Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

"Лента Мебиуса", или Путь без начала и конца

05 апреля 2001 :: Алексей Филипов

Мы никогда не понимали
Того, что стоило понять...
Николай Гумилев

Подавляющее большинство российских граждан с готовностью согласится с тем, что проблема наркомании сопоставима по серьёзности и глобальности с проблемами экоцида и атомной военной угрозы. Однако употребление наркотиков из года в год всё увеличивается, а борьба с их распространением напоминает попытку выпить море.

Но многие ли начинающие наркоманы ищут в первых своих "дозах" какого-то особого, "глубинного" смысла? Все социологические опросы, проводившиеся по интересующей нас теме, единодушно свидетельствуют: отнюдь нет. Практически две трети подростков "пробуют" либо исходя из стремления "не отстать от остальных", либо желая испытать некие новые ощущения, то есть, проще говоря, из обыкновенного любопытства.

Переход с "лёгких" наркотиков на "тяжелые", последующее формирование стойкой наркотической зависимости – всё это часто является следствием царящего в определенных социумах (не только сугубо молодежных) духа соревновательности, соперничества. Похоже на знаменитую "гусарскую рулетку": первый "игрок" – потенциальный самоубийца – заряжает в барабан револьвера одну пулю, второй – две, первый – три, и так далее, пока не случается роковой выстрел или игроки не решают разойтись полюбовно. К сожалению, дело, как правило, кончается выстрелом.

Итак, перед нами две важнейшие причины первого прикосновения к "кайфу": любопытство и азарт соперничества (вспомним теорию пассионарности Льва Гумилева и упоминание в ней, в числе прочего, таких вот эрзац-подвигов, совершаемых деградирующими цивилизациями, вместо подвигов истинных и деятельных, актуальных для цивилизаций прогресса). Однако же, мало какой среднестатистический "убежденный" наркоман даст именно это объяснение. Скорее всего, он вспомнит о пресловутых "необыкновенных ощущениях", "эмоциональных откровениях", "подаренных" ему наркотиком. Занятно, но многие "рядовые" наркоманы даже не знают о том, что повторяют точку зрения людей, весьма немногочисленных, для которых возможность испытывать ежедневно новые эмоции, всю гамму чувств, вбирать в себя новые, не похожие на вчерашние и позавчерашние, образы – вовсе не дань любопытству, а действительная жизненная необходимость, важнейшее условие существования и работы. Я говорю о представителях так называемых творческих профессий, о тех, кто составляет собою некое разношерстное творческое единство, именуемое богемой. Мне, по роду моей деятельности, наиболее всего известна её "литературная часть".

Сами о том не подозревая, мы заочно знакомимся с наркотиками, вернее, узнаём об их существовании, в самом что ни на есть невинном возрасте, читая о трагической судьбе благородного графа Монте-Кристо или восхищаясь дедуктивными способностями Шерлока Холмса. Напомню, что Холмс был кокаинистом, а Эдмон Дантес, сделавшись графом, полюбил жевать гашиш и хранил его в специальной "гашишнице", выдолбленной из цельного драгоценного камня.

Впрочем, едва ли примеры этих и других литературных героев оказываются заразительны для представителей богемы. Скорее, это примеры "гениев", на которых, естественно, спешит равняться всякая творческая личность, – а также сама атмосфера "наркокультуры", пребывание в которой сегодня нередко приравнивается к пребыванию в творческой элите. Люди богемы очень разнятся в указании на истоки этой странной культуры: одни предтечей видят культуру хиппи, с её непротивлением злу насилием и бегству от "жестокого" мира в себя; другие проводят параллель с декадансом, один из символов которого – кальян, доставляющий "изысканное мироощущение"; наконец, третьи опускают историческую планку совсем уже в глубь веков и адресуются к практикам средневековых, преимущественно восточных, мистических культов. Как бы то ни было, и первые, и вторые, и третьи сходятся в одном: употребление наркотиков способствует созданию шедевров. Чем изломаннее, вычурней, а иногда и уродливей игра воображения – тем более сильный наркотик принимал "творец". Литераторы, конечно, вспоминают немедленно Карлоса Кастанеду – в первую очередь, а во вторую – множество фамилий от Генри Миллера и Картасара до Пелевина, и хотя последний, по его собственному признанию, никогда не делал употребление наркотиков частью творческого процесса, говорят о так называемом "альтернативном включении" – то есть об умении "симулировать" наркотические видения простой игрой воображения, или же с использованием иных видов "допинга". То есть вот, оказывается, как: автор должен, по крайней мере, желать заболеть, если уж сделать это в действительности у него не хватает духа. Полностью "здоровому" тексту априори отказывается в талантливости и оригинальности.

Считается, что наркотики, правда, "лёгкие", типа марихуаны, чрезвычайно "полезны" и для тех, кто исповедует принципы модного ныне постмодернизма: рефлексия, "поток сознания" с его причудливо переплетенными образами, "перебивавшими" друг друга, всё это кропотливое копание автора в складках собственной личности – как может и иначе быть реализовано, если не путем "разблокирования" памяти, путем "высвобождения" воображения из-под покровов логики. В увесистой двухтомной "шпаргалке" под названием " Вce шедевры мировой литературы XX века в кратком изложении" изложение содержания семисотстраничного романа Джойса "Улисс" занимает... 4 страницы, – сюжет в произведении почти отсутствует.

Постмодернизм, отцом-основателем которого как раз и считается Джеймс Джойс, иногда определяется критикой – и, на мой взгляд, весьма справедливо, – как "литературная религия уединенности". Это "переработка" уже созданного, компиляция – в смысле литературной техники, а идейно – это более всего напоминает отчаянную мольбу "маленького человека" о том, чтобы его оставили в покое – ведь его "маленькие мысли", "маленькие эмоции" так же важны для него, как для нравственных великанов их героические порывы.

Любопытно, что многие нынешние постмодернисты стараются выказать свою причастность к наркокультуре (или хотя бы имитировать наркотическое "раскрепощение сознания"). Несмотря на то, что ни Джойс, ни его маститые последователи, не приобрели скандальной славы в этой области. Если продолжить тему собственно постмодернизма, то первоначальная аналогия с творчеством, скажем, Достоевского (тот же "маленький человек", та же жалость к нему со стороны читателя, иногда смешанная с брезгливостью) окажется обманчивой. Достоевский писал о "маленьких людях", сам не становясь при этом одним из них. Более того, его нравственные принципы были очень тверды, они возрастали, в первую очередь, на христианских идеалах. А постмодернистская проза – это, в основном, повествования людей, разочаровавшихся во всём, к чему (к кому) они не могут прикоснуться и обратить себе во благо. Эти писатели, по гамбургскому счету, вообще могут обойтись без читателя; они не стараются "завоевать" последнего, а просто сообщают, как бы в сторону, для всех сразу и ни для кого в отдельности, что отыскали оправдания своему существованию – информативное самоедство и рефлексию.

В качестве продолжения темы "наркотики и искусство" расскажу такую историю. Пару-тройку лет назад, когда я еще был студентом истфака Петербургского госуниверситета, мне в руки попала одна из тех полурекламных газеток, какие раздают бесплатно бойкие юноши и девушки во всех людных местах мегаполисов. Однако именно ту газетку я не выбросил, бегло просмотрев, в ближайшую урну. Меня заинтересовала статья, вынесенная на первую страницу: прямо-таки какой-то гимн марихуане и "лёгким" наркотикам. Очень подробно, со ссылками на компетентные источники в мире большой медицины, описывалось влияние различных наркотических средств на человеческий организм. В числе прочего утверждалось, что табакокурение едва ли не на порядок опаснее употребления "растительных" наркотиков: к последним нет привыкания, они куда как меньше разлагают лёгкие, и т.д. и т.д. Завершалась статья телефоном и адресом, по которым заинтересовавшиеся могли получить дополнительную информацию , Будучи не только студентом-историком, но и "по совместительству" сотрудником одной из петербургских радиостанций, я надумал позвонить. Результатом телефонных "переговоров" стала моя встреча с некими "потусторонними" людьми, образующими собою оккультно-наркотически-эзотерическую группу. Они не скрывали, что пытались с помощью "высвобождения сознания" достигнуть Бога.

Шли они, по их словам, отнюдь не наобум, а по проторенному, в общем-то, пути – конечно же, по пути Кастанеды и некоторых деятелей русского "Серебряного века". Когда я спросил, кто или что такое их бог, то получил уклончивые ответы, когда же поинтересовался, не лучше ли было бы, столь истово веруя, попросить Бога помочь им в достижении их цели, как это делали, к примеру, многие христианские святые, а не избирать в качестве посредника наркотик – то услышал в ответ, что они "и это уже пробовали", но путь Кастанеды – "прямее и доступен для всех".

Я цитирую буквально. Но даже при всей жалости к этим потерявшим жизненные и духовные ориентиры людям я не могу назвать их высказывания иначе, чем бредом и абсолютной беспомощностью, Когда нет смелости или желания обратиться к Богу или внять Ему – остаётся творить кумира: создавать из деревянной колоды или из наркотической дымки эрзац-божество, которое всегда под рукой – достаточно сделать несколько затяжек или наполнить шприц.

В одном из самых знаменитых рассказов Картасара – "Лента Мёбиуса" – описание "загробной жизни" (беру в кавычки в связи с условностью там этого словесного сочетания) невинно убиенной героини то ли старательно стилизовано под "наркотические откровения", то ли действительно вызвано таковыми – пусть это останется тайной автора. "Лента Мёбиуса" – необыкновенно пронзительный и безусловно талантливый рассказ, он по праву записан критикой в классику литературы двадцатого века. Но есть и иная трактовка той же темы – "Божественная Комедия" Данте Алигьери. Уж его-то трудно обвинить как в наркозависимости, так и в бесталанности. А как быть с Францем Кафкой, Андре Жидом, наконец, с нашим соотечественником Владимиром Набоковым, чьи произведения пронизаны "словесной ворожбой" и столь же далеки от классического реализма, сколь и от наркотической подпитки? И в то же время почему так мало среди тысяч и тысяч наркоманов новых кастанед и картасаров и так много людей, балансирующих на грани жизни и смерти и давно переступивших грань отчаяния? Ответ очевиден: при отсутствии Божьего дара, при отсутствии таланта, все попытки "проникнуть на небеса с чёрного хода" – бессмысленны и чреваты саморазрушением.

Поэтому когда я вижу, как в "богемных" студенческих общежитиях заговорщически перешептываются некоторые их обитатели и гости, выбирая комнату для коллективного "экономичного" курения анаши (есть такой недавно изобретенный способ: сооружается кальян из пустой пластиковой полуторалитровой бутылки и авторучки и пускается по кругу), то основное чувство, которое я испытываю при этом, – чувство огорчения по поводу бесплодно потраченного этими заговорщиками времени, денег и... таланта.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования