Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2022 год

10 марта 2023

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2022 год
(PDF)

Обеспечить наличие контролируемых веществ для медицинских и научных целей – главная цель Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками и Конвенции о психотропных веществах 1971 года. Вместе с тем показатели наличия и доступности находя­щихся под международным контролем веществ для их использования в медицинских и научных целях по-прежнему распределяются неравномерно, и объемы законного употребления нарко­тических средств и психотропных веществ существенно различаются как по странам одного региона, так и по разным регионам. Обеспечение баланса в этой области – неотъемлемая состав­ляющая права на здоровье и одно из условий достижения цели 3 в области устойчивого развития, касающейся здоровья и благополучия. В этой связи Комитет подготовил специальное дополнение к настоящему докладу за 2022 год, озаглавленное "Не обойти вниманием ни одного пациента: ситуация с обеспечением достаточной доступности находящихся под международным контро­лем веществ для использования в медицинских и научных целях". Это дополнение продолжает серию предыдущих пяти дополнительных докладов, выпущенных МККН в период с 1989 по 2018 год, и содержит обзор текущей ситуации на основе информации, полученной МККН от государств-членов и представителей гражданского общества. Оно также тематически перекли­кается с инициативой Председателя шестьдесят пятой сессии Комиссии по наркотическим средствам, направленной на активизацию работы по выполнению международных обязательств в области наркополитики, касающихся улучшения обеспеченности контролируемыми веще­ствами и их доступности для медицинских и научных целей.

В дополнении к докладу за 2022 год констатируется сохранение различий в потреблении опиоидных анальгетиков для обезболивания и психотропных веществ для лечения различных психических и неврологических заболеваний. В нем описаны главные факторы, препятствующие обеспечению наличия достаточного количества психоактивных веществ, и сформулирован ряд рекомендаций по такому широкому кругу вопросов, как обучение медицинских работников, информирование общественности, сохранение знаний, административные и бюджетные меры, законодательная и нормативная база и использование преимуществ технических достижений. Так, мы призываем крупнейшие страны-производители рассмотреть возможность снижения цен на лекарственные средства для стран с низким и средним уровнем дохода и предоставить им возможность приобретать доступный по цене морфин вместо более дорогих синтетических опиоидных анальгетиков. Правительствам рекомендуется также принимать конкретные меры для повышения доступности лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, во время чрезвычайных ситуаций, в том числе во время конфликтов, пандемий и обусловленных изменением климата бедствий. Мы будем и далее оказывать прави­тельствам содействие в улучшении обеспеченности этими важными лекарственными средствами и поддерживать тесный контакт с национальными компетентными органами во время чрезвы­чайных ситуаций, чтобы не допускать перебоев в торговле важными лекарственными сред­ствами, в составе которых содержатся находящиеся под контролем вещества.

Каждый год первая глава нашего ежегодного доклада посвящается какой-нибудь конкретной теме и задумывается как вклад в обсуждение вопросов наркополитики на национальном и международном уровнях. Глава I нынешнего доклада Комитета посвящена анализу тенденции к легализации потребления каннабиса. Эта тема сейчас особенно актуальна, поскольку в послед­ние годы все больше государств проводят политику, направленную на разрешение использова­ния каннабиса не только в медицинских и научных, но и в иных целях.

В главе I описаны проблемы, стоящие перед государством и обществом, и дан краткий обзор изменений, касающихся употребления каннабиса и контроля над ним, а также различных моде­лей, используемых для обоснования немедицинского применения каннабиса. Мы проанализи­ровали различные стратегические подходы с правовой точки зрения, исходя из положений конвенций о контроле над наркотиками, и пришли к выводу, что при соблюдении определенных условий такие подходы, как декриминализация и депенализация, можно считать соответствующими конвенциям. В конвенциях закреплен принцип соразмерности, предусма­тривающий применение альтернатив наказанию за совершение отдельных правонарушений. Легализация же предложения и использования каннабиса не в медицинских и не в научных целях идет вразрез с положениями конвенций.

МККН сделал несколько выводов, в том числе относительно того, что предусмотренная в конвенциях система контроля позволяет государствам довольно гибко подходить к вопросам защиты молодежи, охраны здоровья населения, предупреждения неоправданного применения наказания в виде лишения свободы и борьбы с незаконными рынками и связанной с ними организованной преступностью. Центральное значение при таком подходе имеют разработка более качественных программ обучения, профилактики и лечения и борьба с организованной преступностью за счет эффективной социальной профилактики и правоохранительной дея­тельности. В докладе отмечается, что легализация не способна удержать молодежь от потребле­ния каннабиса, и незаконные рынки продолжают существовать, а в некоторых случаях даже процветают. Юрисдикциям, проводящим политику легализации, не удалось добиться тех целей, которых они рассчитывали достичь посредством легализации рекреационного употребления каннабиса. Особую обеспокоенность вызывают нацеленность стратегий маркетинга и сбыта продукции из каннабиса на молодежь, а также снижение восприятия вреда от употребления каннабиса, несмотря на наличие на рынке сильнодействующих продуктов каннабиса, вызыва­ющих опасения с точки зрения охраны общественного здоровья.

Тенденция к легализации немедицинского применения каннабиса создает существенную проблему для государств – участников конвенций о контроле над наркотиками. МККН по-преж­нему ответственно относится к выполнению своих задач, касающихся оказания правительствам помощи в осуществлении конвенций, и поддерживает диалог с государствами, чтобы содей­ствовать осуществлению конвенций и тем самым достичь их целей – охраны здоровья и обес­печения благополучия человечества.

В главе II доклада представлен обзор функционирования системы международного контроля над наркотиками, работа которой зависит от своевременного представления правительствами в Комитет точной информации. В этой связи важно, чтобы правительства совершенствовали механизмы, с помощью которых осуществляется мониторинг культивирования, производства и изготовления контролируемых веществ и торговли ими. Правительствам настоятельно реко­мендуется совершенствовать сбор данных о закономерностях потребления наркотиков, что особенно актуально для стран Африки и Океании, во многих из которых имеется явная нехватка данных о потреблении наркотиков. МККН призывает государства-доноры включить в двусто­роннюю помощь мероприятия по оказанию поддержки в этом вопросе.

В докладе также обращается внимание на появление сильнодействующих синтетических опиоидов, не относящихся к фентаниловой группе, с употреблением которых связан рост смерт­ности от передозировок, приведший к усугублению опиоидного кризиса, в прошлом ассоции­ровавшегося главным образом с употреблением незаконно изготовленного фентанила. МККН оказывает государствам-членам помощь в решении этой проблемы в рамках различных меро­приятий по линии своей Глобальной программы оперативного пресечения незаконного оборота опасных веществ (ГРИДС), в том числе путем оказания поддержки через сеть региональных технических специалистов и предоставления таких инструментов, как Информационно-коммуникационная система проекта ИОН (ИОНИКС), позволяющая национальным органам обмениваться информацией в режиме реального времени. Мы также укрепляем потенциал правительств в области взаимодействия с частным сектором с целью не допустить использова­ния законных отраслей, в том числе интернет-сервисов и служб экспресс-доставки и почтовой связи, для незаконного оборота опасных синтетических опиоидов.

Правительствам рекомендуется активизировать усилия по противодействию распростра­нению не включенных в списки дизайнерских химических веществ – прекурсоров, использу­емых при незаконном изготовлении наркотиков, путем добровольного предоставления информации о планируемом экспорте с помощью ресурсов и инструментария, разработанного Комитетом для государств-членов, а также путем выполнения рекомендаций относительно осуществления статьи 12 Конвенции 1988 года, сформулированных в нашем докладе за 2022 год. МККН неоднократно обращал внимание на необходимость улучшить ситуацию с осуществле­нием положений статьи 13 Конвенции 1988 года как дополнительного инструмента борьбы с незаконным изготовлением наркотиков. Комитет предлагает правительствам пользоваться подготовленными им методическими материалами и пособиями для предотвращения и рассле­дования случаев утечки и незаконного оборота оборудования и материалов, используемых при незаконном обороте наркотиков.

Особую обеспокоенность у Комитета вызывает резкое увеличение объемов незаконного производства и оборота кокаина. При рассмотрении этого глобального вопроса в своем докладе Комитет анализирует последние изменения, которые привели к расширению доступности кока­ина с более высокой степенью чистоты, создающему все более серьезную угрозу для здоровья населения. МККН призывает правительства скоординированно решать эту проблему на меж­дународном уровне путем принятия целенаправленных мер в отношении каждого звена цепочки поставок и пресечения незаконных финансовых потоков. МККН продолжает оказывать госу­дарствам-членам поддержку в решении этой проблемы, особенно в плане предотвращения незаконного оборота химических веществ – прекурсоров, используемых при незаконном изго­товлении кокаина.

Обеспокоенность и тревогу у МККН по-прежнему вызывают крупномасштабное культи­вирование опийного мака и производство опия в Афганистане, продолжающееся несмотря на введение запрета фактическими властями. В стране необходимо срочно улучшать ситуацию с оказанием лечебно-профилактической помощи для всех употребляющих наркотики жителей, особенно женщин, и мы призываем международное сообщество продолжать поддерживать деятельность по контролю над наркотиками в Афганистане в интересах охраны здоровья насе­ления. Такую поддержку следует рассматривать как важный элемент помощи в целях развития, оказываемой этой стране, в которой политические и социально-экономические проблемы усу­губляются чрезвычайными ситуациями экологического и гуманитарного характера.

Один из рассматриваемых в докладе глобальных вопросов касается необходимости исклю­чать дискриминацию лиц, употребляющих наркотики, в национальном законодательстве, поли­тике и практике. В соответствующих рекомендациях государствам предлагается вырабатывать политику на основе научных данных, при содействии и участии лиц, употребляющих наркотики, и следить за тем, чтобы такая политика была приемлема в культурном отношении, общедоступна и адаптирована к культурным особенностям и социально-экономическим реалиям.

Особое внимание уделено также теме психического здоровья. МККН напоминает прави­тельствам о необходимости обеспечить людям с психическими расстройствами доступ к над­лежащему лечению и лекарственным средствам, облегчающим их страдания, с тем чтобы они могли полноценно участвовать в жизни общества, не подвергаясь стигматизации и дискрими­нации. В докладе особо отмечается, что для всеобъемлющего решения этой проблемы необхо­димо предусмотреть оказание услуг по лечению и поддержке лиц с психическими расстройствами в рамках национальной системы здравоохранения и обеспечить бесперебойное предоставление таких услуг, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

В докладе рассмотрены обязанности стран транзита при законной торговле находящимися под международным контролем веществами, и правительствам напоминается об их обязатель­стве обеспечивать безопасность грузов с психоактивными веществами при их транзите через свою территорию в рамках международной торговли и создать механизмы для предотвращения их утечки во время транзита, закрепленном в конвенциях о контроле над наркотиками и резо­люциях Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Комиссии по нарко­тическим средствам.

В главе IV доклада изложены выводы и рекомендации Комитета, адресованные правитель­ствам, Организации Объединенных Наций и другим международным, региональным и нацио­нальным организациям. Мы призываем организации гражданского общества также принимать эти выводы и рекомендации во внимание при планировании своей работы.

МККН всегда готов оказать правительствам поддержку в полном осуществлении трех кон­венций о контроле над наркотиками, в том числе на основе его рекомендаций, а также в работе над достижением целей в области устойчивого развития, в частности цели 3, касающейся здо­ровья и благополучия, и цели 16, касающейся мира, правосудия и эффективных институтов. В этой связи МККН поддерживает активный диалог с государствами-членами и оказывает правительствам поддержку путем реализации таких инициатив, как "МККН-Обучение" и про­грамма ГРИДС, и разработки различных систем, облегчающих обмен информацией между странами и территориями. Сейчас, когда международное сообщество стремится ускорить темпы реализации повестки дня на период до 2030 года в условиях пандемии коронавирусного забо­левания (COVID-19) и чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера, полное осуществление конвенций о контроле над наркотиками имеет решающее значение для охраны здоровья и обес­печения благополучия человечества.

Джагджит Павадиа
Председатель
Международный комитет по контролю над наркотиками

Доклады Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) МККН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования