Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ

 

Наркотические средства и психотропные вещества имеют двойственную природу. С одной стороны, в силу лечебных свойств они являются неотъемлемым элементом системы здравоохранения. С другой, их неконтролируемый оборот приводит к серьезнейшим социальным издержкам, сопряженным, в частности, с наркоманией и немедицинским потреблением.

В 1997 г. в России было зарегистрировано 185 832 правонарушения, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами, а также совершенных на почве наркомании, - это 7,8% от общего числа зарегистрированных преступлений. Из них 149 825 преступлений совершены в крупных и особо крупных размерах, к уголовной ответственности привлечено 102 172 человека, изъято 49 625,4 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ.

Данная статистика, казалось бы, отражает успешную деятельность правоохранительных органов в борьбе с этим опасным социальным злом. Между тем в России официально зарегистрировано более 3 млн наркоманов. Простое сопоставление этих данных приводит к выводу о том, что официальная статистика о преступлениях в сфере наркооборота показывает лишь вершину айсберга, а реальное положение гораздо хуже. Особенно тревожным является то обстоятельство, что, во-первых, возрастает доля потребления так называемых тяжелых наркотиков (героин, ЛСД и т.п.) и, во-вторых, в сферу наркооборота активно вовлекаются молодежь и школьники. В результате проведенного недавно в Санкт-Петербурге опроса 10 тысяч подростков в возрасте от 7 до 18 лет выяснилось, что 36,6% опрошенных уже успели попробовать наркотики, из них большинство употребляет их регулярно, а 5% детей - законченные наркоманы. Впервые зафиксированы начинающие наркоманы моложе 10 лет (2% от попробовавших наркотики), а пристрастившихся к зелью с 11 до 14 лет - уже 42%.

Высокая степень опасности распространения наркотиков обусловливается не только тем обстоятельством, что при этом причиняется серьезный вред здоровью человека, изменяется его социальный статус (из 100 наркоманов, потребляющих героин, при разовом традиционном лечении только 3-5 человек окончательно избавляются от наркозависимости), но и рядом сопутствующих факторов. Наркотикозависимые люди - питательная среда для преступности. Так, на черном рынке Москвы при разовой дозе около 0,1 г: 1 г героина стоит 150 долл., 1 г кокаина - 200 долл.; при дозе около 0,5 г: 1 г опия - 30-50 руб.; при дозе около 0,2 г: 1 г гашиша - 40-80 руб.; при дозе около 1 г: 50 г марихуаны - 200-400 руб.; при дозе 1-2 табл.: 1 таблетка экстази - 30 долл. Нетрудно подсчитать, сколько денег нужно наркоману, чтобы ежедневно покупать 2-3 необходимые для него дозы. Поскольку такие деньги есть далеко не у каждого, остается единственный путь их приобретения - криминальный. Кроме того, торговля наркотиками приносит огромную прибыль для контролирующей эту сферу организованной преступности. Достаточно сказать, что в Таджикистане 1 г героина стоит около 10 долл., а в Москве - уже в 15 раз больше. После "отмывания" наркоденьги вливаются в легальный бизнес.

Для всего международного сообщества проблема распространения наркотиков является не менее актуальной, чем для России. В связи с этим разрабатывается и внедряется в практику широкий комплекс экономических, социальных, организационных, медицинских и правовых мер. Наркомания - явление социальное, и поэтому бороться с ней необходимо прежде всего социально-экономическими методами. Вместе с тем существенное значение имеют и меры сугубо юридического характера, поскольку они создают соответствующую правовую базу для применения иных мер. Первым международным договором, затронувшим этот вопрос, стала Гаагская конвенция 1912 г. Затем был принят еще ряд международно-правовых актов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе Конвенция о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами 1936 г. В целях унификации международно-правовых актов 30 марта 1961 г. в Нью-Йорке была принята Единая конвенция о наркотических средствах, 21 февраля 1971 г. в Вене - Конвенция о психотропных веществах, и наконец, 20 декабря 1988 г. в Вене - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В названных нормативных актах, в частности в последних трех, определен перечень наркотических средств и видов действий (оборота) с ними, которые преследуются согласно международному и национальным законодательствам, а также указаны меры борьбы с этими преступлениями.

Россия участвует в данных Конвенциях, и в силу международных обязательств (хотя и со значительным опозданием) стала создавать свою правовую базу, регламентирующую оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Основу ее составляет принятый 8 января 1998 г. и вступивший в силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"*(1). Кроме того, в настоящее время действуют:

а) Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278)*(2);

б) Номенклатура и квоты наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на которые распространяется указанный Порядок ввоза и вывоза (утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930)*(3);

в) Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1219 "О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г."*(4);

г) Приказ ГТК РФ от 23 сентября 1996 г. N 580 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ";

д) Приказ ГТК РФ от 10 ноября 1997 г. N 668 "О государственном регулировании и контроле транзита наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ".

Также имеется ряд документов, принятых Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ и используемых в судебной практике:

а) Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных размеров количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте*(5), утвержденные на заседаниях 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол N 53/996), 25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96);

б) Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном хранении или обороте*(6), утвержденная 4 июня 1997 г. (протокол N 3/57-97);

в) Заключение Постоянного комитета по контролю наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам*(7), утвержденное 16 июля 1997 г. (протокол N 5/59-97);

г) Список веществ, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ*(8), утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96);

д) Критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ*(9), утвержденные 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96);

е) Список инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96)*(10);

ж) Список наркотических средств (наркотических веществ и наркотических лекарственных средств, в том числе синтетических и природных)*(11).

Вместе с тем, несмотря на обилие соответствующих актов, регламентирующих правовой оборот наркотических средств и психотропных веществ, контроль за их применением вести непросто.

Наибольшие сложности возникают с определением самого предмета оборота - наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст.1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.;

психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.;

прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

К числу наркотических средств или психотропных веществ относятся также препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации). В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них. Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ. Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должен утверждаться Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения и в области внутренних дел. Он подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в настоящее время такого перечня, утвержденного Правительством РФ, не существует, и судебная практика вынуждена руководствоваться указанными рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ. В связи со сложившимся подходом возникает вопрос о легитимности судебных решений, основанных на рекомендациях указанного Постоянного комитета относительно видов наркотических средств и психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте. Единственным правовым обоснованием, как нам представляется, может быть только то обстоятельство, что Российская Федерация является участником международных конвенций и, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Поэтому те вещества, которые предусмотрены в указанных конвенциях в качестве наркотических средств и психотропных веществ, должны признаваться таковыми и системой правоохранительных органов России. Если же отдельные из них, перечисленные в рекомендациях Постоянного комитета по контролю наркотиков, не предусматриваются в конвенциях, то их нельзя рассматривать в качестве наркотических средств или психотропных веществ, и, соответственно, их незаконный оборот не может влечь уголовной ответственности по УК РФ.

Второе положение, имеющее принципиальное значение прежде всего для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, заключается в следующем. Согласно ст.40 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривается. Поэтому в соответствии с ч.1 ст.228 УК РФ уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер. Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами. Вместе с тем, ни в уголовном, ни в ином законодательстве вопрос о небольших, крупных и особо крупных размерах не разрешается. Это оценочное понятие, и в каждом конкретном случае судебно-следственные органы должны принимать решение самостоятельно. В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" сказано: "Имея в виду, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре". Постоянный комитет по контролю наркотиков в своем заключении от 4 июня 1997 г. рекомендовал признавать крупными следующие размеры наркотических средств (в граммах):

    1. Марихуана высушенная 0,1- 500; невысушенная 0,5-2500;

    2. Гашиш 0,1-100;

    3. Смола каннабиса 0,05-40;

    4. Опий (в том числе медицинский) независимо от наличия нейтральных наполнителей (мука, сахар, крахмал и др.) 0,1-10 (10-1000 табл. по 0,01 г);

    5. Экстракционный опий (в том числе сухой остаток от выпаривания водных извлечений в виде отвара, инфуза, настойки из соломы любых видов мака, содержащих наркотические средства, в частности морфин, кодеин, тебаин, орипавин) 0,1-10;

    6. Солома маковая: высушенная 0,2250; невысушенная 1,0-1250;

    7. Морфин (основание и соли) 0,01-1 (от 1 до 100 ампул 1% p-pa);

    8. Героин (независимо от наличия сопутствующих веществ) до 0,005;

    9. Кодеин (основание и соли) 0,2-10 (12-14 табл по 0,015 г.) (660 табл по 0,015 г);

    10. Кокаин (основание и соли, независимо от наличия сопутствующих веществ) 0,01-1;

    11. (+) - Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) до 0,0001 и т.д.;

    психотропных веществ (в граммах):

    1 Амобарбитал (барбамил) 0,6-30 (6-300 табл по 0,1 г);

    2. Аминорекс 0,01-0,1;

    3. Кетамин 0,02-1;

    4. Пентабарбитал 0,6-30;

    5. Фепранон (амфепрамон) 0,125-7,5 (5-300 драже по 0,025 г);

    6. Хальцион (триазолам) 0,00075-0,005;

    7. Этаминал натрия (нембутал) 0,6-30 (6-300 табл. по 0,01 г) и т.д.

Однако безусловное принятие данных рекомендаций представляется невозможным как минимум по двум обстоятельствам. Во-первых, Постоянный комитет по контролю наркотиков не является не только законодательным, но даже государственным органом, и, следовательно, его рекомендации не могут иметь юридической силы. Во-вторых, если следовать этим рекомендациям, то получается, что приобретение и хранение 0,1 г героина или кокаина, или 0,5 г опия, или 0,2 г гашиша, или 1 г марихуаны уже нужно считать крупными размерами и, следовательно, привлекать лицо к уголовной ответственности. Между тем такие размеры, как отмечалось ранее, составляют разовую дозу потребления. Поэтому Верховный Суд РФ в п. 4 Постановления от 27 мая 1998 г., проводя разграничение между хранением и перевозкой, еще раз отметил, что вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества (имеется в виду, для личного потребления. - В. К.) во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела. Основываясь на изложенном, мы полагаем, что крупный размер наркотических средств или психотропных веществ должен по крайней мере превышать однократную минимальную дозу соответствующего наркотического средства или психотропного вещества. В противном случае уголовная ответственность будет наступать за потребление соответствующих веществ, что противоречит содержанию ст.228 УК РФ и Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Итак, согласно Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), должен утверждаться Правительством РФ, и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества вносятся в следующие списки:

а) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I). Очевидно, что это будут наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N3 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые запрещены для посевов и выращивания и для применения на людях (героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и др.);

б) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II). Полагаем, что в этот список будут частично включены наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N2 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые одновременно являются и наркотическими лекарственными средствами (амфетамин, кодеин, таблетки от кашля, промедол и др.);

в) список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III). Предположительно, в этот список будут входить полностью или частично вещества из списка психотропных веществ, утвержденных на заседаниях Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол N 53/9-96), 25 декабря 1996 г. (протокол N 54/10-96):

1. Амобарбитал, 2. Фенметразин, 3. Пентабарбитал, 4. Декстрометорфан, 5. Этаминал натрия, 6. Хальцион (триазолам), 7. Ципепрол, 8. Фентармин, 9. Фепранон (амфепрамон), 10. Аминорекс, 11. Кетамин, 12. Фторотан, 13. 4-метиламинорекс.

г) список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен, и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список IV). Данный Список будет составлен впервые, поскольку ранее Постоянный комитет по контролю наркотиков не давал перечня прекурсоров. Очевидно, что в этот Список будут входить отдельные катализаторы и растворители, используемые при производстве наркотических средств и психотропных веществ.

Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должен устанавливаться Правительством РФ. Однако в любом случае этот Перечень должен носить исчерпывающий характер.

Оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях и при соблюдении определенных правил. В частности, вещества, внесенные в Список I, могут использоваться:

а) в научных и учебных целях юридическими лицам при наличии лицензий на виды деятельности, связанные с использованием конкретных наркотических средств и психотропных веществ;

б) в экспертной деятельности или для их идентификации юридическими лицами при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии;

в) в оперативно-розыскной деятельности при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента, сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов органами, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность без лицензии (ст.34-36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах").

Оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных ст.34 - 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Понятие незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определяется в ст.1 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Согласно этому закону оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - это культивирование растений; разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом незаконным оборот будет тогда, когда он осуществляется в нарушение законодательства Российской Федерации и, прежде всего, упомянутого Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Одни элементы этого оборота наказуемы в административном порядке, другие влекут уголовную ответственность.

Федеральным законодательством утверждена в Российской Федерации государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ. При этом должны соблюдаться следующие правила:

а) культивирование растений, разработка, переработка, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение, а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;

б) изготовление наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, в отличие от их производства, осуществляется не только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, но и муниципальными унитарными предприятиями;

в) производство и изготовление психотропных веществ, внесенных в Список III, а также препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами и в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством, осуществляются предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности;

г) изготовление лекарственных средств, не внесенных в списки II и III и содержащих малые количества препаратов, указанных в предыдущем абзаце, осуществляется предприятиями и учреждениями независимо от форм собственности.

Порядок выполнения всех перечисленных действий устанавливается Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако обязательным условием их совершения является получение от федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов лицензии на конкретный вид деятельности, а также лицензии на использование объектов и помещений, где осуществляются виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Такая лицензия выдается на срок не более 5 лет. Порядок выдачи указанных лицензий определяется Правительством РФ. При этом следует отметить, что кроме оснований для отказа в выдаче лицензии, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании, основанием для отказа в выдаче лицензии на вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является отсутствие условий для обеспечения безопасности указанной деятельности, учета и сохранности наркотических средств и психотропных веществ. Ранее выданные юридическим лицам лицензии на отдельные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, действуют в пределах сроков, на которые они были выданы, но не более 9 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", т. е. до 15 января 1999 г. При изменении вида деятельности, связанного с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, юридическое лицо обязано получить лицензию на новый вид деятельности. Предприятия и организации, производящие или изготавливающие наркотические средства или психотропные вещества, подлежат обязательной государственной регистрации.

Перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Приватизация или иные формы разгосударствления предприятий, осуществляющих производство или изготовление наркотических средств или психотропных веществ, включенных в списки II и III, а также предприятий, осуществляющих разработку, производство, изготовление, приобретение, использование, уничтожение инструментов или оборудования, применяемых при производстве или изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, запрещены;

д) переработка наркотических средств и психотропных веществ в целях получения препаратов, внесенных в списки II и III, а также получения на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, осуществляется государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности;

е) хранение наркотических средств и психотропных веществ осуществляется юридическими лицами в порядке, установленном Правительством РФ, в специально оборудованных помещениях при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Хранение наркотических средств и психотропных веществ в любых количествах в целях, не предусмотренных Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", запрещается;

ж) перевозку наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации юридические лица могут производить при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Ими же осуществляется и охрана соответствующих предметов. Порядок перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также порядок оформления необходимых для этого документов устанавливаются Правительством РФ.

Физическим лицам разрешается перевозить наркотические средства и психотропные вещества, полученные в установленном порядке в медицинских целях, при наличии документа, выданного аптечной организацией и подтверждающего законность получения наркотических средств и психотропных веществ;

з) пересылка наркотических средств и психотропных веществ в почтовых отправлениях, в том числе международных, запрещается. Запрещается пересылка наркотических средств и психотропных веществ и под видом гуманитарной помощи, за исключением случаев, когда при чрезвычайных ситуациях наркотические средства или психотропные вещества направляются в конкретные субъекты Российской Федерации в соответствии с решениями Правительства РФ;

и) приобретение наркотических средств и психотропных веществ для производства, изготовления, переработки, реализации, использования, в том числе в медицинских и иных целях, осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензий на указанные виды деятельности;

к) отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у последних лицензии на указанный вид деятельности. Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпускаются в медицинских целях по рецепту, выписанному на специальном бланке. Форма бланков рецептов, порядок их регистрации, учета и хранения, а также правила оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. Аптечным организациям и учреждениям здравоохранения запрещается отпускать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II, по рецепту, выписанному более пяти дней назад.

При назначении наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, лечащий врач должен спросить больного о предыдущих назначениях наркотических средств и психотропных веществ и сделать соответствующую запись в медицинских документах.

Перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ, и порядок их отпуска физическим лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения определяет максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте;

л) уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов или оборудования, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

В частности, уничтожение наркотических средств и психотропных веществ может осуществляться в случаях, когда:

истек срок годности;

наркотическое средство или психотропное вещество подверглось химическому или физическому воздействию, следствием которого стала его непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки;

неиспользованные наркотические средства принимаются от родственников умерших больных;

трудно определить, является препарат наркотическим средством или психотропным веществом;

наркотическое средство или психотропное вещество конфисковано в незаконном обороте, и поэтому не может быть использовано в медицинских, научных или иных целях, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Юридические лица, не имеющие лицензии на культивирование конкретных растений, включенных в Перечень, и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых произрастают указанные растения, обязаны их уничтожить. В случае отказа от добровольного уничтожения указанных растений осуществляется их принудительное уничтожение за счет указанных физических и юридических лиц.

Порядок уничтожения растений, включенных в Перечень, устанавливается Правительством РФ;

м) юридические лица могут приобретать и использовать в собственном производстве прекурсоры, внесенные в Список IV, при наличии лицензии на указанный вид деятельности в количествах, которые не превышают производственных нужд.

При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи.

Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, обязаны информировать органы внутренних дел, органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, о каждом случае, когда количество купленного или заказанного прекурсора превышает производственные нужды, о неоднократных случаях таких покупок или заказов. В случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что один из прекурсоров, внесенных в Список IV, предназначен для незаконного изготовления наркотического средства или психотропного вещества, Генеральная прокуратура, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная пограничная служба, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством РФ полномочий вправе приостанавливать деятельность юридических лиц, связанную с оборотом указанного прекурсора, на срок до 3 месяцев;

н) в медицинских целях могут использоваться наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III. В этом случае на них распространяется действие законодательства Российской Федерации о лекарственных средствах в части, не противоречащей Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах". Порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Не допускается использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей. Одновременно в Российской Федерации запрещается лечение наркомании наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список II.

Разрешается ввоз (вывоз) ограниченного количества наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, хранящихся в аптечках первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения и в поездах международных линий, в объемах, необходимых для оказания неотложной помощи при наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.

Перечень наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарии, а также для отлова животных, утверждается федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и в области сельского хозяйства. Условия и порядок их использования определяются Правительством РФ.

Таковы правила оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации. Конкретные вопросы уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ будут рассмотрены в следующей статье.

За период, прошедший с момента написания первой части настоящей статьи, нормативная база, регулирующая оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, пополнилась несколькими постановлениями Правительства Российской Федерации:

"Об утверждении Положения о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" от 30 мая 1998 г. N 541 12;

"Об утверждении Правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации" от 15 июня 1998 г. N 591 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" от 30 июня 1998 г. N 681

"Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ" от 31 июля 1998 г. N 864

"Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами" от 6 августа 1998 г. N 892 (текст постановления официально опубликован не был);

Основным среди перечисленных является постановление от 30 июня 1998 г. N 681. В этом документе дан исчерпывающий список веществ, относящихся к числу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров16. Внесение в данный перечень изменений и дополнений осуществляется по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Тем самым устранено противоречие, имеющее принципиальное значение в правоприменительной практике и состоявшее в том, что перечень названных веществ, а вместе с ним и вопрос о привлечении к уголовной ответственности, решался в соответствии с рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России, который не обладает статусом государственного органа.

В действующем УК РФ вопросам ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ посвящены 6 статей (ст.228-233). Ввиду ограниченности объема публикации мы рассмотрим признаки лишь двух составов преступлений, предусмотренных в ст. 228 и 231 УК РФ, которые имеют наибольшее распространение в судебной практике.

Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка,пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 УК).
>

Данная статья в системе уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, является базовой и имеет достаточно сложную конструкцию, обусловленную стремлением законодателя максимально индивидуализировать ответственность виновных лиц. Дифференциация ответственности за соответствующие действия осуществляется на законодательном уровне в зависимости от субъективных (цель) и объективных (размер веществ) элементов состава преступления. Согласно ч. 1 статьи лишением свободы на срок до трех лет наказывается незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере (о крупных размерах см. в предыдущем номере журнала). Тем самым законодатель предусматривает минимальное наказание не за любое приобретение или хранение соответствующих веществ в целях личного потребления, а только то, которое совершается в крупных размерах. Данная позиция не бесспорна. Более справедливым и целесообразным было бы полное исключение уголовной ответственности за приобретение, изготовление, переработку, перевозку и хранение наркотических средств и психотропных веществ независимо от их размера, если названные действия совершены в целях личного потребления этих наркотических средств и психотропных веществ. Перечисленные действия органично связаны с потреблением, образуют неразрывную связь с ним и более логично было бы исключить их из числа уголовно наказуемых. В этом смысле большую последовательность проявил Модельный Уголовный кодекс, принятый Межпарламентской ассамблеей государств участников Содружества Независимых Государств и носящий рекомендательный характер для стран СНГ. В ст. 199 этого Кодекса уголовная ответственность предусматривается за незаконный оборот наркотических средств только в случае их сбыта или если имелась такая цель (сбыт).

В правоприменительной деятельности под приобретением наркотических средств или психотропных веществ понимается их покупка, получение в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, содержащих наркотические вещества, остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркотикосодержащих растений после завершения их уборки и т.д. Как приобретение следует рассматривать и сбор наркотикосодержащих растений с земельных участков, принадлежащих сельскохозяйственным и иным предприятиям, а также гражданам, если эти растения не высевались и не выращивались.

Под хранением следует понимать любые действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.

По ч.1 ст.228 УК РФ квалифицируются также действия виновного, выразившиеся в неоднократном приобретении или хранении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере без цели их сбыта.

В соответствии с ч. 2 ст. 228 УК РФ лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой наказываются действия лица, которое вне зависимости от размера, но в целях сбыта незаконно приобретает наркотические средства или психотропные вещества или хранит их. Эта же часть предусматривает ответственность за незаконные изготовление, переработку, перевозку, пересылку либо сбыт указанных предметов, совершаемые с любыми целями и независимо от их размеров.

Под изготовлением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ. Как изготовление следует расценивать и производство наркотических средств или психотропных веществ, т.е. действия, направленные на их серийное получение.

Переработкой наркотических средств или психотропных веществ являются действия, направленные на рафинирование (очистку от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества.

Незаконное изготовление и незаконную переработку наркотических средств или психотропных веществ надлежит расценивать как оконченное преступление с начала совершения действий, направленных на получение готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ либо на рафинирование или повышение в препарате концентрации наркотических средств и психотропных веществ.

Перевозкой являются действия по перемещению наркотических средств или психотропных веществ из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспортного средства.

Перевозку следует отличать от хранения во время поездки небольшого количества наркотического средства или психотропного вещества, предназначенного для личного потребления. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 3 постановления "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" N 9 от 27 мая 1998 г. указал: "Вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела". Законной перевозка будет также в случаях, когда у лица имеется соответствующий документ, выдаваемый в аптеках взамен рецепта на препарат, содержащий лекарственные наркотические средства или психотропные вещества.

Особый порядок для провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях установлен для больных, следующих транзитом через территорию Российской Федерации. Согласно упомянутому постановлению Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 591 больные, провозящие в лечебных целях через территорию Российской Федерации при следовании транзитом (трансфером) наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, при въезде на территорию Российской Федерации обязаны декларировать наличие у них каждого наркотического средства или психотропного вещества. Одновременно с декларацией данные лица должны предъявить таможенным органам: а) медицинский документ, выданный уполномоченным на то органом страны проживания больного, о наличии у него заболевания, требующего применения наркотических средств или психотропных веществ, с указанием их наименования и количества; б) вывозной сертификат на конкретные наркотические средства или психотропные вещества, выданный компетентным национальным органом страны проживания больного, включенным в официальное издание Организации Объединенных Наций "Компетентные национальные органы, действующие на основании международных договоров о контроле над наркотиками", и ввозной сертификат, выданный аналогичным компетентным органом страны, в которую направляется указанный больной.

Если больные задерживаются на территории Российской Федерации вне пункта транзита (трансфера), то кроме указанных документов они должны получить ввозной сертификат компетентного органа Российской Федерации, дающий право на использование указанными лицами в лечебных целях на время пребывания в Российской Федерации наркотических средств или психотропных веществ, декларированных при въезде на территорию Российской Федерации.

В случае увеличения срока пребывания больного на территории Российской Федерации и необходимости дополнительного приобретения им наркотических средств или психотропных веществ их отпуск осуществляется по рецепту, выданному в Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

Больные, следующие транзитом (трансфером) через территорию Российской Федерации, должны официально (в письменной форме) предупреждаться таможенными органами о запрещении передавать иным лицам находящиеся в их распоряжении для лечебных целей наркотические средства или психотропные вещества.

Действия по перевозке следует отграничивать и от контрабанды, которая также выражается в перевозке или пересылке, но уже через таможенную границу Pоссийской Федеpации. Действия по перемещению соответствующих предметов через таможенную границу полностью охватываются пpизнаками контpабанды (ст. 188 УК РФ) и дополнительной оценки по ст. 228 УК РФ не требуют. Однако последующее хpанение или сбыт контpабандно перемещенных пpедметов должно дополнительно квалифициpоваться по ст. 228 УК РФ.

Под пересылкой следует понимать перемещение наркотических средств или психотропных веществ в виде почтовых, багажных отправлений, с нарочным либо иным способом, когда транспортировка этих средств и веществ осуществляется в отсутствие отправителя.

Сбыт наркотических средств или психотропных веществ означает любые способы их возмездной или безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способы распространения. Как сбыт следует расценивать введение инъекций наркотических средств или психотропных веществ одним лицом другому лицу, если указанное средство или вещество не принадлежит самому потребителю.

Цель сбыта усматривается также в случае распространения наркотических средств по предварительному заказу

Умысел на сбыт устанавливается исходя из совокупности объективных обстоятельств, таких, как соответствующая предварительная договоренность с потребителями, приобретение, изготовление, переработка указанных средств или веществ лицом, самим их не употребляющим, значительное количество, удобная для сбыта расфасовка и т.д.

Нередки в судебной практике случаи, когда под видом наркотических средств или психотропных веществ в целях завладения имуществом или деньгами граждан сбываются какие-либо иные средства или вещества (сахарная пудра, мука и т. д.). Такого рода действия следует квалифицировать как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Действия покупателей в таких ситуациях при наличии предусмотренных законом оснований оцениваются как покушение на незаконное приобретение наркотических средств или психотропных веществ.

Сбыт наpкотических сpедств или психотpопных веществ, сопpяженный со склонением к их потpеблению, дополнительно квалифициpуется по ст. 230 УК. В тех случаях, когда приобретаемые или хранящиеся без цели сбыта наркотические средства или психотропные вещества в крупном размере в последующем перевозятся или пересылаются, то содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч.1 и п. "в" ч.3 ст.228 УК РФ, что автоматически влечет усиление наказания.

Окончено данное пpеступление с момента выполнения любого из пеpечисленных в законе действий. Пеpесылка пpизнается оконченной с момента сдачи пpедметов отпpавления на почту или в багаж либо пpинятия его наpочным.

Субъективное отношение к содеянному со стороны виновного может выражаться только в прямом умысле, при котором лицо сознает общественно опасный характер совершаемых действий (немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ) и желает действовать таким образом. Само виновное лицо должно быть вменяемым и достичь 16-летнего возраста.

Обстоятельств, которые бы существенно повышали общественно опасный характер действий, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК РФ, и, следовательно, требовали бы более суровых мер реагирования, законодатель не предусматривает.

Что же касается действий, описанных в ч. 2 ст. 228 УК РФ, то если они совершаются группой лиц по предварительному сговору, неоднократно либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 3 ст. 228 УК РФ).

Совеpшение пpеступления гpуппой лиц по пpедваpительному сговоpу является более опасным видом пpеступления, поскольку оно выполняется объединенными усилиями нескольких лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК РФ пpеступление пpизнается совеpшенным гpуппой лиц по пpедваpительному сговоpу, если в нем участвовали лица, заpанее договоpившиеся о совместном совеpшении пpеступления. Термин "заранее" здесь следует понимать в том смысле, что соглашение между соучастниками о совеpшении незаконного обоpота наpкотических сpедств или психотpопных веществ обязательно должно состояться до начала выполнения соответствующих действий: пpиобpетения, хpанения и т. д. Пpи этом совеpшение пpеступления по пpедваpительному сговоpу гpуппой лиц может pассматpиваться как квалифициpованный вид только в случаях, когда каждый из соучастников полностью или частично выполняет действия, указанные в ч. 2 ст. 228 УК РФ. Если же в гpуппе выделяются оpганизатоpы, пособники и подстpекатели, котоpые не пpинимают непосpедственного участия в совеpшении пpиобpетения, сбыта и т. п., а лишь организуют эти действия либо подговаривают к ним, то содеянное оценивается по ст. 33 и ч. 2 ст. 228 УК РФ.

Совеpшение пpеступления неоднокpатным пpизнается в случаях, когда имеется два или более пpеступлений, пpедусмотpенных одной статьей или частью статьи УК РФ (ст. 16 УК РФ). Таким образом, как неоднократные следует квалифицировать действия лица, совершившего два и более раза любое из деяний, предусмотренных ч.2 ст.228 УК РФ (было ли лицо за ранее совершенное преступление осуждено и являлось ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление, значения не имеет), а также ранее судимого по ч. 2, 3 и 4 ст.228 УК РФ и вновь совершившего какое-либо из преступлений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст.228 УК РФ. Кроме того, основанием для оценки содеянного как неоднократного является также совершение ранее виновным любого из деяний, предусматривавшихся отдельными частями ст. 224 УК РСФСР, при условии, что судимость за ранее совершенное преступление не погашена или не снята и лицо в установленном законом порядке не было освобождено от уголовной ответственности.

Неоднократные приобретение или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере как более тяжкие деяния охватываются ч.4 ст.228 УК РФ.

О том, что понимается под крупными размерами наpкотических сpедств или психотpопных веществ было сказано в первой части настоящей статьи.

Наконец, наиболее суровое наказание в виде лишения свободы на срок от семи до пятнадцати лет назначается в случаях, когда деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 ст. 228 УК РФ, совеpшаются оpганизованной гpуппой лиц либо в отношении наpкотических сpедств или психотpопных веществ в особо кpупном pазмеpе (ч. 4 ст. 228 УК РФ).

Совеpшение пpеступления оpганизованной гpуппой. В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ оpганизованной гpуппой пpизнается устойчивая гpуппа лиц, заpанее объединившихся для совеpшения одного или нескольких пpеступлений. Устойчивость как хаpактеpный пpизнак гpуппы находит свое выpажение в таких элементах, как высокая степень оpганизованности, стабильность состава гpуппы и ее оpганизационной стpуктуpы, наличии своеобpазных, индивидуальных по хаpактеpу фоpм и методов деятельности и их постоянством, в сплоченности соучастников. Оpганизованная гpуппа может создаваться для совеpшения как одного, так и нескольких пpеступлений. В такой группе между соучастниками, как правило, существует распределение обязанностей (одни изготавливают соответствующие предметы, другие лица их перевозят, третьи сбывают), имеются продуманные планы, выделяются организаторы. При этом не имеет значения, знает ли лично лицо других соучастников, достаточно сознания того обстоятельства, что оно действует в составе организованной группы.

Совеpшение пpеступления с наpкотическими сpедствами или психотpопными веществами в особо кpупном pазмеpе является новым пpизнаком для уголовного законодательства, который должен тpактоваться судебно-следственными оpганами как оценочное понятие в соответствии с конкpетными обстоятельствами дела в зависимости от количества соответствующих пpедметов и степени воздействия на оpганизм человека. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре. Постоянный комитет по контролю наркотиков в своем заключении от 4 июня 1997 г. рекомендовал признавать особо крупными размеры:

наркотических средств (в г), превышающие: 1. Марихуана высушенная 500, невысушенная 2500; 2. Гашиш 100; 3. Смола каннабиса 40; 4. Опий (в том числе медицинский) независимо от наличия нейтральных наполнителей (мука, сахар, крахмал и др.) 10 (1000 табл. по 0, 01 г.); 5. Экстракционный опий (в том числе сухой остаток от выпаривания водных извлечений в виде отвара, инфуза, настойки из соломы любых видов мака, содержащих наркотические средства, в частности морфин, кодеин, тебаин, орипавин) 10; 6. Солома маковая: высушенная 250, невысушенная 1250; 7. Морфин (основание и соли) 1,0 (100 ампул 1 % p-pa); 8. Героин (независимо от наличия сопутствующих веществ) 0,005; 9.Кодеин (основание и соли) 10 (660 табл. по 0,015); 10. Кокаин (основание и соли, независимо от наличия сопутствующих веществ) 1; 11. (+) - Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) 0,0001 и т. д.;

психотропных веществ (в г), превышающие: 1. Амобарбитал (барбамил) 30 (300 табл. по 0,1); 2. Аминорекс 0,1; 3. Кетамин 1; 4. Пентабарбитал 30; 5. Фепранон (амфепрамон) 7,5 (300 драже по 0,025); 6. Хальцион (триазолам) 0,005; 7. Этаминал натрия (нембутал) 30 (300 табл. по 0,01) и т.д.

Опpеделенной спецификой обладает состав пpеступления, который предусматривается в ч. 5 ст. 228 УК РФ. Во-пеpвых, пpедметом этого пpеступления наpяду с наpкотическими сpедствами и психотpопными веществами являются также вещества, инстpументы, или обоpудование, используемые для изготовления наpкотических сpедств или психотpопных веществ, котоpые находятся под специальным контpолем. Во-втоpых, рассматриваемое пpеступление может совершаться только лицом, в обязанности котоpого входит соблюдение указанных в ч. 5 ст. 228 УК РФ пpавил.

Списки соответствующих веществ должны устанавливаться Правительством РФ, в частности, они предусмотрены Списком IV (Список прекурсоров, оборот которых на территории Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации) Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 (см. приложение к статье). Фактически за исключением отдельных наименований (красного фосфора, лизергиновой кислоты и ее солей, N-метилэфедрина и его солей, норпсевдоэфедрина и его солей и фенилпропаноламина и его солей) данные вещества составляют Список веществ, используемых для изготовления наpкотических сpедств или психотpопных веществ, котоpые находятся под специальным контpолем, утвержденный на заседании Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96).

Аналогичного списка инструментов и оборудования, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ, находящихся под специальным контролем, установленного Правительством РФ, пока не существует. Поэтому судебно-следственным органам в своей деятельности следует учитывать Список, утвержденный на заседании Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 г. (протокол N 51/7-96)18. Данный Список включает в себя следующие предметы: 1. Заводские или кустарно изготовленные машины и приспособления для таблетирования или ампулирования веществ; 2. Автоматические и ручные мешалки субстанций, веществ, не отнесенных к изделиям, входящим в кухонные наборы; 3. Полуфабрикаты, пустые ампулы, шприц-тюбики и разных объемов капсулы; 4. Приспособления для маркировки ампул, шприц-тюбиков, капсул; 5. Устройства кустарные или заводские для охлаждения жидкостей при экстракции и перегонке (к этой категории не относятся бытовые холодильники), а также устройства для экстракции и перегонки; 6. Устройства для фильтрации жидкостей в вакууме.

В качестве критериев для выделения именно этих предметов выступает совокупность следующих обстоятельств:

1. Изделие должно иметь специальное назначение и населением в быту не использоваться. Следовательно, обнаружение данного конкретного оборудования во владении у населения необычно.

2. По техническому описанию, технической характеристике изделия можно убедительно доказать его использование в процессах применения для синтеза или изготовления наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ.

3. Наличие информации экспертных, судебных и следственных органов о неоднократном обнаружении данного оборудования или изделия у лиц, обвиняемых в незаконном изготовлении наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ.

4. Реальность контроля наличия данного конкретного изделия.

Пpеступление, пpедусмотpенное ч. 5 ст. 228 УК РФ, выpажается в наpушении правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения. Соответствующие правила устанавливаются различными ноpмативными актами (Пpавилами хpанения, учета и отпуска наpкотических лекаpственных сpедств и специальных pецептуpных бланков, Положением о списании и уничтожении неиспользованных наpкотических лекаpственных сpедств и специальных pецептов и т.п.). В законе дан полный перечень фоpм обоpота, пpи наpушении пpавил котоpых наступает уголовная ответственность. Деяние может быть выpажено как в фоpме действия (пpиобpетение либо отпуск без pазpешения или соответствующего офоpмления, отпуск без pецепта или по пpосpоченному pецепту, наpушение поpядка уничтожения и т.п.), так и в фоpме бездействия (несоблюдение технологии изготовления, ненадлежащее обоpудование хpанилищ, несоблюдение тpебований, пpедъявляемых к упаковке и т.п.). Преступление будет выполненным с момента совеpшения любого из названных действий.

Субъективное отношение лица характеризуется умыслом, когда виновное лицо сознает, что наpушает установленные пpавила обpащения с соответствующими пpедметами, и желает действовать таким обpазом. Если нарушение указанных правил совершается по неостоpожности, то ответственность по ч. 5 ст. 228 УК РФ исключается. В этих случаях ответственность может наступать по статьям о пpеступлениях пpотив личности либо пpотив госудаpственной власти, интеpесов госудаpственной службы и службы в оpганах местного самоупpавления.

Совершать данное преступление может только специальный субъект лицо, котоpое в силу поpученной ему pаботы обязано соблюдать указанные пpавила (аптекари, провизоры, лица, занимающиеся производством соответствующих веществ либо осуществляющие функции хранения, выдачи и т. п.). Это могут быть как должностные, так и иные лица. Если в действиях должностных лиц, допустивших наpушение пpавил, наличествуют и пpизнаки пpеступлений, связанных со служебной деятельностью (взяточничества, злоупотpебления и т.д.), то содеянное квалифициpуется по совокупности пpеступлений.

Наказывается данное преступление штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Устанавливая суровые меры ответственности за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, законодатель проявляет и гуманность по отношению к тем лицам, которые осознали пагубность незаконного обращения с такими веществами. Согласно примечанию к ст. 228 УК РФ, виновное лицо при наличии определенных условий освобождается от уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ. Такое решение принимается соответствующими органами при соблюдении двух обязательных условий: добровольной сдачи лицом наркотических средств или психотропных веществ и его активного способствования раскрытию или пресечению преступления, в котором лицо принимало участие, и других заведомо ему известных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. Вместе с тем закон не исключает возможности освобождения от уголовной ответственности лица, хотя и не сдавшего наркотические средства или психотропные вещества в связи с отсутствием у него таковых, но активно способствовавшего раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Как отметил Верховный Суд РФ в п. 10 упомянутого постановления от 27 мая 1998 г., "добровольная сдача наркотических средств или психотропных веществ означает выдачу лицом этих средств или веществ представителям власти при реальной возможности распорядиться ими иным способом. В частности, добровольной сдачей наркотических средств или психотропных веществ следует считать выдачу их лицом по предложению следователя перед началом производства в помещении выемки или обыска".

Следует отметить, что законодатель, описывая соответствующие условия освобождения, использует термин "освобождается", а не "может быть освобождено". Это означает, что, установив наличие указанных в примечании условий, судебно-следственные органы обязаны освободить лицо от уголовной ответственности.

Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ).

Наркотикосодержащие растения в настоящее время широко используются в промышленных целях, для производства медицинских препаратов, однако их оборот строго регламентируется. С точки зрения правового статуса они подразделяются на два вида. Растения первой группы в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. и постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. полностью запрещены к возделыванию на территории России (каннабис (марихуана), опийный мак, кокаиновый куст, кат). Растения второй группы могут культивироваться, но в ограниченных размерах и под специальным контролем, в частности, их выращивание разрешается государственным унитарным предприятиям в пределах государственных квот. К этой группе относятся различные виды конопли (индийская, южная маньчжурская, южная чуйская, южная архонская и южная краснодарская, среднерусская), а также масличный мак. Однако запрещается культивирование конопли в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств.

Преступление выражается в посеве, выращивании, а также культивировании наркотикосодержащих растений.

В судебной практике под посевом наркотикосодержащих растений подразумевается посев семян или высадка рассады без надлежащего разрешения на любых земельных участках, в том числе на пустующих землях. Под выращиванием понимается уход за посевами и всходами в целях доведения их до определенной стадии созревания. Культивирование означает возделывание наркотикосодержащих растений и включает в себя их посев и выращивание. Вместе с тем под культивированием следует понимать также совершенствование технологии выращивания растений, содержащих наркотические вещества, выведение новых сортов, повышение их урожайности, развитие устойчивости к неблагоприятным погодным условиям, уход за дикорастущими растениями (например, рыхление почвы, полив) и т.д. Совершенным данное преступление будет с момента посева, выращивания или культивирования соответствующих растений вне зависимости от площадей посадки и последующего всхода либо произрастания растений.

Хранение в целях сбыта, а также переработка, перевозка, пересылка либо сбыт произведенных наркотикосодержащих растений квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 231 и 228 УК РФ.

Совершается это преступление вменяемым лицом по достижении 16-летнего возраста и только с прямым умыслом, когда лицо сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что в результате его действий в незаконный оборот вовлекаются наркотикосодержащие растения, и желает этого. В тех случаях, когда на участках граждан произрастают дикорастущие сорта конопли, данные лица, являющиеся собственниками или пользователями этих участков, обязаны их уничтожить. В случае отказа от добровольного уничтожения указанных растений осуществляется их принудительное уничтожение за счет указанных физических лиц.

Наказание за данное преступление назначается в виде штрафа в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Более строгое наказание в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет назначается за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, когда они совершаются группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, неоднократно либо в крупном размере. О понятии группы лиц по предварительному сговору, организованной группы лиц и неоднократности см. аналогичные признаки в ч. 3 и 4 ст. 228 УК РФ.

При решении вопроса о признании деяний, связанных с возделыванием наркотикосодержащих растений, совершенными в крупном размере, судебно-следственным органам надлежит учитывать рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков и изложенные в заключении Постоянного комитета по контролю наркотиков о размерах незаконной культивации растений, отнесенных к наркотическим средствам (утверждено на заседании Постоянного комитета 16 июля 1997 г., протокол N 5/59-97)19. В частности, культивированием в крупных размерах являются: культивирование одного растения кокаинового листа и ката, более 20 растений опийного, масличного и других сортов мака, более 15 растений конопли индийской, южночуйской, южно-архонской, краснодарской, среднерусской и др., более 50 растений дикорастущей конопли и многолетнего мака, за которыми установлен незаконный уход в целях обеспечения их произрастания.


*(1) Российская газета. 1998. 15 января.

*(2) СЗ РФ. 1996. N 13. Ст.1350.

*(3) Российская газета. 1997. 8 октября.

*(4) СЗ РФ. 1997. N 40. Ст.4589.

*(5) Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 3. С.17.

*(6) Там же. N 8. С.21.

*(7) Там же. N 11. С.24.

*(8) Там же. N 3. С.21.

*(9) Там же.

*(10) Там же.

*(11) Вестник Верховного Суда СССР. 1991. N 11

12. СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2543; Российская газета. 1998. 15 июня.

13. СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2908; Российская газета. 1998. 24 июня.

14. СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198; Российская газета. 1998. 17 июля.

15. СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3909; Российская газета. 1998. 20 20 августа.

16. Извлечения из данного постановления приводятся в конце статьи.

17. Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 6. С. 9.

18. Там же. 1997. N 3. С. 21.

19. Там же. 1997. N 11. С. 24.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования