Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Профилактика коррупции в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков

03 июля 2001 :: Б. Ф. Калачев

Выступление на международной конференции "ХХI век без наркотиков", 26 июня 2001

Уважаемый Председатель! Уважаемые дамы и господа! Уважаемые коллеги!

Позвольте выразить искреннюю признательность организаторам этого замечательного форума за возможность выступить в присутствии столь высокой и почетной аудитории. Надеюсь, что мой небольшой доклад окажется применимым в деле практической борьбы с наркотиками.

Такие ожидания не беспочвенны. Несколькими днями тому назад Президент Российской Федерации поручил провести заседание Совета Безопасности о мерах по совершенствованию государственной политики в указанной сфере противодействия преступности. Предпринятый главой государства шаг более чем своевременен и вот почему.

В течение последних 20 лет не прекращается динамика глобального наращивания остроты наркомании и незаконного оборота наркотиков. Сегодня нет такой развитой страны мира, где бы эта проблема ни обсуждалась, как внутренняя или внешняя угроза национальной безопасности.

Серьезно поражена наркотической отравой и современная Россия. Как свидетельствуют угнетающие отчеты органов здравоохранения, наблюдение медиками потребителей наркотиков в возрасте 10 и младше лет – перестали относиться к событиям неординарным.

Свыше 20 млн. граждан страны хотя бы раз в жизни пробовали наркотики без предписания врача. Вилка финансовых затрат населения России только на приобретение героина в течение 2001 года может быть оценена в суммах от 25,3 до 92,2 млрд. рублей.

Все более значительным становится экономический ущерб, наносимый наркоманией и наркобизнесом в деловой и производственной жизни общества. К концу нынешнего года он может превысить 500 тыс. человеко/лет, что эквивалентно 20,5 млрд. долларов США, недополученных организациями различных форм собственности.

Однако среди всех клякс незаконного оборота наркотиков и наркомании самая жирная и несмываемая – это коррупция.

Разумеется, выдвигая этот тезис, надо понимать, что данное явление характерно в наши дни не только для сферы наркобизнеса. Этот криминальный феномен присущ многим и многим иным областям жизни, как России, так и большинства других государств мира. Одно из подтверждений сказанному – второй Глобальный форум по борьбе с коррупцией, который прошел в гаагском Конгресс-центре в конце прошлого месяца. Второе – то, что со второй половины 2000 г., по данным гражданских социологических исследований, население России отводит вопросу коррупции первостепенное значение. Общеуголовная преступность, нищета, безработица – отошли на второй план.

На мой взгляд, современную политическую составляющую грязной проблемы коррупции правомерно оценивать в виде инструмента саботажа проводимым в нашей стране социально-экономическим реформам. Оценивать как одно из главнейших препятствий на пути к формированию открытого гражданского общества, правового государства и рыночной экономики. Само собой касается эта установка и аспекта коррупции в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

При этом в рассматриваемой проблеме крайне важно осознать: есть ли возможность, если не искоренить, ликвидировать, то значительно сократить масштабы коррупции в современной России? На мой взгляд, существующие национальные и международные ресурсы позволяют ответить на поставленный вопрос позитивно. И решающее слово здесь остается за профилактикой.

Представленное суждение о борьбе с коррупцией преимущественно методами ее предупреждения получено в итоге анонимных опросов экспертов из числа сотрудников милиции (полиции) государств постсоветского пространства. Работа проводилась в течение последних 7 лет во время служебных командировок, научных международных конференций, курсов повышения квалификации и др. К примеру, ценные материалы удалось получить в ходе интервьюрирования упомянутых экспертов на Международных курсах в Риме, организованных под эгидой Европейского Союза при участии Италии и ФРГ. Часть итогов проделанной работы опубликована в книге, вышедшей буквально на днях1

Калачев Б.Ф., Кикоть В.Я., Моднов И.С. Сращивание наркобизнеса с коррупцией на постсоветском пространстве и борьба с этим явлением. Методическое пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2001. 52 с.

.

Что же предлагают специалисты из государств распавшегося СССР в целях противодействия коррупции в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков? Их ответы сгруппированы по социально значимым профилактическим мерам общего и частного характера.

В общем порядке в перечень профилактических действий вошли следующие рекомендации:

  1. В сфере законодательства. Более половины опрошенных обращают внимание на недопустимость дальнейшей волокиты с принятием национальных актов регулирующих проблемы борьбы с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, противодействия легализации преступных доходов, и др. Специалисты на местах прекрасно понимают, что вал коррупции, незаконного оборота наркотиков и других преступлений немыслимо одолеть без адресной законодательной деятельности.

    К сожалению, представительная власть России в течение ряда лет уклоняется от принятия вот уже нескольких вариантов проектов федеральных законов "О коррупции". Подобная позиция наводит на самые серьезные размышления.

    Аудитории интересно будет узнать, что в Польше – государстве Восточной Европы, одной из первых стран в прошлом социалистического лагеря прошедшей путь от тоталитаризма до крайних либеральных реформ, 29 мая 2001 г. грянули не менее радикальные правоохранительные реформы. Новую законодательную политику борьбы с преступностью поддержали 460 депутатов против 160 своих коллег. Значительно расширены оперативно-розыскные полномочия "людей в погонах", в частности, узаконена провокация, как метод полицейской работы по выявлению взяточников. Существенно урезана в правах армия детективов (цель – устранение не всегда полезной правоохранительной конкуренции). Разрешен доступ к банковским тайнам и информации страховых агентств и многое иное.

  2. В сфере социальных гарантий. Упор делается на необходимость увеличения заработной платы государственных служащих относительно хотя бы среднего уровня жалования, выплачиваемого частными предпринимателями. Что касается подхода к этому вопросу в дальнем зарубежье, то об этом прекрасно написано в "Декларации о полиции", принятой 8 мая 1979 года на 31-ой сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы.

    Так, согласно положению Декларации Совета Европы о полиции, милиционер (полицейский) имеет право на повышенную заработную плату с учетом особенностей несения службы, таких как чрезмерный риск и ненормированный рабочий день. В пределах постсоветского пространства озвученный европейский стандарт реализован в редких случаях, в частности, в государствах Балтии.

    Приведу пример из собственного опыта государственной службы. В 1981 г., будучи молодым лейтенантом милиции, мое денежное довольствие составляло эквивалент 360 долл. США. И вот, спустя 20 лет, находясь в чине полковника милиции, являясь начальником научного отдела, кандидатом юридических наук, обладая иными почетными регалиями, эквивалент моего ежемесячного денежного довольствия сократился до 160 долл. США. И только дополнительные, разрешенные законом заработки (от профессорской деятельности, литературных гонораров, научных исследований на договорной основе), позволяют довольно скромное содержание семьи из четырех человек.

    Между тем, десятки и сотни тысяч практических сотрудников милиции не имеют возможности какой-либо подработки к своему денежному содержанию, составляющему 1,5-3 тыс. рублей (70-90 долл. США). С утра до позднего вечера, а то и ночами, без выходных дней, они буквально сражаются с преступниками, куда более обеспеченными с финансовой точки зрения, нежели так называемые люди в погонах.

    На мой взгляд, достойное, в рамках европейских стандартов, денежное содержание сотрудников правоохранительных органов и спецслужб – это на сегодняшний день один из мощнейших факторов профилактики коррупции в России. И далеко не в последнюю очередь – в сфере борьбы с наркобизнесом.

    Помимо этого опрошенными подчеркивалась настоятельная необходимость быстрейшего наведения порядка в получении сотрудниками жилой площади, материальной помощи, ссуд и других предусмотренных соответствующими законами социальных льгот.

  3. В сфере управления. Здесь большинство респондентов предлагает расширение функциональной и организационной самостоятельности национальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (БНОН), что смогло бы снизить вмешательство в их деятельность на местах администрации регионов.

    Сотрудники подчеркивают насущную потребность усиления оперативного контроля как над служебной деятельностью Главков и Управлений (Департаментов, Комитетов) собственно МВД, так и над другими государственными структурами (органами власти). При этом многие указывают на крайнюю скудость агентурной информации о затронутых проблемах (коррупции и наркобизнесе) в верхних эшелонах власти.

    Также рекомендуется в национальных подразделениях БНОН создать специализированные следственные аппараты и финансовую разведку, способную предупреждать и пресекать отмывание наркоденег.

    Наконец, проводится мысль о налаживании обязательного и тесного взаимодействия между различными ведомствами, как минимум, на четырех уровнях:
    – международном (глобальном), то есть с правоохранительными органами и спецслужбами стран мирового сообщества;
    – субрегиональном, то есть с правоохранительными органами и спецслужбами государств-участников СНГ, ЕС, иных континентальных альянсов. Этому уровню сотрудничества отдают предпочтение буквально все проинтервьюированные эксперты;
    – национальном межведомственном, то есть с правоохранительными органами и спецслужбами внутри конкретной страны Содружества. На примере Российской Федерации здесь показателен созданный в мае 1998 года Центр межведомственного взаимодействия (ЦМВ) в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления). В ЦМВ, который вошел в структуру УБНОН МВД России, совместно, слаженно и, что важно – эффективно, трудятся представители криминальной милиции, таможенники, офицеры федеральной службы безопасности и пограничники;
    – национальном внутриведомственном, то есть в структуре ведомства. Например, в структуре МВД должно быть налажено взаимодействие между антинаркотической службой криминальной милиции (полиции) и, допустим, милицией общественной безопасности, транспортной милицией, паспортно-визовыми аппаратами и т.д.

    Такая многоуровневая организация взаимодействия помимо прочего помогала бы осуществлять эффективный взаимоконтроль, что создавало бы дополнительные барьеры на пути коррупции среди государственных служащих, по тем или иным причинам и основаниям, вовлеченным в борьбу с наркобизнесом. Однако превалирующими пожеланиями респондентов были все же не ведомственное усовершенствование, а усиление курса на подъем и стабилизацию социальных условий жизни населения, что предполагает в первую очередь серьезный подъем национальных экономик.

  4. В сфере кадровой политики. Предлагается неукоснительно соблюдать требования ротации кадров среди государственных служащих всех рангов. Прибегать к увольнению чиновников, замешанных в коррупции, если информация об этом обоснована и тщательно проверена. Подбор кадров в правоохранительные органы и спецслужбы, а также их проверки осуществлять по самым строгим критериям. Постоянно прибегать к их негласной перепроверке и дополнительному изучению. Здесь полезен западный опыт. К примеру, с некоторых пор австрийские курсанты полицейских школ регулярно проходят проверки на зависимость от наркотиков. По мнению Хильмара Кабаса – лидера фракции Австрийской партии свободы в венском городском парламенте, подобные тесты отвечают интересам представителей соответствующих профессиональных групп.

  5. В информационной сфере. Продвигать через средства массовой информации тезисы для широкой общественности о нетерпимом отношении к работникам – коррупционерам. Организовать широкое обсуждение в прессе наиболее громких судебных процессов, связанных с коррупцией, содействовать путем предоставления информации подробному освещению их по телевидению, иным коммуникативным каналам. В этом отношении уже имеются практические примеры. Так, в г. Красноярске о коррумпированных милицейских чинах было немало сообщений от населения на номер специального пейджера в ходе акции "Третья мировая". Это мероприятие организовала городская пресса, телевидение и местная милиция в целях вовлечения общественности в борьбу с наркобизнесом.

  6. В сфере культуры. Оживить повсеместную пропаганду произведений высоконравственного искусства, занятий спортом и туризмом; освободить книжный рынок стран Содружества от чтива, замешанного на порнографии, культе насилия, садизме и т.п. То есть создать максимум условий для духовно и физически здорового досуга людей.

В рекомендациях частного характера абсолютное число опрошенных обращает внимание на необходимость получения в установленные сроки заработной платы, задержки, с выдачей которой составляют порой шесть и более месяцев, а то и годы. Также немало просьб усилить оперативные подразделения антинаркотических подразделений на местах современной специальной техникой. Без ее применения вряд ли можно достигнуть качественного документирования незаконной деятельности коррупционеров и других преступников.

Международная конференция "XXI век без наркотиков. Роль общества в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни", 26 июня 2001 Калачев Борис Федорович
кандидат юридических наук, член Российского философского общества

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования