Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

О мерах по усилению работы по предупреждению правонарушений в здравоохранении

Материалы к заседанию Коллегии Минздрава РФ, 17 июля 2001

17 июля 2001

ИЗ МАТЕРИАЛОВ КОЛЛЕГИИ

"Только в ходе проведенной в 2000 году совместно со специалистами здравоохранения крупномасштабной профилактической операции "Допинг" выявлено 2038 нарушений установленных правил производства, хранения и реализации наркотических препаратов, 29 фактов необоснованного списания наркотических и сильнодействующих лекарственных препаратов в различных лечебных учреждениях.

Кроме того, выявлено 37 преступлений, связанных с хищениями наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, совершенных работниками учреждений здравоохранения с использованием своего служебного положения, 32 преступления, связанных с незаконной выдачей либо подделкой рецептов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Следственным отделом при УВД г. Балахны Нижегородской области в ходе расследования уголовного дела выявлено хищение в районной больнице психотропного вещества натрия оксибутирата, совершенного медицинскими сестрами Волковой Е.А. и Кругликовой Д.А., которые сбывали похищенное лицам, допускающим немедицинское потребление наркотиков.

Главным следственным управлением при ГУВД Свердловской области закончено расследованием уголовное дело по факту хищения наркотических средств в Уральском НИИ травматологии и ортопедии. Медсестра отделения вертебрологии Белоусова Л.В., используя свое служебное положение, похитила вверенные ей на ответственное хранение 10 ампул промедола, заменив их на ампулы димедрола, переклеив этикетки, а также, завладев обманным путем ключом от сейфа, совершила хищение тем же способом еще 7 ампул промедола. Виновная осуждена.

Выявляются факты незаконных операций с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами, осуществляемые юридическими лицами в системе здравоохранения, не имеющими лицензии на данный вид деятельности. Продолжают иметь место случаи хищения наркотических лекарственных препаратов, сданных родственниками умерших онкологических больных.

При проверке поликлиники № 3 г.Краснодара в кабинете заместителя главного врача Мирошниковой С.И. обнаружено и изъято 77 неучтенных ампул морфина гидрохлорида и 55 ампул промедола, сданные родственниками умерших больных.

К числу основных причин и условий, способствующих выводу указанных выше наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ из легального оборота, относятся отсутствие надлежащего контроля руководителей учреждений здравоохранения за подбором и расстановкой медицинского персонала, отвечающего за работу с указанными средствами и веществами, обеспечением сохранности специальных рецептурных бланков.

Минздравом России принимаются конкретные меры по предупреждению и выявлению правонарушений в подведомственных учреждениях, системы здравоохранения в целом.

По результатам проверок в 1999 и 2000 годах проведены заседания коллегии Министерства, на которых проанализированы причины, способствующие появлению финансово-хозяйственных нарушений, и приняты меры по устранению выявленных недостатков. За допущенные нарушения 88 руководителей привлечены к строгой дисциплинарной ответственности, четверо освобождены от занимаемых должностей. Четыре материала направлено в правоохранительные органы для проведения следственных действий.

Большая работа проводится Минздравом России по предупреждению нарушений правил хранения и реализации лекарственных препаратов, в том числе наркосодержащих и сильнодействующих средств".

СПРАВКА
к заседанию коллегии Минздрава России "О мерах по усилению работы по предупреждению правонарушений в здравоохранении"

Происходящие в России экономические и политические преобразования направлены на стабилизацию и дальнейшее развитие страны, обеспечение законности во всех сферах деятельности государства, в том числе в области социальной политики.

Наряду с определенными положительными результатами проводимых в стране реформ имеют место негативные проявления, в том числе факты коррупции, противозаконных действий как руководителей, так и отдельных работников в различных отраслях народного хозяйства.

Нацеленность руководства страны на реальное ослабление криминала в экономике и социальной сфере обусловили необходимость серьезного анализа Минздравом России причин и условий, способствующих негативным проявлениям в здравоохранении и принятию жестких мер по их устранению.

В нынешних условиях еще более значимыми являются вопросы эффективного использования финансовых средств, поступающих в здравоохранение из различных источников, и жесткого контроля за механизмами их расходования.

Министерством здравоохранения Российской Федерации постоянно уделяется серьезное внимание контролю за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений системы здравоохранения федерального подчинения.

Ежегодно Министром здравоохранения Российской Федерации утверждается План проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений и организаций, который проходит согласование с Департаментом государственного финансового контроля и аудита Минфина России.

За период 1999-2001 г.г. Минздравом России проведено 50 плановых и 12 внеплановых проверок финансовой и хозяйственной деятельности в учреждениях здравоохранения. Продолжена практика проведения контрольно-ревизионных мероприятий с участием Минфина России и привлечением местных контрольно-ревизионных органов.

В результате проведенных ревизий и проверок были установлены факты необоснованного расходования государственных средств в сумме 6619,2 тыс.рублей в 1999 и 3381,0 тыс.рублей в 2000 году.

Нарушения расходования средств, выделенных на оплату труда, допускались в результате завышения разрядов ЕТС, необоснованно установленных надбавок за работу во вредных условиях труда, за совмещение должностей, за совместительство, на оплату содержания персонала по приему и лечению иностранных граждан.

Так, излишние выплаты заработной платы произведены в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии на сумму 284,4 тыс.рублей, в Новосибирском НИИ патологии кровообращения на сумму 67,8 тыс.рублей, в Ивановской государственной медицинской академии на сумму 33 тыс.рублей, Российской детской клинической больнице на сумму 380 тыс.рублей.

В Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии ревизией установлено отвлечение в коммерческие организации внебюджетных средств на сумму 1596 тыс.рублей и недостача денежных средств и материальных ценностей на сумму 901 тыс.рублей.

Российским государственным медицинским университетом недополучено арендной платы на сумму 3392,0 тыс.рублей.

Костромской республиканской больницей специализированного типа с интенсивным наблюдением в декабре 1997 года на условиях стопроцентной предоплаты перечислено АОЗТ Русско-американскому совместному предприятию 1352,3 тыс.рублей за поставку мед.оборудования, которое до настоящего времени не получено. Однако, со стороны руководства больницы никаких мер по возврату денежных средств не предпринималось.

В штатном расписании клиники Межотраслевого научно-технического комплекса "Микрохирургия глаза" на 1998, 1999 г.г. утвержден центр по приему и лечению иностранных граждан, являющийся коммерческим подразделением. На содержание должностей центра необоснованно израсходовано 677,4 тыс.рублей. В результате завышения разрядов ЕТС необоснованные выплаты составили 85,7 тыс.рублей средств федерального бюджета. Также необоснованно выплачено 1230,0 тыс.рублей в результате нарушения договорной дисциплины.

Ревизией финансово-хозяйственной деятельности Российской детской клинической больницы Минздрава России за 1999-2000 годы, проведенной КРУ Минфина, установлены многочисленные факты незаконного и расточительного расходования государственных средств на сумму 3580,6 тыс.рублей, в том числе средств федерального бюджета на сумму 2076,7 тыс.рублей, неэффективного использования площадей, необеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

Проверкой деятельности учреждений госсанэпиднадзора установлено, что отдельные руководители центров госсанэпиднадзора субъектов Российской Федерации (Архангельской, Пермской, Тюменской, Самарской, Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев) допускают искажения бухгалтерской отчетности, предоставляют неполную информацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также не обеспечивают полную сохранность государственного имущества.

По результатам ревизий и проверок в подведомственные учреждения направлено более 50 писем, издано 8 приказов о необходимости устранения выявленных нарушений и восстановления необоснованно израсходованных сумм.

Тем не менее, работа по взысканию нанесенного ущерба контролируется слабо. Так, в 1997 году его объем составил 1666,4 тыс.рублей, в 1998 году – 2157,4 тыс.рублей; взыскано 8,3 % от указанных сумм. Аналогичная ситуация имела место и в 1999-2000 гг.

Допущенные нарушения финансовой дисциплины повлекли за собой изменение финансирования учреждений Минздрава России из средств федерального бюджета, в результате чего Минфином России произведено уменьшение плана финансирования учреждений Минздрава России в 2000 года на сумму 4297,7 тыс.рублей, в том числе по разделу "наука" – 129,3 тыс.рублей; по разделу "здравоохранение" – 3638,1 тыс.рублей; по разделу "образование" – 151, тыс.рублей. По центрам Госсанэпиднадзора уменьшение плана финансирования составило 378,6 тыс.рублей.

Контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования совместно с территориальными фондами ОМС путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

В 1999 г. контрольно-ревизионными службами 88 территориальных фондов проверено 4872 медицинских учреждений, из которых в 2602 выявлены нарушения в использовании средств ОМС. В 2000 г. проверено 5467 медицинских учреждениях, в 2863 выявлены нарушения в использовании средств ОМС.

В результате проверок и ревизий за 1999-2000 года специалистами контрольно-ревизионных служб территориальных фондов выявлено нецелевое использование средств ОМС медицинскими учреждениями на общую сумму 895,2 млн.руб. (489,7 млн.рублей и 408, млн.рублей соответственно).

Территориальными фондами обязательного медицинского страхования совместно с местными администрациями и органами управления здравоохранением принимаются соответствующие меры по возврату использованных не по целевому назначению средств ОМС.

В результате совместной работы с органами здравоохранения за 1999-2000 годы медицинскими учреждениями восстановлены средства ОМС на общую сумму – 621,7 млн.рублей (69,4% от суммы выявленных нарушений) в т.ч. в 1999 г. – 260,9 млн.рублей, в 2000 г. – 360,8 млн.рублей.

Заслуживают внимания данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые свидетельствует о том, что за последние 3 года количество преступлений экономической направленности в здравоохранении значительно возросло.

Наибольшее число преступлений в сфере здравоохранения выявлено в Краснодарском и Ставропольском краях, Нижегородской, Тюменской и Ярославской областях, Санкт-Петербурге. Наиболее характерными преступлениями являются: хищение бюджетных средств, вымогательство взяток и вознаграждений.

Значительное распространение в учреждениях здравоохранения преступлений экономической направленности обусловлено, прежде всего недостаточным контролем со стороны руководителей органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации за расходованием и сохранностью выделяемых государством бюджетных средств, а также средств, получаемых лечебно-профилактическими учреждениями из внебюджетных источников; серьезными упущениями в кадровой политике.

"Коммерциализация" медицинских учреждений и коррумпированность отдельных руководителей и медперсонала приводит к многочисленным злоупотреблениям, что крайне негативно сказывается на уровне медицинской помощи населению и влечет за собой увеличение размеров теневой оплаты медицинских услуг.

В 2000 г. органами внутренних дел выявлено более 500 фактов получения и вымогательства взяток и вознаграждений работниками медицинских учреждений.

В г.Санкт-Петербурге изобличен во взяточничестве начальник Управления по организации государственных закупок и страховой медицины Комитета здравоохранения городской администрации Болл С.В., который в ноябре 2000 г. получил взятку в сумме свыше 27 тыс.рублей от фирмы "Берингер Ингельхайм фарм Гезмбх" в виде выгоды имущественного характера (оплата зарубежных поездок) за заключение контракта на поставку медикаментов для нужд г.Санкт-Петербурга по завышенным ценам. В результате, городскому бюджету причинен ущерб на сумму 550 тыс.рублей.

Следственным управлением при УВД Читинской области расследуется дело в отношении врача-хирурга Шелопугинской Центральной районной больницы Толкачева В.К., который, используя свое служебное положение, вымогал у больных, находящихся на стационарном лечении, вознаграждения за проведение операций и выписку больничных листов.

Имеет место мздоимство среди должностных лиц лечебно-профилактических учреждений, где за взятки устанавливаются группы инвалидности, призывники освобождаются от службы в армии, выдаются разрешения на право торговли, листки нетрудоспособности, освобождаются от ответственности лица за нарушение санитарных правил.

Так следственным управлением при ГУВД Московской области в 2000 году привлечена к ответственности заместитель главного врача Шаховской центральной районной поликлиники Лопаткина И.С. получившая тридцать взяток за выдачу справок на право управления автотранспортом и владения огнестрельным оружием без прохождения медицинского освидетельствования.

Аналогичные факты имеют место и в других регионах. Только в г.Москве в течении 2000 г. расследовалось более 10 подобных уголовных дел.

В последнее время участились случаи получения взяток должностными лицами медицинских учреждений за незаконную сдачу в аренду ведомственных служебных помещений коммерческим структурам.

Начальник экономического отдела Российского государственного медицинского университета (г.Москва) В.А.Ласточкин, используя служебное положение, получил от генерального директора ЗАО "Сантон" А.Т.Панова взятку в размере 2 тысяч долларов США за продление договора аренды занимаемых помещений, принадлежащих университету.

Анализ структуры российского нелегального наркорынка, по мнению МВД России, свидетельствует о том, что по-прежнему одним из источников его пополнения является поступление в незаконный оборот указанных препаратов и веществ из лечебно-профилактических учреждений.

Только в ходе проведенной в 2000 году совместно со специалистами здравоохранения крупномасштабной профилактической операции "Допинг" выявлено 2038 нарушений установленных правил производства, хранения и реализации наркопрепаратов, 29 фактов необоснованного списания наркотических и сильнодействующих лекарственных препаратов в различных лечебных учреждениях.

Кроме того, выявлено 37 преступлений, связанных с хищениями наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, совершенных работниками учреждений здравоохранения с использованием своего служебного положения, 32 преступления, связанных с незаконной выдачей либо подделкой рецептов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Следственным отделом при УВД г.Балахны Нижегородской области в ходе расследования уголовного дела выявлено хищение в районной больнице психотропного вещества натрия оксибутирата, совершенного медицинскими сестрами Волковой Е.А. и Кругликовой Д.А., которые сбывали похищенное лицам, допускающим немедицинское потребление наркотиков.

Главным следственным управлением при ГУВД Свердловской области закончено расследованием уголовное дело по факту хищения наркотических средств в Уральском НИИ травматологии и ортопедии. Медсестра отделения вертебрологии Белоусова Л.В., используя свое служебное положение, похитила вверенные ей на ответственное хранение 10 ампул промедола, заменив их на ампулы димедрола, переклеив этикетки, а также, завладев обманным путем ключом от сейфа, совершила хищение тем же способом еще 7 ампул промедола. Виновная осуждена.

Выявляются факты незаконных операций с наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами, осуществляемые юридическими лицами в системе здравоохранения, не имеющими лицензии на данный вид деятельности. Продолжают иметь место случаи хищения наркотических лекарственных препаратов, сданных родственниками умерших онкологических больных.

При проверке поликлиники № 3 г.Краснодара в кабинете заместителя главного врача Мирошниковой С.И. обнаружено и изъято 77 неучтенных ампул морфина гидрохлорида и 55 ампул промедола, сданные родственниками умерших больных.

К числу основных причин и условий, способствующих выводу указанных выше наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ из легального оборота, относятся отсутствие надлежащего контроля руководителей учреждений здравоохранения за подбором и расстановкой медицинского персонала, отвечающего за работу с указанными средствами и веществами, обеспечением сохранности специальных рецептурных бланков.

Минздравом России принимаются конкретные меры по предупреждению и выявлению правонарушений в подведомственных учреждениях, системы здравоохранения в целом.

По результатам проверок в 1999 и 2000 годах проведены заседания коллегии Министерства, на которых проанализированы причины, способствующие появлению финансово-хозяйственных нарушений, и приняты меры по устранению выявленных недостатков. За допущенные нарушения 88 руководителей привлечены к строгой дисциплинарной ответственности, четверо освобождены от занимаемых должностей. Четыре материала направлено в правоохранительные органы для проведения следственных действий.

Большая работа проводится Минздравом России по предупреждению нарушений правил хранения и реализации лекарственных препаратов, в том числе наркосодержащих и сильнодействующих средств.

В период 1999-2000 годов Министерством здравоохранения Российской Федерации подготовлено и принято Правительством Российской Федерации четыре постановления, издано три приказа, которыми устанавливаются четкие положения об организации деятельности медицинских учреждений и аптечных организаций по назначению лекарственных средств, их использовании и реализации. Организован контроль за исполнением документов.

Приняты меры по укреплению финансово-хозяйственной дисциплины в центральном аппарате Министерства. Активизирована работа по восстановлению бухгалтерского учета за 1993-95 годы. Подготовлены и направлены в Генеральную прокуратуру материалы о предъявлении исков к ОАО "Фармавит" и ОАО "Фармимекс" о возмещении в пользу Минздрава финансовых средств по дебиторской задолженности.

В соответствии с вступившим в законную силу и до настоящего времени не исполненным решением Арбитражного суда г.Москвы от 05.01.2000 ЗАО "Брынцалов А" должен возместить нанесенный федеральному бюджету ущерб в размере 11037922,06 рублей.

Начиная с августа 1999 года все закупки лекарственных средств и медицинского оборудования проводятся Минздравом России в соответствии с действующим законодательством.

В целях усиления взаимодействия Минздрава России и органов исполнительной власти субъектов Федерации в вопросах контроля за исполнением законодательства в здравоохранении в 2000 году назначены полномочные представители Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах.

Факты грубых нарушений финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях здравоохранения, преступных действий со стороны руководителей и работников подведомственных учреждений Минздрава России доведены до сведения участников Всероссийского совещания по социальным вопросам 16 марта 2001 г. и итоговой коллегии Минздрава России 20 марта 2001 г., где заместителям глав администраций субъектов Федерации, руководителям органов и учреждений здравоохранения страны было настоятельно рекомендовано резко активизировать работу по предупреждению преступлений и правонарушений в здравоохранении.

Исходя из имеющихся фактов о финансовых нарушениях и с целью устранения причин и условий, способствующих преступным проявлениям в здравоохранении, ужесточения и контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных источников, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, а также пресечения возможных злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности медицинских учреждений, Минздраву России, органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации необходимо обеспечить неукоснительное исполнение Указов Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сохранению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и "О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета".

Необходим более широкий охват ревизиями и проверками учреждений системы Минздрава России контрольно-ревизионным отделом и ведомственным контролем, а также и проверок с целью выявления наиболее часто встречающихся нарушений финансово-хозяйственной деятельности.

Своевременная информация подведомственной сети медицинских учреждений о результатах ревизий и проверок должна обеспечить оперативное устранение и предупреждение нарушений финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Требуют постоянного внимания и контроля вопросы обучения заместителей руководителей медицинских учреждений по экономическим и финансовым вопросам, главных бухгалтеров, руководителей и специалистов подразделений планирования по вопросам бухгалтерского учета и отчетности, планирования и контроля, а также обеспечения медицинских учреждений соответствующей нормативно-методической документацией.

Необходимо повышение требовательности и персональной ответственности руководителей медицинских учреждений за целевым и эффективным расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных средств, соблюдением действующего законодательства, регламентирующего финансовую дисциплину и хозяйственную деятельность вверенных учреждений.

Конструктивное взаимодействие Минздрава России и Федерального фонда ОМС с контрольно-ревизионными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации должно быть направлено на усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также пресечение возможных злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности учреждений системы Минздрава России.

Руководитель Департамента
образовательных медицинских
учреждений и кадровой политики
Н.Н.Володин

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования