Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 год Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2021 год (PDF) 2021 год был омрачен продолжающейся пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19), которая тяжело отражалась на мировом сообществе, доставляя огромные страдания людям, усиливая нагрузку на системы здравоохранения и замедляя процесс достижения целей в области устойчивого развития. Ее последствия ощутила на себе и система международной торговли контролируемыми веществами для медицинских, научных и промышленных целей, для которой пандемия и меры по сдерживанию распространения вируса явились проверкой на прочность. Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) продолжает вместе с государствами-членами и международными организациями работать над достижением целей конвенций о международном контроле над наркотиками. Комитет уделяет особое внимание всем направлениям деятельности, успехи в которых могут способствовать прогрессу в достижении целей в области устойчивого развития, особенно цели 3, касающейся здоровья и благополучия, и цели 16, касающейся мира, правосудия и эффективных институтов. Государственные средства, предназначенные для решения задач развития и безопасности, уносятся незаконными финансовыми потоками. Тематическая глава настоящего ежегодного доклада посвящена незаконным финансовым потокам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, и их влиянию на развитие и безопасность. Опасность этого явления еще больше усугубляется усилением глобализации в том, что касается движения капитала, финансовых инноваций и новых технологий. Незаконные финансовые потоки порождаются незаконным оборотом наркотиков, но также способствуют ему. Поэтому проблема незаконных финансовых потоков должна решаться в рамках сбалансированных и эмпирически обоснованных усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В ходе своей 131-й сессии в мае 2021 года Комитет провел консультации с представителями гражданского общества, на которых были рассмотрены вопросы, освещаемые в тематической главе. В этой главе на конкретных примерах раскрывается проблема незаконных финансовых потоков, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и анализируется влияние таких финансовых потоков на развитие, политическую, экономическую и социальную стабильность и безопасность. В главе представлен обзор национальных мер по борьбе с незаконными финансовыми потоками и описаны предпринимаемые в этой области международные усилия, а также перечислены ключевые документы Организации Объединенных Наций, устанавливающие правовые обязательства государств по решению этой проблемы. С быстрым распространением новых финансовых услуг, основанных на передовых информационно-коммуникационных технологиях, экспоненциально возрастает и угроза появления незаконных финансовых потоков. Ответом МККН на этот вызов является осуществление его Глобальной программы оперативного пресечения незаконного оборота опасных веществ (ГРИДС). Созданы механизмы взаимодействия между правительствами и их партнерами из частного сектора, представляющими сферу финансовых услуг, для выявления и предотвращения формирования незаконных финансовых потоков, связанных с изготовлением опасных веществ, в том числе немедицинских синтетических опиоидов, новых психоактивных веществ и их прекурсоров, и торговлей ими. Международному сообществу надлежит дать решительный ответ на этот вызов, приняв на основе принципа совместной ответственности меры по предотвращению, обнаружению и блокированию незаконных финансовых потоков и изъятию находящихся в них средств. В настоящем докладе сформулированы рекомендации на этот счет, которые правительствам предлагается рассмотреть. Выполнение этих рекомендаций позволит направить средства, полученные в результате возвращения активов и конфискации имущества, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на текущую деятельность по преодолению пагубных последствий незаконного оборота наркотиков для общества. Особо отмечается необходимость iv повышения качества лечебно-профилактических и реабилитационных услуг наркологического профиля и расширения охвата этими услугами, поскольку возвращенные доходы могут быть направлены на поддержку экономических и социальных систем для профилактики употребления наркотиков и реабилитации наркопотребителей. В главе II настоящего доклада дан обзор функционирования системы международного контроля над наркотиками и осуществления трех договоров о контроле над наркотиками. Особое внимание в этой главе уделяется сотрудничеству Комитета с государствами-членами и вопросу наличия находящихся под международным контролем веществ для использования в медицинских и научных целях. Подчеркиваются существующие между странами различия в обеспеченности лекарствами, содержащими наркотические вещества, и отмечается настоятельная необходимость улучшить ситуацию с опиоидными анальгетиками в странах, сообщающих о недостаточном уровне их потребления. МККН призывает разрабатывать целенаправленную, просвещенную государственную политику при поддержке гражданского общества, фармацевтической отрасли и международного сообщества. Программа "МККН-Обучение" укрепляет потенциал компетентных национальных органов в том, что касается улучшения ситуации с наличием контролируемых веществ для использования в законных целях при предотвращении их утечки в незаконные каналы. Мы призываем правительства участвовать в мероприятиях программы "МККН-Обучение" и поддерживать ее работу. Мы также призываем правительства пользоваться системой I2ES, дающей выигрыш в эффективности, обеспечивая быстрый и защищенный обмен электронными разрешениями на ввоз и вывоз. В главе III рассматриваются новые и важные глобальные проблемы. По случаю Всемирного дня гуманитарной помощи 2021 года МККН опубликовал руководство по обеспечению своевременных поставок контролируемых веществ в чрезвычайных ситуациях, в подготовке которого участвовали государства-члены, гуманитарные учреждения и соответствующие международные организации. Вместе со Всемирной организацией здравоохранения и Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Комитет выпустил совместное заявление о доступе к лекарственным средствам, содержащим контролируемые вещества, во время чрезвычайных ситуаций. Мы отмечаем значительный рост потребности в качественной основной медицинской помощи в условиях гуманитарных кризисов, обусловленный пандемией и увеличением числа чрезвычайных ситуаций, вызываемых изменением климата и вооруженными конфликтами. Ряд контролируемых на международном уровне веществ играют важнейшую роль в паллиативном лечении, обезболивании, хирургической помощи и анестезии и в лечении некоторых психических и неврологических расстройств, а также в лечении пациентов отделений интенсивной терапии с COVID-19. Поэтому мы призываем правительства предусмотреть в национальном законодательстве гибкий подход к вопросам ввоза и вывоза контролируемых веществ в чрезвычайных ситуациях при соблюдении конкретных условий и при наличии надлежащим образом подготовленного соответствующего персонала. В докладе рассматриваются также важные различия между терминами "легализация", "декриминализация" и "депенализация". Конвенции о контроле над наркотиками предоставляют государствам гибкость в определении мер в отношении действий, связанных с наркотиками, в зависимости от серьезности последствий этих действий и индивидуальных обстоятельств, в том числе предусматривая альтернативы осуждению и наказанию, такие как лечение и реабилитация. Вместе с тем Комитет отмечает, что между терминами "декриминализация" и "депенализация" следует проводить различие и что эти термины не синонимичны термину "легализация", который часто используется применительно к противоречащему конвенциям регулированию и коммерциализации контролируемых на международном уровне веществ для целей, не имеющих отношения к медицине и науке. К числу главных признаков, отличающих сбалансированную наркополитику, относится то, какое место в ней занимают принципы соразмерности и уважения прав человека. v Еще одним важнейшим вопросом является растущая роль социальных сетей в пропаганде употребления наркотиков в немедицинских целях, особенно среди молодежи. В докладе освещаются возможности использования социальных сетей с их охватом и влиянием для пропаганды здорового поведения в молодежной среде и отмечается, что национальным властям следует рассмотреть возможность увеличить объем ресурсов и количество времени, выделяемые на нейтрализацию негативных последствий распространения наркопропаганды в социальных сетях. В докладе освещается также проблема изготовления и распространения аналогов фентанила, которые по-прежнему обусловливают рост числа смертей от передозировки в некоторых странах, и отмечается, что правительствам следует уделять больше внимания мониторингу этих веществ и проверкам на их наличие. В рамках своей Программы ГРИДС и инициативы по развитию государственно-частного партнерства МККН взаимодействует с правительствами в вопросе привлечения партнеров из частного сектора к работе по предотвращению использования законной промышленности для незаконного оборота опасных веществ. Правительствам рекомендуется пользоваться подготовленным МККН перечнем родственных фентанилу веществ, не имеющих законного применения, и использовать онлайн-платформу Информационно-коммуникационной системы проекта ИОН (ИОНИКС) для информирования о случаях, связанных с подозрительными поставками. Кроме того, для предотвращения утечки и незаконного оборота не включенных в списки прекурсоров, в том числе прекурсоров фентанила, правительства могут воспользоваться такими инструментами МККН, как перечень подлежащих особому надзору веществ и Система сообщений о случаях, связанных с прекурсорами (PICS). В последнее время обеспокоенность стало вызывать непрекращающееся распространение неконтролируемых химических веществ и дизайнерских прекурсоров, используемых при незаконном изготовлении наркотиков, и Комитет выступает за принятие конкретных мер на глобальном уровне для решения этой проблемы. Подробно эта проблема и возможные пути ее решения рассматриваются в нашем докладе о прекурсорах за 2021 год. Я рада представить ежегодный доклад Комитета за 2021 год. Настоятельно призываю правительства изучить и выполнить рекомендации, содержащиеся в главе IV доклада, которые направлены на улучшение осуществления конвенций о контроле над наркотиками, в том числе в части обеспечения наличия контролируемых веществ для законных целей. Чрезвычайно важно, чтобы возникающие проблемы контроля над наркотиками решались в рамках наркополитики, опирающейся на фактические данные и нормы в области прав человека. Кроме того, я хотела бы отметить важную работу, проводимую гражданским обществом для достижения целей международных договоров, в частности на местах, и выражаю надежду на продолжение сотрудничества, в частности с возобновлением страновых миссий МККН. Комитет будет и далее оказывать государствам-членам поддержку в выполнении договоров и достижении целей в области устойчивого развития по мере преодоления мировым сообществом разрушительных последствий пандемии. Джагджит Павадиа |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|