Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

ООН против наркотиков

02 апреля 2001

Мир занимается вопросами контроля над наркотическими средствами с момента созыва первой международной конференции по этому вопросу, состоявшейся в Шанхае в 1909 году. Постепенно была создана международная система контроля, которая начала функционировать в 1920 году под эгидой Лиги Наций, а с 1946 года – под руководством Организации Объединенных Наций.

Международный контроль над наркотическими средствами

Рядом договоров, заключенных под эгидой Организации Объединенных Наций, предусматривается, что правительства должны осуществлять контроль над производством и распределением наркотических средств и психотропных веществ, принимать меры по борьбе со злоупотреблением и незаконной торговлей такими средствами, содержать необходимый для этого административный аппарат и сообщать международным органам о своих действиях. Этот международный режим основан на следующих документах:

  • Единая конвенция о наркотических средствах (1961 год), в которую сведены более ранние договоры о естественных или синтетических наркотических средствах, каннабисе и кокаине;

  • Конвенция о психотропных веществах (1971 год), которая регулирует производство галлюциногенов, амфетаминов, барбитуратов, небарбитуратных успокаивающих препаратов и транквилизаторов;

  • Протокол 1972 года о поправках к Единой конвенции, в котором подчеркивается необходимость в лечении и социальной реабилитации наркоманов;

  • Конвенция Организации Объединенных Наций 1988 года о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, которая направлена на лишение торговцев наркотическими средствами их преступных доходов и свободы действий.

Одним из принципиально новых положений Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотиков, состоящей из 34 статей, является контроль движения, замораживание и конфискация доходов и имущества, полученных от торговли наркотическими средствами. Судам предоставляется право применять или прибегать к конфискации банковских, финансовых и коммерческих записей и документов. Ссылки на банковскую тайну в таком случае не действуют. Конвенция делает невозможным для торговцев наркотиками получение убежища в какой бы то ни было стране, предусматривая в частности выдачу торговцев наркотиками, взаимную юридическую помощь между государствами в вопросах расследования дел, связанных с наркотическими средствами, и передачу дел для уголовного преследования. В соответствии с Конвенцией ее участники обязуются ликвидировать или содействовать сокращению незаконного спроса на наркотики.

Главной целью этих договоров является ограничение объемов поставки и потребности в наркотических средствах и психотропных веществах для медицинских и научных целей.

Комиссия по наркотическим средствам, одна из функциональных комиссий Экономического и Социального Совета, рассматривает все вопросы, относящиеся к целям договоров и осуществлению их положений, и дает Совету рекомендации, относящиеся к контролю над наркотическими средствами и психотропными веществами. Созданная в 1946 году Комиссия является главным директивным органом по международному контролю над наркотическими средствами в системе Организации Объединенных Наций. Она несет главную ответственность за внесение поправок в перечни, прилагаемые к международным договорам и составленные с целью поставить определенные вещества под международный контроль, исключить те или иные вещества из списка веществ, подлежащих контролю, или изменить режим контроля. Комиссия занимается рассмотрением глобальной ситуации в области наркотических средств и разработкой рекомендаций относительно мер по усилению международного контроля за распространением наркотиков, включая внесение предложений по заключению новых договоров. Международный совет по контролю над наркотическими средствами, который начал функционировать в 1968 году, несет ответственность за систематический анализ обстановки и осуществление общего контроля за выполнением правительствами договоров о контроле над наркотическими средствами. Он рассматривает и подтверждает ежегодные оценки потребности в разрешенных наркотических средствах, представляемые правительствами, которые ограничивают производство наркотических средств и торговлю ими медицинскими и научными целями. Совет также контролирует разрешенное движение психотропных веществ. В случае нарушения договоров он может потребовать от правительств принятия мер по исправлению положения и может обратить внимание участников договора, Экономического и Социального Совета и Комиссии по наркотическим средствам на случаи его нарушения.

Международная программа организации объединенных наций по контролю над наркотическими средствами (МПКНС)

Учрежденная в 1990 году для повышения эффективности структур Организации Объединенных Наций, занимающихся контролем над наркотическими средствами, МПКНС была введена в действие в 1991 году. Имея 20 местных отделений, МПКНС выступает в качестве международного центра обмена опытом и передачи информации, относящейся к вопросам контроля над наркотическими средствами, и играет важную роль в контроле за ситуацией с целью выработки рекомендаций относительно дальнейших действий и оказания технической помощи правительствам. МПКНС оказывает услуги ЭКОСОС, Генеральной Ассамблее и другим органам Организации Объединенных Наций по вопросам, связанным с контролем над наркотическими средствами. Она выступает в роли центра осуществления мероприятий Десятилетия Организации Объединенных Наций против злоупотреблений наркотическими средствами (1991 – 2000 годы).

МПКНС, в частности, выполняет следующие задачи:

  • помогает государствам – членам ООН в выполнении международных договоров о наркотических средствах; способствует снижению незаконной потребности в наркотиках, предотвращает незаконный оборот, устраняет экономическую зависимость фермеров от незаконного выращивания наркотических культур, создавая для них альтернативные источники доходов и повышая их жизненный уровень;

  • сотрудничает с правительствами, межправительственными и неправительственными организациями и частным сектором в таких сферах, как юридическая помощь, лечение и социальная реабилитация и реинтеграция наркоманов;

  • координирует деятельность специализированных учреждений и программ Организации Объединенных Наций в вопросах контроля над наркотическими средствами;

  • обеспечивает осведомленность общественности об опасных последствиях злоупотребления наркотическими средствами;

  • готовит заседания Комиссии по наркотическим средствам и Международного совета по контролю над наркотическими средствами;

  • содействует развитию регионального и межрегионального сотрудничества.

Фонд Организации Объединенных Наций для осуществления Международной программы по контролю над наркотическими средствами, созданный Генеральной Ассамблеей в 1991 году, является главным источником средств Организации Объединенных Наций, предназначенных для финансирования и оказания технической помощи, главным образом в интересах развивающихся стран. Фонд пополняется исключительно за счет добровольных взносов государств – членов ООН и частных организаций. Он обеспечивает получение Организацией Объединенных Наций внебюджетных ресурсов, необходимых для более эффективного реагирования на новые тенденции в области применения наркотических средств и борьбы с их незаконным оборотом.

Международная конференция по борьбе со злоупотреблениями наркотическими средствами и их незаконным оборотом (Вена, 1987 год) приняла Всеобъемлющий многодисциплинарный план будущей деятельности по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами, содержащий рекомендации о практических действиях, которые должны быть приняты правительствами и организациями для предотвращения и сокращения спроса на наркотические средства и психотропные вещества, осуществления контроля над предложением этих средств, пресечения незаконного оборота и поощрения политики эффективного лечения и социальной реабилитации наркоманов. Конференция, в которой участвовали 138 государств, приняла Декларацию, обязывающую ее участников активно принимать на международном уровне меры по борьбе против злоупотребления наркотическими средствами и их незаконного оборота. В Декларации была также выражена решимость участников усиливать действия и укреплять сотрудничество для достижения цели создания общества, свободного от злоупотребления наркотическими средствами. В соответствии с рекомендацией Конференции Генеральная Ассамблея в 1987 году объявила 26 июня Международным днем борьбы против злоупотреблений наркотическими средствами и их незаконного оборота.

В 1990 году вопросам международного контроля над наркотическими средствами была посвящена специальная сессия; Генеральная Ассамблея провозгласила Десятилетие Организации Объединенных Наций против злоупотреблений наркотическими средствами (1991 – 2000 годы). Этот период должен быть посвящен деятельности по содействию выполнению Глобальной программы действий, принятой на этой сессии. В своей Политической декларации Ассамблея выразила убеждение государств – членов ООН в том, что деятельность, направленная против злоупотреблений наркотиками и их незаконного оборота должна стать высшим приоритетом деятельности международного сообщества.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования