны с многочисленными сложными проблемами в области здравоохранения и социальной сферы. Эти явления негативно отражаются на работоспособности, подрывают социальное и экономическое развитие, создают угрозу жизни и благополучию детей.
     

  2. В основу этой статьи заложен опыт работы разных агентств и программ ООН по профилактике и лечению наркозависимости и ВИЧ-инфекции, а также соответствующие политические принципы, на которых строится деятельность Организации Объединенных Наций. По результатам исследований в статье рекомендуются уже существующие виды деятельности, предлагаются общие рекомендации и приводятся некоторые программные принципы профилактики злоупотребления наркотиками и ВИЧ/СПИДа.
     

  3. Совместное использование зараженных игл является распространенным путем передачи ВИЧ-инфекции. Поскольку люди, злоупотребляющие инъекционными наркотиками, часто тесно связаны друг с другом и обычно пользуются общим инъекционным оборудованием, ВИЧ может очень быстро распространяться в их среде. На данный момент 114 стран заявили о наличии ВИЧ-инфекции в среде людей, злоупотребляющих наркотиками. Инъекционное употребление наркотиков является основным путем передачи ВИЧ во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и Северной Америки.
     

  4. В 1998 г. 136 стран заявили о факте существования в этих странах инъекционного употребления наркотиков. По сравнению с 1992 г., когда лишь 80 стран признавали такой факт, произошел значительный рост. Это является иллюстрацией того, что инъекционный способ употребления наркотиков стал проникать в развивающиеся страны и страны, переживающие переходный этап экономического развития, где раньше об инъекционном употреблении наркотиков зачастую не было известно.
     

  5. Многочисленные исследования показали, что непропорционально большое число людей, злоупотребляющих наркотиками, вовлечены в секс-индустрию или практикуют рискованное сексуальное поведение. Инъекционное употребление наркотиков может также способствовать распространению ВИЧ путем передачи вируса от матери к ребенку, а также через сексуальные контакты потребителей наркотиков и людей, их не употребляющих.
     

  6. Риск заражения ВИЧ среди людей, злоупотребляющих наркотиками, может быть не только результатом их инъекционного употребления. Многие виды психоактивных веществ, которые употребляются инъекционным или не инъекционным путем, включая алкоголь, являются опасными, поскольку они влияют на способность человека делать выбор в пользу безопасного сексуального поведения. Исследования показывают, что существует связь между употреблением крэк – кокаина и высоким уровнем рискованного сексуального поведения, например, в США, где поведение потребителей крэк – кокаина является причиной новых случаев ВИЧ-инфекции.
     

  7. Осуществление стратегий профилактического воздействия в среде людей, злоупотребляющих инъекционными наркотиками, является одним из важнейших вопросов, с которыми приходится сталкиваться политикам. Исследования показали, что передача ВИЧ в среде людей, злоупотребляющих инъекционными наркотиками, может быть предотвращена, и что в некоторых местах эпидемию уже удалось замедлить и даже остановить. Виды деятельности по профилактике ВИЧ, которые дали положительные результаты и позволили замедлить распространение ВИЧ-инфекции и рискованного поведения, включают в себя обучение методам профилактики ВИЧ, обеспечение презервативами и стерильными инъекционными инструментами, консультирование и лечение наркозависимости.
     

  8. Лечение наркозависимости – это один из подходов, который может оказать воздействие на замедление распространения ВИЧ-инфекции. Многие широкомасштабные исследования показали, что пациентам программ заместительной (например, метадоновой) терапии, лечебных учреждений, а также амбулаторных программ реабилитации удалось значительно снизить употребление наркотиков. Несколько продолжительных исследований изменения поведения с риском ВИЧ среди пациентов программ лечения обнаружили, что чем дольше пациенты находятся на лечении и чем чаще они проходят полный курс лечения, тем ниже их риск ВИЧ или тем чаще они применяют навыки профилактики ВИЧ в своем поведении. Однако по результатам исследования выяснилось, что легче изменить поведение в отношении употребления запрещенных наркотиков, чем сексуальное поведение.
     

  9. Не все люди, злоупотребляющие наркотиками и находящиеся в группе повышенного риска ВИЧ-инфекции, выбирают лечение; кроме того, лечение наркозависимости не является привлекательным для тех из них, кто начал употреблять наркотики инъекционным путем сравнительно недавно. В добавление к этому, восстановление от наркозависимости может быть долгосрочным процессом и зачастую требует многократных попыток лечения. Рецидивы злоупотребления наркотиками и рискованного поведения могут иметь место во время успешного прохождения лечения или после него. Для того, чтобы общаться, мотивировать и поддерживать людей, злоупотребляющих наркотиками, которые не проходят лечение, существуют различные виды работы аутрич, имеющие целью повлиять на их поведение. Результаты исследований свидетельствуют, что работа аутрич, проходящая вне системы здравоохранения, способна повлиять на этих людей, способствует их контактам со службами помощи наркозависимым и может снизить риск, связанный с употреблением запрещенных наркотиков и сексуальными контактами, а также уровень ВИЧ-инфекции.
     

  10. Несколько обзоров эффективности программ обмена шприцев и игл показали снижение риска, связанного с инъекционным употреблением наркотиков, а также снижение уровня ВИЧ-инфекции; связи между деятельностью таких программ и ростом инъекционного употребления наркотиков или других общественно опасных видов поведения не было обнаружено. Более того, эти программы послужили точкой контакта между людьми, злоупотребляющими наркотиками, и организациями, предоставляющими им услуги, включая службы лечения наркозависимости. Польза от таких программ значительно возрастает, если их деятельность простирается дальше обмена шприцев и включает в себя обучение методам профилактики ВИЧ-инфекции, консультирование и направление в другие службы.
     

Политика системы ООН
 

  1. В некоторых документах ООН формулируются стратегии профилактики ВИЧ-инфекции в среде людей, злоупотребляющих инъекционными наркотиками.
     

Конвенции ООН по контролю за наркотиками и Декларация основных принципов снижения спроса на наркотики
 

  1. Политика разрешения использования наркотических средств в медицинских и научных целях и предотвращения их использования в немедицинских целях, уходит корнями в девятнадцатый и начало двадцатого века. В то время в обществе росло беспокойство, связанное с опасностью распространения наркотиков, которые до этого широко использовались в целях анестезии – особенно препаратов на основе опиума. С тех дней во многих странах ведется запретительная политика в отношении распространения таких наркотиков, хотя возможности их медицинского и научного использования сохраняются.
     

  2. Необходимость осуществления такой политики было подчеркнуто во введении к Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г.:
     

    «Признавая тот факт, что нельзя избежать использования наркотических средств в медицинских целях для облегчения боли и страданий людей, а также то, что для наличия таких средств необходимо обеспечить их производство в достаточных количествах; признавая тот факт, что зависимость от наркотиков...представляет социальную и экономическую опасность для всего человечества...; желая подписать приемлемую для всех конвенцию взамен существующих соглашений по наркотическим веществам, ограничивающую использование таких средств медицинскими и научными целями. ...»
     

    В Конвенции далее указывается: «Стороны окажут особое внимание вопросу обеспечения условий для медицинского лечения и реабилитации наркозависимых» (Статья 38).
     

  3. Кроме того, Конвенция о психотропных веществах 1971 г. (Статья 20, параграф 1) указывает, что стороны, подписавшие Конвенцию, примут все необходимые меры для профилактики злоупотребления психотропными веществами и своевременного выявления, лечения, просвещения, реабилитации и социальной интеграции лиц, которых это касается.
     

  4. Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (Статья 14, параграф 4) указывает, что с целью остановить человеческие страдания стороны, подписавшие Конвенцию, должны обеспечить соответствующие меры по пресечению или снижению незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества.
     

  5. В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию основных принципов снижения спроса на наркотики, первый международный инструмент, созданный исключительно для решения проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками. В Декларации подчеркивается, что программы снижения спроса должны охватывать все сферы профилактики – от предотвращения начала употребления до снижения негативных медицинских и социальных последствий злоупотребления наркотиками – для индивидуума и общества в целом.
     

Документы ООН по правам человека
 

  1. Всеобщая Декларация Прав Человека, которая была принята пятьдесят лет назад в качестве общего стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и нации, гласит:
     

    «Каждый человек, будучи членом общества, имеет право на социальную безопасность и реализацию...своих экономических, социальных и культурных прав, необходимых для достоинства и свободного развития личности» (Статья 22).

    «Каждый человек имеет право на обеспечение стандарта жизни, достаточного для благополучия его и его семьи, включая питание, одежду, крышу над головой, необходимые медицинские и социальные услуги. ...» (Статья 25).
     

  2. В 1999 г. Комиссия по правам человека приняла резолюцию (1999/49), которая предлагает государствам, органам ООН, а также международным и негосударственным организациям «принять все необходимые меры для обеспечения уважения, защиты и соблюдения прав человека, связанных с ВИЧ-инфекцией».
     

  3. В мае 2000 г. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, являющийся контрольным органом ООН по правам человека, принял Общий комментарий по поводу права на здоровье. Комментарий запрещает «любую дискриминацию в вопросе доступа к медицинским услугам и основным факторам, обеспечивающим охрану здоровья, а также к средствам их получения, на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и других воззрений, национального или социального происхождения, наличия или отсутствия собственности, места рождения, наличия физических или умственных недостатков, состояния здоровья (включая ВИЧ/СПИД), сексуальной ориентации, гражданского, политического, социального или другого статуса, которая имеет целью запретить или затруднить осуществление индивидуумом права на здоровье» (параграф 18).
     

Документы ООН в сфере здравоохранения
 

  1. Уважение прав человека и достижение целей общественного здравоохранения идут рука об руку. Здоровье, как указано в Конституции ВОЗ (1946 г.), это «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недомоганий». Конституция провозглашает «наслаждение максимально возможным состоянием здоровья» одним из фундаментальных прав каждого человеческого существа, не делая при этом разницы между расами, религиями, политическими убеждениями, экономическими или социальными условиями.
     

  2. Концепция Здоровье для всех, принятая в 1977 г. 13-ой Мировой Ассамблеей здравоохранения, определяет основной целью правительств и ВОЗ «достижение всеми гражданами мира к 2000 г. такого состояния здоровья, которое позволило бы им вести социально и экономически продуктивный образ жизни».
     

  3. Оттавская Хартия пропаганды охраны здоровья (1986 г.) выделяет пять областей действия: построение политики общественного здравоохранения, создание поддерживающих ее условий, повышение общественной активности, развитие личных навыков и переориентация органов здравоохранения. Эти области имеют прямое отношение к вопросам злоупотребления наркотиками и ВИЧ/СПИДа.
     

  4. Во время своей сессии в мае 1998 г. Мировая Ассамблея здравоохранения приняла новую Декларацию Мирового здравоохранения и новую глобальную политику здравоохранения Здоровье для всех в XXI веке. Здоровье для всех направляет политику в области здравоохранения на всех уровнях и обозначает глобальные приоритеты и цели на первые двадцать лет XXI века. Ключевые ценности, такие как права человека, равенство, этика и вопросы взаимоотношений полов, должны определяться и осуществляться во всех аспектах политики здравоохранения. Ключевым моментом здесь является рост участия людей и общественных образований в процессе принятия решений по развитию здравоохранения.
     

  5. Важные глобальные цели Здоровья для всех, намеченные к выполнению до 2020 г., включают в себя следующее:
     

    «... всемирное бремя заболеваний будет постепенно облегчаться. Этой цели можно достичь путем осуществления масштабных программ контроля над заболеваемостью, нацеленного на преодоление существующей тенденции к росту заболеваемости и последствий туберкулеза, ВИЧ ... К этому времени все страны смогут начать осуществлять стратегии, способствующие внедрению здорового образа жизни и противодействующие нездоровому образу жизни, через комбинацию регулирующих, экономических, просветительских, организационных и общественных программ».
     

Принципы и стратегии подхода
 

  1. Защита прав человека чрезвычайно важна для успешной профилактики ВИЧ/СПИДа. Люди больше подвержены воздействию инфекции, когда их экономические, социальные, культурные права или право на охрану здоровья не соблюдаются. Там, где не соблюдаются права человека, трудно эффективно противодействовать эпидемии.
     

  2. Профилактика ВИЧ должна начаться как можно раньше. Как только ВИЧ появляется в среде людей, злоупотребляющих инъекционными наркотиками, сразу же появляется опасность его широкого распространения. С другой стороны, опыт показал, что люди, злоупотребляющие инъекционными наркотиками, могут менять свое поведение, если их в этом поддерживают.
     

  3. Методы воздействия должны быть основаны на регулярных оценках природы и масштабах злоупотребления наркотиками, а также на характере распространения ВИЧ-инфекции в данной местности. Эти методы должны исходить из знаний и опыта, которые могут быть получены в результате исследований, включая эмпирическое знание о социальных характеристиках употребления наркотиков, а также об уроках, полученных в результате осуществления предшествовавшей работы.
     

  4. Для успеха работы важно охватывать всю целевую группу. Чтобы осуществлять эффективные методы профилактики и изменять характер течения эпидемии в стране, важно охватывать максимальное количество представителей групп риска.
     

  5. Снижение спроса на наркотики и профилактика ВИЧ должны осуществляться в рамках широкомасштабных социальных услуг и политики здравоохранения, а также профилактических просветительских программ. Специфические методы воздействия на снижение спроса на наркотики и профилактики ВИЧ должны поддерживаться в рамках среды, в которой здоровый образ жизни доступен и привлекателен для людей, и включать в себя снижение уровня бедности и возможности получения образования и трудоустройства. Чтобы облегчить совместную работу, желательно включать в нее мультидисциплинарные виды деятельности и обеспечивать обучение и поддержку участников.
     

  6. Проблемы злоупотребления наркотиками не могут быть решены усилиями одной лишь криминальной юстиции. Использование наказаний может увести людей, нуждающихся в профилактических мерах, «в подполье». Там, где это возможно, лечение наркозависимости нужно вводить, предлагая его в качестве альтернативы или в добавление к наказанию. Программы профилактики ВИЧ-инфекции и лечения наркозависимости, существующие в рамках учреждений криминальной юстиции, являются важными компонентами профилактики распространения ВИЧ-инфекции.
     

  7. Чтобы остановить эпидемию, необходима трехсоставная стратегия: (1) профилактика злоупотребления наркотиками; (2) облегчение доступа к лечению наркозависимости; (3) осуществление эффективной работы аутрич для вовлечения людей, злоупотребляющих наркотиками, в работу по профилактике ВИЧ-инфекции, что защитит их самих, их партнеров и близких от угрозы ВИЧ и может привести к осознанию необходимости лечения.
     

  8. Организации, осуществляющие лечение, должны быть доступными и гибкими. Если лечение будет недоступным или недостижимым по требованию, его потенциальные клиенты будут потеряны. Чтобы удовлетворить нужды людей, злоупотребляющих наркотиками, организации, предоставляющие лечение, должны предоставлять клиентам альтернативы, включая заместительную терапию. Кроме того, они должны проводить регулярную оценку нужд пациентов, которые могут меняться в ходе лечения. Большая продолжительность лечения, как и прохождение полного курса лечения, влечет за собой изменение рискованного поведения или принятие мер по профилактике ВИЧ.
     

  9. Эффективный ответ на проблему ВИЧ-инфекции в среде людей, злоупотребляющих наркотиками, предполагает учет мнения этих людей. Программы должны быть основаны на существующих реалиях и предназначены для тех, кто в них нуждается. Развитие таких программ может быть облегчено путем обеспечения активного участия представителей целевых групп во всех фазах развития и осуществления программ.
     

  10. Программы лечения наркозависимости должны проводить оценку уровня ВИЧ-инфекции и других инфекционных заболеваний, а также осуществлять консультации, способные помочь пациентам изменить свое рискованное поведение в контексте эпидемии ВИЧ. Нужно проявлять внимание к нуждам людей, злоупотребляющих наркотиками, оказывая им первичную помощь и направляя клиентов в медицинские учреждения.
     

  11. Программы профилактики ВИЧ должны быть сконцентрированы также и на предотвращении риска, связанного с сексуальными контактами среди людей, употребляющих инъекционные наркотики или иные вещества. Данные эпидемиологических исследований указывают на то, что важность полового пути передачи ВИЧ среди людей, злоупотребляющих инъекционными наркотиками, а также крэк – кокаином, растет. Для самих этих людей риск половой передачи ВИЧ стоит в одном ряду с другими видами риска, такими как передозировка или совместное использования шприцев, которые кажутся им более насущными проблемами. Риск распространения ВИЧ через половые контакты в среде людей, злоупотребляющих наркотиками, часто недооценивается.
     

  12. Для того, чтобы «зацепить» группы людей, с которыми не могут установить контакт существующие организации или система традиционного здравоохранения, необходимо развивать работу аутрич и просвещение по принципу «равный обучает равного» вне офисных стен, в нерабочие часы и при отсутствии других организационных условий. Следует обеспечить запас необходимых ресурсов на тот случай, если количество клиентов превысит запланированное, что может стать результатом проведения работы аутрич.
     

  13. Набор услуг по профилактике ВИЧ-инфекции для людей, злоупотребляющих наркотиками, может включать в себя: обучение методам профилактики ВИЧ и навыкам жизнеобеспечения, распространение презервативов, добровольные и конфиденциальные консультации и тестирование на ВИЧ, доступ к стерильным иглам и шприцам, а также хлорному раствору, направление в медицинские организации. Такой набор должен предоставляться наряду с осуществлением профилактики злоупотребления наркотиками, особенно среди молодых людей.
     

  14. Забота и поддержка, при участии общественности, должна предоставляться людям, злоупотребляющим наркотиками и живущим с ВИЧ/СПИДом, а также их семьям. Среди прочего, речь идет о доступе к услугам системы клинического и амбулаторного здравоохранения, юридическим и социальным услугам, психосоциальной поддержке и услугам консультантов.
     

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования