Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Актуальные вопросы совершенствования и повышения эффективности участия органов местного самоуправления в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ в Санкт-Петербурге

24 июня 2022 :: Г. В. Зазулин

Прим.: мнение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга может не совпадать с мнением автора

Об авторе:
Зазулин Георгий Васильевич – к. ю. н., доцент кафедры конфликтологии, Институт философии, ФГБОУ ВО "СПбГУ" 199034, г. Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5.

Резюме: Антинаркотическая политика сталкивается с противоречием внутри уголовной и социальной политик, вследствие чего наркопреступность в России может достигать высоких годовых показателей, должна быть заменена на эффективную, имеющую в своём основании криминологическую теорию антинаркотической деятельности.

Ключевые слова: наркотики, противодействие наркопреступности, антинаркотическая политика, антинаркотическая деятельность.

Введение

Важность поднятой нами темы обосновывают некоторые наблюдения. Во-первых, юрист-практик, заместитель прокурора Санкт-Петербурга Резонов И.Г., утверждал, что наркомания никогда не являлась и не должна стать частью культуры и истории России [12], однако другие специалисты говорят противоположное [8,с.165].

Субъективно в этом споре я на стороне практика.

Во-вторых, директор ФСКН РФ Иванов В.П. заявлял, что только героиновые наркоманы обеспечивают астрономическое число наркопреступлений (1 млрд фактов розничного сбыта наркотиков, т.е. 1 млрд преступлений в год) [9]. Если учесть, что в 2012 году было выявлено 219 тыс. преступлений по сбыту наркотиков, то это составляет всего 0,02 % от реально совершаемых в год преступлений в сфере незаконного оборота героина. Очевидно, что такое микроскопическое влияние правоохранительных органов на данный вид преступлений является следствием не каких-то отдельных недочётов и ошибок, а вытекает из концептуально неверного подхода государства к защите населения от наркоугроз.

В-третьих. Возросла активность международных пронаркотических сил, объединившихся в глобальную комиссию по вопросам наркополитики, финансируемых известным сторонником легализации наркотиков Джорджем Соросом [1]. Поэтому сегодня научная проблема антинаркотической деятельности (далее по тексту – АНД) стала вопросом выбора для нашего Отечества: или вслед за глобальными либеральными силами признать, что война наркотикам проиграна и следовать рекомендациям концептуальной власти, или возразить им и приступить к решению проблем АНД в РФ на основе криминологического понимания её сущности.

Теоретико-методологическое основание исследования АНД

Любой наркотик всегда является психоактивным веществом (далее по тексту – ПАВ), но многие ПАВ не являются наркотиками. Поэтому нами предложена типология ПАВ, обладающих в современном обществе статусом товара, в основании которой лежит воздействие ПАВ на человека и общество.

Мы определяем наркореальность как противостояние пронаркотических и антинаркотических сил, представленных соответствующими политическими, экономическими, идеологическими акторами, конфликтный потенциал которых обусловлен фазой развития этноса, а также внешними и внутренними социальными факторами. Антинаркотические силы – социальные субъекты, нацеленные на борьбу за сохранение или введение запрета на распространение наркотика, противодействующие распространению наркотиков и пронаркотической пропаганды. Пронаркотические силы – социальные субъекты, нацеленные на борьбу за легализацию наркотиков, содействие распространению наркотиков и пронаркотической пропаганды [6, с. 382]. Соответственно соотношению означенных сил в наркореальности мы выделяем два её типа: конструктивная и деструктивная наркореальность.

Важно учитывать положения преступностиведения о том, что легализация торговли накросодержащими средствами это – возможно, эффективный инструмент по выбиванию значимого финансового рычага из механизма воспроизводства преступности глобальной экономики. Но надо отнестись к нему с чрезвычайной осторожностью... Едва ли возможен переход на строго регламентированную государственную торговлю наркотическими средствами в отдельно взятой стране. Для этого требуется международное сотрудничество [15, с. 22].

Стремление российского государства изменить наркореальность с деструктивной на конструктивную привело к тому, что в 2010 году оформилось и закрепилось на уровне юридического понятия "новое" направление деятельности государства – АНД. В Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года (далее по тексту – Стратегия) дано следующее её определение:

"Антинаркотическая деятельность – деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов РФ, антинаркотических комиссий в субъектах РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной антинаркотической политики" (далее по тексту – ГАП).

Недостатком данного определения является его отсылочный характер, и узкое отождествление АНД общества, в которой кроме отмеченных государственных органов участвуют политические партии, общественные организации, специалисты, журналисты, священники, родители, только с государственной антинаркотической политикой [13, с. 8]. Этот недостаток существенен ещё и потому, что ГАП в РФ всё ещё находится на стадии становления и, судя по Стратегии, пока даже не имеет чёткой антинаркотической идеологии.

Основные проблемы АНД в РФ и пути их решения

Большинство проблем, рассматриваемых нами, обусловлены тем, что в России "основная проблема противодействия наркотизму заключается в том, что его осуществляют в основном только правоохранительные органы, хотя должны – все государственные" [7, с. 87]. Для удобства исследования все проблемы АНД разделим на группы.

1. Проблемы, касающиеся Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 23 ноября 2020 г. № 733.

1.1. Проблемы происхождения документа:

• отсутствие детальной проработки документа как заявленного политического плана подавления наркопреступности и других форм наркореальности;

• отсутствие единства научной мысли и практики, развитию АНД на основе передового отечественного опыта, накопленного в регионах и городах (муниципальных образованиях) России.

1.2. Проблемы содержания документа:

• Ошибочная структура документа, не отражающая уровни АНД в РФ: федеральный, региональный, муниципальный (городской).

• Не выделяется муниципальный уровень в качестве основного и решающего ресурса и территории, на которой наркоситуация неизбежно должна демонстрировать динамику уменьшения количества наркоманов и числа наркопреступлений.

• Ошибочно определено понятие государственной антинаркотической политики – нет понимания сущности антинаркотической политики, есть её подмена механической совокупностью уголовной и социальной политики. Чтобы понятие "антинаркотическая политика" было логически правильным и целостным, её следует определять как формирование негативного отношения граждан к участникам НОН, контроль запрета потребления наркотиков, их рекламы и пропаганды, неотвратимость наказания за нарушение этого запрета и применение к нарушителям административных санкций, жесткость и интенсивность которых достаточны для уменьшения давления наркосреды на молодёжь [5, с. 160].

• Незаконное потребление наркотиков ошибочно выделено из незаконного оборота наркотиков, как нечто малозначительное и с ним непосредственно не связанное. Поэтому теория борьбы с НОН в Стратегии не видит разницы между прямым запретом потребления наркотиков и косвенным запретом их потребления, т.е. запретом их оборота, что на практике ведёт к отсутствию деления НОН на административно-наказуемый и уголовно-наказуемый и не использованию первого в качестве эффективнейшего инструмента предупреждения наркопреступности и её снижения [5, с. 161-162].

• Отсутствует понятие "предупреждение наркопреступности" и разъяснение того факта, что оно не тождественно понятию "профилактика наркомании", что ведет к тому, что в практической деятельности полиции отсутствует важнейшее направление – предупреждение наркопреступности.

• Понятие "профилактика наркомании" ошибочно определено как перечень различных мероприятий, а не как достижение её целей. В результате на практике имеют место её имитация и нецелевые траты финансовых средств. С точки зрения антинаркотических сил, профилактика наркомании – это деятельность государства и общества, направленная, во-первых, на недопущение первой пробы наркотиков, во-вторых, на раннее выявление лиц с опытом потребления наркотиков и удержание их от формирования наркомании и, в-третьих, на удержание лиц с диагнозом "наркомания" в устойчивой ремиссии.

2. Проблемы Антинаркотической комиссии (АНК) субъекта РФ.

2.1. Проблема формальности антинаркотического регионального управления. Сегодня в большинстве региональных правительств РФ имеется должность "по обеспечению деятельности Антинаркотической комиссии", однако в при этом отсутствуют специалисты, которые ежедневно должны заниматься АНД, т.е. контролировать объективные показатели достижения целей антинаркотической политики в городах и муниципальных образованиях региона и содействовать разработке и реализации антинаркотических проектов [5, с. 144-147]. Ценный опыт мэрий Екатеринбурга, Перми и Ставрополя, создавших отделы по координации АНД, но вынужденных через несколько лет их расформировать из-за отсутствия юридических полномочий, не оценён и на региональный уровень не перенесён [5, с. 302-303].

2.2. Отсутствие объективного контроля субъектом федерации достижения целей ГАП входящими в его состав административно-территориальными единицами.

2.3. Нет приоритетов профилактики наркомании перед её лечением и административного предупреждения наркопреступности перед её уголовно-правовым пресечением.

Решение этих важнейших с точки зрения эффективности АНД проблем лежит в административной плоскости. В субъектах РФ сотрудники аппаратов губернаторов, отвечающие за "обеспечение деятельности АНК", должны перейти к работе по должностной инструкции, которая потребует от них ответственности, прежде всего, за состояние и тенденции в наркоситуации региона, а уже потом "обеспечения деятельности АНК".

3. Проблемы Общественных советов и общественного контроля за АНД.

3.1. Невыполнение функции общественного контроля за деятельностью наркополици из-за отсутствия в положениях об общественных советах данной функции и избегание публичного и непредвзятого обсуждения результатов работы ведомства.

3.2. Отсутствие продуктивной дискуссии по сложным вопросам антинаркотической политики.

Выводы и рекомендации

Мы рассмотрели множество взаимосвязанных проблем АНД, от решения которых напрямую зависит эффективность противодействия наркопреступности. Чтобы наше государство на этом пути не потерпело поражения, необходимы новый подход, специалисты в криминологической экспертизе и оценке, как документов, регламентирующих эту антикриминальную деятельность, так и органов, осуществляющих её.

Нужно прийти к пониманию необходимости создания нового научного направления в отечественной криминологии – криминологии антинаркотической деятельности. Оно может стать востребованным и быстро развивающимся, будет исследовать: специфику и эффективность реагирования государств, входящих в различные современные локальные цивилизации [3,с.105], на молодёжный наркотизм; субкультуры, допускающие наркотизирующие практики; наркомании; рынки наркотиков; организации, борющиеся за легализацию марихуаны или других наркотиков; информационные каналы, продвигающие потребление наркотиков, и другие пронаркотические силы.

Специалисты, подготовленные в области криминологии АНД, смогут научно обосновать необходимость построения АНД на основе принципа экономии уголовной репрессии, предложат минимизировать наркопреступность с помощью современных технологий моделирования поведения и воздействия на людей, вовлечённых в наркотизм, совершающих административно-наказуемые деяния, а также на осуждённых участников НОН.

Имитация антинаркотической политики должна быть заменена эффективной, имеющей в своём основании криминологическую теорию антинаркотической деятельности.

Список литературы

1. Взять под контроль: на пути к эффективной наркополитике. Официальный сайт Управления ООН по наркотикам и преступности. URL: http://www.unodc.org/documents/ungass2016//Contributions/Civil/Global_Commission_o n_drug_policy/4-Russian.pdf (дата обращения: 01.12.2014).

2. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". СПб.: Издательский Дом "Альфа-Пресс", 2013.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Эпоха столкновения цивилизаций. М., Алгоритм. 2014.

4. Данилов А.П. Наркобизнес как звено глобальной финансово-банковской системы // Сайт "Crimpravo.ru". URL: http://www.crimpravo.ru/blog/3447.html (дата обращения: 28.11.2014).

5. Зазулин Г.В. Антинаркотическая политика в России: проблемы становления (2000–2013 годы). СПб.: Издательство "Юридический центр-Пресс", 2013.

6. Зазулин Г.В., Ли М.М. Наркоситуация и конфликтогенный потенциал наркореальности в России // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г.

7. Майоров А.А., Малинин В.Б. Наркотики: преступность и преступления. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2002.

8. Мацкевич И.М., Нечевин Д.К., Поляков М.М. Правовые и организационные антикоррупционные элементы административной ответственности за незаконный оборот наркотиков. М.: Проспект, 2012.

9. Почти 6 % россиян более-менее регулярно употребляют психоактивные вещества // Официальный сайт ФСКН РФ. URL: http://fskn.gov.ru/includes/periodics/review/2013/0930/163126471/detail.shtml (дата обращения: 05.11.2014).

10. Прокопенко Д.А. Структурный конфликт в организации (на примере ФСКН России), выпускная квалификационная работа, философский факультет СпбГУ. URL: http://www.ecad.ru/mn-nk1_63.html (дата обращения: 28.11.2014).

11. Прощенко А.Г. Субъектами округа принимаются активные меры // Стратегия совместной деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Под общ. Ред. Председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Л.П. Богданова. Правительство Санкт-Петербурга. СПб., 2011.

12. Резонов И.Г. Организованная профилактика против организованной преступности. URL: http://www.ecad.ru/towns/peterburg/g-pit_22.html (дата обращения: 20.11.2014).

13. Фролова Н., Целинский Б., Зазулин Г., Галанкин Л. Теория, практика и методы антинаркотической деятельности в современной России. М.: Орбита-М, 2014.

14. Шестаков Д.А. Планетарная олигархическая преступная деятельность // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. № 2 (25). С. 12–22.

15. Шестаков Д.А. Постлиберальная криминология о "торговле людьми" // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. № 3. С. 14–22.

16. Шестаков Д.А. Почему бы не ликвидировать наркобизнес? Теоретико-криминологический подход // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2010. № 1. С. 30–34.

Зазулин Георгий Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры конфликтологии Института философии СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия)

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования