Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 год

11 марта 2022

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 год
(PDF)

2021 год был омрачен продолжающейся пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), которая тяжело отражалась на мировом сообществе, доставляя огромные страдания людям, усиливая нагрузку на системы здравоохранения и замедляя процесс достижения целей в области устойчивого развития. Ее последствия ощутила на себе и система международной торговли контролируемыми веществами для медицинских, научных и промышленных целей, для которой пандемия и меры по сдерживанию распространения вируса явились проверкой на прочность. Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) продолжает вместе с государствами-членами и международными организациями работать над достижением целей конвенций о международном контроле над наркотиками. Комитет уделяет особое внимание всем направлениям деятельности, успехи в которых могут способствовать прогрессу в достижении целей в области устойчивого развития, особенно цели 3, касающейся здоровья и благополучия, и цели 16, касающейся мира, правосудия и эффективных институтов.

Государственные средства, предназначенные для решения задач развития и безопасности, уносятся незаконными финансовыми потоками. Тематическая глава настоящего ежегодного доклада посвящена незаконным финансовым потокам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, и их влиянию на развитие и безопасность. Опасность этого явления еще больше усугубляется усилением глобализации в том, что касается движения капитала, финансовых инноваций и новых технологий. Незаконные финансовые потоки порождаются незаконным оборотом наркотиков, но также способствуют ему. Поэтому проблема незаконных финансовых потоков должна решаться в рамках сбалансированных и эмпирически обоснованных усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

В ходе своей 131-й сессии в мае 2021 года Комитет провел консультации с представителями гражданского общества, на которых были рассмотрены вопросы, освещаемые в тематической главе. В этой главе на конкретных примерах раскрывается проблема незаконных финансовых потоков, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и анализируется влияние таких финансовых потоков на развитие, политическую, экономическую и социальную стабильность и безопасность. В главе представлен обзор национальных мер по борьбе с незаконными финансовыми потоками и описаны предпринимаемые в этой области международные усилия, а также перечислены ключевые документы Организации Объединенных Наций, устанавливающие правовые обязательства государств по решению этой проблемы. С быстрым распространением новых финансовых услуг, основанных на передовых информационно-коммуникационных технологиях, экспоненциально возрастает и угроза появления незаконных финансовых потоков. Ответом МККН на этот вызов является осуществление его Глобальной программы оперативного пресечения незаконного оборота опасных веществ (ГРИДС). Созданы механизмы взаимодействия между правительствами и их партнерами из частного сектора, представляющими сферу финансовых услуг, для выявления и предотвращения формирования незаконных финансовых потоков, связанных с изготовлением опасных веществ, в том числе немедицинских синтетических опиоидов, новых психоактивных веществ и их прекурсоров, и торговлей ими.

Международному сообществу надлежит дать решительный ответ на этот вызов, приняв на основе принципа совместной ответственности меры по предотвращению, обнаружению и блокированию незаконных финансовых потоков и изъятию находящихся в них средств. В настоящем докладе сформулированы рекомендации на этот счет, которые правительствам предлагается рассмотреть. Выполнение этих рекомендаций позволит направить средства, полученные в результате возвращения активов и конфискации имущества, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на текущую деятельность по преодолению пагубных последствий незаконного оборота наркотиков для общества. Особо отмечается необходимость iv повышения качества лечебно-профилактических и реабилитационных услуг наркологического профиля и расширения охвата этими услугами, поскольку возвращенные доходы могут быть направлены на поддержку экономических и социальных систем для профилактики употребления наркотиков и реабилитации наркопотребителей.

В главе II настоящего доклада дан обзор функционирования системы международного контроля над наркотиками и осуществления трех договоров о контроле над наркотиками. Особое внимание в этой главе уделяется сотрудничеству Комитета с государствами-членами и вопросу наличия находящихся под международным контролем веществ для использования в медицинских и научных целях. Подчеркиваются существующие между странами различия в обеспеченности лекарствами, содержащими наркотические вещества, и отмечается настоятельная необходимость улучшить ситуацию с опиоидными анальгетиками в странах, сообщающих о недостаточном уровне их потребления. МККН призывает разрабатывать целенаправленную, просвещенную государственную политику при поддержке гражданского общества, фармацевтической отрасли и международного сообщества.

Программа "МККН-Обучение" укрепляет потенциал компетентных национальных органов в том, что касается улучшения ситуации с наличием контролируемых веществ для использования в законных целях при предотвращении их утечки в незаконные каналы. Мы призываем правительства участвовать в мероприятиях программы "МККН-Обучение" и поддерживать ее работу. Мы также призываем правительства пользоваться системой I2ES, дающей выигрыш в эффективности, обеспечивая быстрый и защищенный обмен электронными разрешениями на ввоз и вывоз.

В главе III рассматриваются новые и важные глобальные проблемы. По случаю Всемирного дня гуманитарной помощи 2021 года МККН опубликовал руководство по обеспечению своевременных поставок контролируемых веществ в чрезвычайных ситуациях, в подготовке которого участвовали государства-члены, гуманитарные учреждения и соответствующие международные организации. Вместе со Всемирной организацией здравоохранения и Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Комитет выпустил совместное заявление о доступе к лекарственным средствам, содержащим контролируемые вещества, во время чрезвычайных ситуаций. Мы отмечаем значительный рост потребности в качественной основной медицинской помощи в условиях гуманитарных кризисов, обусловленный пандемией и увеличением числа чрезвычайных ситуаций, вызываемых изменением климата и вооруженными конфликтами. Ряд контролируемых на международном уровне веществ играют важнейшую роль в паллиативном лечении, обезболивании, хирургической помощи и анестезии и в лечении некоторых психических и неврологических расстройств, а также в лечении пациентов отделений интенсивной терапии с COVID-19. Поэтому мы призываем правительства предусмотреть в национальном законодательстве гибкий подход к вопросам ввоза и вывоза контролируемых веществ в чрезвычайных ситуациях при соблюдении конкретных условий и при наличии надлежащим образом подготовленного соответствующего персонала.

В докладе рассматриваются также важные различия между терминами "легализация", "декриминализация" и "депенализация". Конвенции о контроле над наркотиками предоставляют государствам гибкость в определении мер в отношении действий, связанных с наркотиками, в зависимости от серьезности последствий этих действий и индивидуальных обстоятельств, в том числе предусматривая альтернативы осуждению и наказанию, такие как лечение и реабилитация. Вместе с тем Комитет отмечает, что между терминами "декриминализация" и "депенализация" следует проводить различие и что эти термины не синонимичны термину "легализация", который часто используется применительно к противоречащему конвенциям регулированию и коммерциализации контролируемых на международном уровне веществ для целей, не имеющих отношения к медицине и науке. К числу главных признаков, отличающих сбалансированную наркополитику, относится то, какое место в ней занимают принципы соразмерности и уважения прав человека. v Еще одним важнейшим вопросом является растущая роль социальных сетей в пропаганде употребления наркотиков в немедицинских целях, особенно среди молодежи. В докладе освещаются возможности использования социальных сетей с их охватом и влиянием для пропаганды здорового поведения в молодежной среде и отмечается, что национальным властям следует рассмотреть возможность увеличить объем ресурсов и количество времени, выделяемые на нейтрализацию негативных последствий распространения наркопропаганды в социальных сетях.

В докладе освещается также проблема изготовления и распространения аналогов фентанила, которые по-прежнему обусловливают рост числа смертей от передозировки в некоторых странах, и отмечается, что правительствам следует уделять больше внимания мониторингу этих веществ и проверкам на их наличие. В рамках своей Программы ГРИДС и инициативы по развитию государственно-частного партнерства МККН взаимодействует с правительствами в вопросе привлечения партнеров из частного сектора к работе по предотвращению использования законной промышленности для незаконного оборота опасных веществ. Правительствам рекомендуется пользоваться подготовленным МККН перечнем родственных фентанилу веществ, не имеющих законного применения, и использовать онлайн-платформу Информационно-коммуникационной системы проекта ИОН (ИОНИКС) для информирования о случаях, связанных с подозрительными поставками. Кроме того, для предотвращения утечки и незаконного оборота не включенных в списки прекурсоров, в том числе прекурсоров фентанила, правительства могут воспользоваться такими инструментами МККН, как перечень подлежащих особому надзору веществ и Система сообщений о случаях, связанных с прекурсорами (PICS).

В последнее время обеспокоенность стало вызывать непрекращающееся распространение неконтролируемых химических веществ и дизайнерских прекурсоров, используемых при незаконном изготовлении наркотиков, и Комитет выступает за принятие конкретных мер на глобальном уровне для решения этой проблемы. Подробно эта проблема и возможные пути ее решения рассматриваются в нашем докладе о прекурсорах за 2021 год.

Я рада представить ежегодный доклад Комитета за 2021 год. Настоятельно призываю правительства изучить и выполнить рекомендации, содержащиеся в главе IV доклада, которые направлены на улучшение осуществления конвенций о контроле над наркотиками, в том числе в части обеспечения наличия контролируемых веществ для законных целей. Чрезвычайно важно, чтобы возникающие проблемы контроля над наркотиками решались в рамках наркополитики, опирающейся на фактические данные и нормы в области прав человека. Кроме того, я хотела бы отметить важную работу, проводимую гражданским обществом для достижения целей международных договоров, в частности на местах, и выражаю надежду на продолжение сотрудничества, в частности с возобновлением страновых миссий МККН. Комитет будет и далее оказывать государствам-членам поддержку в выполнении договоров и достижении целей в области устойчивого развития по мере преодоления мировым сообществом разрушительных последствий пандемии.

Джагджит Павадиа
Председатель Международнго комитета по контролю над наркотиками

Доклады Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) МККН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования